Урок метапредметный физкультуры и истории для 5 классов «История Олимпийских игр»
Улусная научно–практическая конференция
«Урок как педагогический феномен»
МКУ «Амгинское РУО»
МБОУ «Сатагайская средняя общеобразовательная школа»
Урок физкультуры
в 5 классе.
Тема: История Олимпийских игр.
Разработал: учитель
физкультуры Артур Васильевич Иванов
Сатагай
Актуальность темы: возросший интерес к предстоящим Олимпийским играм 2014 года в Сочи, изучение культуры древней Греции. На уроках учащиеся получают основные умения и навыки, универсальные способы деятельности и участие в коллективно-творческом деле. Данная методическая разработка может быть полезна учителям образовательных учреждений. Урок отвечает требованиям программы составленной на основе Федерального Государственного стандарта истории и физкультуры. Метапредметные уроки мы практикуем два года, по 3- 4 урока в год. Такие уроки дают обучающимся выход за пределы узко предметного знания, закрепляют знания учащихся по предмету за счет параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук. В работе мы использовали Электронное издание “Всеобщая история” 5 класс. “Кордис & медиа”, Твой олимпийский учебник, Родиченко В.С. М. : 2006 г., Образовательный журнал – сборник. Тьютор Якутии, // №1, 2011 г. которые позволяют получить обучающимся глубокие и прочные знания основных событий, фактов и причины создания Олимпийских игр, на уроках мы используем методы информационно – коммуникативную, рефлексии, и т.д.
Умения, навыки и способы деятельности:
- умения различать факты, понятия, гипотезы и доказательства;
- умения вступать в речевое общение, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;
- умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, определять причины возникших трудностей и путей их устранения, при написании сообщений;
- умение аналитического мышления;
- умение высказывать оценочные суждения, подтверждать их фактами;
- уметь работать с тестовыми задачами для повторения и закрепления пройденного материала;
Серия уроков «Греческая культура» разделена на 2 урока:
1.История Олимпийских игр.
2.Малые Олимпийские игры.
2. Методическое обоснование тем урока:
2.1. Ступень общего образования: Ступень основного общего образования
2.2. Курс истории и физкультуры: История Древнего мира, физкультура
2.2. Класс:5.
2.3. Тип урока: Нестандартный урок.
2.4. Место в учебной программе (тематическом блоке): Урок изучения и систематизации знаний.
2.5. Связь с обязательным минимумом содержания образования: Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Одобрено Министерством образования и науки РФ и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010 г.), учебник Ф.А. Михайловский, история Древнего мира. М.; 2006 г.
Программа физкультуры составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. М.; 2007 г.
3. Развернутая целевая установка урока:
Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока:
Цели урока:
Образовательные:
- раскрыть понятия Олимпийских игр;
Развивающие:
- развитие умения обобщать и систематизировать полученные знания;
Воспитательные:
- воспитание уважения обычаям и традициям других народов;
Задачи:
- изучить процесс развития культуры в древней Греции и всемирного олимпийского движения;
- освоение знаний о физической культуре, ее связи с историей;
- выяснить предпосылки развития культуры древней Греции;
- показать примерами, чем отличаются Древнегреческие Олимпийские игры с современными Олимпийскими играми;
привлечение каждого учащегося к участию в коллективном деле;
4.Использованная литература:
1. Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «История Древнего мира». 5 класс. М. : Баласс, 2010 г.
2.Михайловский Ф.А. История Древнего мира 5 класс. М.:2006 г.
3. Родиченко В.С. Твой олимпийский учебник. М.: 2006 г.
4. Электронное издание “Всеобщая история” 5 класс. “Кордис & медиа”
5. Образовательный журнал – сборник. Тьютор Якутии, // №1, 2011 г.
5.Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютеры, слайды «Греческая культура», раздаточный материал (карточки, карта Греции).
6.План урока:
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений и способов деятельности. 4 мин.
2. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. 30 мин
3. Физкультурная минутка. 3 мин
4. Формулирование выводов по изученному материалу. Оценка результатов урока. 6 мин
5. Домашнее задание. Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для следующего урока. 2 мин
Основные понятия, термины: олимпийские игры, ипподром, олимпионики, панкратион, экехирия, пентатлон, Пьер де Кубертен.
8. Опережающее задание: Сделать шесть карточек, в которых с одной стороны - вопросы к термину, к дате или понятию, с другой – ответы по теме «Архитекторы, скульпторы, поэты Греции». Выборочно раздать темы сообщений и готовые слайды по темам:
1. «Международные игры «Дети Азии» – как подготовка к олимпийским играм».
2.«Олимпийские чемпионы Земли Олонхо».
3.«Виды Олимпийских игр».
4.«Пьер де Кубертен – отец современных Олимпийских игр».
5.«Олимпийское движение – принципы традиции и правила».
Примерная литература для выполнения сообщения: Родиченко В.С. Твой олимпийский учебник. М.: 2006 г.; материалы из интернета; Ионина Н.М. Энциклопедия для школьников / сост. М. :2007.; Евтухов И.О. Материалы по истории Древнего мира. М. : 2004г.
9. Место проведения урока: компьютерный класс.
Ход урока | Методы и средства обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. | 1.Создание психологически комфортной атмосферы, для урока. Проверка домашнего задания, направленного на повторение пройденной темы урока. Организация фронтальной, парной формы работы в виде игры. Использование наглядных средств обучения. Учитель готов оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства. Игровая технология. Сообщение обучающимся цели предстоящей работы, помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности. Метод рефлексии. | 1.Приветствие учителя, перекличка. Проверка домашней работы по теме «Архитекторы, скульпторы, поэты Греции» методом игры в карты (должны были принести по шесть карточек, в которых с одной стороны вопросы к термину, к дате или понятию, с другой ответ), если учащиеся не принесли карточки, то у учителя есть запасные. Учитель контролирует игру учащихся, ставит оценки за домашнее задание. Поставить цели и задачи урока. Указать связь сегодняшней темы урока с физкультурой. Учитель истории предлагает свой план проведения урока, обучающимся предлагается внести свою планировку урока. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Отвечают взаимностью к жестам и призывам учителя, выражают готовность к совместной работе. Традиционно по домашней работе, начинают игру по парам, ответивший больше всех на вопросы получает хорошую оценку. Уметь: работать по парам, излагать свои знания, систематизировать свою учебную деятельность в ходе урока. Обучающиеся понимают что от них требуется, и начинают готовиться к уроку.
|
2.Основная часть урока: изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. 3.Физкультурная минутка. Проводит учитель физкультуры 4.Формулирование выводов по изученному материалу.
5.Опережающее задание дает учитель физкультуры. | Фронтальный опрос. Проводится познавательная, информационная деятельность. Использование ИКТ: интерактивная доска (показ слайдов) Выступления обучающихся. Осуществляется познавательная, информационно – коммуникативная деятельность. Контроль результатов первичного запоминания. Исследовательская работа Метод рефлексии. Содействовать развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку. Метод снятия напряжения, разрядка. Закрепление изученного материала с использованием контрольно измерительных материалов по программе Маthcad. Обобщение итогов урока. Оборудования урока: компьютеры для всех обучающихся. Организована регулятивная деятельность. Домашнее задание. | 2.И.С.А: Вопросы учителя: -Что такое Олимп, Олимпийские игры, кто такие атлеты, олимпионики, чем отличаются Древнегреческие Олимпийские игры с современными Олимпийскими играми. Рассказ учителя о мифах и легендах зарождения олимпийских игр, вторичное воскрешение Олимпийских игр благодаря Пьеру де Кубертену, об этих новых понятиях, показ слайдов на интерактивной доске (макет Олимпии, храм Зевса, Пьер де Кубертен, панкратион, пентатлон, атлеты, бегуны, борцы, ипподром, бронзовая статуя победителей, оливковый венок и пальмовая ветвь). Записывают определения основных понятий - ипподром, олимпионики, панкратион, экехирия, пентатлон. Защита сообщений и показ слайдов на темы (по 5 минут): 1. «Международные игры «Дети Азии» – как подготовка к олимпийским играм». 2.«Олимпийские чемпионы Земли Олонхо». 3.«Виды Олимпийских игр». 4.«Пьер де Кубертен – отец современных Олимпийских игр». 5.«Олимпийское движение – принципы традиции и правила». Учитель предлагает обучающимся самим проанализировать и дать оценки выступлениям. В ходе диспута обучающиеся обсуждают допущенные ошибки и корректируют их, выясняют чье сообщение достойно высокой оценки. Учитель дает характеристику всем участникам, хвалит активно участвовавших обучающихся. Зарядка, упражнения: - для глаз, смотреть налево и направо не двигая головой (1 мин). - выпады в стороны и вперёд и назад по 10 раз, 3 подхода. - для пальцев рук, руки держать вперёд и сжимать и разжимать пальцы рук (1 мин). Учитель хвалит обучающихся.
Задания по программе Маthcad: 1.Тестовые задания: 15 вопросов с вариантами ответов (приложения) 2.Задача: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «5 строчек». Правило игры: каждому обучающемуся дается по одному слову – существительное (Олимпийская игра, Пьер де Кубертен, атлет, олимпионик, оливковый венок), которое пишется на первой строчке. На второй строчке нужно написать два прилагательных, которые характеризуют данное слово. На третьей – три глагола. На четвертой - четыре слова: пословицу, поговорку, которые будут отражать характер данного слова. Оценки по баллам выводит программа Маthcad. Вопрос учителя: -На сколько баллов вы оцениваете этот урок? -Какие новые слова и термины мы узнали? - Чему вы научились в ходе урока? - Чем отличаются Древнегреческие Олимпийские игры от современных Олимпийских игр? - Как вы оцениваете свою деятельность? Обоими учителями проводится оценочная деятельность каждого обучающегося. Учитель физкультуры: деление класса на 3 малые группы. Выбор руководителей групп, оборудование к уроку. Первая группа: организует проведение, олимпийских игр: зажечь олимпийский огонь, принять клятву командира, прослушать отрывок из гимна, поднятие флага, опустить флаг, поздравления и награда победителей, погашение Олимпийского огня. Оформление: Олимпийский огонь, текст клятвы командира команды, магнитофон, флаг Олимпийских игр, выбирают ведущего, тексты для поздравлений и награда (медали). Вторая и третья группы: участники олимпийских игр – эмблема, девиз, флаг команды, единая форма. Литература для домашнего задания: Михайловский Ф.А., История Древнего мира 5 класс, Электронное издание “Всеобщая история” 5 класс. “Кордис & медиа”, Родиченко В.С. Твой олимпийский учебник, М. : 2006 г., Ионина Н.М. Энциклопедия для школьников. М. : 2007., интернет ресурсы. | Уметь: высказывать оценочные суждения, подтверждать их фактами, выяснять предпосылки развития Олимпийских игр в Древней Греции. Обучающиеся сосредоточены, работоспособны, развивают зрительную память. Знать: цели и задачи Олимпийских игр, происхождение и виды Олимпийских игр. Уметь: сравнивать и анализировать свои сообщения; работать с интерактивной доской; быть объективными; вступать в диспуты; выражать собственные позиции, формулировать проблемы, предлагать пути их решения; Уметь: передавать содержание текста сообщения в сжатом или развернутом виде в соответствии с выданным количеством времени; обобщение и систематизация полученных знаний; Развитие: самостоятельной работы обучающихся; монологической речи. Каждый обучающийся получает отзывы, оценки о своих усилиях. Уметь: выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств, с учётом состояния здоровья; проводить самостоятельные занятия по формированию коррекций осанки, совершенствование техники движений. Уметь: работать с компьютером; аналитически мыслить; повторить и закрепить пройденный учебный материал. Каждый обучающийся получил отзыв, оценки о своих усилиях. Уметь: систематизировать и обобщать итоги урока; высказывать оценочные суждения, подтверждать их фактами, самоанализ своей деятельности. Уметь: использовать различные источники информации; самостоятельно находить нужную информацию; готовится к Малым Олимпийским играм; самостоятельно планировать свою деятельность; |
Самоанализ урока:
Цель урока способствует формированию предметных и метапредметных результатов. Урок построен в соответствии с программными требованиями уроков истории и физкультуры. Для достижения цели урока были использованы различные методы: познавательная, информационно – коммуникативная деятельность, контроль результатов первичного запоминания, исследовательская работа (защита сообщений), метод рефлексии, метод снятия напряжения, разрядка (физкультурная минутка), закрепление изученного материала с использованием контрольно измерительных материалов по программе Маthcad. (метод теста и задачи) и организована регулятивная деятельность обучающихся. Результаты работы самые позитивные.
Поставленные задачи урока были реализованы. Организована познавательная деятельность. Применены новые интересные формы организации урока, действия учителя понятны. Эффективно использована наглядность и ИКТ – ресурсы по программе Маthcad. Организованы контроль знаний, умений и способов деятельности: умения различать факты, понятия, гипотезы и доказательства; умения вступать в речевое общение, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, определять причины возникших трудностей и путей их устранения, при написании сообщений; умение аналитического мышления при работе с программой Mathcad; уметь работать с тестовыми задачами для повторения и закрепления пройденного материала.