Внеклассное мероприятие на тему «Урок мужества» (1–4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. СТАРОСЕЛЬЕ УНЕЧСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«УРОК МУЖЕСТВА»
РАЗРАБОТАЛ:
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
УКРАИНЦЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ.
Урок Мужества в школьном музее для учащихся 1-5 классов.
Цели урока: на примере мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны внести вклад в патриотическое воспитание школьников, показать нравственный подвиг народа, привести примеры преданности Родине и героизма детей и молодёжи нашего края.
Вводное слово учителя.
Добрый день. Сегодня, в начале учебного года, мы по традиции первый урок проводим в нашем музее. Урок этот необычный, потому что это урок Мужества. Оказывается можно учиться не только математике, русскому языку, но и мужеству.
В этом учебном году мы отметим ряд важных дат в нашей истории. Это 72 годовщина освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, день освобождения нашего района, а 9 мая 2018 года исполнится 73 года со дня Великой Победы. За каждой из этих дат годы ожидания победы, реки пролитой крови и пота. Давайте же вспомним, как всё это было.
Шёл июнь 1941 года. Было жаркое лето. В школах страны прошли выпускные вечера. Бывшие школьники мечтали о взрослой жизни, о поступлении в училища и институты. Но их мечтам не суждено было сбыться. В утреннем небе 22 июня раздался гул самолётов. Так началась война.
Стихотворение о начале войны. (ученик 1)
22 июня. ( автор Д.Попов)
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Слово учителя:
Немецко-фашистские войска вероломно нарушив границу, вторглись на территорию нашей Родины. Враг был хорошо подготовлен и поэтому быстро продвигался по территории нашей страны, захватывая города и сёла.
Весь народ встал на защиту Отечества, поэтому ту войну назвали Великая Отечественная.
Многие жители нашего села уходили на фронт сражаться с врагом. К сожалению многие из них погибли. В 1941 -1945 годах на фронт ушли более 500 человек, погибли -277 человек. Их имена увековечены на стенде «Ничто не забыто, никто не забыт» (показ).
- Ребята, а где мы ещё можем увидеть имена и фамилии погибших земляков?
(На мраморных табличках у памятника возле школы и в «Книге памяти»-показ)
На стендах под стеклом вы можете увидеть фотографии погибших односельчан, среди которых возможное есть и ваши родственники. С надеждой ждали дома весточку с фронта жёны и дети фронтовиков, но иногда приходили трагические известия. Вот письмо-извещение о смерти бойца. Такие письма называли «похоронки». Я зачитаю вам её текст (чтение письма).
Стихотворение В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов…» (ученик 2)
На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
Слово учителя:
Несмотря на мужество защитников Родины, враг продвигался дальше и дальше и 16-17 августа 1941 года немецкие войска вошли на территорию нашего района. 2 года фашисты зверствовали на нашей земле: расстреливали мирных граждан, сжигали дома, угоняли людей в рабство в Германию. Но советский народ мужественно сопротивлялся. Повсеместно стали создаваться партизанские отряды. В них вступали не только мужчины, но и женщины и дети. Фашисты старались запугать граждан, но у них это не получилось. (листовка фашистов, обращение к партизанам)
Рассказ о действиях партизан в родном крае с показом материалов музея на стендах.
Рассказ о детях-героях.
Рассмотрение картины боя.
- Ребята, а вы можете определить, где на картине партизаны, а где фашисты?
Рядом с картиной есть много экспонатов, найденных на местах боёв: это каски советских и немецких солдат, гильзы снарядов, личные вещи бойцов. Многие из этих экспонатов переданы в музей нашими учениками. Возможно, у кого-то из вас есть дома вещи военного времени и мы будем рады получить от вас новые экспонаты для нашего музея.
В сентябре 1943 года враг был изгнан территории нашего края, а в конце 1944 года с территории всей страны. В апреле – мае 1945 года уже велись бои в Берлине.
- Ребята, вы все видели памятник у школы, похожий памятник советскому воину – освободителю установлен в самом Берлине. А какова история этого памятника?
Стихотворение о советском солдате и немецкой девочке. (ученик 3)
Георгий Рублёв — Это было в мае на рассвете.
Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
9 мая 1945 года пришла долгожданная Победа. Тех людей, кто принёс нам эту победу, мы зовем ветеранами. С каждым годом их становится меньше. Поэтому мы должны помнить об их подвиге, помогать им и быть достойными гражданами своей страны.
Вот и подошёл к концу наш урок Мужества. Я надеюсь, что вы поняли, каким должен быть настоящий гражданин, любящий свою Родину.
В конце хотелось бы задать вам вопрос: «Ребята, а сейчас, в мирное время, возможно ли проявить мужество, совершить героический поступок?»
(приводятся примеры спасателей, пожарных, работников милиции, военных, доноров и обычных граждан, пришедших на помощь другим в трудную минуту.)