Внеклассное мероприятие в 1–4 классах на тему «Праздник урожая»
Внеклассное мероприятие «Праздник урожая»
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Гумерова И.А.
Цель праздника: учить детей видеть красоту природы, любоваться ею; развивать воображение детей, познавательную активность, развивать творческие способности средствами театрального искусства; формировать коммуникативные умения через коллективную деятельность; воспитывать любовь к труду, поощрять творческую инициативу.
Оформление:
- выставка рисунков об осени;
- выставка осенних букетов.
Предварительная подготовка участников: постановка спектаклей, разучивание стихов, загадок об овощах и фруктах, песен об осени.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом красивом, самом богатом времени года – об осени.
Дети читают стихи об осени.
Звучит песня.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Хлеб — наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба — самая главная. Мы должны беречь хлеб.
Трудный и долгий путь преодолело зернышко от поля до нашего стола. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент белорусской народной сказки «Легкий хлеб».
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, — отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да еще какой вкусный!
— Дай мне отведать.
— Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
— Прежде всего надо землю вспахать…
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
— И буду хлеб есть?
— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— И все?
— Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
— И спечется хлеб?
— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
Ведущий . В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Поэтому так много в народной мудрости пословиц и поговорок о хлебе. Соберите, пожалуйста несколько из них и прочитайте нам.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь
2-4 классы собирают пословицы и поговорки о хлебе. В это время ученики 1-го класа отгадывают загадки
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
(репка)
Сто одёжек –
И все – без застежек.
(Капуста).
В землю врос красный нос,
Сверху лишь – зеленый хвост.
(Морковь).
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук).
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
(подсолнух)
Маленький, горький,
Лучку браток.
(чеснок)
Только фея может этот
Овощ превратить в карету.
(тыква)
Желтая курица
Под тыном дуется(Тыква)
Это вовсе не игрушка -
Ароматная…(петрушка)
Арбуз не арбуз,
А медовый на вкус.
Ответ: (Дыня)
Расту в земле на грядке я
Красная, длинная, сладкая
(морковка)
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка
Сварилась к ужину …(картошка)
С хвостиком, как поросенок,
Полосатый, как зебра,
С семечками, как подсолнух. (арбуз)
Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…(Капусту)
Над землёй зелёный хвост,
Под землёю красный нос.
Зайчик уплетает ловко...
Как зовут её? ...(Морковка)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
Ответ: (капуста)
Ведущий. Осенью кипит работа не только на полях, но и в огородах
А сейчас ребята мы узнаем, какой овощ самый полезный. Выступает 4 класс
Инсценировка стихотворения «ОВОЩИ»
Вед:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Вот!
Вдруг овощи спор завели.
Перец:
Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Горох (весело):
Я такой хорошенький зелёненький мальчишка.
Если только захочу, всех горошком угощу!
Свёкла (важно):
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свёклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свёклы - нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска (скромно):
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Огурец (задорно):
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свеженький огурчик витаминный! Очень нужен!
Морковь (кокетливо):
Про себя рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты всегда, дружок, крепким, сильным, ловким!
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор! Помолчи немного
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный!
Лук:
Я – приправа в каждом блюде и всегда полезна людям.
Угадали? Я – ваш друг! Я простой зелёный лук!
Картошка:
Я – картошка так скромна - слова не сказала.
Но картошка так нужна и большим, и малым!
Осень: Спор давно кончать пора! Что вы спорите, друзья?
Перец: (Повторяет вновь свои слова)
Ведущий:
Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить,
Все без исключения, в этом нет сомнения!
Спорить не за чем все вы и полезны, и вкусны!
КОНКУРС. «Угадай овощ на вкус». ( Дети с завязанными глазами угадывают овощи по вкусу.)
--Чем богат месяц-сентябрь? (Ответы детей.)
— Какая работа ведётся в школе на участке осенью? (Уборка урожая.)
— А вы овощи хорошо знаете? Сейчас и мы об этом узнаем
КОНКУРС. «Угадай овощ по форме не глядя». ( Дети на ощупь угадывают овощи.)
— Какой овощ вы считаете самым важным и полезным?
А сейчас 2 класс покажет нам сценку, которая называется «Как помидор стал красным».
Вед. Жили на одном огороде овощи.
Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются.
- Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.
Вед.
Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.
Вед.
Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.
Помидор:
- Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Огурец:
- Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.
Лук:
- Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!
Вед.
А помидор всё своё твердил.
Помидор:
Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Овощи (хором):
Хвалился, хвалился и с куста свалился!
Вед.
В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.
Ворона:
Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.
Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.
Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.
Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.
Проведем небольшую викторину:
Викторина для 1 класса
• Какие овощи называют «синенькими»? (баклажаны)
• Дары осени — что это? (урожай, ягоды, грибы)
• Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (перец)
• Частые подарки с неба осенью. (дожди)
• Нос снеговика (морковь)
• Заготовка для кареты Золушки (тыква)
• Боксёрский фрукт (груша)
• Фрукт для стрельбы (яблочко)
Викторина для 2-4 классов
1.Раньше этот овощ разводили только для красоты. Индейцы его называли «крупной ягодой», французы - «яблоком любви», итальянцы - «золотым яблоком». Из этого овоща можно приготовить вкусные салаты и другие блюда. (Помидор.)
2. Еще в Древнем Египте люди пили ароматный сок этого овоща. Древние греки когда-то так назвали один из своих городов. Без этого овоща не обходится ни один салат и винегрет. (Огурец.)
3. Четыре тысячи лет назад люди впервые стали употреблять его в пищу, используя в конце обеда как сладкое блюдо. В переводе с латинского языка означает «голова». Без этого овоща не сварить ни борща, ни щей. (Капуста.)
4. Один англичанин-путеш Пришла без красок, и без кисти и перекрасила все листья / осень /.
5.Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
6. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)
7. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)
8. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц.)
9. .Сидит-зеленеет, падает-желтеет, лежит-чернеет/ лист/.
10. Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает / дождь /.
11.Кто осенью улетает, а весной возвращается? /птицы /.
12.У какого овоща человеческое имя? (Петрушка)
13.Какую траву все узнают даже на ощупь? (Крапива.)
14.Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет , свищет (Ветер).
Осенью погода обычно сырая. Часто идут дожди. Когда дождь берем с собой зонтик. Объявляю танцевальный конкурс с зонтиком.
После дождя появляются грибы.
Каждой команде выдаётся конверт с карточками, на которых записаны слоги. Из данных слогов нужно составить названия грибов.
« Изучите эти строчки,
Сложите правильно грибочки».
О
ПЁ
НОК
РЫ
ЖИК
БЕ
ЛЫЙ
МАС
ЛЁ
НОК
ВОЛ
НУШ
КА
Учитель:
А какая осень без грибов!
Игра «Съедобные несъедобные»
Собрать в корзину только съедобные грибы. (2 команды)
Игровой конкурс «Счастливое яблоко».
Звучит весёлая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежат яблоки (яблок на одно меньше, чем числа участников). Когда музыка смолкает — все берут с поля по яблоку. Тот, кто остался без предмета, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.
Конкурс «Собираем урожай»
В конкурсе участвуют по 2 ученика с каждого класса. Нужно с завязанными глазами собрать урожай картофеля.
Конкурс «Осенний вальс».
Для конкурса приглашаются пары, которые должны будут танцевать осенний вальс. Но все не так просто, потому что каждая пара должна положить и держать без помощи рук между своими лбами яблоко. И та пара, которая уронит яблоко последней, становится победителем. Также для более смешного исполнения конкурса можно менять музыку, увеличивая ее темп.
Оценивание
Наш праздник подошел к концу. Всем спасибо за внимание!