Урок Мужества для учащихся начальных классов «Герой военного времени»
Описание урока Мужества «Герой военного времени»
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной системы образования. Данный урок формирует у учащихся чувства уважения к традициям страны, своей малой родины, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков.
Сценарий Урока Мужества подготовлен на краеведческом материале с использованием материалов проекта «Герои страны»; Портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г»), Проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти». В подготовке материалов приняли участие учащиеся 3 В класса МАОУ «СОШ № 2».
Для достижения результативности мероприятия использованы аудиовизуальные средства: презентация, слайд – фильмы.
Урок подготовлен для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Участники: учащиеся 1-9 классов, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.
На урок приглашены: Городниченко Мария Александровна, ветеран войны; Дубровина Тамара Петровна, относящаяся к категории дети войны; Скорикова Зоя Яковлевна, ветеран педагогического труда МАОУ «СОШ № 2»;
Цель:
Воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни земляков в годы войны.
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях-земляках, проживающих в Тюменской области.
Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной.
Помочь учащимся осознать величие героического подвига простых солдат, сражавшихся на фронтах войны.
Заострить внимание на необходимости сохранения памяти о подвиге народа, передать подрастающему поколению ценность жизни и мира на земле.Развивающие:
Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, за свой народ, стремление к миру.
Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов Тюменской области.
Воспитательные:
Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения, музыку.
Побудить учащихся к нравственным поступкам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
Оформление: плакаты, мультимедийная презентация, видеоролик песни «Ты же выжил солдат» в исполнении Т.Гвердцители, портреты земляков, участников войны, георгиевские ленточки.
Сценарий урока мужества «Герой военного времени»
(Учащийся на фоне музыки читает стихотворение Е.Исаева)
Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да – вы скажете.
Неверно!
Они кричат, пока ещё стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь, а в нас.
За нас кричат. Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником им
Была Земля с пятью материками.
Великая! Она летит во мгле,
Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.
Жилая вся. И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Егор Исаев.
Учитель:
-Наш урок, Урок Мужества, посвящается нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне.СЛАЙД 1.
-Есть события, о которых люди обязаны помнить. О них пишут книги, сочиняют стихи и песни. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Это событие навсегда останется в памяти нашего народа.
Учитель: С победного 1945 года прошло 75 лет, но в майские дни вновь человеческая память обращает нас к страшным событиям Великой Отечественной войны, ставшим историей. С тех пор уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий, не видевших сожжённые деревни и разрушенные города, слезы и смерть от пуль и голода своих родных и близких. Но не стерлась в людской памяти эта кровопролитная война. Мы должны помнить и не имеем права забывать всё, что связано с историей и судьбой нашей страны, а значит – и каждого из нас…
Учитель:
-На нашем уроке присутствуют люди, которые знают о войне не понаслышке.
-Дубровина Тамара Петровна, она родилась в июне 1945 года. Тамара Петровна хочет поделиться своими воспоминаниями о своем трудном послевоенном детстве.
-Сегодня на уроке присутствует Городниченко Мария Александровна. Она также относится к категории «дети войны», имеет удостоверение «Ветеран войны». В феврале 2020 года была награждена Памятной медалью к 75-летию Победы в ВОВ. Во время войны ей было всего 12 лет, но ей приходилось работать наравне со взрослыми в колхозе. Она поделится воспоминаниями о своем нелегком детстве.
(Гостям вручаются цветы)
Учитель:
-В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Алексея Толстого: Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь. СЛАЙД 2.
-Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)
-Огромное количество героев взрастила наша Земля. Стоит только назвать такие имена, как, Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Георгий Жуков. А сколько героических имен появилось в годы Великой Отечественной Войны!.СЛАЙД 3.
-В 1941 году все как один встали на защиту Отечества. Верные своему народу, Родине, воины нашей армии и флота в первые же бои с врагом показали высокие образцы героизма, сплочённости, стойкости и взаимовыручки.
-Страшная война длилась 1418 дней и ночей. Фашисты разрушили 1710 городов, свыше 70 тысяч деревень и сёл, 132 тысячи промышленных предприятий. За один день войны погибало 18655 человек, за час – 777 человек, за минуту 13 человек. Всего за вторую мировую войну планета Земля потеряла более 55 миллионов человек, а более 90 миллионов человек сделала калеками.
-Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Выстояло благодаря героям, совершавшим подвиги во имя страны и русского народа.
-Кто такой герой?
-Каких героев вы знаете? (называют имена героев)
-Какого человека можно назвать героем? Подберите слова- ассоциации к этому понятию.
Учитель:
-В словаре С.И. Ожегова слово герой определяется так: «Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Герои Великой Отечественной войны, Герои труда, спорта, Герои нашего времени.)
-Много подвигов было совершено во время Великой Отечественной войны, многие стали героями и были награждены высшими наградами: медалью «Золотая Звезда» и званием Героя Советского Союза.
-Сегодня речь пойдет об одном из этих героев, рожденных на нашей замечательной родине, в Тюменской области. Зовут этого героя Земляных Филимон Иосифович. Материал об этом герое собран учащимися 3 В класса МАОУ «СОШ № 2». При подготовке урока были использованы интернет-ресурсы: проект «Герои страны»; Портал «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г»), Проект «Дорога Памяти», сайт «Карта Памяти».
Учитель:
-Филимон Иосифович Земляных родился в 1915 г. в деревне Логашкиной Бердюжского района Тюменской области в семье крестьянина. Украинец. Окончил 4 класса.СЛАЙД 4.
-В 1937-1939 годах проходил срочную службу в Красной Армии. В 1941 году был вновь призван в армию Бердюжским райвоенкоматом. СЛАЙД 5.
-В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. От Курганской дуги до Балтийского моря пролег его боевой путь. Филимон Иосифович воевал на Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Боевой путь прошел в составе 1620 лап. 1620- легкий артиллерийский полк.
СЛАЙД 6 -На портале «Память Народа» мы можем посмотреть его боевой путь в составе артиллерийского полка (называют города, которые прошел полк и боевые действия 1620 лап). СЛАЙД 7.
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie46761453/
-Кто такие артиллеристы?
-Послушайте одну из песен военных лет «Марш Артиллеристов», в которой рассказывается, чем же занималась артиллерия в годы ВОВ.
-Песня была написана в 1943 году - в самый разгар Великой Отечественной войны советским поэтом Виктором Михайловичем Гусевым и композитором Тихоном Николаевичем Хренниковым. "Марш артиллеристов" стал главным маршем этого славного рода войск.
https://www.youtube.com/watch?v=wK5vFaTgEz8
Учитель: К началу 1944 Филимон Иосифович воевал шофером 1620-го легкого артиллерийского полка 34-й артиллерийской бригады.
-Чем занимались шоферы в военное время? Какой подвиг они могли совершить? СЛАЙД 8
-Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль как пехоты, так и кавалерии, снизилась, а на первое место вышла моторизированная техника.
-Но где есть техника, там должен быть и водитель, место человеческому фактору всегда остается. Водителей порой незаслуженно забывают, говоря о Победе в Великой Отечественной войне. Но шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением.
-Защиты и комфорта в их примитивных автомобилях было немного, все делалось за счет самоотверженности, стойкости, самопожертвования.
-Шофер-сибиряк, как и все другие шоферы, доставлял боеприпасы на передовую, при передислокации тащил на прицепе пушки, вывозил с поля боя раненых. Между делом Филимон Иосифович научился действовать за наводчика, заряжающего и даже командира орудия. Это ему очень пригодилось в боевой обстановке.
-О подвиге Филимона Иосифовича вы узнаете из рассказа вашего одноклассник (ученик рассказывает о подвиге Земляных Ф.И.).
18 августа сорок четвертого года советские воины вели решительное наступление против немецко-фашистских войск на территории Прибалтийских республик. Батарея легкого артиллерийского полка, в которой служил Земляных, отражала бешеные попытки танков и пехоты противника, пытаясь прорвать оборону стрелковой части в районе деревни Богачи.
Под огнем противника шофер цепляет к грузовику подбитую пушку, доставляет на полевую ремонтную базу, быстро загружается снарядами и опять спешит на передовую, где сражаются его товарищи.
Когда Филимон Земляных привел свой грузовик с боеприпасами на огневую позицию, здесь установилась зловещая тишина. Стрелять по врагу некому: многие из батарейцев убиты, некоторые тяжело ранены. Взялся было разгружать ящики со снарядами, как увидел приближающиеся вражеские танки. Подбежал к орудию- исправное. Вложил снаряд, прицелился в головной танк. И… промахнулся. «Поторопился», - подумал для себя Земляных. Уже спокойнее сделал второй выстрел. Есть! Вражеский танк замер на месте, окруженный дымом. Затем подбил еще один танк.
Танк стал пятиться назад и вскоре скрылся за холмом. Атака отбита.
На другой день, 22 августа, снова разгорелся жаркий бой. И в трудную минуту, когда у одного из орудий не осталось расчета, Земляных опять оставил свой грузовик и встал у пушки. За пятнадцать минут он поджег два танка. Третий тоже замер на месте. Опять воин-сибиряк вышел победителем из поединка. Во многих боях участвовал еще Филимон Иосифович, и всегда смелость и находчивость выручали его в трудную минуту.
Учитель: О своем единоборстве с фашистскими танками Земляных доложил командиру как о самом обыденном фронтовом эпизоде. И только раненые солдаты и офицеры, которым он спас жизнь, рассказали подробно все, как было…
-За отличие в этих боях Филимон Иосифович был награжден вторым орденом Красной звезды и командованием полка был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза.
-Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года красноармейцу Земляных Филимону Иосифовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». СЛАЙД 9.
-Посмотрим его наградной лист на портале «Память Народа» (каждому ученику на парту выдается копия наградного листа). СЛАЙД 10
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie46761453/
-Зачитаю выдержку из этого наградного листа: «За три дня жарких боев по освобождению Советской Прибалтики водитель Ф.И. Земляных лично уничтожил пять вражеских танков, спас двоих тяжелораненых офицеров и четверых солдат, вывез из-под огня противника четыре наших орудия».
-Вот такой огромный подвиг совершил рядовой водитель Советской армии.
Учитель: Окончилась война. В звании Героя Советского Союза Филимон Иосифович принял участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. СЛАЙД 11
-Посмотрим кадры начала парада.
https://www.youtube.com/watch?v=oldVq-_xn34
Учитель: С победой вернулся герой на свою малую родину, село Бердюжье. Его крепкие, с детства привыкшие к труду руки, истосковались по мирной работе. Герой приступил к работе шофера в райкоме партии Тюменской области.
-Умер 21 мая 1975 года, в год, когда страна отмечала 30-летие со Дня Победы. Похоронен в селе Бердюжье.
-Сегодня мы познакомились с одним из патриотов своей родины, с героем Советского Союза, с его героическим поступком. Таких людей в нашей стране очень много. Их знает страна, их именами называют улицы, школы, в которых они учились, им устанавливают памятники.
-В селе Бердюжье именем Героя названа улица, у дома 16 установлен памятный знак. Его имя увековечено на Стелле с именами тюменцев- Героев Советского Союза в Тюмени, на стене памяти Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища. В Тюмени именем Филимона Иосифовича названа улица.
СЛАЙД 12-15
-Зачем улицам дают имена Героев?
-Давайте и мы будем хранить память об этих отважных людях, рассказывать о них своим близким и друзьям. СЛАЙД 16-17
-Пусть память о годах, опаленных войной, хранится в каждом городе: в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц; в каждой семье: в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, военных фотографиях. У этих кадров одно имя – память. От нас зависит, сохраним мы в памяти наших героев или уйдут они в небытие. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.
(Учащийся читает стихотворение, автор:Лариса Шекера (Разумова)
Опять весна и снова День Победы!
Всё дальше эхо страшное войны.
Как защитили прадеды и деды
Страну родную помнить мы должны!
Должны мы знать, какой ценой жестокой
Победу вырвали из рук врага
И сколько крови, сколько тел убитых
Земля в свои объятья приняла!
Увидев на параде ветерана,
Ты подойти, колено преклони
И поклонись святому человеку,
Ты, поклонись, до самой до земли!
(Песня «Ты же выжил, солдат»)
https://www.youtue.com/watch?v=lYpsMfTGkHk
Учитель:
-В память обо всех солдатах Великой Отечественной войны у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области на месте кровопролитных боёв подо Ржевом 1942-1943 гг к 9 мая 2020 года будет возведен Мемориальный комплекс. Он создаётся по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто воевал здесь, кто удержал и обескровил силы гитлеровской группы армий «Центр».
-25-метровая фигура солдата на высоком насыпном холме будет стоять близ трассы М9. Имена павших будут увековечены на стальных плитах и в мультимедийной экспозиции музейного павильона, который станет филиалом Музея Победы. СЛАЙД 18.
-Памятник создаётся без привлечения федеральных средств, на народные пожертвования.
-Открытие Ржевского мемориала Советскому солдату 9 мая 2020 года по праву станет центральным событием торжеств, посвященных 75-летию Великой Победы.
Учитель:
-Ребята, наш урок мужества подходит к концу.
-Что бы вы хотели пожелать всем ветеранам, которые прошли войну от начала до конца, всем труженикам тыла, которые трудились с утра до ночи, чтобы помочь защитникам страны, всем людям, которые знают о войне понаслышке?
-Ребята, я желаю вам счастливого детства и мирного неба над головой!
-Предлагаю изготовить поздравительную открытку с 70-летием Победы в ВОВ, в которой напишите все ваши пожелания. Изготовленные открытки мы вручим жителям города Заводоуковска в преддверии праздника (под музыку изготавливают поздравительные открытки с пожеланиями)
https://mp3spy.ru/download/OdZg1Da9L7_psXiWjX0JCg/
Пролубщикова Наталья Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна