Методическая разработка мероприятия для начальных классов «Урок Мужества. «Солдат войны не выбирает»»

0
0
Материал опубликован 25 March 2016

Областной конкурс методических разработок

«Великой Победе посвящается»

Номинация № 1

«Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов»

Классный час

«Урок Мужества. «Солдат войны не выбирает»

4 класс

Автор:

Кулакова Татьяна Юрьевна

МБОУ Дивеевская СОШ

учитель начальных классов

2015г.

1 ведущий : Добрый день, дорогие друзья! Слайд 1

Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы.

Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы. Слайд 2,3,4

2 ведущий. Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память. Слайд 5

1 ученик : Мы здесь не потому, что дата, слайд 6

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле Неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя, Слайд 7

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя – слайд 8

Великой Армии простой солдат.

М. Исаковский

(Звучит песня «Журавли», муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.)

1 ведущий : (читает). Могила неизвестного солдата у стены Кремля, в Александровском саду. Это символично: он защищал северо-западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным, ее вечным стражем. Кто он? Чей сын, брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941-м. слайд 9

2 ведущий: (читает). Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие. Слайд 10.

2 ученик: Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

С. Орлова:

1 ведущий: Старая женщина в платке остановилась у могилы, плачет. Слайд 11

(голос за кадром – Ты здесь лежишь... А я осталась... Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал.)

Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся на плечи платком.

2 ведущий: Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов. И старая мать, и пожилой мужчина долго стоят у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной. Слайд 12

3 ученик: Как горько нам стоять у обелисков слайд 13

И видеть там скорбящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко –

Земной поклон за ваших сыновей.

Шумят под ветром сосны вековые,

Горят цветы невянущим огнем.

Вам, матери героев всей России,

Любовь свою и нежность отдаем!

Наследники великой этой славы,

Ее мы чтим и бережно храним.

Героями гордились мы по праву

И стать на них похожими хотим.

Считайте нас своими сыновьями!

Считайте нас своими дочерьми!

Детей своих вы в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

Л. Кондратенко

1 ведущий: И сегодня наш поэтический вечер мы хотим посвятить солдатам – тем, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами, солдатам, подаривших нам мир.

( стихотворение «Дедушка», и «Зоя»)

Песня «Боевые ордена» слайд 14, 15

3 ведущий: Война – это всегда трагедия. Любая война, пусть даже она будет продолжаться всего неделю- это кровь, слёзы, пыль. Мы помним и всегда будем помнить о мужестве и героизме наших солдат в годы Великой Отечественной войны, но мы должны помнить о войне в Афганистане и боевых действиях в Чечне.

4 ведущий: Наш сегодняшний урок мужества- дань памяти всем, кто зовётся защитником Отечества, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война, кто участвовал в боевых действиях в чеченской войне, и тем, кто служил в Чечне. Слайд 16

4 ученик: Открываю страницы афганской войны, слайд 17

Где желтеют бумага и строки:

Ведь уроки, которые извлечены,

Прояснились не в скорые сроки.

Делал записи наспех, но всё – набело, слайд 18

Как история мне диктовала.

Ну а то, что ни строчки в стихи не вошло,-

На войне этой тоже бывало.

3 ведущий: 1979 год. В Афганистане победила апрельская революция. Новое правительство пришло к власти, у которой было немало врагов. И тогда афганское правительство обратилось к Советскому Союзу за военной помощью. Так 25 декабря 1979 года в 15:00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Каким увидели наши ребята Афганистан, когда впервые вступили на его землю. Слайд 19

5 ученик: «Я оказался в Афганистане весной и Афганистан мне показался раем. Реки сказочно- голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел ,как растут апельсины. Казалось, что вокруг тебя нет никакой войны…» слайд 20

6 ученик: «Что больше всего поразило в Афганистане – это нищета. Когда мы приехали- зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты в ватных бушлатах мёрзли. А местные жители в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают килограммами, тщательно взвешивая». Слайд 21,22

4 ведущий: Каждое время рождает своих героев. Лицом к лицу по – мужски встречали ребята опасность в суровых горах Афганистана. Свой воинский долг они выполняли до конца Слайд 23.

7 ученик: Ещё на границе и дальше границы

Стоят в ожидании наши полки

А там, на подходе к афганской столице,

Девятая рота примкнула штыки.

Девятая рота сдала партбилеты,

Из памяти вычеркнуты имена

Ведь если затянется бой до рассвета,

То не было роты, приснилась она…

Войну мы порой называли работа,

А всё же она называлась войной.

Идёт по Кабулу девятая рота,

И нет никого у неё за спиной. Слайд 24

 

8 ученик: Пускай коротка её бронеколонна,

Последней ходившая в мирном строю,-

Девятая рота сбивает заслоны

В безвестном декабрьском первом бою.

Прости же, девятая рота, отставших:

Такая уж служба, такой уж приказ…

Но завтра зачислят на должности павших

В девятую роту кого-то из нас.

Войну мы порой называли работа,

А всё же она называлась войной.

Идёт по Кабулу девятая рота,

И нет никого у неё за спиной.

3 ведущий: Наши земляки тоже несли службу в Афганистане.

(слайд с фото служивших ) слайд 25

15 февраля 1989 года стал днём , когда кончился счёт потерям наших солдат, офицеров, служащих. Итог этой войны печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я вернулся…»

Житель села Ореховец Орлов Сергей Анатольевич воевал в Афганистане. Слайд 26

(портрет на слайде, а дети читают о герое) Слайд 27

 

Учитель: 5 лет прошло после вывода советских войск из Афганистана. Но в декабре 1994 года наши войска вошли на территорию Чечни. Указ о начале военных действий подписал Борис Николаевич Ельцин. Вот строки из газеты «Комсомольская правда» от 5 января 1995 года:

«Россия вступила в 1995 год по колено в крови. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, желаем счастья, здоровья, а в Грозном в эти минуты умирают люди, наши мальчики, сыновья, братья, мужья». Слайд 28

9 ученик: Жернова войны промололи нас.

На траве роса- в красноватый цвет.

Плакали тогда небеса не раз,

Принимая всех, да во цвете лет.

Замерла душа- от таких потерь,

В стороне родной много горюшка,

Все ушли они, да под синь небес,

В грозном том бою, в чистом полюшке.

10 ученик: При дороге там - только белый крест,

Да горит свеча поминальная.

На Руси Святой много скорбных мест,

Где звучит в сердцах песнь прощальная.

Пусть идут года, ускоряя бег,

На века храним имена Солдат.

От огня свечи тает мёрзлый снег,

И цветы всем им – у Креста лежат.

Учитель: В годы военных действий в Чечне и наши земляки проходили там службу. Многие служили на её территории после соглашения в сентябре 1996 года, когда были выведены наши войска, но на этом конфликт не закончился. После падения Грозного и Шатоя, разбитые боевики решили отступить в сторону дагестанской границы. Одним из наиболее очевидных путей отступления было Аргунское ущелье. Для прикрытия туда отправили 6-ю роту, чтобы не дать боевикам прорваться в Ведено. Из 90 десантников в живых осталось только 6 человек. В том бою погиб наш земляк, выпускник нашей школы – Зайцев Андрей Юрьевич.

(портрет) слайд 29

И только в октябре 2001 года начнёт устанавливаться мирная жизнь в Чечне.

Солдат войны не выбирает, он просто исполняет свой долг перед Родиной, своими близкими и любимыми. Но так горько, когда погибают юные в мирное время, те, кого мы называем –«воевавшие дети, не воевавших отцов».

11 ученик: Ах, память, память, память - слайд 30

Не скрыться от тебя.

Ты снова возвращаешь слайд 31

Нас в грозные года.

Ах, память, память, память- слайд 32

Во времени полёт.

Всё то, что было с нами

Забыть нам не даёт. Слайд 33 (дети со свечами поднимаются на сцену)

Учитель: Мы помним, и всегда будем помнить тех, кто защищал нас в годы Великой Отечественной войны, тех кого остаётся совсем немного, но кто не дал поработить нас немецко - фашистским захватчикам. Тех, кто в мирное время исполнял свой интернациональный долг. Пока жива память о них, мы – непобедимы.

Слайд 34

(Песня: «Офицеры»)

Слайд 35, 36

Приложение 1.

Стихотворение «Дедушка»

Когда-то давно мой дедушка

Был мальчишкой, таким как я.

Только детство у него было трудное,

Потому что была война.

Я знаю о ней по книжкам,

Я видел её в кино-

А дедушка был мальчишкой:

Правда, это было давно.

Он рассказывал мне, как бывало,

Игрушки откинув прочь,

Работал со старым и малый,

Чтоб солдатам на фронте помочь.

И ещё он запомнил, как мама,

Чтобы деток своих спасти,

В тесто отруби добавляла

И пекла этот хлеб в печи.

А ещё мне мой дед рассказывал,

Что из картофельной кожуры

Суп варили, и все очень радовались,

Это праздник был для детворы.

Я, конечно, парень не глупый,

Всё умею понять, но никак

Не могу я себе представить,

Чтобы дети жили вот так:

Я хочу тебе ,дедушка милый,

Дать конфеты и шоколад.

Хоть сейчас ты покушай вволю,

И пусть детство вернётся назад!

Стихотворение «Зоя».

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.