Урок «М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»»

3
0
Материал опубликован 11 December 2017

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Русский язык и литература

Тема занятия: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

Вид занятия: комбинированный

Тип  занятия: практическое занятие  

Цели занятия:

1.Образовательные: анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего  времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2. Развивающие: обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3. Воспитательные: воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

 

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

                                  Ход урока

 

I. Оргмомент.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX  века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

 

   

- Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

- Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

                        (Толковый словарь)

 

III. Проверка домашнего задания.

- В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

- Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

( Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

 

Сюжетный порядок                                                       Фабульный порядок

1. «Бэла»                                                                                 4

2. «Максим Максимыч»                                                        5

3. «Тамань»                                                                             1

4. «Предисловие к журналу Печорина»                               6

5. «Княжна Мери»                                                                  2

6. «Фаталист»                                                                          3

 

- Для чего автор использует такой приём?

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

 

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

 

1) Работа над вопросами:

- В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

( Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

 

- Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

- О каких чертах характера говорят его поступки?

( Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

- Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

(Зачитать автохарактеристику героя)

- Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

-При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

- Кто описывает портрет Печорина

(Зачитать )

- Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

-Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

- С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

-Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

-А кто является главным героем?

-Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

- О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

- Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

( Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

-В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

-Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

-Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

-Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

- Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

-На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

-Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

 

«Фаталист»

- Как Печорин испытывает судьбу?

- О чём говорит его поступок?

 

V. Работа с иллюстрациями.

 

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

   

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

 

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

 

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

 

 

VI. Итог урока

 

-В чём незаурядность личности Печорина?

-В чём состоит психологизм романа ?

 

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

 

VI. Задание на дом: Творчество  М.Ю. Лермонтова

 

Комментарии
Комментариев пока нет.