Урок мужества «Мы - помним, мы – гордимся!»

7
2
Материал опубликован 17 October 2020 в группе

1

Ф.И.О. автора

Сорокина Светлана Валерьевна

2

Должность

Учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2» (МАОУ «СОШ № 2»)

3

Название урока мужества/истории

Урок мужества «Мы - помним, мы – гордимся!»

4

Цели и задачи урока мужества

Цель:

Формирование уважения к людям, участвовавших в Великой Отечественной войне, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих прадедов,  земляков в годы войны.

Задачи:

Познавательные:

-Познакомить обучающихся с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нашего города;

-Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях-земляках, проживающих в Тюменской области.

-Помочь учащимся осознать величие героического подвига простых солдат, сражавшихся на фронтах войны.

-Вовлечь учащихся и родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность;

-Заострить внимание на необходимости сохранения памяти о  подвиге народа, передать подрастающему поколению ценность жизни и мира на земле.

Развивающие:

-Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, за свой народ, стремление к миру.

-Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов Тюменской области, Заводоуковского городского округа.

Воспитательные:

-Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся, воспитывать любовь и уважение к своему народу, интерес к истории своей страны, своего края, своей семьи;

-Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы о ветеранах Великой Отечественной войны, стихотворения, ролики, музыку.

-Побудить учащихся к нравственным поступкам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

5

Технологии, формат деятельности, используемый при проведении

Организация культурных практик носит преимущественно групповой характер и реализуется через:

  • - совместно организованную культурно-массовую работу;
  • - организацию исследовательской и проектной  деятельности, творческой деятельности.

6

Ресурсы:

-информационно-методические;

 -организационные;

-временные.

Информационно-методические:

-Заводоуковский краеведческий музей

http://zkm-nasledie.ru/arkhiv/2-uncategorised/394-zavodoukovsk-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

-Сайт Проза.ру

https://proza.ru/2015/10/23/269

-Проект «Герои страны»

http://www.warheroes.ru/main.asp

-Портал «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г.г»)

https://pamyat-naroda.ru/

-Проект «Дорога Памяти»

https://foto.pamyat-naroda.ru/

-Сайт «Карта Памяти»

https://memory-map.1sept.ru/

-Ролики Акции «По зову сердца»

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239625%2Fpl_465295152_-2

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239569%2Fpl_465295152_-2

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239570%2Fpl_465295152_-2

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239447%2Fpl_465295152_-2

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239448%2Fpl_465295152_-2

-Метроном

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

-Музыка

http://hramvidiaevo.cerkov.ru/2017/05/09/stixi-dlya-detej-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/

-Кроссенс (авторский). Приложение № 01.

-Доска Padlet

https://padlet.com/sororinasvet5lana1968/qfq4cws5vqrfge0q

-Стихотворение

http://hramvidiaevo.cerkov.ru/2017/05/09/stixi-dlya-detej-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/

-Ролик «Бессмертный полк»

https://vk.com/id465295152?z=video465295152_456239019%2Fa91607618cf7e2c78e%2Fpl_wall_465295152

Организационные:

- Сценарий урока подготовлен на краеведческом материале с использованием материалов проекта «Герои страны»; Портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г.г»), Проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти».

-Урок подготовлен  для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Участники: учащиеся 1-4 классов, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.

Временные:

-Классный час организуется за счет часов внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) и реализацию плана воспитательной работы (духовно-нравственное направление).

Описание урока Мужества «Мы - помним, мы - гордимся!»

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров собственной жизни. Поэтому перед педагогами все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания, которое необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста. Одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема: «Великая Отечественная война».

Данный урок формирует у учащихся чувства уважения к традициям страны, своей малой родины, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков; бережное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков.

Сценарий Урока Мужества «Мы - помним, мы – гордимся!» подготовлен на краеведческом материале с использованием материалов проекта «Герои страны»; Портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г.г»), Проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти».

Для достижения результативности мероприятия использованы различные аудиовизуальные средства: кроссенс, доска Padlet , слайд – фильм «Бессмертный полк», ролики Акции «По зову сердца», стихотворение, информационный стенд, подготовленный к проведению классного часа.

Урок подготовлен  для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Участники: учащиеся уровня начального общего образования, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.

В ходе подготовки к уроку Мужества подготовлены фотоальбомы «Страницы старого альбома», «Бессмертный полк», в которых размещены портреты и найденная информация  об участниках Великой Отечественной войны, прадедах учеников 4В класса МАОУ «СОШ № 2». Данный материал был использован при проведении классного часа.

В классном кабинете был оформлен уголок «Мы – помним, мы – гордимся!», в котором размещены фото участников Великой Отечественной Войны, прадедов учеников 4В класса.



Ход классного часа

Учитель:

-Ребята, сегодняшний классный час затрагивает очень важную тему для людей разных поколений. Эта тема актуальна и для нас с вами. Попробуйте определить тему нашего классного часа, разгадав кроссенс.

(Кроссенс)

-Наш урок, урок мужества, посвящается нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война (1941-1945г.) продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

- С победного 1945 года прошло 75 лет, но человеческая память вновь и вновь обращает нас к страшным событиям Великой Отечественной войны, ставшим историей.

Память. Без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего.

- Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой советской семьи. Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых как бы сконцентрировалась память народа.

-Сегодня накануне Великого праздника 75-летия Дня Победы  мы поговорим   о подвиге  наших земляков, прадедов в годы Великой Отечественной  войны  1941-1945  годов.

- Познакомимся с историей нашего края, Заводоуковской земли.

http://zkm-nasledie.ru/arkhiv/2-uncategorised/394-zavodoukovsk-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

https://proza.ru/2015/10/23/269

(Доска Padlet)

https://padlet.com/sororinasvet5lana1968/qfq4cws5vqrfge0q

-Не обошла война стороной и маленький посёлок Заводоуковск, насчитывавший всего шесть тысяч жителей. Свыше 12 тысяч жителей Заводоуковска и его района были призваны на фронт, чтобы сражаться за освобождение Родины. С  войны не вернулись 5071 человек:

-2 895 жителей Заводоуковского района погибли на войне,

-1 906 пропали без вести,

-256 умерли от ран и болезней,

-14 погибли в плену.

       За геройские подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками 4 человека были удостоены звания Героя Советского Союза: житель села Дроново - Мартын Пантелеевич Тепляков (15 января 1944 года), житель села Боровинка - Николай Митрофанович Щукин (23 августа 1944 года), житель села Новая Заимка - Виктор Михайлович Важенин (24 марта 1945 года), житель села Колесников -  Пётр Еремеевич Фёдоров (апрель 1945 года).

Все они были удостоены высокого звания в молодом возрасте. Ко дню присвоения звания героя Н.М.Щукину было 22 года, В.М. Важенину – 39 лет, П.Е.Фёдорову – 31 год, М.П.Тепляков погиб в бою в возрасте 26 лет.

Практически во всех масштабных операциях, крупных сражениях отличились наши земляки.

Но не только армия ковала Великую Победу. Оставшиеся жители города работали в  тылу на благо фронта. Заводоуковск  дал приют  многим тысячам эвакуированных. В  годы войны в Заводоуковском  районе были размешены более двух тысяч детей блокадного Ленинграда.

В  1941 году в Заводоуковск  было эвакуировано ОКБ Воронежского авиационного завода, работавшее здесь над  проектом  первого советского реактивного истребителя БИ-1. Возглавлял завод авиаконструктор  Александр  Москалев. На созданном  в  кратчайшие сроки авиазаводе был наложен  выпуск  планеров  и многие другие виды военной авиатехники. Наиболее значимым  достижение КБ Москалева в  заводоуковской эвакуации стала постройка истребителя БИ-1.

Одним  из крупнейших  предприятий во время войны являлся Заводоуковский мехлеспункт. 11  июня 1941 года шофёр  предприятия Фатеев  выступил  с предложением отдать на фронт обороны Родины свой однодневный заработок. В результате было перечислено на нужды армии  1 070 рублей.

Осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа военно-воздушных сил (ВВС). За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняло участие в войне. Здесь обучались будущие космонавты Владимир Михайлович Комаров и Лев Степанович Дёмин, Игорь Чкалов, сын знаменитого лётчика Валерия Чкалова.

В годы войны Заводоуковский край стал одной из многих территорий страны, куда поступали раненые с фронтов. Первые раненые в эвако­госпиталь № 3519 прибыли уже  в июле 1941 года. Госпиталь те­рапевтического профиля был развернут на базе Заводоуковского санатория и рассчитан на 250 коек. Здесь по сентябрь 1944 года лечили фронтовиков с тяжелой формой туберкулеза. После лечения бойцы снова возвращались на фрон.

Заводоуковцы внесли значительный вклад  в  приближение победы. В  посёлке работали артели по производству необходимых фронту изделий, в  школах  проходили обучение эвакуированные подростки.

В  Заводоуковск  была эвакуирована юная поэтесса Юлия Друнина. Из Заводоуковска Юлия отправилась добровольцем на фронт, добравшись пешком в Ялуторовский райвоенкомат. Послушайте строки из ее стихотворения.

Эвакуации тоскливый ад -
В Сибирь я вместо армии попала.
 Ялуторовский райвоенкомат -
В тот городок я топала по шпалам.
Я шла пешком из доброго села
 Что нас, детей и женщин приютило
 Метель осатанелая мела
 И ветер хвастал ураганной силой …

-Вот какую героическую историю имеет наш славный город Заводоуковск.

-К великой дате – 75-летия Великой Победы наш класс трудился над проектом «Бессмертный полк». В ходе работы мы использовали материалы проектов «Герои страны»; портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г.г»), проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти». Были использованы материалы, хранящиеся в домашних архивах. Итогом нашей исследовательской работы стало создание фотоальбомов «Страницы старого альбома», «Бессмертный полк», в которых размещены портреты и найденная информация  об участниках Великой Отечественной войны, наших прадедах. Был создан видеоролик «Бессмертный полк». К данному классному часу был оформлен классный уголок «Мы- помним, мы – гордимся!» В конце классного часа мы обратимся к этому уголку.

(Просмотр ролика)

 https://vk.com/id465295152?z=video465295152_456239019%2Fa91607618cf7e2c78e%2Fpl_wall_465295152

-Несколько учеников нашего класса приняли участие в Акции «По зову сердца», в рамках которой рассказали о своих прадедах.

-Давайте послушаем их рассказы.

Белых Таисия рассказывает о своем прадеде, Белых Александре Васильевиче)

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239625%2Fpl_465295152_-2

Козлов Андрей рассказывает о своем прадеде Дорошенко Петре Ивановиче

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239569%2Fpl_465295152_-2

Кадочникова Мария рассказывает о своем прадеде Коркине Никоне Парфеновиче

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239570%2Fpl_465295152_-2

Цыбулина Вероника рассказывает о своем прадеде Тормосине Иване Софоновиче

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239447%2Fpl_465295152_-2

Логачева Дарья рассказывает о своем прадеде Дубровине Якове Афанасьевиче

https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239448%2Fpl_465295152_-2

-Вот какими героями были наши деды и прадеды! Благодаря им наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Выстояло благодаря героям, совершавшим подвиги во имя страны и русского народа.

-Пусть память о годах, опаленных войной, хранится в каждом городе: в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц; в каждой семье: в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, военных фотографиях. У этих кадров одно имя – память. От нас зависит, сохраним мы в памяти наших героев или уйдут они в небытие. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.

-Ребята! По завершению классного часа я предлагаю каждому из вас дополнить одну из фраз:

«Во время занятия я понял, что …»;

«Я поражён …»;

«Меня тронуло до слёз …»;

«Я узнал …»;

«Я удивился …».

-Теперь возьмите язычки пламени красного цвета и дополните одну из фраз:

«Я обещаю …!»;

«Я буду …!»;

«Я горжусь …!»

- Разместим «язычки пламени» на вечном огне.

-Каждый год 9 мая гремит Победный салют  во всех городах нашей Родины. Каждый год 9 мая в память о погибших на той жестокой войне проходит Минута молчания. В эту минуту люди молча стоят, склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное небо.

- Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь. 

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

-Каждый год 9 мая все люди нашей страны возлагают цветы к памятникам воинам Великой Отечественной войны.

-Я предлагаю разместить изготовленные цветы в нашем уголке, как частичку своей памяти о наших дедах и прадедах, ценою жизни принесших победу в Великой Отечественной войне.

(на уроке технологии заранее были сделаны гвоздики).

Закончить урок я хочу стихотворением поэта Виктора Турова, в котором он обращается с пожеланием к погибшим  и живым.

http://hramvidiaevo.cerkov.ru/2017/05/09/stixi-dlya-detej-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/

Погибшим и живым

Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!

Комментарии

Светлана Валерьевна, отличная разработка! Проведена огромная работа! Очень понарвилось, что дети приняли участие в интернет-акции "По зову сердца" и поделились рассказами о своих прадедах. Понравилось использование доски Padlet, интересная идея. Большое спасибо за представленный материал. Желаю удачи!

17 October 2020

Спасибо большое, Лилия Вильевна, за внимание к моей работе!!!

17 October 2020