Урок мужества «Мы - помним, мы – гордимся!»
1 | Ф.И.О. автора | Сорокина Светлана Валерьевна |
2 | Должность | Учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2» (МАОУ «СОШ № 2») |
3 | Название урока мужества/истории | Урок мужества «Мы - помним, мы – гордимся!» |
4 | Цели и задачи урока мужества | Цель: Формирование уважения к людям, участвовавших в Великой Отечественной войне, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих прадедов, земляков в годы войны. Задачи: Познавательные: -Познакомить обучающихся с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нашего города; -Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях-земляках, проживающих в Тюменской области. -Помочь учащимся осознать величие героического подвига простых солдат, сражавшихся на фронтах войны. -Вовлечь учащихся и родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность; -Заострить внимание на необходимости сохранения памяти о подвиге народа, передать подрастающему поколению ценность жизни и мира на земле. Развивающие: -Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, за свой народ, стремление к миру. -Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов Тюменской области, Заводоуковского городского округа. Воспитательные: -Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся, воспитывать любовь и уважение к своему народу, интерес к истории своей страны, своего края, своей семьи; -Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы о ветеранах Великой Отечественной войны, стихотворения, ролики, музыку. -Побудить учащихся к нравственным поступкам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие. |
5 | Технологии, формат деятельности, используемый при проведении | Организация культурных практик носит преимущественно групповой характер и реализуется через:
|
6 | Ресурсы: -информационно-методические; -организационные; -временные. | Информационно-методические: -Заводоуковский краеведческий музей -Сайт Проза.ру https://proza.ru/2015/10/23/269 -Проект «Герои страны» http://www.warheroes.ru/main.asp -Портал «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г») -Проект «Дорога Памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/ -Сайт «Карта Памяти» -Ролики Акции «По зову сердца» https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239625%2Fpl_465295152_-2 https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239569%2Fpl_465295152_-2 https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239570%2Fpl_465295152_-2 https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239447%2Fpl_465295152_-2 https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239448%2Fpl_465295152_-2 -Метроном https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html -Музыка http://hramvidiaevo.cerkov.ru/2017/05/09/stixi-dlya-detej-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/ -Кроссенс (авторский). Приложение № 01. -Доска Padlet https://padlet.com/sororinasvet5lana1968/qfq4cws5vqrfge0q -Стихотворение http://hramvidiaevo.cerkov.ru/2017/05/09/stixi-dlya-detej-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/ -Ролик «Бессмертный полк» https://vk.com/id465295152?z=video465295152_456239019%2Fa91607618cf7e2c78e%2Fpl_wall_465295152 Организационные: - Сценарий урока подготовлен на краеведческом материале с использованием материалов проекта «Герои страны»; Портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г»), Проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти». -Урок подготовлен для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Участники: учащиеся 1-4 классов, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны. Временные: -Классный час организуется за счет часов внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) и реализацию плана воспитательной работы (духовно-нравственное направление). |
Описание урока Мужества «Мы - помним, мы - гордимся!»
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров собственной жизни. Поэтому перед педагогами все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания, которое необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста. Одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема: «Великая Отечественная война».
Данный урок формирует у учащихся чувства уважения к традициям страны, своей малой родины, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков; бережное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков.
Сценарий Урока Мужества «Мы - помним, мы – гордимся!» подготовлен на краеведческом материале с использованием материалов проекта «Герои страны»; Портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г»), Проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти».
Для достижения результативности мероприятия использованы различные аудиовизуальные средства: кроссенс, доска Padlet , слайд – фильм «Бессмертный полк», ролики Акции «По зову сердца», стихотворение, информационный стенд, подготовленный к проведению классного часа.
Урок подготовлен для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Участники: учащиеся уровня начального общего образования, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.
В ходе подготовки к уроку Мужества подготовлены фотоальбомы «Страницы старого альбома», «Бессмертный полк», в которых размещены портреты и найденная информация об участниках Великой Отечественной войны, прадедах учеников 4В класса МАОУ «СОШ № 2». Данный материал был использован при проведении классного часа.
В классном кабинете был оформлен уголок «Мы – помним, мы – гордимся!», в котором размещены фото участников Великой Отечественной Войны, прадедов учеников 4В класса.
Ход классного часа
Учитель:
-Ребята, сегодняшний классный час затрагивает очень важную тему для людей разных поколений. Эта тема актуальна и для нас с вами. Попробуйте определить тему нашего классного часа, разгадав кроссенс.
(Кроссенс)
-Наш урок, урок мужества, посвящается нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война (1941-1945г.) продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.
- С победного 1945 года прошло 75 лет, но человеческая память вновь и вновь обращает нас к страшным событиям Великой Отечественной войны, ставшим историей.
Память. Без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего.
- Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой советской семьи. Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых как бы сконцентрировалась память народа.
-Сегодня накануне Великого праздника 75-летия Дня Победы мы поговорим о подвиге наших земляков, прадедов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
- Познакомимся с историей нашего края, Заводоуковской земли.
https://proza.ru/2015/10/23/269
(Доска Padlet)
https://padlet.com/sororinasvet5lana1968/qfq4cws5vqrfge0q
-Не обошла война стороной и маленький посёлок Заводоуковск, насчитывавший всего шесть тысяч жителей. Свыше 12 тысяч жителей Заводоуковска и его района были призваны на фронт, чтобы сражаться за освобождение Родины. С войны не вернулись 5071 человек:
-2 895 жителей Заводоуковского района погибли на войне,
-1 906 пропали без вести,
-256 умерли от ран и болезней,
-14 погибли в плену.
За геройские подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками 4 человека были удостоены звания Героя Советского Союза: житель села Дроново - Мартын Пантелеевич Тепляков (15 января 1944 года), житель села Боровинка - Николай Митрофанович Щукин (23 августа 1944 года), житель села Новая Заимка - Виктор Михайлович Важенин (24 марта 1945 года), житель села Колесников - Пётр Еремеевич Фёдоров (апрель 1945 года).
Все они были удостоены высокого звания в молодом возрасте. Ко дню присвоения звания героя Н.М.Щукину было 22 года, В.М. Важенину – 39 лет, П.Е.Фёдорову – 31 год, М.П.Тепляков погиб в бою в возрасте 26 лет.
Практически во всех масштабных операциях, крупных сражениях отличились наши земляки.
Но не только армия ковала Великую Победу. Оставшиеся жители города работали в тылу на благо фронта. Заводоуковск дал приют многим тысячам эвакуированных. В годы войны в Заводоуковском районе были размешены более двух тысяч детей блокадного Ленинграда.
В 1941 году в Заводоуковск было эвакуировано ОКБ Воронежского авиационного завода, работавшее здесь над проектом первого советского реактивного истребителя БИ-1. Возглавлял завод авиаконструктор Александр Москалев. На созданном в кратчайшие сроки авиазаводе был наложен выпуск планеров и многие другие виды военной авиатехники. Наиболее значимым достижение КБ Москалева в заводоуковской эвакуации стала постройка истребителя БИ-1.
Одним из крупнейших предприятий во время войны являлся Заводоуковский мехлеспункт. 11 июня 1941 года шофёр предприятия Фатеев выступил с предложением отдать на фронт обороны Родины свой однодневный заработок. В результате было перечислено на нужды армии 1 070 рублей.
Осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа военно-воздушных сил (ВВС). За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняло участие в войне. Здесь обучались будущие космонавты Владимир Михайлович Комаров и Лев Степанович Дёмин, Игорь Чкалов, сын знаменитого лётчика Валерия Чкалова.
В годы войны Заводоуковский край стал одной из многих территорий страны, куда поступали раненые с фронтов. Первые раненые в эвакогоспиталь № 3519 прибыли уже в июле 1941 года. Госпиталь терапевтического профиля был развернут на базе Заводоуковского санатория и рассчитан на 250 коек. Здесь по сентябрь 1944 года лечили фронтовиков с тяжелой формой туберкулеза. После лечения бойцы снова возвращались на фрон.
Заводоуковцы внесли значительный вклад в приближение победы. В посёлке работали артели по производству необходимых фронту изделий, в школах проходили обучение эвакуированные подростки.
В Заводоуковск была эвакуирована юная поэтесса Юлия Друнина. Из Заводоуковска Юлия отправилась добровольцем на фронт, добравшись пешком в Ялуторовский райвоенкомат. Послушайте строки из ее стихотворения.
Эвакуации тоскливый ад -
В Сибирь я вместо армии попала.
Ялуторовский райвоенкомат -
В тот городок я топала по шпалам.
Я шла пешком из доброго села
Что нас, детей и женщин приютило
Метель осатанелая мела
И ветер хвастал ураганной силой …
-Вот какую героическую историю имеет наш славный город Заводоуковск.
-К великой дате – 75-летия Великой Победы наш класс трудился над проектом «Бессмертный полк». В ходе работы мы использовали материалы проектов «Герои страны»; портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г»), проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти». Были использованы материалы, хранящиеся в домашних архивах. Итогом нашей исследовательской работы стало создание фотоальбомов «Страницы старого альбома», «Бессмертный полк», в которых размещены портреты и найденная информация об участниках Великой Отечественной войны, наших прадедах. Был создан видеоролик «Бессмертный полк». К данному классному часу был оформлен классный уголок «Мы- помним, мы – гордимся!» В конце классного часа мы обратимся к этому уголку.
(Просмотр ролика)
https://vk.com/id465295152?z=video465295152_456239019%2Fa91607618cf7e2c78e%2Fpl_wall_465295152
-Несколько учеников нашего класса приняли участие в Акции «По зову сердца», в рамках которой рассказали о своих прадедах.
-Давайте послушаем их рассказы.
Белых Таисия рассказывает о своем прадеде, Белых Александре Васильевиче)
https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239625%2Fpl_465295152_-2
Козлов Андрей рассказывает о своем прадеде Дорошенко Петре Ивановиче
https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239569%2Fpl_465295152_-2
Кадочникова Мария рассказывает о своем прадеде Коркине Никоне Парфеновиче
https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239570%2Fpl_465295152_-2
Цыбулина Вероника рассказывает о своем прадеде Тормосине Иване Софоновиче
https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239447%2Fpl_465295152_-2
Логачева Дарья рассказывает о своем прадеде Дубровине Якове Афанасьевиче
https://vk.com/videos465295152?z=video-193857352_456239448%2Fpl_465295152_-2
-Вот какими героями были наши деды и прадеды! Благодаря им наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Выстояло благодаря героям, совершавшим подвиги во имя страны и русского народа.
-Пусть память о годах, опаленных войной, хранится в каждом городе: в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц; в каждой семье: в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, военных фотографиях. У этих кадров одно имя – память. От нас зависит, сохраним мы в памяти наших героев или уйдут они в небытие. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.
-Ребята! По завершению классного часа я предлагаю каждому из вас дополнить одну из фраз:
«Во время занятия я понял, что …»;
«Я поражён …»;
«Меня тронуло до слёз …»;
«Я узнал …»;
«Я удивился …».
-Теперь возьмите язычки пламени красного цвета и дополните одну из фраз:
«Я обещаю …!»;
«Я буду …!»;
«Я горжусь …!»
- Разместим «язычки пламени» на вечном огне.
-Каждый год 9 мая гремит Победный салют во всех городах нашей Родины. Каждый год 9 мая в память о погибших на той жестокой войне проходит Минута молчания. В эту минуту люди молча стоят, склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное небо.
- Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь.
https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html
-Каждый год 9 мая все люди нашей страны возлагают цветы к памятникам воинам Великой Отечественной войны.
-Я предлагаю разместить изготовленные цветы в нашем уголке, как частичку своей памяти о наших дедах и прадедах, ценою жизни принесших победу в Великой Отечественной войне.
(на уроке технологии заранее были сделаны гвоздики).
Закончить урок я хочу стихотворением поэта Виктора Турова, в котором он обращается с пожеланием к погибшим и живым.
http://hramvidiaevo.cerkov.ru/2017/05/09/stixi-dlya-detej-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/
Погибшим и живым
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!
Голдина Лилия Вильевна
Сорокина Светлана Валерьевна