Проект «Мы помним, мы гордимся!»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад № 28 комбинированного вида»
городской конкурс среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования «Навстречу Победе»
номинация – педагогический проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы помним, мы гордимся!»
«МЫ ПОМНИМ,
МЫ ГОРДИМСЯ!»
Дорошенко Ирина Анатольевна,
воспитатель, 1 кв. категория.
Рысева Ирина Васильевна,
воспитатель, 1 кв. категория
г. Новосибирск
2020 г.
Информационная карта проекта
Вид проекта: социальный.
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, узкие специалисты, родители (законные представители).
Продолжительность проекта: январь - май 2020 года.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Актуальность проекта:
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне (далее – ВОВ). Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Одна из основных задач проекта «Мы помним! Мы гордимся!» - это показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу. Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.
В преддверии празднования 75-летия Дня Победы мы с детьми провели опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ в ходе, которого увидели, что дети имеют скудные знания о героях войны, не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Поэтому нами, воспитателями, было принято решение разработать и реализовать проект «Мы помним, мы гордимся!». Реализация проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали дети, родители (законные представители), все специалисты ДОУ.
Цель:
Обобщение и расширение знаний об истории Великой Отечественной войны посредством деятельностного подхода.
Задачи:
расширять и систематизировать знания дошкольников о ВОВ;
углублять представления детей о героических подвигах воинов, о том, как народ чтит их память;
расширять представления детей о праздновании в нашей стране Дня Победы;
формировать нравственно-патриотические качества: смелость, мужество, желание защищать свою Родину;
продолжать знакомить детей с историей ВОВ, с рассказами о подвигах героев;
воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти наших бойцов, желание возлагать цветы к памятникам;
вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, активное участие в проектной деятельности.
Сроки реализации проекта: 5 месяцев.
Основные формы реализации проекта:
Организованная образовательная деятельность (далее ООД), беседы, просмотр презентаций о войне, мини-выставки, консультации для родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта у детей повысится интереса к истории России, сформируется уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты, ордена и т. д.)
Повысится эффективность взаимодействия МКДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида» с социальными партнёрами, родителями по вопросам расширения знаний дошкольников о героях Великой Отечественной войны, о празднике – День Победы, о 75-летнем юбилее Победы нашей страны в войне. Расширятся и систематизируются знания о Великой Отечественной войне; понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
У родителей повысится уровень педагогической культуры родителей в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
В процессе реализации проекта у дошкольников будут сформированы знания:
о Российской армии; о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы Великой Отечественной войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;
о городах-героях, разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой технике;
гендерные представления у мальчиков (стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины) и девочек (уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины).
Повысится интерес к проектной деятельности у детей, педагогов и родителей.
Критерии и показатели эффективности проекта:
сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне;
дети имеют начальные представления о ВОВ, о празднике 9 Мая – День Победы;
дети понимают значение слов Великая Отечественная война, День Победы, герой, ветеран, труженик тыла, дети-герои;
интересом слушают рассказы, художественные произведения о ВОВ, высказывают свое отношение к войне;
с выражением декламируют стихи о войне и Победе;
с интересом слушают рассказы приглашенных ветеранов о Великой Отечественной войне;
знают информацию о родственниках, погибших в ВОВ;
понимают смысл пословиц и поговорок о дружбе, войне, мире;
владеют коммуникативными навыками в игровой деятельности.
Продукт проектной деятельности:
рисунки детей о Великой Отечественной войне;
сувениры ветеранам Великой Отечественной войны;
составление бесед, конспектов занятий, досугов, праздников о ВОВ;
презентации «Детям о войне», «Вечная слава героям»;
альбомы «Мой прадед – герой»;
праздник «Этот День Победы»;
просмотр фильмов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Содержание работы:
Реализация данного проекта будет осуществляться по следующим этапам: организационный, основной, заключительный.
Месяц | Мероприятия | |
Подготовительный этап | ||
Январь | Сбор литературы по данной теме. | |
Постановка целей и задач проекта. | ||
Составление плана работы по реализации проекта. | ||
Систематизация и оформление дидактических и наглядных материалов. | ||
Подбор иллюстраций, фотографий на военную тематику, подбор художественных произведений, стихотворений, репродукций картин, музыкальных произведений. | ||
Февраль | Подготовка бесед о войне: «Защитники Отечества», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Памятники воинской славы», «Традиции празднования Дня Победы», «Монумент боевой Славы в Новосибирске», «Подвиг сибиряков». | |
Оформление патриотического уголка в группе «75 лет Победы». | ||
Основной этап | ||
Работа с детьми | ||
Февраль | Литературная гостиная «Письмо с фронта». | |
Смотр-конкурс авторских стихов о войне. | ||
Исследовательская деятельность: рассматривание кусочка хлеба – пайка, выдаваемого при блокаде города-героя Ленинграда. | ||
Решение педагогических проблем «Помоги раненому», «Сходи в разведку». | ||
Март | Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто». | |
Проведение физкультурного праздника «Зарница». | ||
Сочинение совместно с детьми стихотворения «Война». | ||
Создание семейных мини-альбомов «Этих дней не смолкнет слава». | ||
Апрель | Просмотр презентации «Детям – о войне», «Поклонимся великим тем годам…». | |
Изготовление книжек-малышек о войне, о Великой Победе. | ||
Творческое изготовление совместно с родителями «Книги Памяти», содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей – участниках войны, их героических судьбах. | ||
Театрализованная постановка «В минуты затишья…». | ||
Рассматривание боевых наград в семьях воспитанников. | ||
Оформление тематической выставки «75 лет Победы» в книжном уголке. | ||
Май | Выставка детских рисунков «Мы – за мир». | |
Просмотр фильмы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. | ||
Выставка творческих работ «Открытка ветерану». | ||
Рассматривание медалей и орденов ветеранов войны. | ||
Выставка сувениров для ветеранов ВОВ. | ||
Экскурсия к Вечному огню, к Монументу Славы с возложением живых цветов. | ||
Праздник, посвященный 75-летию Великой Победы. | ||
В ходе реализации проекта | Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, знакомство с пословицами и поговорками о войне. | |
В ходе реализации проекта | Сюжетно-ролевые и подвижные игры военной тематике. | |
Взаимодействие с родителями | ||
Февраль | Литературная гостиная «Письмо с фронта». | |
Март | Создание семейных мини-альбомов «Этих дней не смолкнет слава». | |
Привлечение к физкультурному празднику «Зарница». | ||
Привлечение к созданию семейных мини-альбомов «Этих дней не смолкнет слава» | ||
Апрель | Творческое изготовление совместно с детьми «Книги Памяти», содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей – участниках войны, их героических судьбах | |
Май | Выступление родителей о своих дедушках, бабушках, воевавших в ВОВ | |
Приглашение на праздничное занятие | ||
Привлечение родителей к поездке на Монумент Славы | ||
Заключительный этап | ||
| ООД на тему «Что я знаю о войне». | |
Май | Презентация проекта: «День Победы». | |
Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто». | ||
Выставка рисунков, посвященных 75-летию Победы. | ||
Декламирование стихотворений о Победе. | ||
Праздник «День Победы». |
Подборка художественных произведений, посвященных ВОВ.
С. Алексеев «От Москвы до Берлина»;
С. Баруздин «Шел по улице солдат»;
Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник советскому солдату»;
О. Высотская «Мой брат уехал на границу»;
Н. Ходза «Дорога жизни»;
В. Семенцова «Лист фикуса»;
Рассказы о Великой Отечественной войне «Победа будет за нами»
Чтение стихотворений о войне:
С. Маршак «Разговор с внуком»;
С. Погореловский «Советский солдат»;
П. Воронько «День Победы»;
С. Пивоваров «Старый снимок»;
В. Туров «Дедушкин портрет»;
С. Михалков «Нет войны», «День Победы»;
А. Терновский «Обелиски»;
И. Краснов «Подвиг сибиряков»;
Л. Чикин «Помним о них»;
П. Моряков «Монумент боевой Славы».
Подборка музыкальных произведений о ВОВ:
Д. Тухманов «День Победы»;
А. Александров «Священная война»;
М. Блантер «Катюша»;
В. Агапкин «Прощание славянки»;
Филиппенко «Вечный огонь», «Наша армия сильна».
Подборка сюжетно-ролевых и подвижных игр военной тематики:
«Разведчики»
Цель: развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры: разведчики (3-4 чел.) с закрытыми глазами ловят «языков». Неприятели бегают и звенят колокольчиками.
«Кто быстрее – тот командир»
Цель: побуждение детей к выполнению действий по сигналу, развитие организованности, самостоятельности, быстроты, ловкости.
Ход игры: на стульчиках, расставленных в ряд, лежат предметы одежды. По команде дети должны как можно быстрее одеться. Выигрывает тот, кто все действия проделывает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром.
«Сапёры»
Цель: развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры: дети обезвреживают «мины» (диски), наступая на кочки.
«Связисты»
Цель: развитие быстроты, ловкости, выносливости, умения выполнять действия по сигналу.
Ход игры: первый связист протягивает кабель (шнур), преодолевая полосу препятствий. Второй связист, преодолевая препятствия, устанавливает телефонный аппарат, выходя на связь позывным: «Первый, первый, я второй, как слышно, приём».
«Артиллеристы»
Цель: развитие быстроты, ловкости, активности детей.
Ход игры: дети попадают в танк (цель) гранатами (мешочками).
«Гранаты в ящик»
Цель: развитие ловкости, быстроты, активности детей.
Количество играющих: 1-6 чел.
Инвентарь: шары для сухого бассейна.
Ход игры: воспитатель высыпает на пол цветные шарики (гранаты) и выставляет преграды (скамейка, крупные модули). Дети должны преодолеть преграды, собирая гранаты в ящик. Задание можно усложнить, предлагая собирать шарики выборочно: или только разноцветные, или маленькие.
«Пробеги тихо мимо дозора»
Цель: развитие умения бегать легко, ритмично, воспитание самостоятельности и активности, воспитание командного духа.
Ход игры: дети делятся на группы по 5-6 чел., стоят за чертой на одном конце площадки. Выбирается водящий (дозорный), который стоит посередине площадки. Если дозорный услышит шум шагов, то говорит «Стой», и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, дозорный показывает, откуда слышит шум, и дети возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочерёдно пробегают все группы детей.
Стихотворение, сочиненное воспитателем с детьми:
Война
Ярко светило солнце,
Пели птицы кругом
И вдруг разорвалась бомба,
Война пришла к нам в дом.
Не сбыться нашим мечтаньям,
Конец светлым дням.
Но вся страна от мала до велика
Поднялась, на защиту Родины встав.
Наши прадеды и деды
Кровь проливали свою.
Чтоб жилось нам мирно, свободно,
Жизнь отдавали свою.
И стоят обелиски повсюду
Как память времён былых.
И глядим с тоской мы в небо,
Слыша журавлиный крик.
Это не птицы летят, не птицы,
Это души умерших солдат.
И слёзы текут по лицам,
Это гордость за наших ребят.
Не хотим мы войны, не надо!
И не надо чужих земель!
Мы мирно жить хотим в России.
Но ни пяди не отдадим земли своей!
Никакой чёрной силе
Не прорваться в нашу страну.
Мы любим тебя, Россия!
Защитим Отчизну свою!
Рекомендации:
Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждениях для повышения уровня интеллектуального развития детей. Опыт внедрения проекта может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного учреждения. Опыт может быть использован для создания подобных проектов, имеющих проблемы в других направлениях.