12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Владимировна24

Технологическая карта изучения темы


Предмет

Музыка

Класс

3

Тип урока

урок открытия нового знания


Технология построения урока

проблемно-диалогическая


Тема

Утро в музыке Э. Грига. Средства музыкальной выразительности

Цель

Создание условий для овладения учащимися знаниями о мелодии, темпе, динамике, тембре как средствах музыкальной выразительности и развития музыки в музыкальном произведении на материале пьесы Э.Грига «Утро».

Основные термины, понятия

Средства музыкальной выразительности, мелодия, темп, тембр, динамика.

Планируемый результат

Предметные умения и знания:

-умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;

-знать имя норвежского композитора Э. Грига;

-умение воспринимать музыку, размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;

-наблюдение за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

-умение распознавать художественный смысл одночастной формы;

-проявление навыков вокально-хоровой деятельности: петь естественным голосом, напевно, выразительно, передавая характер музыки.














Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-уметь вести диалог.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная








Книгопечатная продукция:

В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. Музыка. Учебник. 3 класс.

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор



















Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

















Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- уметь вести диалог.

Музыкальное приветствие:

-Начнем урок сейчас, я рада видеть вас. Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место". Для работы нам сегодня понадобятся конверты (№1, №2) с заданиями и вопросами, карточки с изображениями солнышка, тучки, солнышка, разгоняющего облака.

- Какое у вас настроение? Покажите с помощью предложенных вам картинок.

Учащимся предлагается три изображения (радостное солнышко, солнышко, разгоняющее облака, тучка)

-Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся, подарим друг другу улыбки.








Учащиеся проверяют наличие необходимых принадлежностей.




Ученики выбирают и показывают картинку, соответствующую их эмоциональному настроению в данный момент.

Актуализация опорных знаний и умений

Предметные:

-Уметьвыявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств;

-Знать имя норвежского композитора Э.Грига;


Метапредметные:(УУД):

Познавательные:

- выполнять классификацию;

-обосновывать основание для классификации;

- выполнять анализ;


Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- уметь вести диалог.


На фоне тихо звучащей музыки Э. Грига «Утро» и ряда слайдов, изображающих утро, учитель читает стихотворение «С добрым утром!» С. Есенина.


Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.


Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.


У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»


-Как вы думаете, какая тема объединяет прозвучавшее стихотворение, произведения изобразительного

искусства и музыку?

-Звучало произведение великого

норвежского композитора Э. Грига «Утро».


Ученики слушают стихотворение на фоне музыки, следят за видеорядом.

















-учащиеся пытаются сформулировать тему



Постановка учебной проблемы

Предметные:

-Уметьвыявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств;


Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли



-Скажите, с помощью чего, каких средств, создает картину утра поэт?

-А какими средствами рисует утро художник?

-А что помогает композитору передать картину утра?

-А как приходит утро? Что в это время происходит в природе?



-А кто, художник, композитор или поэт, может показать постепенное пробуждение природы?

-С помощью слов.


-Краски и кисточка.

-Помогают звуки.

-Медленно поднимается солнышко из-за горизонта, светлеет, просыпается природа, начинают петь птички…

-Художник в картине может нарисовать только один момент

(фрагмент, эпизод) восхода солнца, пробуждения природы. Поэт и композитор могут «нарисовать» постепенный приход утра. Поэт, используя различные слова, может описать предметы, явления природы, что с ними происходит утром. Композитор также при помощи звуков может создать музыкальную картину приходящего, пробуждающегося утра.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.


-А как все-таки композитор может «нарисовать», создать музыкальную картину утра?

-Сегодня мы понаблюдаем, что же помогает композитору Э. Григу «нарисовать» музыкальную картину пробуждающегося утра.

-Начнем работу с игры-разминки «Музыкальная мозаика». Определим 4 группы знатоков. Возьмите конверт с заданием №1. Собрав мозаику, каждая группа сможет назвать средство, которым пользовался Э. Григ для изображения утра.

-Какие средства вы собрали?

-Правильно. С помощью средств музыкальной выразительности композиторы могут выразить в музыке характер, настроение, чувства.

-Сейчас соотнесите ваши термины с их определениями на карточках.

-Молодцы! Вы справились с заданиями! Теперь вам необходимо будет определить, как, каким образом композитор использует названные вами средства в своем музыкальном произведении. Возьмите конверт с заданием №2, прочитайте вопросы и приготовьтесь слушать музыку Э. Грига «Утро». А Ира получает индивидуальное задание, потому что она учится в музыкальной школе: ей необходимо будет после прослушивания музыки словесно описать картину утра.

Вопрос вызывает затруднение, так как не хватает знаний.

1 группа собирает слово ДИНАМИКА,

2 группа – ТЕМП,

3 группа – ТЕМБР,

4 группа – МЕЛОДИЯ.



-Средства музыкальной выразительности.



Ученики зачитывают вопросы на карточках в конвертах:

1 группа –Изменяется ли динамика в пьесе Э. Грига «Утро»?

2 группа – Изменяется ли темп в произведении Э. Грига «Утро»?

3 группа – Изменяется ли на протяжении звучания пьесы Э. Грига «Утро» ее тембровая окраска?

4 группа – Изменяется ли характер мелодии в произведении Э. Грига «Утро»?


Открытие нового знания

Предметные:

-умение внимательно слушать музыку;

-умение эмоционально откликаться на прослушанное музыкальное произведение;

-умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;

-наблюдение за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение вести диалог.


-Теперь сядьте удобно. Сейчас мы внимательно послушаем произведение Э. Грига «Утро».


-Можете посовещаться в группах, чтобы ответить на свой вопрос.

-Итак, давайте посмотрим, как же такие музыкальные средства выразительности, как динамика, тембр, темп, мелодия, помогают Э. Григу создать картину утра, нарисовать постепенный восход солнца?



















Учащиеся прослушивают пьесу Э. Грига «Утро», затем в течение

2-3 минут обсуждают ответы на вопросы.

Ответы: 1 группа – В начале произведения музыка звучала тихо, первые лучики солнца только проглядывают через облака. Постепенно динамика нарастает, солнце поднимается все выше. Наконец солнышко взошло, его лучи освещают землю. В конце музыка звучит не слишком громко, природа пробудилась, и все зажило своей привычной жизнью.

2 группа – На протяжении звучания произведения темп музыки не изменяется. Спокойный, ровный темп музыки помогает передать картину постепенного восхода солнца.

3 группа – В начале произведения ярко звучат два инструмента – флейта и гобой, как пастуший наигрыш на фоне пения птиц. Затем вступает весь оркестр, где основная роль отводится струнным инструментам. В этом месте мы услышали, что взошло солнце. Далее настроение пьесы становится более спокойным, и появляется ощущение, что солнечные лучи мягко ложатся на землю. Жизнь идет своим чередом.

4 группа – Мягкая, протяжная, плавная, напевная мелодия рисует постепенный восход солнца.



Применение новых знаний

Предметные:

-уметь применять полученные вокально-хоровые навыки в исполнении мелодии: пение светлым, естественным голосом, плавно, используя мягкую атаку звука, пение на опоре, с разной динамикой;

-умение выразительно исполнять песню, правильно распределяя дыхание;

-наблюдение за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;



Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.












-Раз мелодия этой музыки напевная, песенная, мы можем ее пропеть?

-Примите певческую позицию: выпрямите спину, голову держите прямо, естественно. Первая группа поет первую фразу на звук «У», показывая движением руки направление движения мелодии.

-Вторая группа поет вторую фразу на звук «О».

-Изменилась мелодия?

-Третью фразу исполняют третья и четвертая группы на звук «А».

-Как изменилась мелодия?

-Итак, поем все вместе: первая группа – первую фразу, вторая группа – вторую, третья и четвертая группы – третью.

-Теперь споем еще раз, но уже со словами «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась, и утро пришло».

- Примите певческую позицию стоя: спина прямая, голова естественно прямо, опора на обе ноги. Поем мелодию со словами, дирижируя обеими руками, показывая движение мелодии и ее характер (плавный, мягкий). На самом высоком звуке встаньте на носки и постепенно поднимите руки вверх, как будто взошло солнце.(Динамическая пауза)

-Потянитесь к солнышку, посмотрите на солнышко, погреем носики на солнце!

-Молодцы! Мы в нашем пении сумели показать наступление утра. Садитесь.

-Ребята, что мы сейчас только что пропели?

-Совершенно верно, из этой маленькой интонации вырастает картина утра.

-Итак, какое утро нарисовал своей музыкой Э. Григ? Подберите прилагательные, используя «Словарик образных определений (эпитетов)»

-А теперь давайте послушаем, какое утро представила себе Ира.


-Да.




Первая группа исполняет первую фразу на звук «У».


Вторая группа исполняет вторую фразу на звук «О».


Третья и четвертая группы исполняют третью фразу на звук «А».

-Мелодия устремилась вверх, потом снова опустилась.


Учитель вместе с учащимися исполняет мелодию.


Вместе с учителем поют мелодию стоя, показывая руками движение мелодии вверх и вниз плавными и мягкими движениями рук, постепенно к концу фраз поднимая руки вверх.

Тянутся на носках, поднимая руки и голову вверх.


-Начальную мелодию, музыкальную интонацию произведения Э. Грига.


Учащиеся по очереди называют прилагательные.


Девочка зачитывает свое наблюдение за музыкой.






Учащиеся еще раз называют средства музыкальной выразительности, с которыми они работали: динамика, темп, тембр, мелодия.


Учащиеся исполняют песню И. Космачева

«Здравствуй, детство!».







-Ира представила утро в лесу. А где еще мы могли наблюдать рассвет?

-Да, действительно, слушая пьесу Э. Грига, кажется, что композитор показал восход солнца в лесу. На самом деле Э. Григ изобразил утро в пустыне Сахара.

-Итак, давайте еще раз назовем музыкальные средства выразительности, которые помогли Э. Григу из маленькой интонации (учитель наигрывает первые четыре звука) развить и создать такую музыкальную поэтическую картину утра.

-Сегодня на уроке мы понаблюдали за музыкальным восходом солнца. Солнышко встало. И мы давайте встанем, примем певческую позицию и подарим друг

другу подарок – песенку о солнышке, о начале нового дня.

-В поле, в деревне, в горах, на реке, у озера…




Ученики называют средства музыкальной выразительности:

- мелодия, темп, тембр, динамика.



Ученики исполняют песню «Здравствуй, детство!»


Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



-Как вы себя чувствуете после нашего урока? Покажите свое настроение при помощи картинки.

t1699608320aa.jpg

t1699608320ab.jpg

t1699608320ac.jpg


-Захотелось ли вам нарисовать свой рассвет, свое утро?

-Это будет вашим домашним заданием: нарисовать утро красками или словами. Если это будет трудно сделать, то найти фотографию, картинку, изображающую утро.

-Я рада, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. А теперь посмотрите на картинку с обратной стороны. Взошедшее солнышко всем поставило оценки. Какие?

-Замечательно! До свидания, до новых встреч!

Учащиеся показывают картинку, соответствующую их эмоциональному настроению в данный момент.















-Пятерки!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.