Урок музыки в 3 классе «Утро»
Технологическая карта изучения темы
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - уметь вести диалог. | Музыкальное приветствие: -Начнем урок сейчас, я рада видеть вас. Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте! Проверьте, как организовано ваше "рабочее место". Для работы нам сегодня понадобятся конверты (№1, №2) с заданиями и вопросами, карточки с изображениями солнышка, тучки, солнышка, разгоняющего облака. - Какое у вас настроение? Покажите с помощью предложенных вам картинок. Учащимся предлагается три изображения (радостное солнышко, солнышко, разгоняющее облака, тучка) -Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся, подарим друг другу улыбки. | Учащиеся проверяют наличие необходимых принадлежностей. Ученики выбирают и показывают картинку, соответствующую их эмоциональному настроению в данный момент. |
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: -Уметьвыявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств; -Знать имя норвежского композитора Э.Грига; Метапредметные:(УУД): Познавательные: - выполнять классификацию; -обосновывать основание для классификации; - выполнять анализ; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - уметь вести диалог. | На фоне тихо звучащей музыки Э. Грига «Утро» и ряда слайдов, изображающих утро, учитель читает стихотворение «С добрым утром!» С. Есенина. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» -Как вы думаете, какая тема объединяет прозвучавшее стихотворение, произведения изобразительного искусства и музыку? -Звучало произведение великого норвежского композитора Э. Грига «Утро». | Ученики слушают стихотворение на фоне музыки, следят за видеорядом. -учащиеся пытаются сформулировать тему |
Постановка учебной проблемы | Предметные: -Уметьвыявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств; Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли | -Скажите, с помощью чего, каких средств, создает картину утра поэт? -А какими средствами рисует утро художник? -А что помогает композитору передать картину утра? -А как приходит утро? Что в это время происходит в природе? -А кто, художник, композитор или поэт, может показать постепенное пробуждение природы? | -С помощью слов. -Краски и кисточка. -Помогают звуки. -Медленно поднимается солнышко из-за горизонта, светлеет, просыпается природа, начинают петь птички… -Художник в картине может нарисовать только один момент (фрагмент, эпизод) восхода солнца, пробуждения природы. Поэт и композитор могут «нарисовать» постепенный приход утра. Поэт, используя различные слова, может описать предметы, явления природы, что с ними происходит утром. Композитор также при помощи звуков может создать музыкальную картину приходящего, пробуждающегося утра. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | -А как все-таки композитор может «нарисовать», создать музыкальную картину утра? -Сегодня мы понаблюдаем, что же помогает композитору Э. Григу «нарисовать» музыкальную картину пробуждающегося утра. -Начнем работу с игры-разминки «Музыкальная мозаика». Определим 4 группы знатоков. Возьмите конверт с заданием №1. Собрав мозаику, каждая группа сможет назвать средство, которым пользовался Э. Григ для изображения утра. -Какие средства вы собрали? -Правильно. С помощью средств музыкальной выразительности композиторы могут выразить в музыке характер, настроение, чувства. -Сейчас соотнесите ваши термины с их определениями на карточках. -Молодцы! Вы справились с заданиями! Теперь вам необходимо будет определить, как, каким образом композитор использует названные вами средства в своем музыкальном произведении. Возьмите конверт с заданием №2, прочитайте вопросы и приготовьтесь слушать музыку Э. Грига «Утро». А Ира получает индивидуальное задание, потому что она учится в музыкальной школе: ей необходимо будет после прослушивания музыки словесно описать картину утра. | Вопрос вызывает затруднение, так как не хватает знаний. 1 группа собирает слово ДИНАМИКА, 2 группа – ТЕМП, 3 группа – ТЕМБР, 4 группа – МЕЛОДИЯ. -Средства музыкальной выразительности. Ученики зачитывают вопросы на карточках в конвертах: 1 группа –Изменяется ли динамика в пьесе Э. Грига «Утро»? 2 группа – Изменяется ли темп в произведении Э. Грига «Утро»? 3 группа – Изменяется ли на протяжении звучания пьесы Э. Грига «Утро» ее тембровая окраска? 4 группа – Изменяется ли характер мелодии в произведении Э. Грига «Утро»? |
Открытие нового знания | Предметные: -умение внимательно слушать музыку; -умение эмоционально откликаться на прослушанное музыкальное произведение; -умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; -наблюдение за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; Личностные: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение вести диалог. | -Теперь сядьте удобно. Сейчас мы внимательно послушаем произведение Э. Грига «Утро». -Можете посовещаться в группах, чтобы ответить на свой вопрос. -Итак, давайте посмотрим, как же такие музыкальные средства выразительности, как динамика, тембр, темп, мелодия, помогают Э. Григу создать картину утра, нарисовать постепенный восход солнца? | Учащиеся прослушивают пьесу Э. Грига «Утро», затем в течение 2-3 минут обсуждают ответы на вопросы. Ответы: 1 группа – В начале произведения музыка звучала тихо, первые лучики солнца только проглядывают через облака. Постепенно динамика нарастает, солнце поднимается все выше. Наконец солнышко взошло, его лучи освещают землю. В конце музыка звучит не слишком громко, природа пробудилась, и все зажило своей привычной жизнью. 2 группа – На протяжении звучания произведения темп музыки не изменяется. Спокойный, ровный темп музыки помогает передать картину постепенного восхода солнца. 3 группа – В начале произведения ярко звучат два инструмента – флейта и гобой, как пастуший наигрыш на фоне пения птиц. Затем вступает весь оркестр, где основная роль отводится струнным инструментам. В этом месте мы услышали, что взошло солнце. Далее настроение пьесы становится более спокойным, и появляется ощущение, что солнечные лучи мягко ложатся на землю. Жизнь идет своим чередом. 4 группа – Мягкая, протяжная, плавная, напевная мелодия рисует постепенный восход солнца. |
Применение новых знаний | Предметные: -уметь применять полученные вокально-хоровые навыки в исполнении мелодии: пение светлым, естественным голосом, плавно, используя мягкую атаку звука, пение на опоре, с разной динамикой; -умение выразительно исполнять песню, правильно распределяя дыхание; -наблюдение за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Раз мелодия этой музыки напевная, песенная, мы можем ее пропеть? -Примите певческую позицию: выпрямите спину, голову держите прямо, естественно. Первая группа поет первую фразу на звук «У», показывая движением руки направление движения мелодии. -Вторая группа поет вторую фразу на звук «О». -Изменилась мелодия? -Третью фразу исполняют третья и четвертая группы на звук «А». -Как изменилась мелодия? -Итак, поем все вместе: первая группа – первую фразу, вторая группа – вторую, третья и четвертая группы – третью. -Теперь споем еще раз, но уже со словами «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась, и утро пришло». - Примите певческую позицию стоя: спина прямая, голова естественно прямо, опора на обе ноги. Поем мелодию со словами, дирижируя обеими руками, показывая движение мелодии и ее характер (плавный, мягкий). На самом высоком звуке встаньте на носки и постепенно поднимите руки вверх, как будто взошло солнце.(Динамическая пауза) -Потянитесь к солнышку, посмотрите на солнышко, погреем носики на солнце! -Молодцы! Мы в нашем пении сумели показать наступление утра. Садитесь. -Ребята, что мы сейчас только что пропели? -Совершенно верно, из этой маленькой интонации вырастает картина утра. -Итак, какое утро нарисовал своей музыкой Э. Григ? Подберите прилагательные, используя «Словарик образных определений (эпитетов)» -А теперь давайте послушаем, какое утро представила себе Ира. | -Да. Первая группа исполняет первую фразу на звук «У». Вторая группа исполняет вторую фразу на звук «О». Третья и четвертая группы исполняют третью фразу на звук «А». -Мелодия устремилась вверх, потом снова опустилась. Учитель вместе с учащимися исполняет мелодию. Вместе с учителем поют мелодию стоя, показывая руками движение мелодии вверх и вниз плавными и мягкими движениями рук, постепенно к концу фраз поднимая руки вверх. Тянутся на носках, поднимая руки и голову вверх. -Начальную мелодию, музыкальную интонацию произведения Э. Грига. Учащиеся по очереди называют прилагательные. Девочка зачитывает свое наблюдение за музыкой. Учащиеся еще раз называют средства музыкальной выразительности, с которыми они работали: динамика, темп, тембр, мелодия. Учащиеся исполняют песню И. Космачева «Здравствуй, детство!». | |||
| | -Ира представила утро в лесу. А где еще мы могли наблюдать рассвет? -Да, действительно, слушая пьесу Э. Грига, кажется, что композитор показал восход солнца в лесу. На самом деле Э. Григ изобразил утро в пустыне Сахара. -Итак, давайте еще раз назовем музыкальные средства выразительности, которые помогли Э. Григу из маленькой интонации (учитель наигрывает первые четыре звука) развить и создать такую музыкальную поэтическую картину утра. -Сегодня на уроке мы понаблюдали за музыкальным восходом солнца. Солнышко встало. И мы давайте встанем, примем певческую позицию и подарим друг другу подарок – песенку о солнышке, о начале нового дня. | -В поле, в деревне, в горах, на реке, у озера… Ученики называют средства музыкальной выразительности: - мелодия, темп, тембр, динамика. Ученики исполняют песню «Здравствуй, детство!» | |||
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| -Как вы себя чувствуете после нашего урока? Покажите свое настроение при помощи картинки.
-Захотелось ли вам нарисовать свой рассвет, свое утро? -Это будет вашим домашним заданием: нарисовать утро красками или словами. Если это будет трудно сделать, то найти фотографию, картинку, изображающую утро. -Я рада, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. А теперь посмотрите на картинку с обратной стороны. Взошедшее солнышко всем поставило оценки. Какие? -Замечательно! До свидания, до новых встреч! | Учащиеся показывают картинку, соответствующую их эмоциональному настроению в данный момент. -Пятерки! |