Урок на тему «Чудеса Божьи на фронтах Великой Отечественной войны»
Методическая разработка урока по Основам Православной культуры.
Пояснительная записка.
Опираясь на концепцию духовно-нравственного воспитания, хотелось бы коснуться таких базовых национальных ценностей, как патриотизм и традиционные российские религий, а в частности Православной веры русского народа. Ведь что такое патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. А разве без веры и любви к Богу может быть любовь к отчизне, к своему народу, к своей малой Родине? Конечно, каждый человек это соединение веры и патриотизма видит по своему, порой не задумывается о своих поступках и совершает ошибки. Но Православная вера дает нам путь понять, осознать и прийти к истине.
Наша страна переживала разные времена. За столетний период было множество потрясений, и одно из которых произошло в период Великой Отечественной войны. Тогда ничего не оставалось, как взять оружие в руки и идти защищать Родину. Но как, же русский солдат мог встать против жестокого врага без веры в Бога. И конечно Русская Православная Церковь была той духовной помощью, поддержкой для всей нашей страны.
Многие бывалые фронтовики рассказывают, что атеистов на фронте почти не осталось. Хоть самая маленькая искра веры зажигалась в сердцах каждого бойца. Перед атакой молились и крестились, мастерили крестики из подручного материала и надевали на себя. Это было тяжелое время, но с Божьей помощью мы выдержали и преодолели все то, что обрушилось на нашу страну.
1. Тема урока: «Чудеса Божьи на фронтах Великой Отечественной войны»
2. Цель: Формирование высокого патриотического сознания, осознания важности Православной веры русского народа и Русской Православной Церкви в победе над фашизмом, через знакомства обучающихся с реальными историями на фронтах Великой Отечественной войны. Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе рисования.
3. Задачи
Обучающие задачи:
- познакомить обучающихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны;
- расширить познавательную сферу обучающихся, через творческую инициативу каждого ребенка в зарисовке сюжета рассказа.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство патриотизма, гордость за свою Родину;
- воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия рассказов.
Развивающие задачи:
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке).
- формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
4. Наглядно-визуальный ряд:
Репродукции икон:
св. Митрофана Воронежского
Гербовецкая икона Божией Матери
Николая Чудотворца
Георгия Победоносца
Репродукции картин:
1. «Святой великий князь Александр Невский. Битва на Чудском озере», 2012года. Художник: Наталья Климова.
2. «Не уступим земли Русской Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского». И. Сушенок. Холст. Масло 2001год.
3. «Сергий Радонежский». В.Васнецов , 1882 год.
4. «Маршал Г.К.Жуков (1945)», Павел Корин.
5. Литературный ряд:
1) Слова Святого праведного Иоанна Кронштадтского - «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
6. Музыкальный ряд:
Песня «День Победы» композитора Тухманова Давида Фёдоровича и поэта Харитонова Владимира Гавриловича.
7. Организационно-пространственная среда:
1. Вопросительное пространство
2. Познавательно - вопросительное пространство
3. Познавательное пространство
4. Выставочное пространство.
8. Предварительная работа:
Организация выставки фотографий и документов времен ВОВ. Подборка фотографий, документов времен Великой Отечественной войны из семейных архивов обучающихся. Беседа обучающихся с носителями информации (ветеранами, тружениками тыла времен ВОВ).
9. Оборудование:
- мультимедийный экран;
- презентация занятия на тему «Чудеса Божьи на фронтах Великой Отечественной войны».
10. Область применения:
- Православная воскресная школа;
- Общеобразовательная школа;
- Военно-патриотические клубы;
- Кадетские классы.
11. Возраст обучающихся: от 11 до 17 лет.
12. Форма реализации: урок-беседа с творческим домашним заданием (рисунок на тему урока).
13. Ожидаемые результаты:
Знание истории своей страны во время ВОВ, осознание важности Православной веры русского народа, испытывать гордость за свою страну.
Карта занятия
Этап и время |
Образовательное пространство |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Метод обоснования |
Вводный этап 5 минуты |
Вопросительное пространство |
Постановка вопроса перед обучающимися. |
Отвечаю на вопросы, выражают собственные предположения, ищут и находят решения. |
Форма организации обучения – фронтальная.
Словесные методы в виде беседы. |
Проблемный этап 10 минут |
Познавательно- вопросительное пространство |
Рассказывает исторические факты, постановка вопроса перед обучающимися. |
Слушают, выражают собственные предположения, ищут и находят решения. |
Форма организации обучения – фронтальная.
Наглядный метод обучения в виде рассматривания картинок на слайдах.
Словесные методы в виде беседы. |
Познавательный этап 20 минут |
Познавательное пространство |
Показывает репродукции икон, читает рассказы, отвечает на вопросы детей, задает вопросы |
Слушают педагога, смотрят на изображения на сладах, обдумывают услышанное, отвечают на вопросы. |
Форма организации обучения – фронтальная.
Наглядный метод обучения в виде рассматривая репродукции икон.
Словесные методы в виде беседы. |
Выставочный этап 10 минут |
Выставочное пространство |
Организует выставку фотографий и документов времен ВОВ из архива обучающихся, выражает восхищение, инициирует общее обсуждение, задает вопросы, показывает заинтересованность. |
Демонстрируют фотографии, документы из семейного архива времен ВОВ, рассматривают, обсуждают, выражают собственные суждения, рассказывают о своих чувствах, объясняют, рассказывают о событиях на фотографиях. |
Форма организации обучения – фронтальная.
Наглядный метод обучения, в виде рассматривания фотографий, документов.
Словесные методы в виде беседы. |
Ход занятия.
1. Вступительное слово педагога: – Ребята, скоро мы будем отмечать великий праздник – День победы! (слайд № 1)
Когда мы отмечаем этот праздник, все знают чему и кому посвящен этот праздник? (ответ обучающихся).
2. Педагог – А кто мне может ответить на вопрос, как же победа над фашизмом во время Великой Отечественной войны и Православная вера русского народа могут быть связаны между собой? Как вы считаете? (ответы обучающихся).
(слайд №2) В ваших ответах часто использовалось слово «Божья помощь», «Вера», «Патриот», «Патриотизм». Верно, ведь Патриотизм есть естественное, изначальное, заложенное в самой природе человека чувство любви к своему отечеству, возникающее психологически из благодарности к нему за блага от него получаемые и выражающее солидарность индивидуальных интересов с интересами родины.
Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.
От христианина же требуется развить в том греховном мире как можно больше добра. По этому он вынуждается иногда брать в руки меч, когда он является единственным средством для защиты правды и добра.
Все мы знаем начала Великой Отечественной войны, когда враг безжалостно уничтожал все и всех на своем пути ради своей цели! Народу ничего не оставалось, как взять оружие и защищать отчизну. От млада до велика, от христианина до атеиста, все шли на фронт и работали в тылу. Но есть одно «Но»! Спасти могла вера, вера в Бога, вера в любовь к ближнему, вера в справедливость!
(слайд № 3) Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Давайте вспомним, что русский народ хранит и свято чтит память и подвиги на благо Родины св. Александра Невского (слайд № 4), святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, св. Митрофана Воронежского (слайд № 5), преп. Сергия игумена Радонежского (слайд № 6) и мн. др. Все они были великие подвижники благочестия и одновременно великие патриоты, активные участники созидания величия Родины.
Сегодня, в преддверии великого праздника «Дня Победы» я хочу рассказать Вам про Божьи чудеса в историях очевидцев, которые свершились на фронтах и в тылу во время Великой Отечественной войны. За всю историю нашей Родины, ее солдат всегда знал, что он сражается за правое дело, за свой отчий дом, за своею веру, веру в Бога, именно эта вера и придавала ему неиссякаемую силу в победе над врагом.
Русская Православная Церковь сыграла немаловажную роль в ходе Великой Отечественной войны, поддерживая и помогаю народу выдержать эту неравную битву с истреблением, когда сама была подвержена гонениям не только врага, но и со стороны власти.
Тем не менее во время Великой Отечественной войны Церковь выступила перед своими прихожанами с призывом защищать Родину до конца, ибо Господь не оставит русский народ в беде, если он будет яростно защищать свою землю и истово молиться Богу.
Как вы считаете, почему солдаты уходили на фронт с молитвами на устах?
(ответы детей)
Именно молитвы помогали обрести душевное успокоение. На фронте перед боем солдаты осеняли себя крестным знамением и просили помощи и заступления Всевышнего. Даже маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В Киеве до сих пор хранится Гербовецкая икона Божией Матери, которую Жуков отбил у фашистов. (слайд № 7)
3. Педагог: - Давайте совершим историческое путешествие в годы Великой Отечественной войны и узнаем реальные истории о Божьей помощи, которые произошли в эти годы.
1.) Три ведения старцу Валаамского Монастыря (слайд № 8).
Вот, вот война наступит страшная,
Увидел старец три ведения,
Во время службы в Храме,
В Валаамском монастыре.
Ведение первое ему явилось,
Что Богородица, Иоанн Креститель,
Николай Угодник и другие Святые
Молят Иисуса Христа, чтобы он не оставлял Россию.
Спаситель отвечает им в ответ:
- Что в России так велик упадок веры,
Упадок благочестия,
И невозможно терпеть это беззаконие.
Но Богородица и все Святые,
Со слезами молятся за Россию,
И наконец, Спаситель говорит:
«Я не оставлю Россию».
Ведение второе, что явилось старцу,
Все тоже, снова о мольбах,
И со слезами на глазах,
И Богородица, и Иоанн Креститель.
Стоят они перед престолом Спасителя
И молят его о спасении России.
Сын Божий снова им в ответ:
«Я не оставлю Россию».
И вот последнее, то третье видение,
Что старец видел вот, о чем гласит:
Что Богородица стоит перед Своим Сыном
И со слезами молит же Его о спасении России:
- Вспомни, Сын Мой, как я стояла у Твоего Креста!
Не оставь Ты эту многострадальную землю!
Спаситель молвил ей в ответ:
-Я знаю, как ты любишь Россию и не оставлю ее,
Раз ты об этом просишь Меня.
Накажу, но сохраню!
2) Свидетельство Алексея Павловича Павлова, бывшего работника Генерального штаба Министерства обороны (слайд №9).
На фронт попал Алешка в 41-ом, вот, вот исполнилось всего лишь 22.
Участвовал он в обороне Ленинграда, связистом был тогда.
Все знают то, что город был окружен немецкими войсками,
Пытаясь захватить наш Ленинград и истребить народ, живущий в нем.
Враги устраивали – бомбежку, и шквал огня обрушался на город.
Но в тот момент, явилось чудо! Ночное небо стало разовое вдруг!
На нем явление предстало – Спаситель! И все бойцы, что видели то чудо,
Не сговорившись, падали на колени и крестились!
Прошло чудесное мгновенье, и образ Иисуса Христа исчез.
А небо стало обычным, но ад кромешный сразу прекратился!
И каждый раз, как только артобстрел и бомбежка,
Солдаты, веря в Божье чудо, начинали молиться!
С тех пор, Алешка свято верил в Бога, прошел он с верой через всю войну,
Вернулся в отчий дом без единого ранения и молил Бога о мире на Земле!
3) Вторая присяга фронтовика Николая Мельникова (слайд № 10).
Ноябрь 41 под Курском в окружении,
Земля дымилась от минометных снарядов и авиабомб,
А воздух гарью был насыщен, фашисты не щадили никого!
Нас было много, но не все остались живы,
Мой друг погиб, один контужен, третий ранен.
Собрался силами и начал я искать приют,
Пробрался в лес поглубже, а там, на встречу мне попались
Бойцы голодные, промокшие насквозь.
Нас было мало, с командиром всего тринадцать.
Озябли, с наступлением темноты, костер же не могли мы растопить,
Чтоб враг не смог нас уничтожить, а командир вдруг говорит:
- Бойцы, кто знает молитвы?
- Я знаю, - с надеждою ответил.
- Как звать тебя?
-Николай!
- А я - Георгий.
Так вот они какие, чудеса! Ведь с нами два ангела-хранителя, два чудотворца!
И я, и сам Григорий читали множество молитв,
Бойцы все хором повторяли, крестились и делали земные поклоны.
И вдруг явился свет чуть вдалеке, за ельником. Пройдя чудь вглубь, увидели избу!
Украдкой постучались мы, открыл нам дверь седой старик и пригласил в избу!
Согрелись, сухарями похрустели, водой горячей все запили,
И спать легли на теплую солому, которую старик нам постелил.
Проснулись мы на том же самом пяточке, где давеча молились!
Георгий сделал три земных поклона и стал молиться со слезами на глазах.
Потом он повернулся к нам и лишь промолвил:
- Ну, братцы, не забывайте Бога, молитесь друг за друга до самого конца жизни!
То наставление командира, восприняли мы как вторую воинскую присягу!
Так с Божьей помощью, все ля нас закончилось благополучно!
4) Спасение летчика (слайд № 11).
Военный летчик, был далек от Церкви,
Но мать его всегда верующей была!
И перед тем, как сын был призван служить на Север,
Зашила ему в военную форму медальон.
И вот в бою, враги самолет его подбили, над Баренцевым морем.
И выбросился он с парашютом, но все равно был обречен на смерь.
Ведь воды в море очень уж суровы, от холода наступит, через пару часов смерь.
И вдруг услышал он всплеск весел, плывет к нему малюсенькая лодка,
В которой старичок сидит.
Помог военному забраться, довез до берега, который даже не виднелся вдалеке.
Уже и люди, поспешат на помощь, аж удивились, как смог добрать до берега он.
Ведь лодки, на берегу не оказалось, старичок тоже куда-то исчез.
Но вот, же было удивление, когда увидел медальон, а на нем изображение-
Старичка, что спас его. А это была икона Святителя Николая,
Которому мать все войну молилась о помощи сыну – и тот вернулся с фронта живым!
Выставка фотографий времен Великой Отечественной войны.
Организована выставка фотографий и документов времен Великой Отечественной войны из семейных архивов обучающихся (играет песня «День Победы»).
Домашнее задание:
Это всего лишь малая часть удивительных историй, которые произошли в эти страшные для нашей страны времена. Хотелось бы, чтобы вы все эти истории обдумали и дома нарисовали одну из них. Также вы можете воспользоваться иными источниками, может даже историями из вашего семейного архива. Еще хочу показать вам книгу Наталии Скоробогатько: Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны (слайд № 12,13). Свидетельства очевидцев. В книге использованы документальные материалы, воспоминания фронтовиков. В начале следующего урока, мы устроим выставку ваших рисунков, послушаем новые истории. К 9 мая мы сделаем коллаж из ваших работ и презентуем ветеранам Великой отечественной войны.
Список литературы:
А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"
https://nasledie77.wordpress.com/
http://www.labirint.ru/books/157224/