Урок на тему «Чудеса Божьи на фронтах Великой Отечественной войны»

4
0
Материал опубликован 4 November 2019

Методическая разработка урока по Основам Православной культуры.

 

Пояснительная записка.

 

Опираясь на концепцию духовно-нравственного воспитания, хотелось бы коснуться таких базовых национальных ценностей, как патриотизм и традиционные российские религий, а в частности Православной веры русского народа. Ведь что такое патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. А разве без веры и любви к Богу может быть любовь к отчизне, к своему народу, к своей малой Родине? Конечно, каждый человек это соединение веры и патриотизма видит по своему, порой не задумывается о своих поступках и совершает ошибки. Но Православная вера дает нам путь понять, осознать и прийти к истине.

Наша страна переживала разные времена. За столетний период было множество потрясений, и одно из которых произошло в период Великой Отечественной войны. Тогда ничего не оставалось, как взять оружие в руки и идти защищать Родину. Но как, же русский солдат мог встать против жестокого врага без веры в Бога. И конечно Русская Православная Церковь была той духовной помощью, поддержкой для всей нашей страны.

Многие бывалые фронтовики рассказывают, что атеистов на фронте почти не осталось. Хоть самая маленькая искра веры зажигалась в сердцах каждого бойца. Перед атакой молились и крестились, мастерили крестики из подручного материала и надевали на себя. Это было тяжелое время, но с Божьей помощью мы выдержали и преодолели все то, что обрушилось на нашу страну.

 

1. Тема урока: «Чудеса Божьи на фронтах Великой Отечественной войны»

 

2. Цель: Формирование высокого патриотического сознания, осознания важности Православной веры русского народа и Русской Православной Церкви в победе над фашизмом, через знакомства обучающихся с реальными историями на фронтах Великой Отечественной войны. Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе рисования.

 

3. Задачи

 

Обучающие задачи:

- познакомить обучающихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны;

- расширить познавательную сферу обучающихся, через творческую инициативу каждого ребенка в зарисовке сюжета рассказа.

 

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство патриотизма, гордость за свою Родину;

- воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения;

- совершенствование эмоционально-образного восприятия рассказов.

 

Развивающие задачи:

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке).

- формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

 

 

4. Наглядно-визуальный ряд:

 

Репродукции икон:

св. Митрофана Воронежского

Гербовецкая икона Божией Матери

Николая Чудотворца

Георгия Победоносца

 

Репродукции картин:

1. «Святой великий князь Александр Невский. Битва на Чудском озере», 2012года. Художник: Наталья Климова.

2. «Не уступим земли Русской Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского». И. Сушенок. Холст. Масло 2001год.

3. «Сергий Радонежский». В.Васнецов , 1882 год.

4. «Маршал Г.К.Жуков (1945)», Павел Корин.

 

5. Литературный ряд:

 

1) Слова Святого праведного Иоанна Кронштадтского - «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

 

6. Музыкальный ряд:

 

Песня «День Победы» композитора Тухманова Давида Фёдоровича и поэта Харитонова Владимира Гавриловича.

 

7. Организационно-пространственная среда:

 

1. Вопросительное пространство

2. Познавательно - вопросительное пространство

3. Познавательное пространство

4. Выставочное пространство.

 

8. Предварительная работа:

 

Организация выставки фотографий и документов времен ВОВ. Подборка фотографий, документов времен Великой Отечественной войны из семейных архивов обучающихся. Беседа обучающихся с носителями информации (ветеранами, тружениками тыла времен ВОВ).

 

9. Оборудование:

 

- мультимедийный экран;

- презентация занятия на тему «Чудеса Божьи на фронтах Великой Отечественной войны».

 

10. Область применения:

 

- Православная воскресная школа;

- Общеобразовательная школа;

- Военно-патриотические клубы;

- Кадетские классы.

11. Возраст обучающихся: от 11 до 17 лет.

 

12. Форма реализации: урок-беседа с творческим домашним заданием (рисунок на тему урока).

 

13. Ожидаемые результаты:

Знание истории своей страны во время ВОВ, осознание важности Православной веры русского народа, испытывать гордость за свою страну.

 

Карта занятия

 

Этап и время

Образовательное

пространство

Деятельность педагога

Деятельность детей

Метод обоснования

Вводный этап

5 минуты

Вопросительное пространство

Постановка вопроса перед обучающимися.

Отвечаю на вопросы, выражают собственные предположения, ищут и находят решения.

Форма организации обучения – фронтальная.

 

Словесные методы в виде беседы.

Проблемный этап

10 минут

Познавательно- вопросительное пространство

Рассказывает исторические факты, постановка вопроса перед обучающимися.

Слушают, выражают собственные предположения, ищут и находят решения.

Форма организации обучения – фронтальная.

 

Наглядный метод обучения в виде рассматривания картинок на слайдах.

 

Словесные методы в виде беседы.

Познавательный этап

20 минут

Познавательное пространство

Показывает репродукции икон, читает рассказы, отвечает на вопросы детей, задает вопросы

Слушают педагога, смотрят на изображения на сладах, обдумывают услышанное, отвечают на вопросы.

Форма организации обучения – фронтальная.

 

Наглядный метод обучения в виде рассматривая репродукции икон.

 

Словесные методы в виде беседы.

Выставочный этап

10 минут

Выставочное пространство

Организует выставку фотографий и документов времен ВОВ из архива обучающихся, выражает восхищение, инициирует общее обсуждение, задает вопросы, показывает заинтересованность.

Демонстрируют фотографии, документы из семейного архива времен ВОВ, рассматривают, обсуждают, выражают собственные суждения, рассказывают о своих чувствах, объясняют, рассказывают о событиях на фотографиях.

Форма организации обучения – фронтальная.

 

Наглядный метод обучения, в виде рассматривания фотографий, документов.

 

Словесные методы в виде беседы.

 

 

Ход занятия.

 

1. Вступительное слово педагога: – Ребята, скоро мы будем отмечать великий праздник – День победы! (слайд № 1)

Когда мы отмечаем этот праздник, все знают чему и кому посвящен этот праздник? (ответ обучающихся).

2. Педагог – А кто мне может ответить на вопрос, как же победа над фашизмом во время Великой Отечественной войны и Православная вера русского народа могут быть связаны между собой? Как вы считаете? (ответы обучающихся).

(слайд №2) В ваших ответах часто использовалось слово «Божья помощь», «Вера», «Патриот», «Патриотизм». Верно, ведь Патриотизм есть естественное, изначальное, заложенное в самой природе человека чувство любви к своему отечеству, возникающее психологически из благодарности к нему за блага от него получаемые и выражающее солидарность индивидуальных интересов с интересами родины.

Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.

От христианина же требуется развить в том греховном мире как можно больше добра. По этому он вынуждается иногда брать в руки меч, когда он является единственным средством для защиты правды и добра.

Все мы знаем начала Великой Отечественной войны, когда враг безжалостно уничтожал все и всех на своем пути ради своей цели! Народу ничего не оставалось, как взять оружие и защищать отчизну. От млада до велика, от христианина до атеиста, все шли на фронт и работали в тылу. Но есть одно «Но»! Спасти могла вера, вера в Бога, вера в любовь к ближнему, вера в справедливость!

(слайд № 3) Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Давайте вспомним, что русский народ хранит и свято чтит память и подвиги на благо Родины св. Александра Невского (слайд № 4), святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, св. Митрофана Воронежского (слайд № 5), преп. Сергия игумена Радонежского (слайд № 6) и мн. др. Все они были великие подвижники благочестия и одновременно великие патриоты, активные участники созидания величия Родины.

Сегодня, в преддверии великого праздника «Дня Победы» я хочу рассказать Вам про Божьи чудеса в историях очевидцев, которые свершились на фронтах и в тылу во время Великой Отечественной войны. За всю историю нашей Родины, ее солдат всегда знал, что он сражается за правое дело, за свой отчий дом, за своею веру, веру в Бога, именно эта вера и придавала ему неиссякаемую силу в победе над врагом.

Русская Православная Церковь сыграла немаловажную роль в ходе Великой Отечественной войны, поддерживая и помогаю народу выдержать эту неравную битву с истреблением, когда сама была подвержена гонениям не только врага, но и со стороны власти.

Тем не менее во время Великой Отечественной войны Церковь выступила перед своими прихожанами с призывом защищать Родину до конца, ибо Господь не оставит русский народ в беде, если он будет яростно защищать свою землю и истово молиться Богу.

Как вы считаете, почему солдаты уходили на фронт с молитвами на устах?

(ответы детей)

Именно молитвы помогали обрести душевное успокоение. На фронте перед боем солдаты осеняли себя крестным знамением и просили помощи и заступления Всевышнего. Даже маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В Киеве до сих пор хранится Гербовецкая икона Божией Матери, которую Жуков отбил у фашистов. (слайд № 7)

 

3. Педагог: - Давайте совершим историческое путешествие в годы Великой Отечественной войны и узнаем реальные истории о Божьей помощи, которые произошли в эти годы.

1.) Три ведения старцу Валаамского Монастыря (слайд № 8).

 

Вот, вот война наступит страшная,

Увидел старец три ведения,

Во время службы в Храме,

В Валаамском монастыре.

 

Ведение первое ему явилось,

Что Богородица, Иоанн Креститель,

Николай Угодник и другие Святые

Молят Иисуса Христа, чтобы он не оставлял Россию.

 

Спаситель отвечает им в ответ:

- Что в России так велик упадок веры,

Упадок благочестия,

И невозможно терпеть это беззаконие.

 

Но Богородица и все Святые,

Со слезами молятся за Россию,

И наконец, Спаситель говорит:

«Я не оставлю Россию».

 

Ведение второе, что явилось старцу,

Все тоже, снова о мольбах,

И со слезами на глазах,

И Богородица, и Иоанн Креститель.

 

Стоят они перед престолом Спасителя

И молят его о спасении России.

Сын Божий снова им в ответ:

«Я не оставлю Россию».

 

И вот последнее, то третье видение,

Что старец видел вот, о чем гласит:

 

Что Богородица стоит перед Своим Сыном

И со слезами молит же Его о спасении России:

- Вспомни, Сын Мой, как я стояла у Твоего Креста!

Не оставь Ты эту многострадальную землю!

 

Спаситель молвил ей в ответ:

-Я знаю, как ты любишь Россию и не оставлю ее,

Раз ты об этом просишь Меня.

Накажу, но сохраню!

 

 

2) Свидетельство Алексея Павловича Павлова, бывшего работника Генерального штаба Министерства обороны (слайд №9).

 

На фронт попал Алешка в 41-ом, вот, вот исполнилось всего лишь 22.

Участвовал он в обороне Ленинграда, связистом был тогда.

Все знают то, что город был окружен немецкими войсками,

Пытаясь захватить наш Ленинград и истребить народ, живущий в нем.

Враги устраивали – бомбежку, и шквал огня обрушался на город.

Но в тот момент, явилось чудо! Ночное небо стало разовое вдруг!

На нем явление предстало – Спаситель! И все бойцы, что видели то чудо,

Не сговорившись, падали на колени и крестились!

Прошло чудесное мгновенье, и образ Иисуса Христа исчез.

А небо стало обычным, но ад кромешный сразу прекратился!

И каждый раз, как только артобстрел и бомбежка,

Солдаты, веря в Божье чудо, начинали молиться!

С тех пор, Алешка свято верил в Бога, прошел он с верой через всю войну,

Вернулся в отчий дом без единого ранения и молил Бога о мире на Земле!

 

 

 

3) Вторая присяга фронтовика Николая Мельникова (слайд № 10).

 

Ноябрь 41 под Курском в окружении,

Земля дымилась от минометных снарядов и авиабомб,

А воздух гарью был насыщен, фашисты не щадили никого!

Нас было много, но не все остались живы,

Мой друг погиб, один контужен, третий ранен.

Собрался силами и начал я искать приют,

Пробрался в лес поглубже, а там, на встречу мне попались

Бойцы голодные, промокшие насквозь.

Нас было мало, с командиром всего тринадцать.

Озябли, с наступлением темноты, костер же не могли мы растопить,

Чтоб враг не смог нас уничтожить, а командир вдруг говорит:

- Бойцы, кто знает молитвы?

- Я знаю, - с надеждою ответил.

- Как звать тебя?

-Николай!

- А я - Георгий.

Так вот они какие, чудеса! Ведь с нами два ангела-хранителя, два чудотворца!

И я, и сам Григорий читали множество молитв,

Бойцы все хором повторяли, крестились и делали земные поклоны.

И вдруг явился свет чуть вдалеке, за ельником. Пройдя чудь вглубь, увидели избу!

Украдкой постучались мы, открыл нам дверь седой старик и пригласил в избу!

Согрелись, сухарями похрустели, водой горячей все запили,

И спать легли на теплую солому, которую старик нам постелил.

Проснулись мы на том же самом пяточке, где давеча молились!

Георгий сделал три земных поклона и стал молиться со слезами на глазах.

Потом он повернулся к нам и лишь промолвил:

- Ну, братцы, не забывайте Бога, молитесь друг за друга до самого конца жизни!

То наставление командира, восприняли мы как вторую воинскую присягу!

Так с Божьей помощью, все ля нас закончилось благополучно!

 

 

4) Спасение летчика (слайд № 11).

 

Военный летчик, был далек от Церкви,

Но мать его всегда верующей была!

И перед тем, как сын был призван служить на Север,

Зашила ему в военную форму медальон.

И вот в бою, враги самолет его подбили, над Баренцевым морем.

И выбросился он с парашютом, но все равно был обречен на смерь.

Ведь воды в море очень уж суровы, от холода наступит, через пару часов смерь.

И вдруг услышал он всплеск весел, плывет к нему малюсенькая лодка,

В которой старичок сидит.

Помог военному забраться, довез до берега, который даже не виднелся вдалеке.

Уже и люди, поспешат на помощь, аж удивились, как смог добрать до берега он.

Ведь лодки, на берегу не оказалось, старичок тоже куда-то исчез.

Но вот, же было удивление, когда увидел медальон, а на нем изображение-

Старичка, что спас его. А это была икона Святителя Николая,

Которому мать все войну молилась о помощи сыну – и тот вернулся с фронта живым!

 

Выставка фотографий времен Великой Отечественной войны.

 

Организована выставка фотографий и документов времен Великой Отечественной войны из семейных архивов обучающихся (играет песня «День Победы»).

 

Домашнее задание:

Это всего лишь малая часть удивительных историй, которые произошли в эти страшные для нашей страны времена. Хотелось бы, чтобы вы все эти истории обдумали и дома нарисовали одну из них. Также вы можете воспользоваться иными источниками, может даже историями из вашего семейного архива. Еще хочу показать вам книгу Наталии Скоробогатько: Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны (слайд № 12,13). Свидетельства очевидцев. В книге использованы документальные материалы, воспоминания фронтовиков. В начале следующего урока, мы устроим выставку ваших рисунков, послушаем новые истории. К 9 мая мы сделаем коллаж из ваших работ и презентуем ветеранам Великой отечественной войны.

 

 

Список литературы:

 

А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"

https://nasledie77.wordpress.com/

https://azbyka.ru/patriotizm

http://www.labirint.ru/books/157224/

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.