Урок по истории России «Народные движения в XVII веке» (7 класс)
Тема: Народные движения в XVII веке.
История России, 7 класс.
Цели урока:
Сформировать представление о народных движениях XVII века.
Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
Развивающие:
Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия в рабочей группе.
Воспитательные:
Вызвать заинтересованность и желание познать новое;
Воспитывать уважение к историческому прошлому России.
Ход урока
I. Организационный момент. Мы с вами сегодня продолжаем разговор о ХVII веке в истории России. Время очень непростое в истории нашего государства.
Перед вами изобразительный ряд. Попробуйте определить, что будет предметом нашего разговора. Что объединяет эти иллюстрации? Что на них изображено? Почему так решили? ( воинственно настроенные люди, чем-то недовольные…)
II. Изучение нового материала
В истории нашей страны существует период, когда разные социальные группы были недовольны своим положением.
- Глядя на информацию слайда (события- даты) , прокомментируйте ее. Для одного столетия – много? ( было много восстаний, бунтов, мятежей, народных движений).
Что такое бунт?
Бунт – восстание, мятеж, возмущение, (от польск. bunt — мятеж, восстание, заговор.
Образуйте прилагательное от слова «бунт»- бунтарский, Бунташный…
Как бы Вы сформулировали тему урока. О чем будем сегодня говорить?
Век действительно войдет в историю как Бунташный век. Народные движения второй половины VII века.
Пишем тему в тетради.
Проблемой на уроке будет следующее задание: Вы должны будете дать ответ на следующий вопрос «Почему XVII век называют «бунташным»?
План
1. Причины народных выступлений
2. Соляной бунт
3. Восстания в Пскове и Новгороде
4. Медный бунт
5. Восстание Степана Разина
Мы с вами сегодня будем говорить только о самых крупных выступлениях второй половины ХVII века.
На какие вопросы мы должны будем сегодня ответить? Что мы должны рассмотреть, конкретно – слайд цели…..
Слайд : вопросы: Кто, зачем, почему, как развивались события, чем закончились?
Причины (почему) участники (кто) как проходили (ход) итоги (чего добились)
Начинаем отвечать на эти вопросы. Попробуйте сформулировать причины народных выступлений. Если бы вы жили в 17 веке, чем бы вы были недовольны? Подумайте, какие решения властей могли привести к росту народной активности?
Укажите причины народных движений:
1. рост повинностей, налогов
2. закрепощение крестьян
3. активная внешняя политика
4. церковный раскол
Причины народных движений – фиксируем в тетрадь
Итак, Давайте знакомится с самыми яркими событиями второй половины 17 века.
Работа в группах
Работая с учебником, выяснить причины, ход и итоги выступлений XVII века. Результаты работы занести в таблицу «Народные движения XVII века» (в таблицу вносим только данные по своему народному выступлению). 1 группа изучает события Соляного бунта (стр. 50-51) 2 группа события Восстаний в Пскове и Новгороде. (стр. 51-52)
3 группа события Медного бунта (стр. 52)
Задания для работы в группах:
Форма движения
Определите причины восстания
Назовите хронологические рамки восстания
Перечислите участников восстания
Назовите район восстания и лидера восстания
Определите главное событие и итоги восстания
Значение восстания
Таблица « «Народные движения XVII века»
Народное движение |
Соляной бунт (1648) |
Медный бунт (1662) |
Восстания в Пскове и Новгороде (1650) |
Восстание Степана Разина (1670-1671) |
Форма движения |
Городское восстание |
Городское восстание |
Городское восстание |
Крестьянская война |
Причины |
Повышение цен на соль. Злоупотребления властей |
Денежная реформа, рост цен |
Повышение цен на хлеб. Злоупотребления властей. |
Закрепощение крестьян. Обнищание казаков |
Участники |
Посадские люди, стрельцы и холопы |
Посадские люди |
Посадские люди, стрельцы
|
Крестьяне и казаки, городская беднота |
Район восстания |
Москва, Курск, Томск и др. города |
Москва |
Псков, Новгород, небольшие города и села. |
Поволжье и Дон |
Лидер |
|
|
Гаврила Демидов |
Степан Разин |
Главное событие |
Подача жалобы царю |
Подача жалобы царю |
Восставшие взяли под стражу воевод и сформировали свое правительство. |
Поход на Москву |
Итоги |
Снижение цен на соль. Наказание чиновников |
Отмена хождения медных денег наравне с серебряными |
Разгром восстания в Новгороде. Псков поверил обещаниям царя и сдался. Руководители восстания арестованы и сосланы. |
Разгром восстания. Казнь С.Разина. Гибель 100 тыс. восставших |
Значение |
Введение крепостного права и укрепление самодержавия |
Власть прислушалась к мнению общества |
Власть прислушалась к мнению общества |
Приведение к присяге на верность царю донских казаков |
Физкультминутка (расслабляющие упражнения для восстановления работоспособности глаз, релаксационная пауза)
Каждая группа представляем свою часть общей таблицы. (ответы детей по таблицам,) остальные группы слушают и заполняют таблицу вслед за выступающими.
Посмотрите ребята на свои таблички и ответьте: – Что общего между причинами всех этих выступлений? (очагом восстаний явились крупные города, причинами было недовольство населения внутренней политикой правительства: пополнение царской казны за счет населения путем введения дополнительного налога на соль, хлеб и чеканки дешевых медных денег; подавление восстаний).
- Назовите главные причины поражений в этих выступлениях (ответы детей обобщаются)
1.Восставшие не имели четких целей 2. Верили в «доброго» царя 3. Имели плохое вооружение 4. Разнородный состав участников, каждый шел за своей правдой.
Учитель: Самым большим выступлением «бунташного» века стало восстание Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества.
В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна бежали от крепостной неволи крестьяне, посадские люди, то есть те, кто хотел стать вольным. (существовало негласное правило «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец.
Степан Тимофеевич Разин сумел собрать отважных и непокорных людей. (Сообщение учащегося (биографическая справка о С.Т.Разине)
Как вы думаете, почему же началось это восстание? (Ответы детей)
Обсуждение данных причин восстания
рост повинностей, налогов, оброков крестьян
рост налогов и чрезвычайных сборов посадского люда
ухудшение положения населения
неурожай
эпидемии
проблема беглых на Дону
Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа:
1 этап – 1667 – 1669 гг. – «поход за зипунами» (таблички на доску). Записываем в тетрадь.
Вот как, об этом писал народ в «Сказаниях о народных восстаниях»:
Разглядеть не успели стрельцы,
Как на струги неслыханно быстро
Налетели в челнах удальцы.
С диким гиканьем, с посвистом страшным
Осаждала суда голытьба.
Царским слугам в бою рукопашном
Приготовила гибель судьба.
Карта. В 1667 г. казаки во главе с С.Т.Разиным отправились в поход на Волгу. Блокировав реку, восставшие захватывали торговые суда русских и персидских купцов. Казаки захватили Яицкий городок. Затем одержав победу над персидским флотом, получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагалицком городке. Именно этот поход сделал Разина очень популярной фигурой среди народа. После благополучного возвращения на Дон, он был в 1670 г. избран атаманом и начал собирать войско для похода на Русь.
Такие грабительские походы казаков за богатой добычей назывались «походами за зипунами». Слово «зипун» в казачьей среде обозначалась как добыча.
2-й этап. 1670- 1671 гг. (таблички на доску) Записываем в тетрадь.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан…
Восстание С.Т.Разина охватило большую часть Российской территории. 19 июля войско повстанцев подошло к Астрахани.
Да, Степан пошел не приступом,
А вокруг повел, в обход,
По садам, по виноградникам
Рать повел он в те места,
Где открыла ходы ратникам
Городская беднота.
( работа с картой) Весной 1670 г., разинское войско легко овладело Астраханью, без боя сдался Царицын, вскоре пали Саратов, Самара, Саранск. Пенза также оказались в руках повстанцев. По всему пути Разин рассылал «прелестные письма» (т..е. призывные), в которых подчеркивал, что идет «постоять за великого государя», будет истреблять чиновников – «приказных» и бояр-изменников, обещал народу волю вольную, житье сладкое, безбедное.
И туда к Степану тянется
Отовсюду беглый люд,
Кто прийдет, тот и останется
В эти сотни всех берут.
К началу осени 1670 года силы восставших превышали 20 000 человек.
– Почему восставшие легко одерживали победы? (варианты ответов)
Ой, Симбирск, стена высокая,
Двадцать восемь дней под стенами
Со своими неизменными
Силачами атаманами,
С войском, с пушками, с таранами
Разин город осаждал,
Но Симбирска царь не сдал.
( работа с картой) В сентябре 1670 г., Разин подошел к Симбирску. Месяц продолжалась осада города. Однако Симбирск не был взят восставшими, так как подоспели правительственные войска из Казани. В решающем сражении разинцы потерпели поражение. Атаман с горсткой сподвижников прорвался на Дон, где укрылся в Черном Яре и вновь стал набирать силы. Но зажиточные казаки, опасаясь расправы, выдали Разина властям. Летом 1671 г. плененного атамана в оковах привезли в Москву, где его пытали. А 6 июня публично четвертовали на Красной площади.
Также смертной казни были подвержены тысячи восставших. Однако память о нем долго сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывали легенды.
В чем причины поражения восстания С.Т. Разина (ответы детей)
стихийность, низкая организованность
отсутствие четких целей у восставших
разнородный социальный состав
разрозненность действий крестьян
Закрепление изученного материала
Выполнение тестовых заданий
Что было причиной народных выступлений XVII века?
1) рост феодальных повинностей;
2) увеличение числа приказов;
3) снижение роли Боярской думы;
4) требование монголо-татарских ханов увеличить дань.
Какое соответствие верно?
1) Медный бунт – 1662 г.;
2) Соляной бунт – 1667 г.;
3) принятие Соборного уложения – 1670 г.;
4) восстание Степана Разина – 1848 г.
Несмотря на подавление Медного бунта, правительство было вынуждено:
1) разработать новый свод законов;
2) пойти на отмену медных денег;
3) отменить крепостное право;
4) освободить податное население от уплаты налогов.
Что стало одним из результатов Соляного бунта?
1) разработка нового свода законов;
2) бесплатная раздача соли;
3) ликвидация крепостного права;
4) смена правящей династии.
Расположите в хронологическом порядке исторические события восстания под предводительством Степана Разина. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности в таблицу.
1) осада восставшими Симбирска;
2) захват восставшими Царицына;
3) «поход за зипунами»;
4) восстание во главе с Василием Усом.
|
|
|
|
Подведение итогов урока
Сможем ли мы теперь ответить на основной вопрос урока «Почему XVII век называют «бунташным»?
Предполагаемый вывод по проблеме: XVII век вошел в историю, как «бунташный» потому, что было много восстаний, народных волнений. Меньше, чем за полвека кроме мелких восстаний прошло 3 мощных восстания. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.
Рефлексия.
Закончите предложение.
1. Своей работой на уроке я:
Доволен
Я не доволен, потому что…
2. Что мне этот урок дал для жизни?
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
3. Рефлексивные вопросы.
Какие задания понравились больше всего?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем еще надо поработать?
Итог урока. Сегодня на уроке класс работал хорошо, слажено, хочется похвалить всех ребят, но особенно выделить учащихся, подготовивших дополнительный материал к уроку. Оценки за урок.
Домашнее задание
1. § 20., ответить на вопросы на стр. 55 к § 8.
2. * Ответить письменно на вопрос: Что вас привлекает в личности С.Разина? А что отталкивает?