12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Элеонора Владимировна72
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
0

Урок. Обособленные и необособленные определения, приложения.















Открытый урок по русскому языку .

Тема «Обособленные и необособленные определения, приложения.»

Группа Пдо12-17









Преподаватель русского языка

и литературы

Э.В. Сергеева

19.04.2018











Урок. Обособленные и необособленные определения, приложения.

Цель урока: обобщение знаний обучающихся об обособленных членах предложения , приложениях; формирование навыков постановки знаков препинания при обособлениях, приложениях; развитие речи обучающихся.

Ход урока

I.   Понятие об обособлении.

II.  Случаи обособления и необособления определений.

III. Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях.

I.  Понятие об обособлении. Вопросы на повторение.

1. - Что такое определение?

- Каким бывает? (Согласованное и несогласованное, нераспространенное (одиночное) и распространенное).

- Привести примеры. (Вишневый компот, компот из вишни; растущий цветок, растущий в саду)

- Какими частями речи может быть выражено? (Прил., прич., а также мест., числ., сущ., н.ф. гл.).

2. - Какие члены предложения называются обособленными? (Выделяемые  по смыслу и интонационно).

- Как обособляются на письме? ( Запятыми или тире).

3.  Чтение учебника - с.266- 269.Упр.383.

II. Объяснение материала (с помощью мультимедийного устройства).

  А. Рассмотрим некоторые случаи обособления определений.

   1. Взволнованный, он долго не мог успокоиться.

        Она, в тяжелой меховой шубе, не могла идти дальше.

        Она, совсем измученная дорогой, быстро уснула.

(Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.)

  2. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

        Море, спокойное, рокочущее, плескалось у ног.

(Обособляются распространенные, а также несколько однородных согласованных нераспространенных определений, которые стоят после определяемого существительного.)

   3. Разгоряченный игрою, мужчина стал сильно нервничать.

(Обособляются определения, если стоят перед определяемым существительным, но имеют добавочное обстоятельственное значение.)

   4. Высокая и нарядная, поблескивала невдалеке церковь.

(Обособляются определения, если они отделены от определяемого слова другими словами.)

   5. Была еще последняя надежда - с наступлением ночи прорваться в степь.

(Обособляются несогласованные определения, выраженные н.ф. глагола, перед которой можно поставить а именно.)

   6. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.

(Не обособляются распространенные согласованные определения, если они стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения.)

   7. Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба.

(Не обособляются распространенные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего.)

Закрепление изученного материала.

  1. Упражнение 385.

  2. Раздаточный материал.

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

        1)Усталые до последней степени альпинисты (не)могли продолжить свое

        восхождение.

        2) Низенький коренастый он обладал страшною силой в руках.

        3) Он повернулся и уш…л а я растеря(н, нн)ый остался рядом с девочкой

        в пустой жаркой степи.

        4) Дня через три ог…лились доступные всем ветрам бугры.

        5) Последний луч и ж…лтый и тяжелый застыл в букете ярких георгин.

        6) Ране(н, нн) осколком в плечо капитан Сабуров не покинул строя.



I.   Понятие о приложении.

II.  Знаки препинания при приложениях..

1. На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели.

2. Ив дали, таинственной и зыбкой, Из-за гор восходит солнца свет. Точно горы светлою улыбкой Отвечают братьям на привет. (И. Бунин)

Закономерности обособления приложений сходны с закономерностями обособления определений. Как и определения, приложения, чаще всего выполняют функцию дополнительной характеристики предмета или явления.

Обособленными являются распространенные приложения, выраженные нарицательным именем существительным с зависимыми словами: несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье (А. Пушкин).

Является обособленным одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, особенно если последнее имеет при себе зависимые слова, например: Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек (Ю. Казаков).

Является обособленным распространенное приложение, относящееся к собственному имени, если стоит после существительного: В Мещере я сдружился с Гайдаром — с этим удивительным человеком, существовавшим в повседневной действительности так же необыкновенно и душевно, как и в своих книгах (К. Паустовский).

Если распространенное приложение стоит перед именем собственным, то оно обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение, например: современник Чехова, Гиляровский по характеру своему был, конечно, человеком не тогдашнего, чеховского времени (К. Паустовский). (Ср.: Хотя Гиляровский был современником Чехова, по характеру своему он был, конечно, человеком не тогдашнего, чеховского времени.)

Является обособленным приложение, выраженное собственным именем: Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором (И. Тургенев).

Является обособленным любое приложение (распространенное и нераспространенное, стоящее перед определяемым словом или после него), если оно относится к личному местоимению: Узнав, что Пушкин на выставке и прошел в Античную галерею, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта (И. Айвазовский).

Являются обособленным приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др., а также с союзом как (если он имеет оттенок причинности): В свою деревню в ту же пору помещик новый прискакал и столь же строгому разбору в соседстве повод подавал, по имени владимир Ленский (А. Пушкин). Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу (И. Тургенев).— Ср.: Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная, но немного загадочная страна (К. Паустовский).


Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр.273-275.Упр.391.



Закрепление изученного материала.

Практическая работа

Распространите одиночные приложения и запишите полученные предложения.

Образец. Мальчик-ученик не спеша возвращался из школы.— Мальчик, ученик третьего класса, не спеша возвращался из школы.

1) Завод-заказчик требует (не)медле(н, нн)ой отгрузки деталей.

2) Летчик-испытатель пор..жал всех своим (не) превзойденным искусством.

3) Полярники-зимовщики еще не скоро вернут(?)ся на родную землю.

4) Юноша-лыжник шел по еще (не)укат.(н, нн)ой лыжне.

5) (Не) знакомец приблизился к дедушке-сторожу

6) (Не) понятую мной теорему мне объяснил товарищ-отличник.

7) Девушка-почтальон (не)принесла нам сегодня газету «Известия» в обычное время.

Беседа

В каком случае обособляются любые определения и приложения?

Какое условие необходимо, чтобы они обособлялись перед определяемым словом?

В каких случаях при приложениях ставится тире?

Работа над культурой и развитием речи учащихся

Чтение текста

Текст «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ?»

Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью.

Можешь ли ты сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность? Да, можешь. Простая ситуация: объявили лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в соревнованиях и с каким настроением? Потому ли, что боишься, скажем, неодобрения товарищей или потому, что осознаешь значение своего участия, по правилу: «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть лакмусовая бумажка, которая помогает определить степень твоей гражданской зрелости. Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя ответственным за то, что общее дело не получилось.

Следующий шаг гражданственности — это не пассивное недовольство, а деятельное участие. Не ждать, пока кто-то сделает жизнь интересной и содержательной, а самому в меру своих сил браться за дело. Не допускать, чтобы в твоём присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.

Гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив — он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни даёт ему острое ощущение счастья.

(По И. Овчинниковой)

Беседа

Какую проблему поставил автор в своей статье?

Считаете ли вы её актуальной?

Достаточно ли убедителен автор?

Какие дополнительные аргументы могли бы привести вы?

Как содержание и композиция текста подчинены раскрытию основной её мысли?

Какие особенности публицистического стиля вы можете отметить в этом тексте?

 Домашнее задание § 85-86.Упр.394.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.