Урок по русскому языку «Обособленные приложения. Знаки препинания при них» (8 класс)
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
«Обособленные приложения. Знаки препинания при них».
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания. |
Цель |
Формирование навыков обособления приложений, синтаксического разбора предложений с обособлением. |
Планируемые результаты |
Предметные: учить находить приложения и уметь их обособлять . Метапредметные: учить детей слушать собеседника и вести диалог; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: формировать у учеников интерес к русскому языку и родной культуре. |
Формы работы |
Коллективная, групповая, индивидуальная. |
Материалы и оборудование |
Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, (2014 год); раздаточный материал (карточки). |
Список литературы |
http://www.irgali.ru/joom/content/view/403/1/, https://infourok.ru/urok_v_8_klasse_obosoblennye_prilozheniya-361333.htm. |
Технология урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД (Планируемые результаты) |
1. |
Организационный момент. |
1.Приветствие. - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Присаживайтесь на свои места. 2.Проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на активную работу. |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. |
2. |
Речевая разминка. |
- Предлагаю вам выполнить задание: Задание: Укажите неверные утверждения: 1) Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно называются обособленными. 2) На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире. 3)Обособляются определения приложения, если они стоят после определяемого существительного. 4)Не обособляются определения, если они относятся к личному местоимению. |
Выполняют задание учителя. |
Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: контроль. |
3. |
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. Этап поиска решения проблемы (открытие нового знания). |
Педагог предлагает вспомнить изученное на прошлом уроке правило. Когда происходит обособление определений? Затем, учитель предлагает ученикам выполнить практическое задание на новую тему. (У доски работают два ученика, не видя работу друг друга, остальные ученики работают самостоятельно в тетрадях). -Запишите, расставляя знаки препинания 1. Местные охотники, | звероловы |, вышли в тайгу. 2. Я старался вообразить себе капитана Миронова, | моего будущего начальника…. 3. / Ровесники годами, близкие родственники |, они почти никогда не разлучались. 4. Сосна, | как дерево смолистое |, с трудом поддается гниению. (В процессе выполнения ученики испытывают затруднение). Выход из затруднения -Как вы расставили знаки препинания в данных предложениях? -Почему у вас получилось по разному? Сформулируйте вопрос. -Правильно. -Давайте разбираться, почему же так получилось. Найдите в каждом предложении определяемое слово. Определите, чем оно выражено? Выделите его, подчеркните приложение. Вспомните, ребята, что же такое приложение? (Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.) Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Обособленные приложения и знаки препинания при них). Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений: 1) Уметь находить ... 2) Научиться ..... Подводящий диалог |
Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои версии. Формулируют правило. Формулируют тему урока. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулирование темы. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: структурирование знаний. |
4. |
Физкультминутка. |
(Предлагает выполнить упражнения для снятия напряжения. Ученики повторяют движения за учителем) Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – успокоиться и сесть. |
||
5. |
Воспроизведение знаний. |
(Работа в парах). У вас на столах - карточки, спишите предложения расставляя знаки препинания. Карточка: 1. Рукопись «Слова о полку Игореве», шедевра древнерусской литературы, была издана в 1800г. 2. Удачливый во всём коллекционер, граф А.Мусин-Пушкин, обнаружил это произведение в одном из монастырей Ярославля. 3. Оно, «Слово…», по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе. 4. «Слово о полку Игореве», этот изумительный в поэтическом отношении памятник, мы можем смело считать нашей гордостью и славой. Ответьте на вопросы: -Чем выражены определяемые слова? - Какую роль выполняют приложения при определяемых словах? - Где находятся по отношению к определяемым словам приложения? -Какие приложения распространены? Сделайте вывод об обособлении приложений. - Ребята, мы с вами сделали вывод. Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге, к нашему учебнику и проверим наши утверждения (стр.172, читаем правило). |
Выполняют задание, делают вывод. |
Познавательные: систематизация знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
6. |
Учебная деятельность. |
Используя свои новые знания, выполним задание: Упр. 307, с. 173 учебника. -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? |
Применяют новое правило при выполнении упражнения. Выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения. |
Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: смыслообразование. |
7. |
Применение нового знания на практике. |
Записать предложения, раскрывая скобки; указать приложение и условия их обособления. Карточка 1. Берегите наш язык (наш прекрасный русский язык). Чем ближе самолет подлетал к местам строек (к Кубышеву, Волгограду, Дону), тем яснее было видно с высоты движение пароходов, буксиров, барж. Карточка 2. С самолета видны были красные флаги (сигнал, что баржи идут с полным грузом нефти). Только она одна (моя Родина) высоко подняла знамя мира. Карточка 3. Мы с нетерпением ждали, когда прилетят старые знакомые (скворцы, радостные вестники весны). «Нас два брата,- начал он, - я (Иван Иванович) и другой (Николай Иванович), года на два моложе». |
Выполняют задание на индивидуальных карточка пользуясь имеющимися знаниями. |
Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Регулятивные: контроль, коррекция. |
8. |
Самостоятельная работа. |
-Цифровой диктант с проверкой по эталону. 1) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. 2) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению. 3) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. 4) Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. 5) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. 6) Максиму иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому. 7) Муж её, путиловский рабочий, был ранен на войне. А – ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИ ЛИЧНОМ МЕСТОИМЕНИИ. Б- РАСПРОСТРАНЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА. В – ПРИЛОЖЕНИЕ С СОЮЗОМ КАК ИМЕЮЩЕЕ ДОБАВОЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧИНЫ. Эталон. 1-А 2-В 3-Б 4-Б 5-А 6-В 7-Б |
Получают индивидуальные карточки и выполняют задание. Проводят самоанализ. |
Регулятивные: самоконтроль. |
9. |
Итог урока. Рефлексия. |
Анализирует работу учеников на уроке. Подводит итог урока. Вспомните, какую цель мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать? |
Анализируют собственную учебную деятельность, дают оценку своей работе на уроке. |
Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самооценка |
10. |
Дифференцированное домашнее задание. |
Домашнее задание по выбору уровня сложности. Уровень сложности 1: Задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мой любимый вид спорта». Использовать в работе предложения с обособленными членами, а также слова-термины, употребляемые в данном виде спорта. Показать, описать не только основное содержание данного вида спорта, но и объяснить, почему он вам нравится, как вы собираетесь в нем совершенствоваться. Уровень сложности 2: Задание: Правило, с. 172 учебник. Выполнить упр. 310, с. 174 учебник. |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: планирование. . |