12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красильникова Ольга Геннадьевна42
Россия, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н,д Кипень

Урок по музыке и ИЗО

5 класс

Тема урока: «Образы природы в музыке и живописи»

Учитель ИЗО- Красильникова О.Г.,

Учмтель музыки- Щекина А.Н.

МБОУ « Аргуновская О.Ш.№11»


Цель урока:

Создать условия для развития у учащихся эстетического восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки и изобразительного искусства через их взаимосвязь и взаимопроникновение в процессе исполнения и слушания.

Задачи урока.

Образовательные:

Познакомить учащихся с шедеврами музыкального и изобразительного искусства с точки зрения значимости их в общечеловеческой культуре.

Дать понятие «пейзаж», «музыкальный пейзаж» в контексте сохранения преемственности и единообразия тематики.

Дать краткую характеристику творчества композиторов и фрагментарно историю создания произведений, приведённых для слушания на уроке.

Развивающие:

Обогатить интонационный и слуховой опыт учащихся через различные виды творческой деятельности.

Формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать.

Использовать накопленные знания и умения в работе с новым материалом и информацией.

Развивать творческое воображение, творческую активность.

Устанавливать ассоциативные связи в процессе анализа (фрагментов) произведений различных видов искусств.

Совершенствовать вокально-хоровые навыки.


Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся через знакомство с лучшими образцами музыкального и изобразительного искусства.

Воспитывать эстетические чувства и духовно-нравственное начало через приобщение к сокровищам мировой художественной и музыкальной классики.

Способствовать более полной реализации творческого потенциала учащихся через создание эмоционально-положительной атмосферы на уроке.


Тип урока: комбинированный.

Ключевые компетенции в ходе урока:

Учебно-познавательные

Коммуникативные

Информационные


УУД, которые формируются в ходе урока:

Регулятивные:

целеполагание,

планирование.

Познавательные:

уметь слушать и анализировать музыкальные произведения,

определять жанровую принадлежность,

сравнивать и сопоставлять разные виды искусств – живопись и музыку.

Коммуникативные:

уметь ориентироваться в системе знаний,

развивать умение размышлять о музыке, выражать свои мысли наиболее полно и точно,

делать логические выводы и сотрудничать на основе осознания цели урока.

Личностные:

проявлять эмоциональную отзывчивость,

личное заинтересованное отношение в процессе слушания, исполнения и анализа произведений.

МЕТОДЫ:

Словесные ,практические, наглядные.

Методы сравнения, размышления, контрастных сопоставлений, обобщения.

Метод межпредметных связей: музыка – изобразительное искусство.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер

Музыкальный центр

МАТЕРИАЛ

Флешка

Слайдовая презентация в программе PowerPoint


План урока.




Введение в тему взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков

Понятие «пейзаж». Образы осенней природы в произведениях художников.

Образы природы в произведениях классиков-музыкантов

Чайковский .Биография.

Прослушивание произведения «Времена года», «Осень».

Разговор о музыке.

Рисуем осень.(Звучит музыка Вивальди.)

Муз пауза. «Дети любят рисовать»

Образы зимней природы в произведениях художников.

Чайковский «Времена года» . «Зима».

Рисуем зиму.(Звучит музыка Вивальди.)

Обобщение.



Ход урока



1. Учитель ИЗО:Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о звучащей музыке природы, о музыке, которая вызывает в нас определённые настроения и тончайшие переживания, рисует в нашем воображении яркие образы и живописные картины; мы будем слушать и анализировать её, исполнять и сравнивать с картинами выдающихся художников.


2. Учитель ИЗО:Осень, осень: “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

- Поговорим о мастерах искусства, музыку, всмотримся в картины о природе.

Учитель ИЗО:Чем привлекает осень?

Дети: красотой

Осень в изобразительном искусстве.

Учитель ИЗО:Какая связь между музыкантами и художниками?

Дети: и осень вдохновляет на творчество

Учитель ИЗО: Назовите жанр ИЗО, в котором основной предмет изображения – природа.

Дети: пейзаж

Учитель ИЗО:Назовите главные элементы пейзажа.

Дети: небо, вода, земля, деревья

Учитель ИЗО: Посмотрите на репродукции с картин художника Иссаака Ильича Левитана.

-Какие же основные цвета в пейзажах?

-Каким чувством наполнены картины?

-Какое настроение передаёт нам автор?

-Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.

На полотне мы видим характерный русский пейзаж.Спокойный день в середине осени.Солнце светит, но уже не так ярко.Перед глазами открывается русский простор:поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса.Узкая речка с невывсокими берегами пересекают картину вертикально.Береза- живописное дерево.Левитан, как и многие художники , любил березы, часто изображал их на картинах.Трава начала желтеть.

Из какой области искусства пришло к нам слово «пейзаж»?


- Из живописи.


Верно. В переводе с французского оно обозначает «изображение», основным предметом которого является природа На интерактивной доске появляются репродукции картин «Среди долины ровныя» И.Шишкина и «Вечерний звон» И.Левитана.

t1696844413aa.gif

t1696844413ab.gif

Итак, мы с вами можем заметить, что живопись и музыка очень близки друг другу. И хотя живописные полотна сами по себе, конечно, не издают звуков, однако хорошая живопись, как и хорошая музыка вызывают в нас ответные чувства. Давайте распоёмся и вспомним песню «Добрый день».















Осень в музыке

Учитель музыки:Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.

- Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах “Времена года”

4.УЧ МУЗ. Звучит музыка природы в творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского.

И вот зазвучала музыка природы в творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского.

t1696844413ac.gif


















Он вспоминал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки».

Он вспоминал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки».

Хотя будущий прославленный композитор и родился в семье начальника завода в г. Воткинске на Урале и был дворянином по происхождению, но этим не кичился, а считал, что что-то значит в этом мире только собственныйтруд и доброе отношение ко всему окружающему и к людям.

Композитор видел жизнь простых людей, слышал народные песни и постигал через них мудрость и величие души русского народа.

Дом Чайковских находился на главной улице города и из его окон открывался вид на живописное озеро. Любимый с детства пейзаж он запомнит на всю жизнь. И образы родной природы всегда будут вдохновлять композитора. (Слайд №)

Музыка природы зазвучит в его балетах и операх, романсах и симфониях.

Так в 1876 году «Времена года» увидели свет. Каждая из двенадцати пьес представляла собой образ одного из месяцев года. Причём этот образ чаще всего был передан через пейзаж.


t1696844413ad.gif







УЧ МУЗ Мы сейчас послушаем из этого цикла пьесу «Октябрь» - осенняя песнь.

5.Слушание.Чайковский Осень. Учитель музыки:Какое настроение вызывает данная музыка.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.

Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.

Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.

Учитель музыки: Какую песню об осени вы знаете?

Учитель музыки:Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

УЧ МУЗ Какой образ природы возник в вашем воображении? Что увидел и почувствовал композитор, рисуя музыкальными красками этот пейзаж? Какое настроение вызывает эта музыка? А может она пробудила в вас какие-то фантазии? Поделитесь.

- Эта музыка очень выразительная и грустная.

- Слышно, как начинается дождь. Подул ветер и погнал опавшие листья, а потом закружил их и поднял над землёй.

- В средней части – как- будто выглянуло солнце. Музыка зазвучала в мажоре, но это всего лишь воспоминание о тёплых днях, может об ушедшем счастье.

- В середине мелодия звучит взволнованно в высоком регистре. Музыкальные фразы повторяются и пытаются как бы из последних сил «вернуться» в прекрасное прошлое, но его не вернуть.

- Музыка осенней песни печальная и возвращает нас к реальности, повторяясь, как в начале.

- Мелодия третьей части по фразам звучит как вздох. Та же картина: подгоняемые ветром опавшие листья растерянно мечутся, не находя себе приюта. Ветер затихает. Повторяющийся короткий мотив звучит в басу, он «безутешен» и к конце – просто замирает в «безысходности».

Какой образ природы нарисовал композитор в этой песне? Что изображает мелодия вступления?

- Это весёлый дождик бежит по дорожке.

- Это набежал лёгкий ветерок

6.УЧ ИЗО Ребята, получается, что мы можем «увидеть» музыку. Нарисуйте, пожалуйста, к «услышанную» картину осени. что музыканты тоже художники, но они рисуют «красками»

Такое же название, как и у П. И. Чайковского, носит произведение итальянского композитора 18-го века Антонио Вивальди.

Четыре своих концерта для скрипки и струнного оркестра он называет: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В каждом из них по три номера – по количеству месяцев в сезоне. Мы послушаем один из номеров концерта


Учащиеся рисуют осень и слушают Вивальди

-Взволнованный характер мелодии перекликается с тревожным сюжетом картины.

- Музыка очень изобразительна. Слышны гром и порывы ветра, начинается ливень.

- Бьётся в испуге какая-то маленькая птичка. Она кричит. Её изображает скрипка, звучит жалобно в высоком регистре.

- Всё вокруг потемнело. Ветер с дождём треплет кусты и ломает ветви деревьев.

- Но на картине мы видим приближение этой грозы. А в музыке мы слышим и «видим» всё, что происходит в момент разыгравшейся стихии.

- Если сопоставить эти два произведения, то картина как - будто оживает, наполняется звуками природы.

7.Муз пауза. «Дети любят рисовать»

(Звучит народная песня “Зимушка”)

Зt1696844413ae.gif имушка-зимушка, ты пришла,
Снегом все покрыла, замела,
Будем бабу лепить,
Будем лыжи мастерить.
Будем санки точить,
Потом с горки катить.

Ох, зимушка-зима, зима снежная была.

8. Уч.ИЗО- Сегодня на уроке мы говорим о зиме, об изменениях в природе

Вернемся к картинам. Зима и зимние праздники всегда были любимой темой русских художников. Белый мягкий снег преображает природу – пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Это хорошо видно на картине

9.Чайковский «Времена года» . «Зима». Зима, ребята, была представлена как художниками, так и композиторами разных времен и народов. Словно очаровательная мелодия рисунки на стеклах окон, морозные узоры превращают их в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи! Волшебница-зима украсила каждую травинку, нечаянно выглянувшую из сугроба. Заходящее зимнее солнце осветило ветки березы с рыжими сережками. Заснеженные веточки, украшенные ритмом изящных сережек, да пылающий закат создали узор, похожий на музыку из зимней сказки. Иней на деревьях, сверкающее серебро белого снега – все это находило свое отражение в замечательных произведениях композиторов. Вслушайтесь в эту мелодию, посмотрите на эти картины, окуните кисточку в краски. Пусть каждый из вас создаст сейчас свое чудо.

10.Рисуем зиму.(Звучит музыка Вивальди.)

Учитель ИЗО:

Ребята, увидев репродукции картин великих художников, и слушая музыку, попробуйте передать свое настроение и свое впечатление на бумаге.

Уч музыки. В подтверждение ваших слов приведу высказывание современника Антонио Вивальди Дж. Хокинса: «Характерной чертой музыки А. Вивальди является его необузданная, захватывающая природа!»


11.Подведём итоги. Заключительная часть.

Учитель ИЗО:

Ребята, наш урок подходит к концу. Я думаю, что мы сможем сейчас показать друг другу свои творения. Пройдите к выставочной доске и прикрепите свои рисунки. Молодцы, все справились с заданием.

Полученными впечатлениями вы можете поделиться со своими друзьями, близкими и родными. Расскажите, какие картины писали художники о русской зиме, а какую музыку сочиняли композиторы. (Учащиеся рассматривают рисунки друг друга).

Учитель музыки:

Друзья, на этой оптимистической ноте мы завершаем урок. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, передадим друг другу через легкое пожатие теплоту, настроение, улыбнемся и скажем “Мы – МОЛОДЦЫ

Составление кроссворда. Ключевое слово «природа» по вертикали.


Жанр народного творчества, в котором наиболее ярко раскрывается образ природы. (Песня)

Художественное произведение, запечатлённый образ. (Картина)

Художник, создающий произведения посредством звуков. (Композитор)

Явление природы. (Гроза)

Содержательная и узнаваемая характеристика какого- либо явления, события в произведении. (Образ)

В искусстве – создатель различных произведений. (Художник)

Какой вид деятельности человеческого бытия может объединить все виды искусства? (Музыка)




П

Е

С

Н

Я



К

А

Р

Т

И

Н

А

К

О

М

П

О

З

И

Т

О

Р




Г

Р

О

З

А



О

Б

Р

А

З



Х

У

Д

О

Ж

Н

И

К


М

У

З

Ы

К

А





Музыка не только подражает звукам природы, но она смогла вызвать у нас различные зрительные ассоциации. В ней природа заиграла яркими красками, бликами, стала зримой. Возникшие образы зазвучали в пространстве.

Помогли нам всё это увидеть и услышать шедевры художников – живописцев, неисчерпаемая народная музыка и музыка великих композиторов – классиков. Ведь образы природы в искусстве также одухотворены. Они печальны или радостны, трагичны или величавы. Они таковы, какими их увидел человек!

Об этом мы сегодня и говорили на нашем уроке. Большое всем спасибо за активную и плодотворную работу. До свидания! Урок окончен!

Дети под музыку уходят из класса





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.