12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чинакал Наталия Юрьевна35
Россия, Саратовская обл., с.Юнгеровка, Лысогорский район

 

тема: Правонарушения и юридическая ответственность.

Цель: познакомиться с определением, основными признаками и видами правонарушений; рассмотреть понятие юридической ответственности.

Задачи:

расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;

познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;

развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

совершенствовать читательскую грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности через работу с текстом;

способствовать воспитанию уважения к праву и правовым нормам.

Ожидаемые результаты:

Личностные: воспитание ценностных ориентиров, основанных на уважении к правам и свободам других людей, соблюдении правовых норм;

Метапредметные: выполнение в повседневной жизни правовых норм, подкрепление изученных положений конкретными примерами;

Предметные: знание ключевых понятий, правовых норм, установка на необходимость руководствоваться этими нормами в повседневной жизни.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование урока: презентация по теме урока, ноутбук, проектор, рабочий лист, учебник «Обществознание», 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н.. М.: «Просвещение»,

 

Понятия урока: правонарушения, признаки правонарушения, вина, виды правонарушений, преступление, проступок, юридическая ответственность.


 

КОНСПЕКТ УРОКА.

На доске эпиграф:

«Безнаказанность - величайшее поощрение преступления».

Марк Туллий Цицерон.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Настроимся на позитивный лад и с хорошим настроением начнем урок.

Уже давно учеными замечено, что, когда человек настроен позитивно, он с большей вероятностью добивается желаемого. Это связано с тем, что наши мысли имеют свое реальное проявление в жизни.

 

Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучаем? (право)

- Дайте определение понятиям:

Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Правоотношение - это социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства.

Правоспособность – способность иметь права и обязанности.

Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Субъекты правоотношений – это физические и юридические лица.

 

Мотивация.

- Какой документ у вас на партах? (Конституция)

- Что такое конституция? (основной закон государства)

- Что определено во второй главе Конституции РФ? (права и свободы человека и гражданина).

У каждого гражданина РФ есть определённый набор прав и свобод. А есть ли у наших прав граница?

Давайте представим наше общество в виде воздушных шариков, где каждый шарик – это отдельно взятый гражданин. А теперь ответьте на поставленный вопрос.

И если мы попытаемся хоть немного расширить свои права, мы неминуемо потесним права другого человека. Но этого делать нельзя, так как в России провозглашено равенство всех в правах и свободах, независимо от пола, расы, возраста, вероисповедания и уровня доходов.

Откройте статью 17 п.3 Конституции РФ.

Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Известная фраза гласит: «Права и свободы одного человека заканчиваются тамгде начинаются права и свободы другого человека».

Говорят, эта фраза впервые прозвучала в здании Парижского суда еще в XIII веке! Во время бурной дискуссии один из парламентариев, размахивая руками, зацепил нос другого. Позже, на судебном заседании, он заявил: — Я имею право размахивать руками!

 

- Но если всё же мы перейдём границу дозволенного, что произойдёт? (нарушим права другого человека).

- Назовите одним словом, что мы совершим. (правонарушение.)

- А любое правонарушение влечёт за собой что? (юридическую ответственность).

IV. Определение темы и задач урока.

Исходя из сказанного, определите тему сегодняшнего урока.

Сл.1. «Правонарушения и юридическая ответственность»

? Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, каковы задачи нашего урока?

Ответы учащихся:

-охарактеризовать понятие «правонарушение»;

- определить признаки и виды правонарушений,

- выяснить, что такое юридическая ответственность и ее виды;

- объяснить связь правонарушения с юридической ответственностью.

Постановка проблемного вопроса.

Сл.2.Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”

В данном юридическом высказывании поднимается проблема неотъемлемости наказания за совершение правонарушения. Проблема крайне актуальна для всех обществ и государств. Смысл высказывания заключается в том, что для того, чтобы в обществе поддерживалась стабильность и безопасность, необходимо пресекать любые правонарушения.

В завершении урока нам нужно ответить на следующий вопрос:

? «Почему государство устанавливает наказание за совершение правонарушения»? 

 

V.Изучение нового материала.

1)

Мы живем в обществе, в котором большинство людей не нарушают норм права, уважают законы, уверенно пользуются своими правами и т.д.

Такое поведение человека в обществе с точки зрения права, называют правомерным. Правомерное поведение – осознанное поведение, соответствующее нормам права и социально значимым целям.

 

? Как вы считаете, такое поведение обществом принимается или отвергается?

Обоснуйте ваш ответ.

Ответы учащихся: «Да, потому что….»

 

Однако, есть и те, которые ведут себя иначе. Их поведение не соответствует нормам права, является противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы.

Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Для начала дадим определение понятию “правонарушение”.

 

Сл.3. ПРАВОНАРУШЕНИЕ - это противоправное деяние (действие или бездействие) дееспособного лица, нарушающее какие-либо нормы права..

(запись определения в рабочий лист)

Следует отметить, что особенностью правонарушения, является ДЕЯНИЕ.

Наказывают за действие, а не за мысли о нем.

 

Попробуйте привести примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права.

Примерные ответы:

Примером действия может служить: 

нанесение телесных повреждений, которое привело к угрозе здоровья или жизни. 

Бездействие - это тоже деяние, это неисполнение какого-либо действия.

например, неоказание помощи больному, что привело к его гибели. 

 

Любое деяние имеет свои отличительные признаки.

 

Сейчас мы будем работать с текстом.

 

Предлагаю вам, самостоятельно, используя тест, определить признаки правонарушения и записать их в рабочий лист.

-действие (бездействие),

- противоправность,

- причинение ущерба,

- антисоциальное поведение,

- порождение юридической ответственности (наказуемость).

Любое правонарушение порождает вину.

Рассмотрим ситуацию:

В метро на эскалаторе люди стоят справа, а проходят слева. Кто-то из стоящих автоматически, не подумав, поставил тяжёлую сумку рядом и тем самым закрыл (или сузил) проход, чего, конечно, делать нельзя. А быстро проходивший слева пассажир не заметил сумки, споткнулся, и… (далее могут быть самые неприятные последствия).

Вина поставившего сумку, безусловно, есть. Но какая? Была ли у него цель (умысел) помешать движению? Специального умысла у него явно не было.

 

*Следовательно, он поступил неосторожно, и наказание, скорее всего, будет не самым строгим.

Другое дело, если бы стоявший справа намеренно (с целью) подставил сумку (или ногу) тому, кто проходил мимо. Это было бы умышленное правонарушение. Естественно, что оно влечёт более строгое наказание.

 

- неосторожность,

- умысел.

! Приведите свои примеры правонарушения по неосторожности и умыслу.

3)

Выполните задание 2 текста.

Используя содержание текста, назовите три группы интересов против которых направлено правонарушение. Используя обществоведческие знания, проиллюстрируйте примером, в чём может выражаться имущественный ущерб, причинённый правонарушением? (Пример должен быть приведен развернуто).

4)

Перед вами карточки с примерами правонарушений. Посовещайтесь и решите, на какие группы вы их можете распределить. Объясните ваш выбор.

Кража денег из банка (преступление)

Убийство человека (преступление)

Азартные игры (проступок)

Ограбление прохожего (преступление)

Нарушение техники безопасности (проступок)

Террорист попытался угнать самолет (преступление)

Рабочий совершил прогул (проступок)

Девушка похитила чужого ребенка (преступление)

Дебош в общественном месте (проступок)

Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)

Распитие  спиртных напитков в общественном месте (проступок)

 Переход дороги на красный свет светофора (проступок)

Обратимся к тексту и выполним задание №3. Определите виды правонарушений

- преступление,

- проступок.

Сл.4. ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

С.5. ПРОСТУПОК это тоже виновное, общественно опасное противоправное деяние, которое отличается меньшей степенью вреда и не предусматривающее уголовного наказание.

? Подумайте и скажите, что общего и в чём разница между преступлением и проступком.

Сл.6.

Общие черты

Различия

Преступления

Проступки

Это общественно- опасные деяния, которые совершаются дееспособными людьми.

Виновное, общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания

Правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности:

 

5)

Сл.7. Просмотр фрагментов из мультфильмов.

Определите, какое правонарушение совершено. (пример деяния).

- мелкое хулиганство,

- грабёж,

- мошенничество,

- незаконное лишение свободы,

- жестокое обращение с животными,

- вандализм.

6)

Сл.8. "Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

- Как вы думаете, что они имели в виду?

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Сл.9. Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.

 

? Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

(Строгость наказания зависит от характера правонарушения.)

Но и наказание бывает разным, значит, и ответственность делится на несколько видов.

Виды

Характеристика

Наказание

Уголовная

За преступление

Арест, лишение свободы, конфискация имущества

Административная

За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка

Административные работы, штраф, краткосрочный арест до 15 суток

Дисциплинарная

За нарушение в сфере служебных отношений

Выговор, понижение, увольнение

Материальная

За нанесение имущественного ущерба

Возмещение ущерба

Гражданская

За нарушения имущественных прав

Возмещение ущерба, принудительное восстановление

-А как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Уголовная ответственность с 16 лет, а за более тяжкие преступления – с 14 лет.

- В чем же состоит цель юридической ответственности?

Прежде всего, в защите законных прав и интересов граждан и организаций, восстановлении справедливости.

- В чем она выражается?

( ответственность перед законом и судом, выражается в применении мер государственного принуждения (штраф, возмещение ущерба, лишение свободы.)

7)

Кроме того, применение юридической ответственности преследует цель - исправить, перевоспитать правонарушителя и предупредить совершение правонарушений другими людьми.

Никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;

 

Сл.10. Презумпция невиновности – юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

 

Вывод: таким образом, только ответственный человек умеет предвидеть последствия своих поступков. А умение их предвидеть не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания.

 

VI. Первичное закрепление.

1.

Сл.11. Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока.

?«Почему государство устанавливает наказание за совершение правонарушения»? 

( Государство обеспечивает исполнение права.

Правонарушение представляет собой общественную опасность.

Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений.)

 

VII. Подведение итогов.

Только страх наказания за преступление останавливает от совершения новых и обеспечивает людям гарантию безопасности в будущем.

Поэтому в государстве уделяется основное внимание не тяжести наказания, а его неотвратимости.

Незнание закона не освобождает от ответственности.

VIII. Домашнее задание.

Изучить параграф 10, выполнить задание №6 в рабочем листе.

IX. Рефлексия.

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я…………

- Оцените свою работу и работу одноклассников.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.