Урок окружающего мира по теме «Что нас окружает дома» (1 класс)
Урок по окружающему миру
Учитель начальных классов:
Селезнева Ольга Николаевна
УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Автор: А.А. Плешаков
Класс: 1 общеобразовательный
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Что окружает нас дома?»
Цель: расширить знания учащихся о группах предметов домашней обстановки и научить приводить примеры предметов каждой группы.
Задачи:
Развивать умения различать предметы одной группы от другой;
Совершенствовать умение осмысленно отвечать на вопросы учителя;
Развивать умение работать с таблицей и опорными словами;
Развивать умения самоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;
Развивать творческое воображение и мелкую моторику;
Оборудование
демонстрационное |
индивидуальное |
Картинки с представителями живой природы и их жилищами |
Учебник |
Картинка «Дом снаружи» и картинка «Пустой дом внутри» |
Рабочая тетрадь |
Карточки с названием темы и цели урока |
Ножницы |
Опорные карточки с название групп предметов домашней обстановки |
Анкеты «Обратная связь» |
|
|
Карточки с изображением цветов красного, желтого, зеленого цвета |
|
Конверты для групп |
Цветные карандаши |
Смайлики для оценки: – Все правильно! Молодец!
– Ответил не на все вопросы. Надо
Еще поработать!
– Не ответил на вопросы. Придется начать
сначала!
Этап урока |
Содержание урока |
УУД |
||||
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности |
Прозвенел для нас звонок Начинается урок! К нам без опоздания Приходи, СТАРАНИЕ! Помоги нам потрудиться! Мы пришли сюда УЧИТЬСЯ! Мы урок наш начинаем Что учили – вспоминаем. - А какие группы животных вы знаете? (насекомые, рыбы, птицы, звери) - Кто такие насекомые? (животные, у которых шесть ног) - Приведите примеры - Кто такие рыбы? (водные животные, тело которых покрыто чешуёй) - Приведите примеры. - Кто такие птицы? (животные, тело которых покрыто перьями) - Приведите примеры. - Кто такие звери? (животные, тело которых покрыто шерстью) - Как ещё называют эту группу животных? (млекопитающие) - Почему? (звери выкармливают детёнышей молоком) - Приведите примеры - Как называются животные, которые живут рядом с людьми? (домашние) - Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие) . Игра «Третий лишний» (Учитель готовит карточки для каждого ученика.) — Я буду показывать и называть трех животных, одно из которых лишнее, а вы должны раскрасить тот кружок, который по счету соответствует названию «лишнего» животного. 1. Жук, корова, жираф. 2. Кузнечик, бабочка, синица. 3. Окунь, пингвин, щука. 4. Летучая мышь, ласточка, сова. 5. Утка, дятел, лиса. Посмотрите на экран, проверьте себя. Зачеркните неверный ответ красным карандашом.
Ребята, оцените себя с помощью «СВЕТОФОРА» -Ребята, внимательно посмотрите на доску. Может кто-то уже сам догадался, какое задание вам предстоит выполнить? (на доске расположены картинки с изображением «медведя», «птицы», «пчелы», «человека», «бобра» и изображение их жилищ: «хатка», «берлога», «гнездо», «улей») - Дети выдвигают предположения. - Действительно, вам необходимо составить пары «Кто где живет»
|
1. Формировать умение прогнозировать, предвосхищать результат (Р) 2. Формировать умение мотивации каждого ученика в умении находить ответ на вопрос (Л) |
||||
Актуализация знаний, постановка проблемы |
Дети выходят к компьютеру и соединяют пары -Кто остался без жилища? -Человек. -А где живет человек? - В доме. Учитель присоединяет картинку с изображением дома. -Кто мне скажет, о чем пойдет речь на уроке? Дети выдвигают свои предположения. - Да, мы сегодня будем говорить о доме. Но тема «дом» очень широкая, давайте попробуем ее уточнить. |
1. Формировать умение структурировать знания (П) 2. Формировать умение формулировать тему на основе соотнесения того, что уже известно (Р) 3. Формировать умение с точностью выражать свои мысли (К) |
||||
Построение проекта выхода из затруднения, формулируем тему и цель |
-Какой красивый дом снаружи! Давайте, заглянем внутрь дома. (вывешиваю картинку « дом внутри»). – Что вы увидели? -Внутри дом пустой! - Хорошо человеку в пустом доме? - Конечно, нет! - Что вы сделаете, чтобы в этом доме захотелось жить! Дети отвечают, что заполнят дом мебелью и т.д. - Может быть, кто-то сейчас сформулирует тему урока? Дети отвечают, что мы будем говорить о том, что находится внутри дома. Учитель вывешивает карточку с темой «Что окружает нас дома?» - Откройте учебник стр.42 -Ребята, найдите предметы домашней обстановки, которые находятся у Муравьишки не на месте. Дети называют предметы, учитель их крепит на доске. -А теперь посмотрите, на доске начерчена таблица. Посмотрите внимательно на предметы, которые вы нашли у Муравьишки дома. . Как вы думаете, для чего таблица? -Да, мы постараемся распределить эти предметы на 4 группы. Это и будет целью нашего урока – узнать группы предметов домашнего обихода ( карточка с целью помещается рядом с темой)
|
1. Формировать умение анализировать ситуацию (П) 2. Формировать умение самостоятельно достраивать, восполняя недостающие компоненты (П) 3. Формировать умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого характера (П) 4. Формирование умения прогнозировать результат (Р) 5. Формировать умение моделировать ситуацию (П) 6. Формировать умение выделять существенные признаки (П) 7. Формировать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно (Р) 8. Формировать умение владения диалогической и монологической речью (К) |
||||
|
|
|
||||
Реализация проекта |
-Еще раз посмотрите на картинки с изображение предметов и подумайте, какие из них можно выделить в 1 группу. 2 группу, 3 группу и 4 группу. Дети выходят к доске и заполняют таблицу. В результате действий получается, к примеру: 1 группа – чайник, утюг 2 группа – стул, стол 3 группа – шапка, носки 4 группа – тарелка, кастрюля -Попробуйте сами дать название полученным группам. По ходу ответов выделяются название групп: - электроприборы - мебель - посуда - одежда Карточки вывешиваются на доску в таблицу. -Давайте хором повторим название групп домашнего обихода. - А для чего мы разделили предметы на группы? Взяли бы и объединили в одну! - Конечно, назначение у них разное. - Сейчас вы поработаете в группах и обсудите назначение той группы, которая вам достанется. Учитель раздает конверты, внутри которых название группы. -Кроме этого вы должны будете привести свои примеры предметов вашей группы. Затем вы должны будете рассказать свой ответ всем нам. 2 минуты идет обсуждение в группах. Затем каждая группа презентует свой ответ. Все вместе обобщаем назначение каждой группы. По окончанию ответа группы, остальные поднимают «СВЕТОФОРЫ» с оценкой, как справилась группа с заданием. |
1. Формировать умение классифицировать предметы на основе критериев сравнения (П) 2. Формировать умение логически рассуждать и выдвигать предположения (П) 3. Формировать умение обобщать знания путем знаково-символических действий (П) 4. Формировать умение составлять план работы и последовательность действий (Р) 5. Формировать умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками, работая в группе (К) 6. Формировать умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей (К) 7.Формировать умение контролировать ответ в форме сличения с поставленной задачей (Р) 8. Формировать умение оценивать ответ группы. Осознавать качество и уровень ответа (Р)
|
||||
|
|
|
||||
Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой |
-Откройте «Учебник» на стр. 43 Возьмите и расположите картинки в таблице учебника так, чтобы предметы были в своих группах. - А теперь самопроверка. Возьмите свои анкеты обратной связи и смайлики. В первом столбце наклейте смайлик, соответствующий правильности выполнения задания. -А теперь поменяйте местами картинки и попросите соседа по парте найти ошибки. -Проверьте друг друга и в анкетах во втором столбце у соседа наклейте соответствующий смайлик. Учитель вывешивает образец с правильно заполненной таблицей. Анкеты обратной связи
- А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из сказки СЕМЕН Бим-бом! Тили-бом! На дворе высокий дом Ставенки резные Окна расписные А на лестницы ковер Шитый золотом узор По узорному ковру Сходит кошка поутру. РЕГИНА Мой дом для вас всегда открыт! Здесь у меня столовая Вся мебель в ней дубовая. Вот стул – на нем сидят! Вот это стол – за ним едят! Налево – шкаф, мои друзья Я вешаю в нем платья Там – спаленка моя С лежанкой и кроватью А здесь моя гостиная Ковры и зеркала. Купила пианино я У одного осла.
- Ребята, вы прослушали отрывок. - А скажите, какие предметы домашнего обихода вам рекламировала кошка?
|
1. Формировать умение предвосхищать результат и уровень усвоения знаний (Р) 2. Формировать умение самостоятельно решать проблему путем поиска (П) 3. Формировать умение сличать результат с эталоном с целью обнаружения отклонений или с целью удостовериться в правильности выбора (Р) 4. Формировать умение самооценки 5. Формировать умение самостоятельно ставить проблему для решения этой проблемы другим человеком (П) 6. Формировать умение контроля за выполнение действий соседа по парте и умение оценивать чужой результат (Р) 7. Формировать умение работать в паре: контроль, коррекция, оценка действий партнера (К) |
||||
Рефлексия учебной деятельности |
- Подведем итог нашего урока. Я начну предложение, а вы его закончите. Дома нас окружают разнообразные..(предметы) Мы их разделили на….. (группы) Кастрюля, стакан, сковорода – это… (посуда) Кресло, диван, комод – это … (мебель) Холодильник, утюг, компьютер – это …… (электроприборы) Платье, костюм, халат – это…. (одежда) - Проверим наши ответы, прочитаем вывод в учебнике на стр.43.
Наш урок подошел к концу: Назовите тему урока. Чему вы научились на уроке?
Сегодня на уроке каждый из вас проделал большую работу, оцените её. Если на уроке всё было понятно, задания были интересными, вы справились с ними и довольны результатом, то разместите на полянке возле домика зеленый цветочек Если на уроке возникали трудности, что-то не получалось, но вы преодолели их с помощью товарища или сами- жёлтый цветочек Если работа не заладилась, задания вызвали затруднения и придётся ещё потрудиться над материалом- красный цветочек. |
1. Формировать умение синтезировать, самостоятельно достраивая речевую конструкцию (П) 2. Формировать умение обобщать изученный материал (П) 3. Формировать умение извлекать информацию из услышанного и прочитанного (П) 4. Формировать умение способности к мобилизации сил и энергии в конце урока (Р) 5. Формировать умение раскрывать свой творческий потенциал путем переноса своего художественного вкуса и умения на объект своей деятельности (Л) |
||||
|
|
|