12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аверина Анна Андреевна115
Россия, Коми респ., Сыктывкар
0

Урок окружающего мира в 4 классе «Что такое кровь?»



Учебник «Человек и природа». Автор (ы) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов

Класс 4. Часть 1. Стр. 38-39

Образовательная система (модель) Школа 2100

ТЕМА Что такое кровь?

Цель урока. Познакомить учащихся с клетками крови и их функциями в организме человека.

Задачи урока.

1. Личностные:

Развивать интерес к окружающему миру, а также к самому себе

2. Предметные:

формировать у учащихся новые понятия, а также функции этих органов выделения;

закреплять умение работать с текстом и индивидуальной картой;

учить видеть ошибки в своих и чужих ответах;

3. Метапредметные (УУД):

Личностные:

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные:

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результат; составление плана и последовательности действий;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию) и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Оборудование.

У учителя: компьютер, мультимедийная установка, презентация, учебник.

У учащихся: таблицы, тексты, карточки, цветные ручки, фломастеры и карандаши, учебник.

Оформление доски

 

Презентация

Словарь урока

Библиографический список:

Например:

http://school-work.net/prochee/schitalochki/

Учебник Окружающий мир. Человек и природа. А.А. Вахрушев. 4 класс 1 часть. БАЛАСС. Москва 2012 г. стр. 38-39.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент (1-2 мин)

Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока.

Приёмы работы:

Доброжелательное приветствие

Эмоциональный настрой

-Доброе утро ребята, я рада вас видеть, садитесь, пожалуйста.

 

Актуализация знаний (5 мин)

Цель: актуализировать знания, необходимые для усвоения нового материала и активного участия в уроке, ввести в содержание работы, создать условия для принятия темы, цели и задач урока

Приёмы работы:

Беседа

Создание ПС

Мотивирующие приёмы («яркое пятно», актуальность)

Формулировка темы, проблемы и задач урока.

-Ребята, решите ребус, представленный на слайде.

-Получилось слово труд.

-Верно. Как вы думаете, почему именно это слово было зашифровано в ребусе?

-Я думаю, что мы будем сегодня получать новые знания, а для этого нам нужно потрудиться.

-А без чего мы не можем получать новые знания?

-Без повторения знаний, которые получили на прошлом уроке.

-Для того, чтобы нам повторить пройденный материал, я предлагаю поиграть в игру, которая называется: «Своя игра». Послушайте внимательно правила этой игры:

1) Мы разделимся на 3 команды. 1 колонка – это 1 команда, 2 – это 2 команда и 3-это 3 команда.

2) На экране появляется таблица с темами и баллами. Задача команд выбрать тему и был. Например, узнай по картинке 10.

3) Если команда не может ответить, то право предоставляется команде, которая знает ответ.

4) Если команда отвечает верно, она получает выбранный ею бал, если не отвечает, то получает 0 балов.

 

-Какая команда начнёт первая мы определим с помощью считалки.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай – ка, не робей!

-Право начать игру первой предоставляется 3 колонке.

 

Дополни предложение

10

20

30

Узнай по картинке

10

20

30

Угадай по определению

10

20

30

Дай определение

10

20

30

Игра на слайде

Дополни предложение:

10- Капля крови, проходя по сосудам

нашего организма, описывает_______(восьмёрку)

20- Сначала кровь уходит к лёгким,

где обменивает углекислый газ на

кислород, потом снова возвращается

в сердце.

Эта часть пути называется___(малый круг кровообращения)

30- Во второй раз кровь проходит

по сосудам___________________

к органам тела, чтобы раздать клеткам

кислород и собрать накопившийся в

них углекислый газ. (большой круг кровообращения)

Узнай по картинке:

10- (схема движения крови в организме)

20- (органы кровообращения человека)

30- (система кровообращения)

Угадай по определению:

10- _______-это сильная мышца, не

останавливающая свою работу. (Сердце)

20- По ней кровь поступает от сердца,

принося в клетки органа все

необходимые вещества. (По артерии)

30- По ней кровь движется

обратно к сердцу, унося отходы. (По вене)

Дай определение:

10- Капилляры – это (мельчайшие сосуды, в которых кровь изменяется из артериальной в венозную)

20- Артериальная кровь – это (это кровь богатая кислородом)

30- Венозная кровь – это (это кровь насыщенная

углекислым газом)

-Для чего мы провели эту работу?

-Для того, чтобы вспомнить те знания, которые получили на прошлом уроке.

-Возможно эти знания нам понадобятся для того, чтобы изучить новый материал.

Постановка учебной проблемы

-Рассмотрите схему на слайде.

 

-Скажите пожалуйста, как называется эта схема?

-Все молчат.

-Мне кажется, что это схема крови.

-А как называются органы этой схемы?

-Мы ещё не знаем.

-Ребята, в чём у вас возникло затруднение?

-Мы ещё не знаем, как называется эта схема и из каких органов она состоит.

-Значит, какие задачи мы для себя поставим?

-Узнать, как называется такая эта схема.

-Познакомиться с органами, которые представлены на этой схеме.

-Выяснить значение этих органов.

Изучение нового материала.

-Прежде чем нам приступить к изучению новой темы, я предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка.

Приседаем, приседаем! Ножки полностью сгибаем,

Чтобы мышцы упражнять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)

Мы готовы для похода, но от парты не отходим.

Поднимаем выше ноги, и не нужно нам дороги! (Ходьба на месте.)

 

-Ребята, в чём у нас возникло затруднение?

-Мы не смогли ответить, как называется эта схема и из каких органов она состоит.

-Для того, чтобы нам узнать название этой схемы, я задам вам вопросы, которые вам помогут.

1.Она красного цвета.

2.Её пьют комары.

3.Врачи берут её из пальца и вены.

-И так, что же это?

-Это кровь.

-Верно, это схема нашей с вами крови.

 

-Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока?

-Кровь.

-Кровь и её составляющие.

-Что такое кровь?

-Из чего состоит кровь?

-Вы молодцы, много интересных названий придумали, но Миша и Света дали название точнее. Итак, тема нашего урока: что такое кровь.

Тема на доске

Что такое кровь?

 

-Работать мы будем вот в таких таблицах.

Кровь-

 

Сост.

Функция

   
   
   
   
   
 

-Сегодня мы будем вместе работать с текстом и заполнять эту таблицу. (Раздаю напечатанный текст на каждую парту)

 

-Прочитайте про себя текст.

Читают

-Что такое кровь?

Схема на слайде

-Кровь – это внутренняя среда организма.

-Как вы это понимаете.

-В тексте даётся объяснение.

Мышцы, например, состоят из клеток, которые тесно связаны друг с другом. Составляющие же кровь клетки свободно плавают в жидкой среде- кровеносной плазме.

-Итак, верно, клетки, связанные между собой, образуют мышцы, а составляющие кровь клетки свободно плавают, поэтому у нас кровь жидкая.

 

-Запишите определение крови в верхней строке.

Кровь- это внутренняя среда организма.

 

Сост

Функция

   
   
   
   
   

-Мы встретились с понятие плазма, найдите в тексте определение этого слова.

-Плазма – это прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус.

-Зафиксируйте у себя в таблице.

Кровь- это внутренняя среда организма.

 

Сост.

Функция

Плазма – это прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус.

 
   
   
   
   

-Какую же функцию выполняет плазма?

-Плазма выполняет много функций, но самая главная – это транспортировка клеток крови.

-Вы правы, если мы сказали, что плазма – это жидкое вещество, в котором плавают клетки, значит, одной из функции является транспортировка.

 

-Отметьте это в своих таблицах.

Кровь- это внутренняя среда организма.

 

Сост.

Функция

Плазма – это прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус.

Транспортировка клеток крови.

   
   
   
   

-Первый столбик у нас пустой, мы сказали, что плазма прозрачная желтоватая жидкость. Достаньте карандаш жёлтого цвета и легонько закрасьте этот столбик.

 

-Посмотрите на схему, каких клеток больше?

-Больше красных клеток.

-Ребята, вы представляете, в 1 капли крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди которых больше красных клеток.

 

-Вы не задумывались, почему у нас с вами кровь красного цвета?

-Потому что много красных клеток.

-Верно. Какое вещество придаёт этим клеткам такой цвет?

-Это вещество гемоглобин.

-Вот какое трудное слово. Давайте произнесём его хором. 3,4…гемоглобин!

 

-Какую функцию выполняют эти клетки?

-С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам.

-Значит, что мы запишем во 2 столбик?

-Больше красных кровяных клеток, в которых содержится гемоглобин.

-Так, а что запишем в функцию?

-Переносят кислород.

-Зафиксируйте.

Кровь- это внутренняя среда организма.

 

Сост.

Функция

Плазма – это прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус.

Транспортировка клеток крови.

Больше красных кровяных клеток, в которых содержится гемоглобин.

Переносят кислород.

   
   
   

-На что похожи красные кровяные клетки?

-На овалы.

-Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте красные кровяные клетки. Не забывайте, что их больше всех.

 

-Смотрим на схему. Какие ещё клетки вы видите?

-Я вижу клетки белого цвета разной формы.

-Хорошо. Что про эти клетки вы можете сказать?

-Белые кровяные клетки крупнее красных и могут перемещаться подобно амёбе.

-Кто-нибудь слышал такое слово амёба? Что оно означает?

-Амёба – это простейшее одноклеточное животное.

-Какая ты молодец, верно – амёба – это простейшее одноклеточное животное и передвигается хаотично.

Вот так она выглядит

 

-Какую же функцию выполняют белые кровяные клетки?

-Они защищают организм от попавших в него бактерий.

-Верно, белые кровяные клетки защищают наш организм от бактерий. Защищая нас, они погибают сами.

 

-Зафиксируйте это в таблице.

Кровь- это внутренняя среда организма.

 

Сост.

Функция

Плазма – это прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус.

Транспортировка клеток крови.

Больше красных кровяных клеток, в которых содержится гемоглобин.

Переносят кислород.

Белые кровяные клетки крупнее красных и могут перемещаться подобно амёбе.

Защита организма от бактерий.

   
   

-Мы сказали, что белые кровяные клетки больше красных и разной формы. У каждого из вас лежит белые кусочки самоклеящейся бумаги, наклейте их в свою схему. Не забываем, что этих клеток меньше, чем красных кровяных клеток.

 

-Итак, какие клетки мы ещё не указали?

-Кровяные пластинки.

-Какую функцию они выполняют?

-Кровяные пластинки участвуют в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение.

-Ребята, как мы можем назвать кровеносные пластинки, если они выполняют такую функцию?

-Мы можем назвать их врачами или лекарями.

-Верно, без их помощи мы бы не смогли остановить кровь, которая течёт из раны.

 

-Что вас удивило?

-Меня удивило то, что они такие маленькие, а выполняют такую важную и ответственную функцию.

-Саша молодец, такое хорошее наблюдение сделал. Они маленькие, но какие важные для нас с вами.

 

-Итак, заполните столбики про кровяные пластинки.

Кровь- это внутренняя среда организма.

 

Сост.

Функция

Плазма – это прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус.

Транспортировка клеток крови.

Больше красных кровяных клеток, в которых содержится гемоглобин.

Переносят кислород.

Белые кровяные клетки крупнее красных и могут перемещаться подобно амёбе.

Защита организма от бактерий.

Кровяные пластинки

Участвуют в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение.

-Возьмите ручку красного цвета и нарисуйте кровеносные пластинки в своей схеме. Обратите внимание, что их очень мало.

 

-Дима, прочитай последний абзац текста.

-Питательные вещества, витамины, растворённые газы, различные отходы путешествуют по кровеносным сосудам вместе с плазмой. Кровь перевозит не только вещества, но и тепло. Например, лицо человека долго не замёрзнет на морозе благодаря постоянному притоку тёплой крови.

-Кто попробует составить рассказ о нашей свами крови и её составляющих? Вам можно пользоваться своими записями в таблице.

 

-Рассказать нужно по следующему плану:

1) Что такое кровь.

2) Составляющая (определение и функция)

-Кровь – это внутренняя среда организма. Кровь состоит из:

*Плазмы – это прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Она выполняет много функций, одна из них транспортировка клеток крови.

*Большого количества красных кровяных клеток, в которых содержится гемоглобин. Их функция перенос кислорода.

*Белых кровяных клеток они крупнее красных и могут перемещаться подобно амёбе. Они выполняют функцию защиты организма от бактерий.

*Кровяных пластинок, они участвуют в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение.

-Спасибо, Виталик, хороший составил рассказ.

 

Формулировка вывода по уроку.

-Ребята, в начале урока мы с вами поставили задачи. Выполнили мы их с вами?

-Да выполнили. Мы узнали, что это схема крови.

А также мы узнали составляющие этой схемы, разобрались с функциями каждой клетки.

- У нас тема урока звучит так: что такое кровь? Давайте попробуем сделать вывод.

-Кровь – это внутренняя среда человека, в которой каждая клетка выполняет важнейшую функцию для поддержания комфортной жизни всего организма.

-Как нам проверить верно ли мы с вами сделали вывод по сегодняшнему уроку?

-Посмотреть в учебнике.

-Открываем учебник на странице 39. Вася, читай вывод в оранжевой рамочке.

-Кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.

-Совпал ли наш вывод, с мнением в учебнике?

-Частично совпал.

-Верно, мы с вами дали более обширное, точное определение, вы молодцы.

 

4. Применение новых знаний

-А теперь закрыли учебник, давайте немного отдохнём.

Физминутка.

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

 

-Сейчас мы поработаем самостоятельно. Каждому из вас будет роздана карточка. Вам нужно будет подписать свою фамилию и имя, и выполнить задания. Ещё раз повторяю, что работа индивидуальная, поэтому советоваться с соседом не нужно. Вам можно пользоваться своими записями в таблице. Вопрос 6* на понимание.

 

Карточка с заданиями

1.Из чего состоит кровь?

2.Какие клетки похожи на амёбу?

3.Назови клетки, которые переносят кислород.

4.Как называется жидкость, одна из функций которой, транспортировка клеток крови?

5.Какие клетки мы можем назвать врачами?

6*Почему у человека, вышедшего из бани, краснеет лицо?

 

-Сейчас отложили ручку, взяли пасту другого цвета, приготовились проверять. Если вы дали правильный ответ, то поставили 1 бал, если дали не верный или не полный ответ, то ставите 0 балов.

 

1.Наша кровь состоит из: плазмы, красных и белых кровяных сосудов, а также кровяных клеток.

2.Клетки похожие на амёбу – это белые кровяные клетки.

3.Клетки, переносящие кислород – это красные кровяные клетки.

4.Эта жидкость называется плазмой.

5.Клетки врачи – это кровяные пластинки.

6*Потому что в бане кровеносные сосуды расширяются и приток крови увеличивается.

 

-Подсчитали количество балов и записали сколько у вас получилось.

 

-Все глазки закрыли. Показали мне пальчиком сколько балов у вас получилось. Руки опустите, глазки откройте.

 

5. Рефлекция (итоги урока)

-Как звучала тема нашего урока?

-Что такое кровь

-Какие задачи мы ставили перед собой?

-Узнать, как называется такая эта схема.

-Познакомиться с органами, которые представлены на этой схеме.

-Выяснить значение этих органов.

-Ребята, сейчас на слайде появятся начала предложений. Подумайте и попробуйте составить вывод вашей работы по уроку.

Мне понравилось…

Я запомнил(а)…

Я узнал(а)…

Мне стало понятно…

Я не совсем понял(а)…

Мне нужно ещё…

 

-Какой вывод по уроку сделает Рита?

-Я узнала, что кровь состоит из: плазмы, красных и белых кровяных сосудов, а также кровяных клеток.

-Хорошо, что хочет сказать Дима?

-Я запомнил функции клеток крови в организме человека.

-Сегодня я бы хотела поблагодарить Диму, Васю, Свету, эти ребята были незаменимыми помощниками на уроке, поэтому они получают оценку 5. Рита и Оля получают оценку 4, т.к. не всегда принимали участие в работе.

 

-Всем спасибо за работу, вы можете идти на перемену.

 

Презентация "Что такое кровь"
PPTX / 2.11 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.