12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Наталья Викторовна469
учитель географии и биологии
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
4

Урок по биологии "Тип Моллюски. Класс Двустворчатые и Класс Брюхоногие Моллюски"

​​​​​​​
Тип Моллюски. приложение к уроку
PPTX / 1.05 Мб



Технологическая карта урока в 7 классе по биологии по теме «Тип Моллюски. Класс Двустворчатые и Брюхоногие»

Предмет

Биология

Класс

7 класс

Базовый учебник

Константинов В.М. Биология: 7 класс.: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф,20 14.

Тема урока

«Тип Моллюски. Класс Двустворчатые и Класс Брюхоногие Моллюски»

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Урок открытия нового знания

Цель урока

создать условия для эффективного усвоения знаний о строении и разнообразии моллюсков

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные: Научиться выявлять особенности организации строения и жизнедеятельности моллюсков. Характеризовать отличительные особенности двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Метапредметные: 1)познавательные: отделять главное от второстепенного, структурировать и оценивать информацию; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

2)регулятивные: формулировать цель урока и задачи, необходимые для её достижения; организовать выполнение заданий по готовому плану; анализировать и оценивать свою деятельность.

3) коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. умение работать в команде

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание важности взаимопонимания при выполнении совместного задания.


Технологии урока

развитие исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения

Материалы и оборудование

мультимедиа презентация, маршрутные листы для Карусели, рисунки и текст учебника, таблицы с изображением строения и многообразием моллюсков разных классов.

Опережающее домашнее задание: выучить и разыграть сценку между представителями моллюсков





















Структура и ход урока

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап (1мин.)

Добрый день, ребята!

Думаю, что сегодняшний урок пройдёт в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания.

Слушают, настраиваются на деятельность

2.

Постановка учебных задач (6-7 мин.)


Сегодня нам предстоит изучить тип животных, являющихся важным звеном в цепи питания. Каких? Вы назовете их после того как ребята покажут вам сценку. (Приложение 1)

У нас сегодня в гостях: Учитель демонстрирует слайд 1


Виноградная улитка

Садовая Улитка

Устрица

Жемчужница


- Итак, как вы думаете, о каком типе животных идет речь? Тип Моллюски, в переводе с латин. означает «мягкотелые»


Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока?

2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели?


- Слушают, анализируют разыгрываемую одноклассниками сценку


- Дети записывают тему урока в тетради.

- Изучить особенности типа Моллюски.


- Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя.

3.

Изучение нового материла.


1.Актуализация опорных знаний.

(1 мин.)







2.Совместное открытие нового знания

Методом «Карусель» (23 мин.)


Учитель: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе хлеба, кусок пирога!»

Зачем улитке рога и ест ли она хлеб, а так же как можно определить возраст моллюска мы сегодня узнаем на уроке.

Метод «Карусель»

Каждому ученику выдается, как лотерея (Желтые и Зеленые), свой вопрос о строении или жизнедеятельности определенного класса моллюсков, (Приложение 2) который изучается индивидуально в течение 5 минут.

«Желтые» находят и изучают информацию о моллюсках по параграфам 19 «Общая характеристика моллюсков», 20 «Класс Брюхоногие моллюски»,

«Зеленые» находят и изучают информацию о моллюсках по параграфам 19 «Общая характеристика моллюсков » и 21 «Класс Двустворчатые моллюски».

Далее учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее.

Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, а внешнее – ученики, которые через каждые 2 минуты меняются по кругу (учитель контролирует время). За это время каждый друг другу рассказывает свой вопрос (по 1 минуте на рассказ). Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько вопросов темы.


- Дают ответы на заданные вопросы.



Находят информацию в тексте учебника, изучают и кратко заносят в тетрадь.


Обмениваются результатами с другими учащимися


- Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу.

- Слушают, анализируют., записывают в виде схемы или словосочетаний в тетради

4.

Закрепление изученного материала

(5 мин)

Подведем итог. (слайд 3-4) Вы выяснили, что …


Закончите предложения:

1. Не все моллюски имеют ………… симметрию.(двустороннюю)

2.В отличие от кольчатых червей их тело не…(сегментировано)..

3. Голова отсутствует у ………моллюсков (Двустворчатых)

4.Тело моллюска покрыто ……(мантией)

5. Моллюски, обитающие в воде, дышат…..(жабрами)

6.Наземные моллюски дышат…..(легким)

7.Будет ли есть хлеб улитка...,(нет) питание происходит у нее с помощью…(терки-радулы)

8. Кровеносная система ……(незамкнутая)

9.У Брюхоногих два отдела в сердце….(предсердие и желудочек)

10.У Двустворчатых три отдела в сердце….(2 предсердия, 1желудочек)

11.Между мантией и телом находится…(мантийная полость)

12. Нервная система представлена отдельными скоплениями….(нервных узлов и нервов-узлового типа)

13.Рога для улитки-это орган….(осязания)

14.Выделительная система представлена …(почками)

15.Этот орган помогает двустворчатым фильтровать воду….(сифон)

16.Прудовик и слизень, в системе размножения….(гермафродиты).

17.Беззубка и мидия, в системе размножения…(раздельнополые)

18.Как можно узнать возраст моллюска…(.по раковине: число дуг, опоясывающих всю створку раковины, соответствует числу лет)



Отвечают на вопросы

5.

Домашнее задание (1мин)

Домашнее задание §19-21, знать краткую характеристику классов.


Записывают



Приложение 1.

Сценка: опережающее Домашнее Задание для 4х человек

В ролях:

Брюхоногий моллюск- Виноградная улитка

Брюхоногий моллюск-Садовая Улитка

Двустворчатый моллюск-Устрица

Двустворчатый моллюск- Жемчужница

Устрица. Привет, подруги! Ох, и долго вы добирались!

Виноградная улитка. Привет, подруга! Да, конечно, с такой-то скоростью (6-7 см в час) далеко не уползешь! Зато у англичан существует такой народный спорт, как забеги улиток на скорость. Ну а ты, вообще, только в молодости можешь передвигаться, расскажи, как поживаете, почему здесь живете?

Устрица. Ох-хо, выбирать то и не приходиться: арктические воды не люблю-холодно! В пресной жить тоже не могу, надо что бы не меньше 10-12 промилле соленость была. Да и жизнь-то не простая у меня: Когда-то давно во Франции мы считались едой для бедных, ведь они не могли позволить купить себе мясо, знать нами попросту брезговала. Но когда бедняки съели практически всех устриц на побережье, нас стало очень мало и к концу 19 века из-за своей редкости мы быстро превратились в деликатес.

Виноградная улитка. О, да! Знаю я; наше мясо содержит много белков-больше, чем в курином яйце, и мало жира, легко усваивается, нас тоже могут люди держать не только в качестве домашних питомцев, ведь мы самые крупные в Европе, но и к обеденному столу выращивают…

Устрица. Благодаря нам, кстати, был изобретен первый в мире вагон-холодильник, причем придумали его в России! А использовался он, что бы доставлять свежих устриц в Петербург, к столу царской семьи.

Виноградная улитка. А у вас, что же, все съедобны?

Жемчужница. Н-е-е-т, нас не едят совсем! Хотя размер наш может достигать и блюдца, да и питаемся мы так же, как все мои родственники-мидии, устрицы, гребешки- все нужные питательные вещества получаем, пропуская через себя огромные объёмы морской воды и отфильтровывая её. В общем, санитары воды мы! Песка глотаем -море! Но вот жемчуг производить только мы одни можем.

Садовая Улитка. А-а, так виноват песок, который внутрь попадает?

Жемчужница. Ничего подобного! Все куда серьезнее: в нашу полость может попасть обломок кости, раковины или коралла, часто и паразиты нас одолевают: пробуравливают наши панцири, вот и приходится от них избавляться -изолировать паразита в так называемом «жемчужном мешке»

Устрица. Да, внутренняя поверхность наших раковин целиком покрыта особой оболочкой — мантией, которая и выделяет известный всем перламутр. «Мать жемчуга», перламутр, — настоящее чудо-вещество, прочное, но гибкое и блестящее — состоит из слоев органического секрета (наподобие кератина), проложенного кристаллами карбоната кальция. Поэтому некоторые ракушки не ломаются, даже если проехаться по ним грузовиком! А ученые пытаются разработать похожий материал, который был бы прочнее и легче стали.

Жемчужница. На идеальную жемчужину может уйти от пятнадцати до двадцати лет. Можем сделать и не одну, живем-то мы до 80 лет! Но люди научились делать это искусственно, вводя кусочек материала внутрь раковины, на изготовление такой жемчужины уходит от 2 до 5 лет.

Да что мы все о себе да о себе! Расскажи о родственниках!

Виноградная улитка. О, мы самый многочисленный класс среди моллюсков! А еще мы как супергерои, можем поднять в 10 раз больше своего веса на вертикальную плоскость, ведь наше тело-сплошная мышца! А еще мы можем проползти по лезвию и не пораниться. А все дело в особой слизи, которую мы выделяем. Благодаря ей -слизи (хихикает), мой сосед-слизняк выжил, будучи съеденный птицей и вышел без повреждений…

Садовая улитка. Наша раковина закручена всегда по часовой стрелке, а еще я рекордсмен по числу зубов и занимаю первое место в мире! У меня их аж 25.000, правда, они настолько малы, что жевать то мы ими не можем, только как теркой перетираем пищу.

Виноградная улитка. А еще, у нас есть специальная заглушка, с помощью которой мы можем себя законсервировать, если наступила засуха или холод. И вообще в таком состоянии можем выдерживать температуру до -100. Ну это мы, сухопутные. А вот наш родственник –морской брюхоногий, заселился в Черном море –Рапан-знаете такой-к уху его прикладывают, что бы шум моря услышать, вот они при +40 сварятся уже.

Устрица. Знаем мы этого гада! От рук этого хищника погибли наши родственники на Черном море- сожрал всех гребешков, устриц, мидии почти исчезли, и не знают люди, как с ним бороться!

Садовая улитка. Слышала я, что не только он в врагах у вас ходит?

Устрица. Да, Морские звёзды охотятся на нас. Им хватает силы, чтобы слегка разжать створки раковины, после чего они забрасывают внутрь собственный желудок и переваривают нас прямо в нашем домике.

Виноградная улитка. А среди ваших родственников вредители есть?

Жемчужница. А то как же! Есть у нас такой родственник, на нас вовсе не похож! Да вон он-смотрите (показ слайда 2) Червяк-червяком! Так и зовут его-корабельный червь, ох и попортил он людям жизнь!, Своими ходами они когда-то портили целые флотилии деревянных кораблей, превращая их в решето. У них на переднем конце туловища маленькая раковина с острыми зазубринами, помогающая рыть тоннели в дереве. Так в 18 веке чуть Голландию не затопили, потому что уничтожили сваи дамб. И у нас в Севастополе такие истории происходили пока дерево на бетон не поменяли! Правда некоторые народы Океании их за деликатес считают.

Садовая Улитка. Ох и не сладко нам всем живется! Все нас норовят съесть: и рыбы и птицы и ежи и моржи!

Приложение 2

Карточки можно распечатать- с одной стороны вопросы, с другой однотонные, что бы не спутать. Для более длительного и разнообразного использования (для изучения других Типов животных) рекомендую за ламинировать.

t1645438796aa.jpgt1645438796ab.jpg

Образ жизни. Представители


Пищеварительная система


Кровеносная система


Дыхательная система


Нервная система


Выделительная система


Органы чувств


Внешнее строение


Размножение и развитие


Роль в природе




Образ жизни. Представители


Пищеварительная система


Кровеносная система


Дыхательная система


Нервная система


Выделительная система


Органы чувств


Внешнее строение


Размножение и развитие


Роль в природе






Источники информации о моллюсках

https://xn--e1aahgrctjf9g.com/interesnye-fakty-pro-mollyuskov

https://ktoikak.com/mollyuski-interesnyie-faktyi/

https://zooblog.ru/interesnye-fakty-o-mollyuskah/

https://www.syl.ru/article/301106/korabelnyie-chervi-klass-foto-sreda-obitaniya

https://zablugdeniyam-net.ru/zhivotnye/zhemchuzhnica-pearl-oyster/

https://myanapa.ru/fauna/invertebrates/rapan/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.