Урок по химии «Положение металлов в периодической системе химических элементов. Физические свойства металлов» (1 курс СПО)
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
Даниловский политехнический колледж
Проектирование учебно-воспитательного занятия
Выполнил: Киселёва А.В – преподаватель химии
2015 г.
Проект учебно-воспитательного занятия
Проектирование на уровне дисциплины
1. Специальность: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 1 курс обучения
2. Дисциплина: ОД. 06 Химия
3. Объём учебного времени: 78 аудиторных часов и 39 внеаудиторных
4. Место предмета в учебном плане: общеобразовательная дисциплина
5. Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников:
Знать/ понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, хим. элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, растворы, электролиты, вещества молекулярного и немолекулярного строения, скорость хим. реакции.
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянство состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы. Серная, соляная, азотная и уксусные кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, каучуки, пластмассы;
Уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
- определять: валентность и степень окисления хим. элементов, тип хим. связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе хим. элементов, общие хим. свойства металлов и неметаллов, строение и хим. свойства изученных органических соединений.
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состав и строения; природу химической связи( ионнной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и поожения химического равновесия от различных факторов.
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (научно- популярных, компьютерных баз данных т.д.)
6. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- сформировать представления о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии;
- сформировать умения давать качественные оценки проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
7. Форма итоговой аттестации по дисциплине: дифференцированный зачёт
Проектирование на уровне темы
1. Номер и название темы по программе дисциплины: Металлы и неметаллы
2. Объём учебного времени на тему: 6 часов
3. Место темы в дисциплине и в специальности, взаимосвязь с другими темами:
Металлы:
Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Сплавы чёрные и цветные.
Неметаллы:
Особенности строения атомов. Неметаллы- простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электоотрицательности.
Цели изучения темы:
обучающая:
- сформировать знания о природе металлов, особенностей строения атомов и кристаллов;
- изучить физические и химические свойства металлов;
-классифицировать металлы по различным признакам;
- повторить электрохимический ряд напряжения металлов
- дать понятие о металлургии, гидрометаллургии и электрометаллургии
- изучить сплавы чёрные и цветные.
развивающая: способствовать развитию профессиональных компетенций.
воспитательная: воспитывать ответственность за порученное дело
Проектирование на уровне конкретного занятия
1. Тема занятия «Положение металлов в периодической системе. Физические свойства металлов»
2. Место занятия в теме, взаимосвязь с другими занятиями, темами, дисциплинами:
Внутри предметные связи: тема 1.1. «Основные понятия и законы химии» 1.2 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома».
Межпредметные связи: «Материаловедение»; «География»; «История»; «Краеведение».
Уровень усвоения содержания образования: 2 уровень (сущностно-репродуктивный)
Цели занятия:
обучающая:
- сформировать знания студентов о положении металлов в периодической системе, изменении восстановительных (металлических свойств) металлов по группам и периодам;
- выявить особенности строения атомов металлов и их отличия от неметаллов;
- ознакомить с биологической ролью элементов металлов;
- проследить зависимость между строением кристаллической решётки и физическими свойствами металлов.
развивающая:
- развить логическое мышление студентов на примере влияния строение-свойства, свойства- применение;
- формировать навыки самостоятельной работы с информацией
- способствовать развитию памяти, внимания, профессионального мышления через сравнение, анализ и обобщение информации и результатов работы;
- развить ключевые компетенции: умение использовать образовательные ресурсы Интернета.
воспитательная:
- воспитывать чувство коллективизма, уважение к коллегам по группе, умение отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать ответственность за порученное дело через личное участие в работе группы.
- осуществлять нравственное и патриотическое воспитание.
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, слайд-лекция, дидактические раздаточные материалы на каждого студента: текст «Металлы». Строение кристаллов металлов. Общие физические свойства», таблица «Зависимость физических свойств металлов от особенностей строения металлической кристаллической решётки», контрольный тест, бланки ответов к тесту, на каждый стол – штатив с номерными пробирками: №1- гранулы алюминия; №2- олова; №3- цинка; 34- порошкообразное железо.
Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Этапы и временные рамки |
Цель (прообраз) образовательного результата |
Деятельность студентов (методы учения) |
Формы организации деятельности студентов |
Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала студентам) |
Показатели достижения образовательного результата |
1. Организационный момент |
Организовать рабочую атмосферу |
Приветствуют преподавателя, староста докладывает об отсутствующих на занятии, готовят своё рабочее место. |
Фронтальная |
Осуществляю визуальный контроль за подготовкой студентов к занятию, проверяю списочный состав группы. |
Готовность студентов к занятию: создание рабочей атмосферы; организация внимания всех студентов |
2. Актуализация знаний (7 минут) |
Повторить изученный материал, необходимый для освоения нового материала. |
Слушают, обдумывают, отвечают на поставленные вопросы.
|
Фронтальная, индивидуальная |
Задаю вопросы на обдумывание, беседую, систематизирую знания |
Студенты дают обдуманные ответы, активно работают. |
3. Мотивация и целеполагание (3 мин) |
Сформировать познавательный мотив учебной деятельности на данном занятии, сформулировать тему и цель занятия. |
Слушают, думают, обсуждают, отвечают на поставленные вопросы, называют тему и формулируют цель занятия |
Фронтальная, индивидуальная |
С помощью наводящих вопросов подвожу к формулировке темы и обучающей цели занятия. Показываю социальную и практическую значимость темы |
Появление интереса к изучаемой теме. Получены ответы на поставленные вопросы, тема и цель урока сформулированы |
4. Формирование новых знаний (25 мин) |
Сформировать знания о |
Получают информацию с помощью слайд-лекции, обдумывают, отвечают на вопросы |
Фронтальная Групповая |
Объясняю материал с помощью слайд-лекции, веду беседу с постановкой вопросов на обдумывание, направляю, корректирую деятельность студентов. Показываю практическую значимость темы, демонстрируя презентацию, и организую беседу. |
Студенты дают обдуманные ответы, приводят примеры, активно работают |
5. Этап применения знаний и способов действий |
Сформировать знания о физических свойствах металлов, биологической роли металлов, об особенностях строения атомов металлов. |
Самостоятельно читают текст учебника. Отвечают на поставленные вопросы.
|
Фронтальная, групповая, |
Даю целевую установку по выполнению задания. Слушаю, контролирую правильность выполнения задания и анализа полученных результатов. Организую демонстрацию выполненного задания. |
Студенты работают самостоятельно в группах, читают, анализируют. |
6. Этап контроля и самоконтроля (5 мин) |
Проверить усвоение изучаемого материала |
Выполняют тестовое задание. Заполняют таблицу. Отвечают на шуточные познавательные вопросы. |
индивидуальная |
Предлагаю выполнить тестовое задание . |
Получен положительный результат при тестировании |
7. Подведение итогов занятия (2мин) |
Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели. |
Подтверждают и аргументируют достижение цели. |
Фронтальная |
Анализирую и оцениваю работу студентов на занятии, аргументирую поставленную оценку. |
Оценки выставлены и аргументированы |
8. Выдача домашнего задания (1мин) |
Отмечают в конспекте лекций необходимую страницу. |
Индивидуальная |
Сообщаю домашнее задание: Даю небольшую рефлексию. |
Домашнее задание получено |
-
Задает вопросы. У учеников развиваются познавательные УУД (выявлять существенные признаки понятий, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы)
Демонстрирует эксперимент (наблюдать, анализировать, сравнивать, объяснять результаты эксперимента, обобщать, делать выводы – познавательные УУД)
Повторение т/б (воспитывается чувство ответственности … - личностные УУД)
Эксперимент – создание проблемной ситуации (анализируют проблему, формулируют проблему, определяют цель урока, выдвигают гипотезу, планируют эксперимент по её проверке – регулятивные УУД)
Раздаёт инструкции, методики (проверяют гипотезу экспериментально, фиксируют результаты эксперимента в таблице, осуществляют самоконтроль своей деятельности – регулятивные; устанавливают причинно-следственные связи, объясняют полученные результаты, обобщают, делают выводы – познавательные УУД, распределяют роли, работают в малой группе – коммуникативные УУД)
Докладывают и обобщают результаты экспериментов разных групп, заносят результаты в таблицу (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
Демонстрирует эксперимент, нацеливающий на применение полученных знаний в новой ситуации (прогнозируют результаты опыта – регулятивные + познавательные УУД, наблюдают (познавательное УУД), формулируют проблему, выдвигают гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи с результатами предыдущего эксперимента – регулятивные УУД, объясняют результаты эксперимента, делают вывод – познавательные УУД)
Демонстрирует упражнения (базовый, повышенный) при помощи презентации (самоконтроль, взаимоконтроль, взаимооценка – регулятивные УУД)
Предлагает задание на рефлексию (самоконтроль, самооценка)
Предлагает д/з различных уровней (базовый, повышенный, высокий) (выбирают задания – самооценка, целеполагание, планирование деятельности, волевая регуляция – регулятивные УУД).
Яременко Валентина Ивановна