Урок по химии «Положение металлов в периодической системе химических элементов. Физические свойства металлов» (1 курс СПО)

2
1
Материал опубликован 21 September 2017

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

Даниловский политехнический колледж

Проектирование учебно-воспитательного занятия

Выполнил: Киселёва А.В – преподаватель химии

2015 г.

Проект учебно-воспитательного занятия

Проектирование на уровне дисциплины

1. Специальность: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 1 курс обучения

2. Дисциплина: ОД. 06 Химия

3. Объём учебного времени: 78 аудиторных часов и 39 внеаудиторных

4. Место предмета в учебном плане: общеобразовательная дисциплина

5. Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников:

Знать/ понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, хим. элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, растворы, электролиты, вещества молекулярного и немолекулярного строения, скорость хим. реакции.

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянство состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы. Серная, соляная, азотная и уксусные кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, каучуки, пластмассы;

Уметь:

- называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре

- определять: валентность и степень окисления хим. элементов, тип хим. связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе хим. элементов, общие хим. свойства металлов и неметаллов, строение и хим. свойства изученных органических соединений.

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состав и строения; природу химической связи( ионнной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и поожения химического равновесия от различных факторов.

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (научно- популярных, компьютерных баз данных т.д.)

6. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

- сформировать представления о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в химии;

- сформировать умения давать качественные оценки проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;

- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

7. Форма итоговой аттестации по дисциплине: дифференцированный зачёт

 

Проектирование на уровне темы

1. Номер и название темы по программе дисциплины: Металлы и неметаллы

2. Объём учебного времени на тему: 6 часов

3. Место темы в дисциплине и в специальности, взаимосвязь с другими темами:

Металлы:

Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Сплавы чёрные и цветные.

Неметаллы:

Особенности строения атомов. Неметаллы- простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электоотрицательности.

 

Цели изучения темы:

обучающая:

- сформировать знания о природе металлов, особенностей строения атомов и кристаллов;

- изучить физические и химические свойства металлов;

-классифицировать металлы по различным признакам;

- повторить электрохимический ряд напряжения металлов

- дать понятие о металлургии, гидрометаллургии и электрометаллургии

- изучить сплавы чёрные и цветные.

развивающая: способствовать развитию профессиональных компетенций.

воспитательная: воспитывать ответственность за порученное дело

Проектирование на уровне конкретного занятия

1. Тема занятия «Положение металлов в периодической системе. Физические свойства металлов»

2. Место занятия в теме, взаимосвязь с другими занятиями, темами, дисциплинами:

Внутри предметные связи: тема 1.1. «Основные понятия и законы химии» 1.2 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома».

Межпредметные связи: «Материаловедение»; «География»; «История»; «Краеведение».

Уровень усвоения содержания образования: 2 уровень (сущностно-репродуктивный)

Цели занятия:

обучающая:

- сформировать знания студентов о положении металлов в периодической системе, изменении восстановительных (металлических свойств) металлов по группам и периодам;

- выявить особенности строения атомов металлов и их отличия от неметаллов;

- ознакомить с биологической ролью элементов металлов;

- проследить зависимость между строением кристаллической решётки и физическими свойствами металлов.

развивающая:

- развить логическое мышление студентов на примере влияния строение-свойства, свойства- применение;

- формировать навыки самостоятельной работы с информацией

- способствовать развитию памяти, внимания, профессионального мышления через сравнение, анализ и обобщение информации и результатов работы;

- развить ключевые компетенции: умение использовать образовательные ресурсы Интернета.

воспитательная:

- воспитывать чувство коллективизма, уважение к коллегам по группе, умение отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать ответственность за порученное дело через личное участие в работе группы.

- осуществлять нравственное и патриотическое воспитание.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, слайд-лекция, дидактические раздаточные материалы на каждого студента: текст «Металлы». Строение кристаллов металлов. Общие физические свойства», таблица «Зависимость физических свойств металлов от особенностей строения металлической кристаллической решётки», контрольный тест, бланки ответов к тесту, на каждый стол – штатив с номерными пробирками: №1- гранулы алюминия; №2- олова; №3- цинка; 34- порошкообразное железо.

Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Этапы и временные рамки

Цель (прообраз) образовательного результата

Деятельность студентов

(методы учения)

Формы организации деятельности студентов

Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного

материала студентам)

Показатели достижения

образовательного

результата

1. Организационный момент
(2 мин)

Организовать рабочую атмосферу

Приветствуют преподавателя, староста докладывает об отсутствующих на занятии, готовят своё рабочее место.

Фронтальная

Осуществляю визуальный контроль за подготовкой студентов к занятию, проверяю списочный состав группы.

Готовность студентов к занятию: создание рабочей атмосферы; организация внимания всех студентов

2. Актуализация знаний

(7 минут)

Повторить

изученный материал, необходимый для освоения нового материала.

Слушают, обдумывают, отвечают на поставленные вопросы.

 

Фронтальная, индивидуальная

Задаю вопросы на обдумывание, беседую, систематизирую знания

Студенты дают обдуманные ответы, активно работают.

3. Мотивация

и целеполагание (3 мин)

Сформировать познавательный мотив учебной деятельности на данном занятии, сформулировать тему и цель занятия.

Слушают, думают, обсуждают, отвечают на поставленные вопросы, называют тему и формулируют цель занятия

Фронтальная, индивидуальная

С помощью наводящих вопросов подвожу к формулировке темы и обучающей цели занятия. Показываю социальную и практическую значимость темы

Появление интереса к изучаемой теме. Получены ответы на поставленные вопросы, тема и цель урока сформулированы

4. Формирование новых знаний

(25 мин)

Сформировать знания о

Получают информацию с помощью слайд-лекции, обдумывают, отвечают на вопросы

Фронтальная

Групповая

Объясняю материал с помощью слайд-лекции, веду беседу с постановкой вопросов на обдумывание, направляю, корректирую деятельность студентов. Показываю практическую значимость темы, демонстрируя презентацию, и организую беседу.

Студенты дают обдуманные ответы, приводят примеры, активно работают

5. Этап применения знаний и способов действий
(35 мин)

Сформировать знания о физических свойствах металлов, биологической роли металлов, об особенностях строения атомов металлов.

Самостоятельно читают текст учебника. Отвечают на поставленные вопросы.

 

Фронтальная,

групповая,

Даю целевую установку по выполнению задания. Слушаю, контролирую правильность выполнения задания и анализа полученных результатов. Организую демонстрацию выполненного задания.

Студенты работают самостоятельно в группах, читают, анализируют.

6. Этап контроля и самоконтроля (5 мин)

Проверить усвоение изучаемого материала

Выполняют тестовое задание. Заполняют таблицу. Отвечают на шуточные познавательные вопросы.

индивидуальная

Предлагаю выполнить тестовое задание .

Получен положительный результат при тестировании

7. Подведение

итогов занятия

(2мин)

Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели.

Подтверждают и аргументируют достижение цели.

Фронтальная

Анализирую и оцениваю работу студентов на занятии, аргументирую поставленную оценку.

Оценки выставлены и аргументированы

8. Выдача

домашнего задания (1мин)

 

Отмечают в конспекте лекций необходимую страницу.

Индивидуальная

Сообщаю домашнее задание:

Даю небольшую рефлексию.

Домашнее задание получено

  1. Задает вопросы. У учеников развиваются познавательные УУД (выявлять существенные признаки понятий, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы)

    Демонстрирует эксперимент (наблюдать, анализировать, сравнивать, объяснять результаты эксперимента, обобщать, делать выводы – познавательные УУД)

    Повторение т/б (воспитывается чувство ответственности … - личностные УУД)

    Эксперимент – создание проблемной ситуации (анализируют проблему, формулируют проблему, определяют цель урока, выдвигают гипотезу, планируют эксперимент по её проверке – регулятивные УУД)

    Раздаёт инструкции, методики (проверяют гипотезу экспериментально, фиксируют результаты эксперимента в таблице, осуществляют самоконтроль своей деятельности – регулятивные; устанавливают причинно-следственные связи, объясняют полученные результаты, обобщают, делают выводы – познавательные УУД, распределяют роли, работают в малой группе – коммуникативные УУД)

    Докладывают и обобщают результаты экспериментов разных групп, заносят результаты в таблицу (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

    Демонстрирует эксперимент, нацеливающий на применение полученных знаний в новой ситуации (прогнозируют результаты опыта – регулятивные + познавательные УУД, наблюдают (познавательное УУД), формулируют проблему, выдвигают гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи с результатами предыдущего эксперимента – регулятивные УУД, объясняют результаты эксперимента, делают вывод – познавательные УУД)

    Демонстрирует упражнения (базовый, повышенный) при помощи презентации (самоконтроль, взаимоконтроль, взаимооценка – регулятивные УУД)

    Предлагает задание на рефлексию (самоконтроль, самооценка)

    Предлагает д/з различных уровней (базовый, повышенный, высокий) (выбирают задания – самооценка, целеполагание, планирование деятельности, волевая регуляция – регулятивные УУД).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не увидела Вашей презентации

23 November 2017

Похожие публикации