12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корзаченко Юлия Евгеньевна71
Россия, Крым респ., Ялта
2

Урок на тему: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»



Урок-путешествие на остров Элементариум

 

Тема. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Цели урока:

Учебная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, формировать умение использовать периодическую систему для поиска информации о химических элементы и их свойствах.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, внимание, память, умение работать в команде.

Воспитательная: формировать интерес к предмету, ценностное отношение к окружающему миру.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма проведения: урок-путешествие

Формы работы: работа в группах, самостоятельная работа

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, мультимедийная презентация, золотые монеты « аурумчики»( можно использовать шоколадные монетки в золотистой обёртке), мешочек для монет, портреты Д.И Менделеева, картинки маршрута путешествия, « бортовые журналы» для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап, формирование рабочего настроя. ( 3-4 мин)

Учитель: - Добрый день!

Завтра во всём мире будут отмечать день святого Валентина. Любовь может быть в разных проявлениях – это любовь к ближнему, к делу, которым занимаетесь, доброжелательное отношение к окружающим. Именно любовь к труду делает человека счастливым. А когда человек счастлив, она довольна собой, уверена в себе.

Сегодня на уроке я желаю вам быть успешными, уверенными в себе. Улыбнитесь, и к вам придет радостное настроение.

II Объявление темы, цели урока, мотивация учебной деятельности (слайд 1)

Учитель: -Сегодня утром я получила электронное письмо такого содержания:

« Добрый день, уважаемый учитель химии и ученики! Я - известный русский ученый, автор периодического закона и периодической системы. Я много путешествовал по миру, побывал во многих странах Европы. Но во время путешествия в США наш корабль захватил известный пират Джек Воробей. Он похитил очень ценную вещь и спрятал ее на острове Элементариум. Пожалуйста помогите вернуть ее!

Учитель:- Кто же этот известный ученый? ( Ответы учащихся: Д.И.Менделеев) Итак, давайте отправимся к острову Элементариум! А во время нашего плавания мы обобщим наши знания о периодическом законе и периодической систему химических элементов, научимся использовать периодическую систему для поиска информации о химических элементах и их свойствах, умение работать в команде. Итак, эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения русского поэта:

Эпиграф урока: (на доске)

Природа имеет лишь один секрет:

или здесь, или там, в глубинах космоса.

Все: от маленьких песчинок до планет –

из элементов составленное единых.

С. Щипачев

Читая Менделеева”

Учитель:-А поможет нам совершить это путешествие вот эта карта – периодическая система химических элементов. Каждый из вас будет иметь свой бортовой журнал, который будет заполнять во время путешествия., подпишите его, поставьте сегодняшнюю дату.

Учитель: - Итак, давайте с помощью машины времени отправимся в прошлое (звуки машины времени) А в плавание мы отправимся двумя шхунами и вашим домашним заданием было придумать названия им и составить девизы своих команд.

( Команды объявляют свое название и девиз)

III. Обобщение знаний

( СЛАЙД 2)

Учитель: -Итак, в дорогу! И на пути к острову Элементариум, нам будут встречаться другие острова, на которых Джек Воробей приготовил нам задание.

И за каждое правильно выполненное задание команда будет получать золотые монеты « аурумчики».

Учитель: - Выполнив первое задание вы получите разрешение на выход в открытый океан.

1 задача ( Упражнение «Незаконченное предложение ») по 5 вопросов к каждой команде. ( 5 мин.)

- Периодический закон сформулировал русский ученый...( Д.И. Менделеев)

- Периодическая система состоит из ..... ( Периодов и групп)

- Периоды бывают..... ( Большие и малые)

- Группы бывают..... ( Главные и побочные)

- Менделеев в периодической системе расположил элементы по возрастанию....( атомной массы)

- Щелочные металлы расположены в.... ( 1 группе )

- Галогены расположены в... ( 7 группе)

- Инертные элементы расположены в... (8 группе)

- Период начинается с .... ( Щелочного элемента), а заканчивается... (инертным элементом)

- С увеличением порядкового номера в периоде металлические свойства ...( усиливаются)

-Сформулируйте периодический закон.

Награда аурумчиками.

Учитель: - Наши корабли уже в открытом море . Ночь . Но каждый моряк должен хорошо ориентироваться по карте. (Слайд 3)

2 задание ( «Координаты химических элементов») 3-4 мин.

Учитель:- Каждая команда должна определить координаты химических элементов( период, группу, подгрупу, количество электронов, нейтронов, заряд ядра атомов этих элементов). Порядковые номера хим. элементов на слайде .Ученики по желанию называют расположение химических элементов

Учитель: - А каждый член команды делает запись в бортовом журнале: (Классифицировать эти элементы на металлы и неметаллы и определить относительную атомную массу)

Награждение

Учитель:- Внимание! Наши корабли приближаются к острову « Сокровищ» ( Слайд 4)

3 задание : 5 мин.

Соберите в сундуки монеты « Щелочные металлы»( 1 команда )и монеты « Галогены» ( 2 команда) Ученики объявляют какие химические элементы они выбрали и делают запись в бортовых журналах ( физические и химические свойства).Награждение.

Учитель:- А наше путешествие продолжается. И на пути остров «Загадочный», на котором Джек Воробей подготовил нам интересные загадки про химические элементы ( Слайды 5-14 )

4 задание: 3-4 мин.

Отгадать загадки про химические элементы.

Награждение за правильные ответы.

Учитель: -А мы двигаемся дальше ... И на нашем пути рифы. И только капитаны кораблей помогут обойти их.

5 задача. 5-8 мин

( Слайд 15 )Расположите химические элементы в ряд по возрастанию их металлических свойств) Капитаны записывают ряд на магнитных досках, а сам ряд на магнитах на доске, а сверху надпись « Рифы»

1 команда:Li B O Ne Be F N C

2 команда :Mg Si S Ar P Na Cl Al

Команды из этих элементов составляют формулы высших оксидов и делают запись в бортовых журналах. Награждение

Учитель: Наше плавание продолжается и прямо по курсу – остров

« Интересностей»

6 задача. 5 мин

Итак, вашим домашним заданием было подготовить интересные факты о жизни и научной деятельности Д.И. Менделеева. Зачитайте их. Но есть условие: « изюминки» не должны повторяться, если команда другого корабля слышит факт, который уже имеет, то она его вычеркивает. Награждение.

Учитель:- А следующая наша остановка это остров «Сказочный»

7 задание. 3 мин.

Вы знаете, что команда – это дружная семья, поэтому следующий конкурс коллективный Я прочитаю сказку « Из жизни химический элементов» Ваша задача: внимательно слушать и считать количество химических элементов названия которых вы услышите. Команда, которая даст более точный ответ получит золотой аурумчик. Чтение сказки. ( 48 химических элементов). Награждение.

IV. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся. (3мин)

Учитель : -А наше путешествие завершается и прямо по курсу остров Элементариум , где живёт Джек Воробей. За урок вы заработали достаточное количество аурумчиков. Чтобы выкупить украденный клад. Подсчитайте их. Но , что это ? На берегу Джек Воробей оставил нам сообщение: ( Слайд 16) « Уважаемые путешественники ! Во время плавания вы уже получили очень ценный клад, который нельзя купить за деньги» Упражнение « Микрофон» : « Какое сокровище я получил сегодня на уроке...» ( Слайд 17 )Ответ: знания!

Учитель оценивает работу учеников и собирает бортовые журналы.

V. Домашнее задание(Слайд 18)

-Спасибо за урок! ( Слайд 19)

Приложение № 1

Путешествие на остров Элементариум

Бортовой журнал от _________ ученика _________________________

1 задача . Определить «координаты химических элементов» и классифицировать на металлы и неметаллы, определить количество электронов, нейтронов, заряд ядра атома, составить электронно-графическую формулу любого элемента на выбор.

2 задача. Описать физические и химические свойства химических элементов, которые ваша команда собрала в сундук.

3 задача. Составить формулы высших оксидов для элементов, которые капитан вашей команды расположил в ряд по возрастанию металлических свойств.

Оценка_____________


Презентация к уроку
PPT / 12.13 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.