12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шатунова Елена Анатольевна9

Урок в 8 классе «Понятие о газах»

Цель урока. Сформировать понятие о строении и некоторых свойствах газообразных веществ, используя закон Гей-Люссака для решения расчетных задач.

Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с основными газовыми законами, научиться использовать их для решения задач.

Воспитательные – продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, продемонстрировать значимость знаний теоретических законов для объяснения свойств газообразных веществ.

Развивающие – на основе теоретических знаний развивать умения учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать.



      Основные понятия. Закон Гей-Люссака, закон Авогадро, молярный объем газов, нормальные условия.
      
Планируемые результаты обучения. Знать закон Гей-Люссака. Уметь определять объем определенного количества вещества газа, а также количество вещества газа, массу газа и число молекул, исходя из объема газа при нормальных условиях.



ХОД УРОКА.


Мотивация и постановка учебной задачи.


Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые также как и вы пришли узнать что-то новое для себя, сделать свое небольшое открытие.

А я так рада видеть вас сегодня, что пришла к вам с воздушным шариком. Думаю, он поможет нам определиться с темой нашего разговора.

На предыдущих уроках мы с вами изучали, как ведут себя вещества в жидких растворах, но только ли жидкими бывают растворы (нет, твердыми и газообразными)

И если символ нашего урока воздушный шарик, то изучать мы будем (газообразные вещества)

Тема урока будет зависеть от того что мы знаем и чего не знаем по данному вопросу.

Знаем ли мы

- строение газообразных веществ

- свойства газообразных веществ

- их поведение во время химических реакций

Умеем ли

- записывать уравнения реакций между газообразными веществами

- производить вычисления с ними


При этом я не спрашиваю вас о каких-то конкретных веществах, пока мы говорим в целом о газообразных веществах. Тогда, сформулируйте тему урока. (Не кажется ли вам она очень громоздкой. Я, предлагаю вам более короткий вариант, но будет ли он в этом случае неполный, ущербный.)


Понятие о газах.


И результатом урока будут знания о строении, свойствах газообразных веществ и умения применять эти знания.

Актуализация имеющихся знаний.


Но, можно ли сказать что нам вообще ничего не известно о газах. (Нет)

А почему? (потому что газообразные вещества входят в состав атмосферы и постоянно нас окружают), (мы дышим газообразным кислородом) и т.д.



Я предлагаю вам сравнить вещества в различных агрегатных состояниях. (на столе колба, стакан с водой, стакан с куском мела). Прошу обратить ваше внимание на форму, объем и способность к сжатию. Какие выводы можно сделать? (Записи в тетради в виде рисунков: шарик, капля, кубик) проверим?


Осмысление.

Постановка учебной задачи

Итак, что же мы выяснили (что отличаются от жидких и твердых веществ). А ответили ли мы на вопросы, которые поставили перед собой в начале урока (Нет). Значит нам этих знаний недостаточно, но могут ли они помочь в освоении нового материала. (Да)

Тогда подумайте, почему газы не имеют форму, объем и способны к сжатию?

Может быть, вам поможет следующий слайд. (Молекулы газообразных веществ располагаются беспорядочно и между ними большие межмолекулярные расстояния) Обратите внимание на соотношения размеров молекул и расстояния между ними.



Тогда, взаимодействие между твердыми и жидкими веществами и между газообразными веществами будут различаться? Объясните почему?

Открытие нового знания

Ученые, экспериментальным путем выявили еще одну закономерность. При химических реакциях объемы газов не очень сильно изменяются. Почему так происходит, мы разберемся. (Один человек выходит к доске и собирает модели водорода, кислорода, хлора)

На ваших столах есть конверты с кружочками разного цвета. Представим себе, что белого цвета – водород, зеленого – хлор. Выберите объем на ваших столах, например, тетрадь и распределите молекулы водорода и хлора по всему объему. Запомните расстояние между молекулами. Смоделируйте реакцию между хлором и водородом, изменился ли объем смеси.

- если да, расстояние соблюдается

- если нет, не учитывается расстояние.

Выясним кто прав. У доски у нас работал ученик и выполнял уже известное нам действие собирал модели молекул. Посмотрите ваши молекулы такие же? Если нет, то исправьте и еще раз выполните эксперимент, что получилось на этот раз. (Объемы не изменились)

Давайте сделаем вывод – молекулы всех простых газообразных веществ состоят из двух атомов.


Тогда запишите уравнение реакции:

Водорода и хлора

Водорода и кислорода

Водорода и азота


Но пользоваться понятием молекула для характеристики химической реакции не совсем удобно, поэтому мы пользуемся понятием количество вещества.


Рассмотрим первую реакцию (слайд)

Так как же соотносятся между собой объемы газообразных веществ 1:1:2.

Эту закономерность впервые сформулировал французский ученый Гей-Люссак и назвал его законом объемных отношений.


Можем ли мы использовать его для расчетных задач? И что можно рассчитать?


Составьте условие задачи и решите ее.

А сейчас задания по вариантам


Вычислите, какой объем кислорода потребуется для сжигания 5л метана

CH4 +O2 = CO2 + H2O

Вычислите, какой объем углекислого газа выделится при горении 15л пропана

C3H8 + O2 = CO2 + H2O



Посмотрите еще раз внимательно на наше рассуждение, не заметили ли вы некоторых несоответствий (Объемы измеряются в литрах, а у нас в объемах)

Сравните число молекул в разных газах и занимаемый ими объем. Какой вывод мы можем сделать.

1 моль любого газа занимает один и тот же объем при одинаковых условиях

В равных объемах разных газов при одинаковых условиях содержится равное число молекул

К такому же выводу, два столетия назад пришел итальянский ученый Амедео Авогадро и сделанный вывод носит теперь название закон Авогадро.

Для домашнего задания я предлагаю вам решить задачи. Причем вы можете выбрать, какую задачу будете решать

Вычислите, какой объем водяного пара получится при сжигании водорода в 10л кислорода?

Какой объем водорода и азота потребуется для получения 8л аммиака (NH3)


Первая задача на отметку «4», вторая на отметку «5»



Достигли ли мы с вами запланированного результата, все ли получилось?

(возвратились к планируемому результату)


Ребята вы помните, что символом нашего урока м был воздушный шарик, но ведь шарик может стремиться вверх, а может спокойно висеть, лежать на столе. Какой шарик вы бы выбрали уходя с сегодняшнего урока. Почему?

Тогда всем успехов!







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.