12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Солохянц Нелли Рафиковна19

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему 

«Басни Эзопа и И. А. Крылова. Характерные особенности басенного жанра»


Предмет                   литературное чтение

Класс                         2 класс

Дата 13.08. 2022 г.

Тема урока               Басни Эзопа и И. А. Крылова. Характерные особенности

басенного жанра.

Тип урока                Открытие новых знаний


Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесные : беседа, рассказ, наглядно – демонстрационный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, таблицы и картинки.

Цель урока - провести краткий экскурс в историю жанра, познакомить обучающихся с баснями Эзопа, творчеством И. А. Крылова, сформировать понятия «басня», «мораль» на основе произведений, учить самостоятельно делать выводы.

Задачи урока:

Образовательные: - учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

Развивающие:

- продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему, развивать у обучающихся мышление, речь, умение анализировать произведения.


Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению литературы, культуру труда, коммуникативную культуру; морально- этические качества учащихся, используя поучительность басен и их аллегорический язык.


Результаты УУД:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.


- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им; оценивать достигнутый результат;


- коммуникативные: - учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

- формирование умения работать в группах;

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы;

-умение читать выразительно

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Басни Эзопа и И.А. Крылова. Характерные особенности басенного жанра»

Тип урока: урок «открытие» новых знаний

Задачи: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е:

-научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами. Развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения;

- находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности, формировать умение вести диалог с автором, расширить словарный запас.



М е т а п р е д м е т н ы е:

познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; проводить анализ информации;

регулятивные – осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий;

коммуникативные – слышать. слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

Л и ч н о с т н ы е:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развитие внимательности, собранности, аккуратности

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа-проектор, экран, презентация, таблицы, картинки

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаюбщихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I.Мотивация к учебной деятельности.


Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Я уверена, что, если мы будем вместе работать, у нас все получится!

А девизом нашего урока я хотела взять пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости».

Как вы понимаете эту пословицу ? К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок.

Начинаем урок с минутки развития.

На доске написано слово «время».

-Какие варианты заданий можете предложить?

Это здорово, когда есть свободное время. Ваше время часто посвящено выполнению домашнего задания.

- Какую тему закончили изучать на прошлом уроке?

- Какие варианты домашнего задания вам были предложены?


Настраиваются на учебную деятельность.

Отвечают на вопросы:

- Где я?

- Зачем я здесь?

- Что мне нужно делать?

















- Сочинить рассказ на эту тему.

- Вспомнить пословицы со словом «время», сказки о времени.

- Можно поиграть в телеграмму.

- Как можно использовать своё время?




-Фольклор.


- Придумать сказку по пословице.

- Придумать свою загадку или потешку.




Формировать навыки самоорганизации

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся предлагают свои варианты домашнего задания.

- Как можно назвать ребят, которые придумали свои произведения?

- Что мы делаем с вашими произведениями?

Эта книга будет храниться в школе до тех пор, пока она (школа) существует. Но порой человеку удаётся создать такое, над чем не властно время.

- Знаете ли вы таких людей ?

Свободно высказываются перед классом.


- Авторы.


- Помещаем их в нашу книгу «Пробы пера».

Осознают важность решения поставленной учебной задачи



(Уч – ся называют композиторов, художников, поэтов. которые

Формировать умение осуществлять анализ выполненной работы

Преобразовывать информацию из одной формы в другую

делать выводы в результате совместной деятельности.


III.Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Сегодня мы познакомимся с таким человеком и его произведением.

В очень древние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умён. Эзоп придумывал небольшие произведения. Одно из них я прочитала, и оно мне так понравилось, что мне захотелось рассказать его вам. Послушайте, а потом поделитесь с нами, какие чувства вызвало это произведение.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю новое произведение «Лисица и виноград». Басня.

- Какие чувства вызвало это произведение.

Работа в парах.

Раздаю уч – ся листы с текстом басни Эзопа «Лисица и виноград».



?

слова с незнакомым лексическим значением



!

интересное весёлое, грустное, страшное)

К

красивые слова и выражения

[…]


главная мысль


- К какому литературному жанру можно отнести произведение Эзопа?

- Попробуйте определить, пользуясь уже имеющимися у вас знаниями.

- На какие две части можно разделить этот текст?

- Что можете сказать о первой части?

Что характерного заметили во второй ?




Определяют героев и автора произведений. (Герои басни «Лисица и виноград»)

Узнают жанр произведения. (басня)

Работают со словарём. ответы уч - ся













Работа в парах.

Читают текст, делают пометы, значение которых объясняется в данной таблице, анализируют.

Учатся оценивать работу в парах.


Работают со словарём.







Предположительные ответы уч - ся


























Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Построение рассуждения; обобщение.

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Осуществлять смысловое чтение.

Анализ, синтез, сравнение.

IV. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Подводит детей и корректирует определение темы и учебной задачи урока

Знакомство с новым термином «басня».

«Басня - это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, вымысел, выдумка.

Определите тему урока.

«Басни Эзопа и И. А. Крылова. Характерные особенности басенного жанра».

- Так, что же такое «басня»?

- Где можно найти ответ на вопрос о значении слова «басня»?

Задачи.

Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, учить сравнивать басни Эзопа и Крылова.

Учить пониманию смысла, настроения и образного понимания басен.

- Какие произведения создавал Эзоп? (басни)

Спустя несколько веков некоторые басни Эзопа по – своему пересказал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басня «Лиса и виноград» появилась именно так.

- Ребята, а что вы знаете о творчестве И.А.Крылова?

А вот группа ребят, которые работали с научным текстом, наверняка узнали ещё интересные факты из биографии И.А. Крылова.

Писатель, сочиняющий басни - баснописец

Город, с которым связано детство Крылова - Тверь

Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность - подканцелярист.

Французский поэт-баснописец, его басни Крылов переводил на русский язык - Лафонтен.

Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов - скрипка.

Важная часть в басне, вывод-поучение - мораль.

.Произведения для театра, которые писал Крылов – пьесы

Профессия, в которой Крылов проработал 30 лет - библиотекарь.

Герои одной из самых известных басен Крылова - «Стрекоза и Муравей»

Что нового узнали?

- А чем отличается басня от произведений других жанров?

- Что такое мораль?




Определяют тему и учебные задачи урока.










Работают со справочником «Книгочей».































































Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать речь других.

Умение извлекать нужную информацию


V. Динамическая пауза



Физ-ми-нут-ка

«К нам пришли герои басен»

Физическая и эмоциональная разминка.

Учитель включает музыку.

- Ребята, вы хорошо поработали. А теперь представьте себя героями басен и изобразите их движения: полетаем, как стрекозы, походим, как слоны, возьмем в руки очки, как мартышка, повертим их и так и сяк, положим на парту, посмотрим в зеркало, покорчимся.


Здоровье сберегающий метод


VI. Реализация построенного проекта.

Работа над выразительным чтением басни

Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Лиса и виноград».

Задаёт вопросы по содержанию прочитанного

- О ком басня?

- Как Крылов передаёт характер лисы?

- Что и как говорит о её действиях?

- Какую особенность языка басни Крылова вы заметили?

- Какой смысл имеет мораль басни?

- Доказал ли это И. А. Крылов?

Творческая работа.

Выбор актёров, режиссёра, критиков, зрителей.

Постановка спектакля по басне И.А.Крылова «Лиса и виноград».

Объясняет условия игры «Театр».


- Как нужно читать эту басню?

- Прочитаем выразительно

- Что высмеивают в баснях?

Анализ басни.

Сравнение басен Эзопа и Крылова

Эзоп

И. А. Крылов

1. Сухое краткое изложение сюжета.


2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисы живописнее, сочнее, красочнее.

Особенности басенного жанра

-Простой сюжет о животных

- У басни есть мораль

- Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их

Читают басню




Принимают участие в обсуждении.


Учатся анализировать, развивают воображение, эмоциональные чувства, творческую активность уважать чужую точку зрения








Предлагают свои идеи.

















Чтение басни на осетинском языке.


Выражать свои мысли в соответствии с задачей.


Личностные УУД 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию








Уметь проводить исследования

VII. Этап самостоятельной работы с проверкой.

Учитель помогает организовать групповую работу.


Давайте вспомним, как нужно работать в группах?

Каждая группа слушает внимательно задания. Будете работать по моему сигналу.

Первая группа - вы должны расшифровать слова, алфавит вам в помощь.

Вторая группа - поработайте с научной информацией, затем разгадайте кроссворд.

Третья группа – у вас на столах лежат конверты, в них картинки из произведений.

Ваша задача собрать пазл и догадаться, из какого произведения иллюстрация и кто автор?

Время на выполнение заданий 3 минуты.

Итак, давайте, теперь посмотрим, какие иллюстрации у вас получились.



Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Осуществлять взаимный контроль. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве.

VIII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Чему учат басни И.А. Крылова и Эзопа?

Использует приём «Волшебное дерево»

«Волшебное дерево» 

Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь. 

Цветочек – было трудно, но я понял.

Яблоко – у меня всё получается.


t1660399011aa.jpgt1660399011ab.jpgt1660399011ac.jpg



Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.




IX. Домашнее задание

Выучить наизусть понравившуюся басню.

Иллюстрировать эту басню с печатным текстом для участие в мини проекте «Проба пера».













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.