12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Солохянц Нелли Рафиковна19 |
Урок по литературному чтению, 2 класс
Урок по литературному чтению во 2 классе на тему
«Басни Эзопа и И. А. Крылова. Характерные особенности басенного жанра»
Предмет литературное чтение
Класс 2 класс
Дата 13.08. 2022 г.
Тема урока Басни Эзопа и И. А. Крылова. Характерные особенности
басенного жанра.
Тип урока Открытие новых знаний
Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая
Методы обучения: словесные : беседа, рассказ, наглядно – демонстрационный, частично – поисковый, практический.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, таблицы и картинки.
Цель урока - провести краткий экскурс в историю жанра, познакомить обучающихся с баснями Эзопа, творчеством И. А. Крылова, сформировать понятия «басня», «мораль» на основе произведений, учить самостоятельно делать выводы.
Задачи урока:
Образовательные: - учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
Развивающие:
- продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему, развивать у обучающихся мышление, речь, умение анализировать произведения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению литературы, культуру труда, коммуникативную культуру; морально- этические качества учащихся, используя поучительность басен и их аллегорический язык.
Результаты УУД:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.
- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им; оценивать достигнутый результат;
- коммуникативные: - учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.
- формирование умения работать в группах;
-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы;
-умение читать выразительно
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Басни Эзопа и И.А. Крылова. Характерные особенности басенного жанра»
Тип урока: урок «открытие» новых знаний | |||||||||||||
Задачи: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам. | |||||||||||||
Планируемые результаты | |||||||||||||
П р е д м е т н ы е: -научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; -определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами. Развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения; - находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности, формировать умение вести диалог с автором, расширить словарный запас. | М е т а п р е д м е т н ы е: познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; проводить анализ информации; регулятивные – осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; коммуникативные – слышать. слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | Л и ч н о с т н ы е: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развитие внимательности, собранности, аккуратности | |||||||||||
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа-проектор, экран, презентация, таблицы, картинки | |||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаюбщихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||||||||||
I.Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Я уверена, что, если мы будем вместе работать, у нас все получится! А девизом нашего урока я хотела взять пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». Как вы понимаете эту пословицу ? К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. Начинаем урок с минутки развития. На доске написано слово «время». -Какие варианты заданий можете предложить? Это здорово, когда есть свободное время. Ваше время часто посвящено выполнению домашнего задания. - Какую тему закончили изучать на прошлом уроке? - Какие варианты домашнего задания вам были предложены? | Настраиваются на учебную деятельность. Отвечают на вопросы: - Где я? - Зачем я здесь? - Что мне нужно делать? - Сочинить рассказ на эту тему. - Вспомнить пословицы со словом «время», сказки о времени. - Можно поиграть в телеграмму. - Как можно использовать своё время? -Фольклор. - Придумать сказку по пословице. - Придумать свою загадку или потешку. | Формировать навыки самоорганизации | ||||||||||
II. Проверка домашнего задания | Учащиеся предлагают свои варианты домашнего задания. - Как можно назвать ребят, которые придумали свои произведения? - Что мы делаем с вашими произведениями? Эта книга будет храниться в школе до тех пор, пока она (школа) существует. Но порой человеку удаётся создать такое, над чем не властно время. - Знаете ли вы таких людей ? | Свободно высказываются перед классом. - Авторы. - Помещаем их в нашу книгу «Пробы пера». Осознают важность решения поставленной учебной задачи (Уч – ся называют композиторов, художников, поэтов. которые | Формировать умение осуществлять анализ выполненной работы Преобразовывать информацию из одной формы в другую делать выводы в результате совместной деятельности. | ||||||||||
III.Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | - Сегодня мы познакомимся с таким человеком и его произведением. В очень древние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умён. Эзоп придумывал небольшие произведения. Одно из них я прочитала, и оно мне так понравилось, что мне захотелось рассказать его вам. Послушайте, а потом поделитесь с нами, какие чувства вызвало это произведение. - Ребята, сейчас я вам прочитаю новое произведение «Лисица и виноград». Басня. - Какие чувства вызвало это произведение. Работа в парах. Раздаю уч – ся листы с текстом басни Эзопа «Лисица и виноград».
- К какому литературному жанру можно отнести произведение Эзопа? - Попробуйте определить, пользуясь уже имеющимися у вас знаниями. - На какие две части можно разделить этот текст? - Что можете сказать о первой части? Что характерного заметили во второй ?
| Определяют героев и автора произведений. (Герои басни «Лисица и виноград») Узнают жанр произведения. (басня) Работают со словарём. ответы уч - ся Работа в парах. Читают текст, делают пометы, значение которых объясняется в данной таблице, анализируют. Учатся оценивать работу в парах. Работают со словарём. Предположительные ответы уч - ся | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Построение рассуждения; обобщение. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Осуществлять смысловое чтение. Анализ, синтез, сравнение. | ||||||||||
IV. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Подводит детей и корректирует определение темы и учебной задачи урока Знакомство с новым термином «басня». «Басня - это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, вымысел, выдумка. Определите тему урока. «Басни Эзопа и И. А. Крылова. Характерные особенности басенного жанра». - Так, что же такое «басня»? - Где можно найти ответ на вопрос о значении слова «басня»? Задачи. Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, учить сравнивать басни Эзопа и Крылова. Учить пониманию смысла, настроения и образного понимания басен. - Какие произведения создавал Эзоп? (басни) Спустя несколько веков некоторые басни Эзопа по – своему пересказал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басня «Лиса и виноград» появилась именно так. - Ребята, а что вы знаете о творчестве И.А.Крылова? А вот группа ребят, которые работали с научным текстом, наверняка узнали ещё интересные факты из биографии И.А. Крылова. Писатель, сочиняющий басни - баснописец Город, с которым связано детство Крылова - Тверь Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность - подканцелярист. Французский поэт-баснописец, его басни Крылов переводил на русский язык - Лафонтен. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов - скрипка. Важная часть в басне, вывод-поучение - мораль. .Произведения для театра, которые писал Крылов – пьесы Профессия, в которой Крылов проработал 30 лет - библиотекарь. Герои одной из самых известных басен Крылова - «Стрекоза и Муравей» Что нового узнали? - А чем отличается басня от произведений других жанров? - Что такое мораль? | Определяют тему и учебные задачи урока. Работают со справочником «Книгочей». | Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать речь других. Умение извлекать нужную информацию | ||||||||||
V. Динамическая пауза | Физ-ми-нут-ка «К нам пришли герои басен» Физическая и эмоциональная разминка. Учитель включает музыку. - Ребята, вы хорошо поработали. А теперь представьте себя героями басен и изобразите их движения: полетаем, как стрекозы, походим, как слоны, возьмем в руки очки, как мартышка, повертим их и так и сяк, положим на парту, посмотрим в зеркало, покорчимся. | Здоровье сберегающий метод | | ||||||||||
VI. Реализация построенного проекта. Работа над выразительным чтением басни | Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Лиса и виноград». Задаёт вопросы по содержанию прочитанного - О ком басня? - Как Крылов передаёт характер лисы? - Что и как говорит о её действиях? - Какую особенность языка басни Крылова вы заметили? - Какой смысл имеет мораль басни? - Доказал ли это И. А. Крылов? Творческая работа. Выбор актёров, режиссёра, критиков, зрителей. Постановка спектакля по басне И.А.Крылова «Лиса и виноград». Объясняет условия игры «Театр». - Как нужно читать эту басню? - Прочитаем выразительно - Что высмеивают в баснях? Анализ басни. Сравнение басен Эзопа и Крылова
Особенности басенного жанра -Простой сюжет о животных - У басни есть мораль - Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их | Читают басню Принимают участие в обсуждении. Учатся анализировать, развивают воображение, эмоциональные чувства, творческую активность уважать чужую точку зрения Предлагают свои идеи. Чтение басни на осетинском языке. | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Личностные УУД 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 4. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию Уметь проводить исследования | ||||||||||
VII. Этап самостоятельной работы с проверкой. | Учитель помогает организовать групповую работу. Давайте вспомним, как нужно работать в группах? Каждая группа слушает внимательно задания. Будете работать по моему сигналу. Первая группа - вы должны расшифровать слова, алфавит вам в помощь. Вторая группа - поработайте с научной информацией, затем разгадайте кроссворд. Третья группа – у вас на столах лежат конверты, в них картинки из произведений. Ваша задача собрать пазл и догадаться, из какого произведения иллюстрация и кто автор? Время на выполнение заданий 3 минуты. Итак, давайте, теперь посмотрим, какие иллюстрации у вас получились. | | Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. Осуществлять взаимный контроль. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве. | ||||||||||
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | - Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок? - Стали вы мудрее? В чём? - Чему учат басни И.А. Крылова и Эзопа? Использует приём «Волшебное дерево» «Волшебное дерево» Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь. Цветочек – было трудно, но я понял. Яблоко – у меня всё получается.
| Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. | | ||||||||||
IX. Домашнее задание | Выучить наизусть понравившуюся басню. Иллюстрировать эту басню с печатным текстом для участие в мини проекте «Проба пера». | | |