Урок по созданию коллективной презентации с использованием сервиса Google по теме «Путешествие в космос»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Урок по созданию коллективной презентации с использованием
сервиса Google
по теме «Путешествие в космос»
Автор:
Тойкеева Мария Алексеевна,
Учитель информатики
аул Эдельбай
2021
Урок по созданию коллективной презентации
с использованием сервиса Google
по теме «Путешествие в космос»
Краткая аннотация урока
Интегрированный урок с широким использованием межпредметных связей по организации сетевого коллективного проекта.
Коллективу обучающихся 9-х классов предлагается создать сетевую презентацию с помощью сервиса Google по теме «Путешествие в космос», раскрывающую историю освоения космоса.
Урок формирования новых знаний сконструирован в форме проблемного урока.
Используется проектная технология и инновационное IT-приложение – сервисы Google.
С помощью этого инструмента инновационных педагогических технологий деятельностного типа, учащиеся погружаются в удивительный мир сотворчества, способствующий формированию надпредметных компетентностей обучающихся.
Такая форма работы может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания, а также в рамках внеклассной работы.
Описание урока информатики
Предмет | информатика |
Класс | 9 |
Тема урока | «Создание коллективной презентации “ Путешествие в космос ” с использованием сервиса Google» |
Тип урока | интегрированный урок формирования новых знаний |
Цель урока | формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ |
Задачи | продолжить знакомить обучающихся с новыми облачными технологиями работы и понятием Google-сервисы; сформировать и развить навыки совместной сетевой проектной деятельности посредством работы с презентацией Google; формировать общее представление о развитии отечественной космонавтики; мотивировать обучающихся к изучению отечественной важнейших этапов развития космонавтики;; воспитывать чувства ответственности и взаимопонимания, умения работать в команде. |
Планирумые результаты /УУД/
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
познакомиться с облачными технологиями работы и понятием Google-сервисы; подготовиться к осуществлению дистанционного взаимодействия посредством Google-сервисов; сформировать навыки использования Google-технологии для выполнения различных работ (в том числе дистанционных): учебных заданий, творческих работ, проектов, докладов и т.п.; использовать инструменты сервиса Google для создания сетевой презентации; сформировать и развить навыки коллективной проектной деятельности посредством работы с презентацией Google; сформировать информационную культуру; уметь формализовать и структурировать информацию, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств; владеть навыками и умениями безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, умениями соблюдать нормы информационной этики и права; уметь выбирать средства информационных технологий для решения поставленной задачи. | Познавательные УУД: уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации; уметь выделять главное; совершенствовать навыки поискового, ознакомительного и изучающего чтения при работе с Интернет; уметь структурировать и визуализировать информацию; владеть информационно-логическими умениями: устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключение и делать выводы; уметь выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; развивать познавательные интересы посредством деятельного познания культурного наследия родного города; сознавать взаимосвязь современных объектов культурного наследия с их историей возникновения и развития. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять и формулировать цели и планировать пути их достижения; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; развивать самостоятельность. Коммуникативные УУД: формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; уметь общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности, воспитать в себе качества доброжелательного и уважительного отношения к другим; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; освоить способы коллективной творческой деятельности на основе использования новых информационных технологий; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей; научиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | осознавать понимание необходимости освоения космоса для России, всего человечества в целом; сформировать способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; владеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе морально–этическими нормами, критически оценивать информацию, публикуемую на неофициальных сайтах в интернете; ответственно относиться к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развить чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом; понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; выработать стремление к овладению новыми программными продуктами и технологиями; уметь осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов; повышать свой образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; владеть навыками самообразования. | |
Межпредметные связи | Астрономия, история, обществознание. | ||
Перечень оборудования к уроку | демонстрационный ПК с выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран; персональные компьютеры на рабочих местах обучающихся с выходом в интернет; операционная система Windows. |
Конспект урока
Этап 1. Актуализация знаний, способов действия | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Предлагает вспомнить сервисы сети интернет, которыми пользуются обучающиеся; Выслушав все мнения, резюмирует, что перечислена только небольшая часть сервисов, и для коллективной работы она используется слабо (больше для виртуального общения и игры); Предлагает вспомнить, что такое а) презентация, б) компьютерная презентация, в) с помощью какого ПО ее можно создать; Сообщает, что не только с помощью Power Point можно создавать компьютерные презентации; существуют интернет-сервисы для создания on-line презентаций. | Перечисляют известные сервисы интернета, определяют, какие сервисы наиболее популярны в классе, для каких целей используются; Дают определения, называют программу(ы). | ||
Этап 2. Создание проблемной ситуации | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Описывает проблемную ситуацию: «Ваш класс является группой разработчиков очень важного проекта, под моим руководством. До сдачи проекта осталось несколько дней, а ваш класс неожиданно оказался на карантине, и никто в школу ходить не может». Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Как спасти проект?» ; Благодарит за предложенные варианты и предлагает свой – осуществление совместного проекта посредством облачных технологий. Предлагает совместно создать проект-презентацию с использованием облачной технологии Google-сервиса, но сначала познакомиться с понятиями «облачные технологии»; Сообщает тему проекта, которую должна раскрыть коллективная презентация. | Предлагают разные пути решения проблем; Вспоминают, что такое аккаунт; Подтверждают наличие у них собственных аккаунтов в Google. | ||
Этап 3. Целеполагание | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивирует обучающихся на изучение новых облачных технологий и освоение Google-сервисов, сталкивая их с ситуацией, в которой они обнаруживают дефицит своих знаний и умений; Обеспечивает понимание цели и принятие ее учащимися как собственной, значимой для себя. | Осознают смысл учебной задачи и необходимость освоения новой облачной технологии, сервисов Google, как инструментов, требующихся лично им для эффективного общения и совместной работы; Самостоятельно формулируют тему и цель урока. | ||
Этап 4. Планирование | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Помогает и советует правильно составить план с учетом уже имеющихся (заранее разработанных) алгоритмов и инструкций. | Планируют способы достижения намеченной цели, определив границы знания и незнания: Познакомиться с помощью учителя с новейшими IT-технологиями и определить, какой сервис лучше использовать в своей работе; Изучить этот сервис подробнее; Выполнить практическое оформление презентации, распределив работу таким образом, чтобы каждый участник оформил один слайд об одном объекте (без повторов) – каком-либо храме, соборе, церкви. | ||
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение знаний и умений. | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Знакомит обучающихся с новой для них информацией об облачной технологии –технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис, используя демонстрационный ПК с выходом в интернет и проектор; Предлагает обучающимся познакомиться самостоятельно более подробно с сервисом Google по созданию презентаций, используя материалы сайта, специального разработанного учителем к этому уроку; Обеспечивает размещение всех участников проекта по рабочим местам, оборудованными ПК с выходом в интернет; Далее выступает в роли фасилитатора – человека, организующего процесс обучения, в котором дети проявляют самостоятельность и активность, и только если нужна обучающемуся помощь, то учитель ее оказывает. | Изучают новые термины и определения, преимущества сервисов Google перед другими облачными технологиями; Осваивают правила и приемы работы с сервисами Google; Проверяют свою электронную почту, находят письмо учителя со ссылкой на сайт с материалами для урока и открывают ее; Изучают материалы сайта и приступают к работе согласно его инструкциям; Входят в свой аккаунт Google, Находят на сайте-инструкции ссылку на общую презентацию и открывают ее в Google. Просматривают основу совместной презентации, созданную учителем; Находят свой слайд и определяются, о храме какой конфессии нужно оформить слайд; Проводят обсуждения в группах, которые формируются согласно темам разделов презентации, договариваются о выборе конкретных объектов; Действуя, согласно инструкциям на сайте, каждый участник проекта оформляет свой один слайд, размещая в соответствующие поля краткий текст о выбранном храме, его фотографию, делая ссылку на ресурсы интернета и на карту города, отмечая место расположения культового сооружения; Советуются и при необходимости помогают друг другу; При возникновение непреодолимых трудностей запрашивают помощь у учителя. | ||
Этап 6. Рефлексия (итог урока) | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Ставит вопросы для обсуждения; Выслушивает все мнения; Делает краткий итоговый анализ работы. «Давайте вернёмся к проблеме, которая была озвучена в начале урока (про проект). Как можно выйти руководителю из сложившейся ситуации? … Действительно это так и вы сегодня в этом убедились. Хотя работали вы над презентацией в одном кабинете, однако это можно было сделать и находясь в соседних кабинетах или вообще сидя у себя дома. Что и будут делать те, кто сегодня отсутствовал на уроке. Благодарю всех за спасение проекта». | Отвечают на вопросы: Вариант1 (краткий): Что нового узнали сегодня на уроке? Как можно решить проблему создания совместного проекта, не собираясь вместе? Оцените наш урок, выведя изображение смайлика на экран. Вариант 2 (подробный): Что успели сделать? Что осталось не выполненым? Почему? Что нового узнали об архитектурных культовых сооружениях Петербурга в процессе работы? Что удивило/ порадовало/ огорчило? Какие «+» и «–» в работе других участников группы? Что необходимо для успешного выполнения всего проекта? Заинтересовала ли работа с сервисом Google? Какие плюсы видите в использовании сервисов Google вообще и коллективной презентации в частности? Есть ли минусы? Какие? Подумайте, каким образом можете использовать презентации Google в своей учебной деятельности и для ведения коллективной деятельности во внеурочное время (классных часов, викторин, конкурсов, рекламы и пр.). | ||
Этап 7. Домашнее задание | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Осуществляет дистанционное руководство проектом: Делает необходимые рассылки обучающимся и отвечает на их запросы; Периодически проверяет работу над совместной презентацией и, используя специальные возможности on-line комментирования, делает подсказки, исправляет ошибки или недочеты, помогает решить возникающие проблемы.. | Анализируют работу всех участников проекта, обсуждая сам процесс работы над слайдами в окне чата; Окончательно оформляют свой слайд на домашнем ПК, с учетом критических замечаний членов группы и руководителя проекта; Желающие оформляют дополнительно еще один слайд из оставшихся пустых незадействованных на уроке. Отсутствовавшие на уроке: проверяют свою электронную почту, находят ссылку на инструкцию выполнения работы, открывают ее, изучают, выполняют оформление своего слайда на домашнем компьютере согласно инструкции. | ||
ЭОР и учебные материалы: | 1. https://www.google.ru – сеть поисковых систем и сервис Google Drive; 2. https://drive.google.com/file/d/1CT11xlHmPAPqKbjW-_QBvIcpEuYr20Ty/view?usp=sharing –инструкция по созданию аккаунта в Google; 3. https://drive.google.com/file/d/1SLaJQ85_edMn0-An_o2GcRYaz_DCT_TJ/view?usp=sharing - материалы для работы участников мастер-класса; 4. https://docs.google.com/forms/d/1gQ6gotpheFeOt-y8pBvNRWueH0UJFqlVe4hWoQKBqAg/edit?usp=sharing - форма регистрации участников 5. https://docs.google.com/presentation/d/1IQ4uOSb2m_gW7UgZgLYcB_dyZ46qODtMBrnBDh1xRpk/edit?usp=sharing - шаблон коллективной презентации Методические рекомендации: https://drive.google.com/file/d/1CT11xlHmPAPqKbjW-_QBvIcpEuYr20Ty/view?usp=sharing - инструкция создания аккаунта Google; https://support.google.com/docs/answer/2763168?co=GENIE.Platform%3DDesktop&hl=ru – Как работать с приложением "Google Презентации" https://drive.google.com/file/d/1XxPXHNc6ZPJv5DJ9mJQtu4H6ns96bz3j/view?usp=sharing - Инструкция работы с презентацией https://drive.google.com/file/d/1fQakZWd-4taZleKKB1CoWWO0dYmVSkQV/view?usp=sharing – пример презентации. | ||
Алгоритм применения ЭОР | 1. Обучающиеся получают ссылку на материалы урока по созданию коллективной презентации «Путешествие в космос». Для этого: - Проверяют свою электронную почту, находят письмо учителя со ссылкой на сайт с материалами; - Получив ссылку, открывают ее; - В окне браузера видят подготовленный учителем сайт с необходимыми для работы материалами; - Изучают его главную страницу и страницу «Материалы» и приступают к работе согласно инструкциям на странице «Этапы работы». 2. Обучающиеся находят ссылку на общую презентацию и открывают ее в Google. - Входят в свой аккаунт Google, - На странице сайта-инструкции, находят ссылку на презентацию, - Открывают ее, - В окне браузера видят основу презентации, созданную учителем. 3. Заполнение совместной презентации обучающимися. - Действуя, согласно инструкциям сайта, каждый участник проекта оформляет один свой (и только свой) слайд. - Учитель по ходу работы помогает заполнить презентацию, делает on-line комментирования. | ||
Домашнее задание | Окончательно оформить свой слайд в совместной презентации на домашнем ПК. Для желающих – оформить дополнительно еще один слайд из оставшихся пустых незадействованных на уроке. Для отсутствовавших на уроке: проверить свою электронную почту, найти ссылку на инструкцию выполнения работы, открыть ее, изучить, выполнить оформление своего слайда на домашнем компьютере согласно инструкции. | ||
Список информационных источников | 1. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.Д. Патаракин – 2-е изд. – исправленное и дополненное М.: Интуит.ру, 2007. – 63 с. : ил. 2. Ильина, М. В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы [Электронный ресурс] / дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Ильина; Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта. – Защищена 29.06.11. – Калиниград, 2011// Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsii-uchashchikhsya-osnovnoi-shko#ixzz2sADSnWr4 5. Патаракин, Е.Д. Новое пространство для учебной деятельности [Текст] / Е.Д. Патаракин // Научн.-педагог. журнал МО РФ/ Высшее образование в России. – 2007. – № 7. – с.70-74. 6. Брыксина, О.Ф. Сервисы Google через призму ФГОС [Электронный ресурс] / О.Ф. Брыскина// Режим доступа: http://naidal.ucoz.ru/news/ servisy_google_kak_instrument_realizacii_federalnykh_gosudarstvennykh_obrazovatelnykh_standartov/2013-03-28-169 7. Брыксина, О.Ф. Облачные сервисы в организации внеурочного проекта в рамках ФГОС [Электронный ресурс] / О.Ф. Брыскина // Режим доступа: https://sites.google.com/site/2013cloud09/2-slovo-vedusemu/ poznavatelnye-uud 8. Заславская, О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов [Текст] / О.Ю. Заславская // Научно-методический журнал / Информатика и образование. – М., 2012, №1 (230). – с. 45-50. 9. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с. 11. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. [Текст]: учеб.-метод. пособ. / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с. 14. Сероштанова И.Г. Создание совместных учебных объектов с помощью Google-сервисов. [Электронный ресурс] / И.Г. Сероштанова // Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/19TRX6kZw6Zl12LVMLFT5QPSRT Mtdw-Jm1fBXN2mS86I/edit#! 15. Google Apps Education Edition [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.google.com/a/help/intl/en/edu/index.html 17. Шаповалова-Спиридонова, М.В. Использование Google презентаций как инструмента для создания успешных групповых творческих проектов учащихся. [Электронный ресурс] / М.В. Шаповалова-Спиридонова // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/04/presentations-googletool/ 21 Рождественская, Л.В. Google Docs для создания коллективной презентации. [Электронный ресурс] / Л.В. Рождественская // Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=910 22. Сервисы Google. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.google.com |