Урок по творчеству С.Есенина (Литература, 11 класс)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Конспект урока по творчеству С. Есенина
Класс - 11
Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1/ С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017.-432 с.: ил.- ( Инновационная школа).
Тема урока: «Слишком я любил на этом свете /Всё, что душу облекает в плоть»: телесные образы в лирике Есенина.
Оборудование: тексты стихотворений С. Есенина « До свиданья, мой друг, до свиданья»; «Не криви улыбку,..»; «Не бродить, не мять в кустах багряных..»; «Хулиган», «Видно, так заведено навеки..», аудио с выразительным чтением стихотворений.
Личностный результат: увидеть связь телесного и духовного, человеческого и природного, раскрыть функции телесных образов, понять эволюцию представленных образов; понять особенности художественного мира поэта.
Предметный результат: учиться находить в текстах телесные образы, выявлять их эстетические функции.
Метапредметные результаты:
-коммуникативные: учащиеся высказывают свои убеждения по поводу приведенных стихотворений.
-познавательные: Развивать умение сравнивать стихотворения, видеть аналогии и различия в телесных образах.
-регулятивные: умение выбирать способ решения проблемы(посильное домашнее задание).
Задачи:
Предкоммуникативный этап:
-мотивировать учащихся к изучению лирики С.Есенина через опрос о первоначальном восприятии стихотворений поэта.
-мотивировать учащихся к рассмотрению телесных образов в лирике Есенина, обратившись к теме урока (дать возможность через стихотворения: «До свиданья, мой друг, до свиданья»; «Не криви улыбку,..» С.Есенина самим найти образы тела).
Коммуникативный этап:
- организовать чтение и обсуждение стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных..»; сделать выводы о взаимосвязи телесных и природных образов
-заострить внимание на изменении окраски телесных образов в имажинистском стихотворении «Хулиган», дать представление об имажинизме как художественном течении, его эстетических принципах
-организовать обсуждение одного из поздних стихотворений «Видно, так заведено навеки», показать связь телесных образов с ведущими мотивами увядания и охлаждения
Посткоммуникативный этап: создать условия для осознания специфики творчества поэта, взаимосвязи телесного и духовного в его поэтическом мире.
Методическая форма урока: фронтальная беседа.
Кол-во часов: 2
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте! Давайте откроем тетради и запишем дату и тему урока, а назовем мы ее строчками С. Есенина: «Слишком я любил на этом свете /Всё, что душу облекает в плоть»: телесные образы в лирике Есенина.
-Всё ли понятно в этих строках? Как вы понимаете слова С.Есенина? (Примерный ответ: Сергей Есенин любил природу, свой родной край, может именно природу он очеловечевает, придавая ей «плоть»).
II. Целеполагание.
Обращение к чувственно - образному мышлению.
На прошлом уроке мы с вами посмотрели отрывки из одноименного фильма «Есенин»
-Каким вы представляете С. Есенина? Каким вы его увидели в фильме «Есенин»? (Примерный ответ: непонятный, скандальный, глубоко любящий свою Родину, очень талантливый и т. д.)
Работа в тетрадях.
-Предлагаю вам составить синквейн по вашим впечатлениям в тетрадях.
Учитель напоминает учащимся алгоритм написания синквейна :
1. Тема
2. Два прилагательных, отражающие тему
3. Три глагола, отражающие тему
4. Предложение
5. Одно слово (обобщение).
Далее ученики зачитывают свои работы.
- Давайте с вами назовем какие стихотворения писал С.Есенин, которые вы помните ? (Примерные ответы: «Отговорила роща золотая», «Белая черёмуха», «Письмо к матери», «Ты запой мне ту песню..», «Песнь о собаке» и т.д ).
- Какие эмоции у вас вызывают, названные вами, стихотворения ?
Я соглашусь с вами, что нас волнуют, впечатляют произведения С. Есенина, как и сам его образ, его творчество.
III. Освоение нового материала.
1) -На партах у вас есть стихотворения « До свиданья, мой друг, до свиданья»; «Не криви улыбку».
-Прочитайте данные стихотворения и подчеркните те образы, которые относятся к телу.
1. Не криви улыбку, руки теребя, —
Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо —
Не тебя я вижу, не к тебе пришел.
Проходил я мимо, сердцу все равно —
Просто захотелось заглянуть в окно.(С. Есенин 1925г).
2. До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей. .(С. Есенин 1925г).
-Вы нашли телесные образы, а теперь попробуйте ответить на вопрос: «А зачем они нужны?».
-Что хотел автор показать через них? (Примерный ответ: автор хотел показать, что упоминание тела - это детали, через которые мы рисуем себе картинку, чувствуем переживания лирического героя)
-Значит, что нам предстоит находить в стихотворениях? И для чего? (Примерный ответ: находить будем телесные образы, для того, чтобы проследить какой функцией наделяются образы, увидеть поэтическое мироощущение С.Есенина).
2) -Перед тем, как начать исследовательскую работу по стихотворениям, начертим в тетрадях таблицу и вместе будем ее заполнять, а в конце урока сделаем вывод.
Период | Название стихотворения | Функции телесных образов | Состояние лирического героя |
Ранний период (июль 1912 г. – октябрь 1917 г.) | | | |
Второй период (октябрь 1917 – 1923 гг. | | | |
Последние годы жизни и творчества поэта | | | |
-По хронологии мы начнем рассмотрение телесных образов с раннего периода, со стихотворения написанного в 1916 году «Не бродить, не мять в кустах багряных..». Прослушаем аудиозапись выразительного чтения стихотворения, в исполнении Валерия Золотухина.
-Понравилось вам стихотворение? Почему?
-Каково настроение данного стихотворения?
- Каково состояние лирического героя?
-О чем данное стихотворение? ( Примерный ответ: о любви к женщине).
-Подчеркните в стихотворениях образы тела, относящиеся к героине.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
-Как образ природы сливается в стихотворении с образом девушки?
-Каким эпитетом характеризуются руки девушки? (невинные)
-С чем проводит параллель автор, описывая девушку? (Примерный ответ: с природой: «снопом волос, «ягоды на коже», «зерна глаз»).
-Перед нами в этом чистом и светлом стихотворении предстаёт оприродованный человек: «Со снопом волос твоих овсяных»; « С алым соком ягоды на коже» ; «Запах меда от невинных рук»).
Данные телесные образы создают определенное таинственное настроение. Будто автор погружает нас в сон.
-Какова же функция телесных образов в данном стихотворении? (Примерный ответ: эстетическая функция, автор сравнивает красоту девушки с природой. Лирический герой видит и чувствует красоту).
Данное стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты.
Телесные образы представлены яркими, красочными, они едины с природой. Показана гармония между природой и человеком.
3) Рассмотрим следующее стихотворение С. Есенина «Хулиган», написанное в 1919 году.
Поиск новых, еще неизведанных литературных путей привел Есенина к имажинизму. В России это новое литературное направление начало зарождаться после Октябрьской революции.
Имажинизм - это формальная теоретическая школа, возникшая на ряду со многими другими популярными в начале ХХ века литературными течениями.
30 января 1919 года имажинисты подготовили «Декларацию передовой линии имажинизма», которая была опубликована в газете «Советская страна». С целью проведения этого направления в жизнь они издают свой «Манифест», прочту строки из него:
«Принося России и миру дары своего вдохновенного изобретательства, коему суждено перестроить и разделить орбиту творческого воображения, мы устанавливаем два непреложных пути для следования словесного искусства:
1) пути бесконечности через смерть, т.е. одевания всего текучего в холод прекрасных форм, и
2) пути вечного оживления, т.е. превращения окаменелости в струение плоти.»
Есенинский имажинизм утверждал в поэзии органический образ как средство выражения поэтического мироощущения, средство изображения действительности. Есенин, у которого было абсолютное чувство аудитории, очень скоро понял: сложные тексты пишутся для глаза, для восприятия на слух нужна иная, более простая и четкая «походка» стиха. И он почти в порядке эксперимента написал стихи, которые впоследствии будут печататься с названием «Хулиган». Такое название Есенин выбрал не случайно, и в литературных кругах и в прессе этой кличкой его нарекли уже давно, а он просто махнул на это рукой и согласился: «Хулиган так хулиган, как хотите». Это стихотворение было первым, в котором поэту удалось реализовать долго не дававшуюся ему задачу: научиться писать так, чтобы и не терять свою личность, но и быть понятным широкой публике.
Давайте прослушаем аудиозапись выразительного чтения стихотворения в исполнении С. Безрукова, и вместе подчеркнем телесные образы и проследим за приёмами создания и эмоциональной окраской данных образов.
Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,—
Я такой же, как ты, хулиган.
Я люблю, когда синие чащи,
Как с тяжелой походкой волы,
Животами, листвой хрипящими,
По коленкам марают стволы.
Вот оно, мое стадо рыжое!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет, кого придушить
Руками крестов погост!
Бродит, черпая жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.
Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченых черемух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сорвет меня кличка «поэт».
Я и в песнях, как ты, хулиган.
«Плюйся»- отображение лика, грубое олицетворение, так как не стоит забывать о смысле стихотворения: это исповедь молодого хулигана, видевшего в жизни разные события.
Лирический герой Есенина – он сам. Маска хулигана, романтический антигерой. Образы в стихах смелые, вызывающие, местами натуралистичные. Интонация горькая и циничная.
Давайте еще раз прослушаем стихотворение и обратим внимание, как же меняется интонация в стихотворении «Хулиган» по сравнению со стихотворением «Не бродить, не мять в кустах багряных...». В стихотворении 1919 года образы тела эпатажные, резкие, грубые:
«Словно хочет, кого придушить
Руками крестов погост».
Автор старается создать стихи неподвластные читателю, резвые и неординарные. У него сумерки могут «лизать следы», кресты на погостах – хотят «придушить» – все эти сравнения выдают человека, который выходит за рамки в пространстве собственного ума, видит мир не стандартно..
Метафора «Ах, увял головы моей куст» показывает связь человека и природы, а также мы можем увидеть «увядание» души поэта.
В стихотворении «Хулиган», написанном в 1919 году, уже начинается мотив увядания, который будет особенно отчётливо проявлен в стихотворении 1925 года.
4) В третий период жизни Есенин возвращается в деревню, к деревенской поэзии, к поэтике простоты. Появляется светлая лирическая грусть. Присутствуют сквозные мотивы увядания. Он осознаёт значимость классической строгости стиха, благозвучия. Последняя фаза в развитии лирического героя Есенина – стихи 1924 – 1925-х годов: господствует элегическая тональность, которая передает состояние опустошенности, желание покоя. Но это не тот покой, который связан с гармонией, а желание покоя, когда человек многое испытал, и почти во всем разочаровался
-Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение С. Есенина «Видно, так заведено навеки» в исполнении С. Безрукова, и подчеркнем основные телесные образы.
Видно, так заведено навеки —
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.
Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая —
Знак того, что вместе нам сгореть.
То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.
В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?
Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.
Ну и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай.
Стихотворение посвящено Софье Андреевне Толстой. Эта девушка стала последней женой С.А. Есенина. Она – внучка знаменитого русского классика. Согласно легенде, однажды С. А. Есенин гулял со своей будущей женой по Москве. Им повстречалась гадалка с большим попугаем, сидящим у нее на плече. Поэт немедленно подошел к ней, желая узнать будущее, и протянул ей горсть монет из своего кармана. Попугай потянулся за медяками и достал маленькое медное колечко, о котором Сергей Александрович давно забыл. Гадалка улыбнулась и сказала, что их ждет скорое бракосочетание. Так и произошло. Хотя брак не был счастливым, Софья носила медное кольцо до самой своей смерти.
-Чем является стихотворение по речевой структуре?
-Какие чувства вызывает чтение данного стихотворения?
-Как изменяется интонация на протяжении всего стихотворения? Что мы видим в начале? (спокойствие) Затем появляется интонация обращения к возлюбленной:
«Милая, мне скоро стукнет тридцать». В финальном двустишии возрастают иронические интонации:
« В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай».
Ну и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
Простота формы изложения мыслей так трогает нас, заставляет его задуматься о собственной жизни. Тому способствуют телесные образы «сердцу стало сниться»; «В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла», в которых мы видим связь человеческого и природного, но природные образы связаны с мороком, охлаждением.
IV. Итоги уроки.
Работа с обобщающей таблицей.
-Как на ваш взгляд изменяются телесные образы и их функции, лирический герой?
-Что нового для себя вы осознали о мировоззрении и о поэзии С. Есенина?
-Как телесные образы лирики С. Есенина помогают раскрыть мироощущение поэта?
-Какой вывод вы сделали об эволюции телесных образов лирики С. Есенина?
Какие мы с вами сделаем выводы?
1 периода- образы гармоничны, проявляются ассоциации человека через природу
2 период-некоторые приемы сохраняются, но телесные образы деформируются, появляется эпатажность, резкая интонация вызова и отчаяния.
3 период- философская лирика, предчувствие смерти, прослеживается лирическая грусть.
Телесные образы постоянно связаны с фольклорными истоками и с миром природы.
V. Рефлексия.
Закончите предложения
Я почувствовал, что…
Мне захотелось…
Я понял, что…
VI. Домашнее задание.
Разноуровневое:
1. На примере одного из телесных образов покажите Каковы взаимоотношения между человеком и природой в лирике Есенина?(форма может быть любой: сочинение, иллюстрация, аппликация).
2. Ответьте письменно на вопрос: «Каким вам представляется лирический герой стихотворений последних двух лет творчества С. Есенина?»