12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крячко Светлана Николаевна2928
Работаю учителем начальных классов почти сорок лет. В 2018 году стала победителем конкурса лучших учителей на денежное поощрение. Работу свою люблю!
Россия, Ставропольский край, с. Дивное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Урок Победы. Чьи имена носят улицы нашего села? Заглавная буква в именах собственных»

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»

 

 

 

 

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №1 с. Дивное Апанасенковского района

Крячко Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

 

 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3

Основная часть

Цели и задачи урока ………………………………………………...4

План урока …………………………………………………………..4

Конспект урока ……………………………………………………...7

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока ……………………………………………………………………….10

Материально-техническое обеспечение урока…………………..10

Список используемой литературы………………………………………11

Приложения

Приложение 1. Рисунки……………………………………………12

Приложение 2. Словарные статьи………………………………...14

Приложение 3. Информация об участниках В.О. войны………..15

Приложение 4. Карточки для опроса……………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №327 от 8 июля 2019 года 2020-й год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. Победа советского народа в Великой Отечественной войне является одним из наиболее важных событий, способствующих воспитанию чувства патриотизма. Во-первых, ещё пока живы очевидцы тех страшных дней, которые могут рассказать детям о тяготах войны; во-вторых, пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась эта страшная кровавая война; в-третьих, изучение истории Великой Отечественной войны, вклада граждан Советского Союза в победу, воспитывает чувство гордости за принадлежность к народу-победителю.

Народная мудрость гласит: «Ребёнок не может сразу подняться на гору, он прежде должен научиться ходить». Так и привить любовь к Родине, невозможно, не научив рёбёнка любить и уважать свою семью, знать её историю, любить свой родной город или село. Данная методическая разработка посвящена знакомству с судьбами земляков – участников Великой Отечественной войны, в честь которых были названы улицы села Дивного. К сожалению, в наш век информатизации дети много времени проводят за смартфонами и планшетами. Они стали намного меньше задавать вопросов: «Почему?». Увлечение компьютерными играми сужает круг интересов детей. На мой взгляд, очень важно привлечь внимание младшего школьника к тому, что его окружает, показать, необычное в простых вещах: что за названием улицы, стоит непростая человеческая судьба, судьба человека, отдавшего жизнь, за наше мирное небо над головой, «конфетное» детство, возможность строить и осуществлять свои планы. В методической разработке использованы исторические материалы, которые знакомят обучающихся с историей родного села, связанной с темой ВО войны. Использованы различные формы работы, так же согласно возрасту используется занимательный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников, воспитание чувства гордости за свою Родину, её Вооружённые Силы, за наш народ на примере героического прошлого наших земляков, отдавших жизни в годы Великой Отечественной войны. Формирование навыков грамотного письма, на примере написания имён собственных: географических названий, названий улиц, фамилий, имён, отчеств.

Задачи урока.

1)Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества на примере подвигов земляков: И.Р. Апанасенко, П.Т. Кашубы, Н.П. Савенко, Вани Ускова.

2)Способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий как Родина-мать, Отечество, Отчизна, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, героизм, честь.

3)Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей таких, как чувство глубокого уважения к ратному подвигу народа, чувство уважения и нравственных долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, на примере подвигов героев-земляков.

4)Познакомить с героическим прошлым наших земляков, в честь которых были названы улицы нашего села: И.Р. Апанасенко, П.Т. Кашубы, Н.П. Савенко, Вани Ускова.

5)Способствовать формированию навыков грамотного письма, на примере написания имён собственных.

6)Расширить словарный запас детей понятиями: оккупация, партизан, партизанский отряд, обелиск.

 

План урока

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые формы и методы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа; метод эвристической беседы, частично-поисковый (при подготовке сообщений), практический метод.

Педагогические технологии: технология проблемно-диалогического обучения; использование ИКТ; здровьесберегающая.

Межпредметные связи: окружающий мир, изучение регионального компонента.

Планируемые результаты проведения урока ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с ФГОС НОО.

Личностные результаты:

- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства на примере подвига героев земляков;

- воспитание российской гражданской идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

- воспитание чувства гордости за своё Отечество, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории на примерах подвигов земляков;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- высказывать предположение;

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану;

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение структурировать знания;

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- выстраивание логической цепи рассуждений при знакомстве с героическим прошлым земляков.

Коммуникативные УУД

- умение готовить своё выступление и выступать перед одноклассниками;

- умение сотрудничать с одноклассниками;

- умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Предметные результаты

- знание исторического материала, содержащего сведения о героях-земляках, чьими именами названы улицы села Дивного;

- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

- умение приводить примеры боевых подвигов наших земляков во имя свободы и независимости Родины;

- умение объяснять значение понятий: Отчизна, Отечество, партизан, партизанский отряд, оккупация, оккупант, оккупировать, обелиск;

- умение писать имена собственные с большой буквы при написании фамилий героев-земляков, географических названий, названий улиц.

Таблица 1.

Структура урока

Этап урока

Цель этапа

Содержание этапа

Ожидаемый результат

Методы

Формы работы

Технология

Мотивация к учебной деятельности

Создать желание получения новых знаний

Приём «яркое пятно»: лента времени

Обучающиеся настраиваются на получение новых знаний, умение высказывать предположения

Словесный, наглядный

Фронтальная

 

Актуализация знаний. Подведение к теме урока

При повторения изученного выявить неизвестное, создание проблемной ситуации, осознание необходимости нового знания

Словарная работа: решение кроссворда и ребусов.

Повторение правил переноса слов. Работа с толковым словарём: значение слов: партизан, оккупация, обелиск

Фиксирование индивидуальных затруднений, умение структурировать знания, умение высказывать предположения, умение вступать в диалог с учителем, самоконтроль

Наглядный, словесный, практический

Фронтальная, индивидуальная, проблемный диалог, работа со словарной статьёй

Проблемно-диалогическая, ИКТ

Формулирование темы и целеполагание

Формулирование целей урока

Формулирование целей урока по ключевым словам: повторить, узнать, упражняться

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Наглядный, словесный

Побуждающий диалог

ИКТ

Открытие новых знаний

Знакомство с биографией героев-земляков, чьими именами названы улицы села Дивного.

Доклады обучающихся о героях-земляках. Практическая работа в тетради: запись предложений с именами собственными.

Формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ, на примере изучения биографии героев-земляков, умение слушать одноклассников, извлекать информацию из выступлений, формирование навыков грамотного письма.

Словесный, наглядный, практический

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

ИКТ

Физминутка

Снять эмоциональное напряжение

Выполнение упражнений для глаз

Снятие эмоционального напряжения, сохранение работоспособности

Практический

Коллективная

здоровьесберегающая

Включение нового знания в систему знаний.

Зафиксировать новые знания

Опрос по карточкам

Усвоение полученных знаний

Практический

Работа в парах

 

Рефлексия

Соотнести намеченные цели с результатом

Итоговый диалог с учителем

Оценивание успешности решения учебной задачи

Словесный

Фронтальная

 

 

 

Конспект урока

I.Мотивация к учебной деятельности.

Перед вами лента времени. (Рис. 1. Приложение 1. Стр. 12)

- Найдите на ней нынешний год.

- О чём вам говорят даты 1941-1945 гг.?

- Почему война названа Великая? (Предположения детей)

- Почему она названа Отечественная? (Предположения детей)

Запись в тетрадях. Дата. Классная работа.

Родина, Отечество, Отчизна. (Уточнение значения слов)

II. Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

Словарная работа.

- Давайте, решим кроссворд. Для определения слов мы будем отгадывать ребусы.

Разгадывание ребусов. (Рис. 2 – 6. Приложение 1. Стр. 12-13) (Слайды 2-15)

- Запишите слова, разделяя их для переноса.

- Значения, каких слов вам не понятны? Работа с толковым словарём. Значения слов: партизан, оккупация, обелиск. (См. Приложение 2. Стр. 14)

- Найдите обелиск на монументе славы нашего села. Слайд 8.

- Какое ключевое слово в кроссворде? (Победа)

Запись в тетрадях слов: пар-ти-зан, ок-ку-па-ция, обе-лиск, учи-тель-ни-ца, праз-дник, ули-ца, по-бе-да.

- Проверьте написанное. Слайд 16.

Создание проблемной ситуации.

- Ключевое слово нашего кроссворда победа. Ребята, а какие слова из кроссворда будут относиться к слову победа? (Партизан, оккупация, обелиск, праздник.)

- А, какие из них, не имеют прямого отношения к слову победа? (Улица, учительница.)

- Наша школа стоит на пересечении двух улиц: Кашубы и Л. Толстого. Чьё имя, вам хорошо знакомо? (Л. Толстого)

- Кто такой Лев Николаевич Толстой? (Писатель)

- Значит, улица названа в честь известного писателя. А вот, кто такой Павел Тарасович Кашуба, мы сегодня узнаем.

III. Формулирование темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Заглавная буква в именах собственных. В честь кого названы улицы нашего села?»

- В начале нашего урока мы рассматривали ленту времени. Подумайте, о названиях, каких улиц, пойдёт речь? (О тех улицах, которые названы в честь тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны)

- Да, верно. Мы сегодня будем говорить не просто о тех, кто воевал, а о наших земляках, о том, какой вклад в Победу в Великой Отечественной войне они внесли.

- Давайте, сформулируем цели нашего урока. Слайд 17.

Повторить … какие существительные называют именами собственными; как пишутся такие существительные.

Узнать … как протекала война в нашем селе; какие улицы названы в честь наших героических земляков.

Упражняться … в написании существительных – имён собственных.

IV. Открытие новых знаний

- Как называется наш район? (Апанасенковский)

- В честь, кого он назван? (В честь генерала И,Р. Апанасенко)

- Чем прославился И.Р. Апанасенко? (Был участником двух войн

- Где родился И.Р. Апанасенко?

Запись в тетради. Иосиф Родионович Апанасенко, Апанасенковский район, переулок Апанасенко, село Апанасенковское.

- Как вы записали все эти слова?

- Иосиф Родионович погиб в 1943 году под Белгородом. Слайд 18.

- По его завещанию он был перезахоронен после войны в городе Ставрополе. Слайд 19.

- Памятник в нашем селе мы с вами неоднократно посещали. Слайд 20.

- Летом 1942 года наша армия продолжала отступать под натиском немецко-фашистских войск. В августе 1942 года наше село заняли фашисты. Немцы и их прихвостни (предатели) стали хозяйничать по-своему. Нелегко пришлось местному населению. Мы сегодня познакомились с новым словом, которое обозначает такую ситуацию. Это оккупация.

Запись в тетради (списывание с доски). Оккупация, оккупанты, оккупировать.

- Попробуйте объяснить значения слов.

- Во время оккупации фашисты не скупились на всякого рода издевательства над мирным населением и военнопленными: морили голодом, заставляли выполнять непосильную и унизительную работу, всячески глумились над людьми. Жительница с. Дивное Варвара Антонец, вспоминала: «Обречённых на гибель, среди которых было немало детей, заставляли рыть ямы, куда фашистские изверги сваливали не только трупы, но и живых людей. Когда ямы засыпали, взрыхленная земля шевелилась. Из могил слышались приглушенные стоны…». Против оккупантов, их кровавых порядков развернулось массовое народное сопротивление. Была организована подпольная сеть, на территории района создан партизанский отряд «Сергей».

Выступление подготовленных обучающихся.

1. Ваня Усков. (См. Приложение 3. Стр. 15) Слайд 21.

- Ваня Усков – выпускник нашей школы. В честь Вани Ускова названа улица нашего села, установлен памятник, на здании нашей школы прикреплена мемориальная доска.

Запись в тетради. Ваня Усков – юный партизан. Он погиб в 1942 году.

2. Нина Савенко. (См. Приложение 3. Стр. 15)Слайд 22.

- В честь Нины Павловны Савенко названа улица нашего села. Она умерла молодой…

Запись в тетради. Нина Павловна Савенко – учительница географии нашей школы. Была зверски замучена фашистскими оккупантами.

3. Павел Тарасович Кашуба. (См. Приложение 3. Стр.15-16) Слайд 23.

- В честь кого названа улица, на которой расположена наша школа?

Запись в тетради. Павел Тарасович Кашуба – лётчик, Герой Советского Союза. В честь Кашубы названы улицы в селе Дивном и селе Красноборск, установлен обелиск на месте его гибели.

V. Включение нового знания в систему знаний

Работа в парах.

Работа по карточкам. (См. Приложение 4. Стр. 17)

Самопроверка. Слайд 24.

- Нелегко досталась победа нашему народу. 17 января 1943 года наше село было освобождено от фашистских захватчиков. Найдите на ленте времени эту дату.

- Почему же, война была названа Великой? (Весь народ встал на защиту страны. Люди самоотверженно отстаивали своё Отечество)

- Великая Победа состоит из маленьких побед, каждая, из которых является Великой. Слайд 25.

VI. Рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- В честь кого названа улица, на которой стоит наша школа?

- Почему в кроссворд было включено слово учительница?

- Кому установлены памятники в нашем селе.

- Предлагаю закончить урок прослушиванием песни «День Победы»

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

Поскольку «Урок Победы» ограничен по времени то, на нём можно затронуть лишь отдельные моменты, связанные с историей Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во-первых, это значение Победы для судеб нашего народа и всего человечества. Во-вторых, показать вклад жителей нашего района в общую победу над врагом.

Проведению урока предшествует подготовительная работа: учитель совместно с обучающимися отбирает материал, регионального содержания. В частности, это информация о героях-земляках, чьим именами названы улицы села Дивного. К уроку подбирается наглядный материал: портреты, готовится презентация.

Рекомендуется создать праздничную атмосферу в классе: можно украсить класс шарами, подготовить выставку портретов прадедушек, участников Великой Отечественной войны. Необходимо создать доброжелательную обстановку, помочь детям осознать трудности войны. Следует использовать занимательный материал, согласно возрастным особенностям, так же уточнять значение непонятных слов.

Данный урок можно провести в школах Апанасенковского района, использовать при составлении уроков регионального содержания в других районах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение урока

Мультимедийное оборудование.

Авторская презентация к уроку.

Рисунок «Лента времени»

Карточки со словарными статьями.

Карточки для закрепления материала.

Аудиозапись песни «День Победы»(Д. Тухманов, В. Харитонов) в исполнении Л. Лещенко

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

Методические рекомендации организации и проведении Урока Победы, посвящённому Году памяти и славы – 75 летию Победы в Великой Отечественной войны в 1941- 1945 годов.

Толковый словарь-онлайн С.И. Ожегова, https://slovarozhegova.ru

Интернет ресурсы:

https://ok.ru/takslozhil/topic/68682281694550 Н.П. Савенко

https://stapravda.ru/20080718/V_Divnom_otkryli_memorialnuyu_dosku_v_pamyat_o_yunom_partizane_U_31851.html В. Усков

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашуба,_Павел_Тарасович П.Т. Кашуба

https://ru.wikipedia.org/wiki/Апанасенко,_Иосиф_Родионович

http://ap26.ru/content/novosti/istoriya-voyni-v-primaniche~28647 И.Р. Апанасенко

http://ap26.ru/content/novosti/istoriya-voyni-v-primaniche~28647 История войны в Приманычье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Рисунки.

 

t1635937582aa.gif

Рисунок 1. Лента времени.

 

t1635937582ab.gif

Рисунок 2. Ребус – «партизан».

 

t1635937582ac.gif

Рисунок.2. Ребус – «оккупация»

 

t1635937582ad.gif

Рисунок 3. Ребус - «обелиск»

 

t1635937582ae.gif

Рисунок 4. Ребус – «учительница»

 

t1635937582af.gif

Рисунок 5. Ребус – «праздник»

 

t1635937582ag.gif

Рисунок 6. Ребус – «улица»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Толкование слов, по С.И. Ожегову.

В толковом словаре для начальной школы нет используемых слов, поэтому для урока использовались картояки со словарными статьями.

ПАРТИЗАН – член народного вооружённого отряда, самостоятельно действующего в тылу врага. Партизаны – народные мстители.

ОБЕЛИСК – памятник, сооружённый в виде многогранника, сужающегося кверху, нижнее и верхнее сечение которого являются прямоугольниками. Заострённая кверху колонна. Обелиск в честь защитников.

ОККУПАЦИЯ. 1. Насильственный захват чужой государственной территории военной силой. 2. Пребывания гражданского населения на оккупированной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Информация о героях-земляках

Ваня Усков

В составе партизанского отряда «Сергей» сражались Кондрат Усков и его четырнадцатилетний сын Ваня. Ваня Усков был самым молодым бойцом партизанского отряда. Ваня очень хорошо пел, и за это его прозвали в отряде «Соловушкой».

Партизанский отряд сражался с врагами не только на территории нашего района. 18 декабря 1942 года у хутора Красная Заря Левокумского района произошел очередной бой партизанского отряда «Сергей» с карательным отрядом немцев. Два часа длился смертный бой. Гитлеровцы начали теснить партизан все дальше и дальше, к Куме, где спасительные плавни могли надежно укрыть мстителей. И уже отошли оставшиеся в живых партизаны к известным им переправам. Уже пулеметная тачанка Вани Ускова коснулась вод Кумы, и тут шальная пуля сразила его наповал.

«Я сам положил в могилу нашего партизанского сынка, - вспоминал командир 2-го взвода отряда «Сергей» Василий Андреевич Белимов. – Суровые мужественные партизаны не скрывали слез. Над окрестностями прозвучал трехкратный залп – это бойцы отряда отдавали последний салют юному герою...».

Нина Савенко

В тревожные августовские дни 1942 года комсомолка Нина Савенко ушла в партизанский отряд «Сергей» и стала разведчицей. Затем оказалась в отряде "Яков". В конце декабря Нина и ее подруга Надя Безрук настояли на том, чтобы их направили в разведку. Девушки решили не брать с собой оружия, выдав себя за беженок. На несколько десятков км. углубились на территорию, занятую врагом, рассказывая мирным жителям о переходе Советской Армии в наступление под Сталинградом. На одном из хуторов, недалеко от Турксада, их задержали предатели – полицаи. Обыскав их, нашли брошюры, с опубликованными сводками Совинформбюро, догадались что перед ними партизанки. Их отправили в Арзгир в гестапо,  В начале января 1943 года юных партизан голодных, полураздетых, в три часа ночи по промерзшей дороге погнали в Летнюю Ставку. Сопровождал их конвой из фашистов и полицаев на лошадях. В карьере за селом расстреляли. Тела их были сброшены в глубокие рвы, для гашения извести. По воспоминаниям свидетелей, партизаны держались мужественно, перед расстрелом пели «Интернационал».

Павел Тарасович Кашуба

Павел Кашуба родился 13 ноября 1913 года в селе Киевка Апанасенковского района. В 1935-1937 году проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии, получил профессию лётчика. В 1941 году снова был призван в армию. С июня того года – на фронтах Великой Отечественной войны, был пилотом 2-й авиагруппы особого назначения Генерального штаба армии. Выполнял специальные задания командования во вражеском тылу.

13 октября 1941 года, не смотря на исключительно тяжёлые условия на земле и в воздухе, Кашуба успешно эвакуировал из окружения получившего ранение командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта Ерёменко. За проявленное мужество и героизм Павел Кашуба был удостоен высокого звания Герой Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» за номером 521.

Всего Павел Тарасович совершил 200 боевых вылетов. В сентябре 1944 года Кашуба вылетел к партизанам в Югославию на специальное задание, онако пропал без вести. Лишь через много лет после войны самолет «СИ-47», на котором летал Кашуба, был обнаружен в буковых зарослях на юге Закарпатья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Карточки.

 

Соедини фамилию героя с родом деятельности во время Великой Отечественной войны

 

Н. Савенко

Лётчик, Герой Советского Союза

 

 

 

 

 

 

В. Усков

Генерал армии

 

 

 

 

 

П.Т. Кашуба

Юный партизан

 

 

 

 

 

Учительница, партизанка

И.Р. Апанасенко

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.