Урок-путешествие «Зимний экспресс в вотчину Деда Мороза»

5
0
Материал опубликован 23 January 2021

Вихрева Т.Г., учитель математики


УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ «Зимний экспресс в вотчину Деда Мороза»

Урок с применением игровой технологии

6 класс тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел»

Цели урока:

- учебная: в игровой форме закрепить полученные навыки сложения и вычитания обыкновенных дробей;

- развивающая: развитие логики, психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения;

- воспитательная: расширение знаний учащихся о малых городах России, изделиях народных промыслов; развитие коммуникативных навыков.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоить правило сложения (вычитания) смешанных чисел, закрепить навык складывать и

вычитать смешанные числа;

Применять правила сложения и вычитания смешанных чисел при нахождении значений выра

жений, решении задач и уравнений;

Моделировать ситуацию, иллюстрирующую

арифметическое действие и ход его выполнения;

Использовать математическую терминологию

при записи и выполнении арифметического

действия (сложения, вычитания)

Регулятивные – обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем, составляют план выполнения задач, решают проблемы творческого и поискового характера, преобразовывают практическую

задачу в познавательную;

Познавательные – самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи, выполняют действия по алгоритму;

Коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, формулируют и аргументируют свое мнение.


Расширение знаний о традициях и обычаях русского народа, культурного наследия, народных промыслах, словарного запаса.

Уметь читать и записывать смешанные числа, грамотно излагать свои мысли,

подмечать сходство и различие отдельных выражений;

Развить активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.

Проявить познавательный процесс к изучению предмета, практическим учебным задачам;

Дать адекватную оценку и самооценку

учебной деятельности;

Понять причины успеха в учебной деятельности.

Дети убеждаются в необходимости знаний по теме, видят пути применения знаний в дальнейшем (в профессии, быту)



Формы организации работы:

-групповая,

-парная;

-коллективная (фронтальная)

-индивидуальная.


Оборудование: карточки с заданиями, украшенная елка на доске, мультимедийная презентация.

Перед началом урока включен слайд «Объявление о новогоднем туре в Великий Устюг в гости к деду Морозу»

Ход урока

Цель этапа:

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с обыкновенными дробями

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы уже все прочитали объявление о путешествии и, наверное, всем захотелось отправиться в него. Такими объявлениями заполнена сегодня реклама на телевидении, в Интернете. Но ведь не каждому из нас это по карману. Вот я и надумала пригласить Вас в виртуальное путешествие, зачем ждать, если можно поехать уже сегодня? И предлагаю Вам отправиться на туристическом «Зимнем Экспрессе» в путь вместе с нашими гостями. А во время игры мы закрепим умение складывать и вычитать обыкновенные дроби и смешанные числа, будем развивать логику, внимание, докажем что только все вместе, в дружбе и взаимопомощи, мы сможем быть успешными людьми.

Поедут все ребята? Кого сегодня нет? Спасибо. Билетом в вагон считается выполненное домашнее задание.

Мудрец сегодня…. Выполняет обязанности проводника и будет моим помощником.

А кто знает, где живет дед Мороз? Известно, что датой рождения деда Мороза считается 18 ноября, он недавно праздновал свой день рождения \возможно вы видели сюжет по телевизору\, и Место жительства известно многим. В паспорте Деда Мороза, на странице, где указана прописка, значится «Великий Устюг - небольшой поселок в Вологодской области»

\Ребята, правильно ставить ударение на первый слог\. До этого города мы едем на поезде «Екатеринбург – Вологда». На слайде есть еще одно наверное не всем знакомое слово-вотчина – вотчина (На Руси до 18 в.:) родовое наследственное земельное владение. Итак, в путь!

Встали, поехали паровозиком. Гости могут присоединяться.


2. Основная часть

Цель этапа:

актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового

материала: сложение и вычитание дробей, сложение и вычитание смешанных чисел с дробной частью с одинаковыми знаменателями;

актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

-зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть смешанные числа с дробной частью с разными знаменателями.

2.1. Актуализация знаний

По дороге не скучаем, готовимся к встрече с Дедом Морозом: украшаем свой вагон, готовим подарки зимнему волшебнику.

На шариках и снежинках, которые вы достанете из волшебного сундучка, записаны задания, решив которые или ответив на вопросы, мы сможем украсить нашу елочку.

По 2 ученика на местах решают задачи. Проводник выдает задания.

Как сложить 2 дроби с разными знаменателями?

Как вычесть дробь из единицы? 1-7\13

Назвать делители числа 11. Как оно называется?

Как записать единицу со знаменателем 7?

Из двух дробей с равными числителями больше та,…..

Какая дробь больше, если одна из них правильная, а другая неправильная?

Как найти дробь от числа? Найти 2\3 от 21.

Делится ли число 256 на 3?

Назвать дроби в порядке возрастания 4\11, 2\11, 10\11, 9\11, 7\11.

Сформулировать переместительный закон сложения.

При каких значениях а дробь а\10 будет правильной?

Сколько минут в 1\3 часа?

Представить смешанное число 8 и 2\5 в виде неправильной дроби.

Объяснения классу задач. Прикрепляют шарики на елку.


1 Задача для машинистов.

Весь путь от Ирбита до загородной вотчины Деда Мороза составляет 1752 км. Путь на автобусе до Екатеринбурга составляет 240 км, путь от Великого Устюга до загородной резиденции –составляет 1\146 всего пути. Какое расстояние мы проедем на поезде? Средняя скорость поезда 60км\ч. Сколько часов мы проедем на поезде?

1752- 240-1752:146 =1500 25 часов


2 Задача для работников вагона - ресторана.

Сколько всего стоит трехразовое питание в вагоне – ресторане, если обед стоит 90 рублей, завтрак – 7\15 этого количества, а ужин -7\10 стоимости обеда?


Спасибо, елочку в вагоне мы украсили, за развлечениями наш путь пролетел незаметно, и мы прибываем в город Великий Устюг.

2.2. Слайд

Великий Устюг стал резиденцией деда Мороза не случайно. Это древнейший город Русского Севера, город-ровесник Москвы, город-музей под открытым небом. Великий Устюг выстоял под натиском современности и сохранил свой самобытный архитектурный облик \так же как и наш родной Ирбит\ и древние традиции предков. Древнее городище ХII-ХVI в., старинные особняки на Набережной р. Сухона, Соборное дворище - главный храмовый ансамбль Великого Устюга, включающий в себя: Успенский собор 1652-1663 года с колокольней, собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского 17-19 веков, Архиерейский дом 18-го века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек

Церковь Вознесения на торгу - 1648 год, самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества.

Великий Устюг, определенно, самый большой из "малых" городов Севера - в настоящее время в нем проживает около 36 тысяч жителей. \больше или меньше чем наш город?\ Город расположен примерно в 450 километрах от Вологды на северо-восток, в одном из самых удаленных углов Вологодской области вблизи ее границы с Архангельской и Кировской областями. Имеет статус города-заповедника. Великий Устюг вытянут вдоль левого берега реки Сухоны чуть выше места ее слияния с рекой Юг. Факт слияния двух рек нашел отражение в названии города - Усть-Юг.

2.3.Слайд

Великий Устюг, окруженный величественными хвойными лесами, с его богатейшей историей - идеальное место для резиденции деда Мороза, В Великом Устюге открыта резиденция Деда Мороза. Ребята, а что означает слово Резиденция? Наверное, Вы слышали сочетание резиденция губернатора - местопребывание правительства, главы государства или др. лиц, занимающих высшие административные посты. Очевидно, Вы знаете, что губернатором Свердловской области является ……... Так вот, в резиденции деда Мороза имеется тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. У Деда Мороза имеется и свой сайт. У желающих имеется возможность побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской.

Мастерить мы с вами тоже умеем - вот какие творческие задания выполнили: составили задачи на сложение и вычитание дробей \выставка оформлена\, а школьная мастерская Деда Мороза начнет работать в декабре.

А вот в тронном зале нас встречает Фея Добрых дел и предлагает решить свои задачи:

1. В трех ларцах 10 килограммов золота. В первом и втором ларцах было 6 и 3\4 кг золота, а во втором и третьем – 5 и 1\3 кг золота. Сколько золота было в каждом ларце?

2. Дикие лебеди летели в тридесятое царство. До первой остановки они летели 5 и 1\15 часа, до второй 3 и 1\6 часа и затем еще 4 и 1\4 часа. Сколько времени длился перелет до тридесятого царства?

РЕЗЕРВ 3. Решить уравнения № 380 \а,в,д\


2.4. Давайте на минутку заглянем в сувенирную лавку Деда Мороза - здесь собраны изделия ремесленников русского севера, устюжской и вологодской земель. Это серебряно-черневые изделия завода "Северная чернь, устюгские валяные сапоги, именуемые в народе "валенки", их знает в России и стар и млад, «Берестяное  Чудо» - роспись и резьба по бересте, изделия из оленьих рогов \показ амулетов\. Подробно о таких изделиях можно узнать в энциклопедиях.


2.5. Наверное, Ваши глазки устали и сейчас мы проведем Зарядку для глаз – следим глазками за движущимися снежинками - слайд.


2.6. С почты вы можете отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем. Недавно Деду Морозу пришла зашифрованная телеграмма и он никак не может догадаться от кого она и о чем. Давайте поможем деду Морозу!

1 ряд- от кого послана телеграмма? Кай и Герда 2 ряд – откуда послана телеграмма Лапландия 3ряд – текст телеграммы Выезжаем

Решить каждому по 1 примеру, соотнести с буквой номер ответа \задания на карточках\ . Общие карточки на доске


1

2

3

4

5

6

7

8

9

л

а

п

л

а

н

д

и

я

2.7. Молодцы, ребята, помогли Деду Морозу расшифровать телеграмму. Мы прогулялись с Вами по городской резиденции Деда Мороза и сейчас отправляемся в загородную вотчину …на оленьей упряжке.

В России в настоящее время около 2 миллионов голов домашних северных оленей. ОЛЕНЬ СЕВЕРНЫЙ имеет удлиненное туловище и шею, но относительно короткие ноги. Длина тела до 200 — 220 см, высота до 110—140 см, масса до 100—220 кг. Рога очень большие, они есть как у самцов, так и у самок. Летом олени кормятся травой, отыскивают грибы. После образования снежного покрова олени переходят на питание ягелем разновидность мха — этот корм составляет основу питания северного оленя в течение 9 месяцев.

2.8. Слайд

Настоящая "Вотчина Деда Мороза" расположена в лесном массиве, в 12 км от города. "Вотчина Деда Мороза" - это настоящий парк зимних развлечений! Здесь можно покататься на лошадях, снежных мотоциклах, лыжах, коньках, санях, построен комплекс катальных гор. Но самое главное чудо - это великолепный узорчатый Дом Деда Мороза, который как магнит привлекает к себе посетителей. Хозяйка и ее помощницы встретят гостей, и весь Дом покажут – и рабочий кабинет зимнего кудесника, и его гардеробную, и спальню с резной кроватью и перинами из трав. В Доме собраны подарки, присланные Дедушке Морозу со всех концов света.


2.9. Очень быстро мы сейчас пробежимся по тропе сказок.

1. Кащей поспорил с бабой Ягой, что просидит в печке 200 минут, а просидел 50% этого времени. Сколько минут просидел Кащей в печке?

2. Мудрая Сова задает такой вопрос: назвать самое маленькое натуральное трехзначное число, записанное разными цифрами.

3. Русалочка Ариель нашла на дне моря сундук в 505-тьюзолотыми монетами. Она взяла 2\5 этих монет, а остальные растащили рыбы. Сколько монет досталось рыбам?

4. Золушка перебирает крупу. Который сейчас час, если с начала суток прошло вдвое больше, чем осталось, а ей еще надо посадить 7 розовых кустов?

5. У бабы Яги собрались 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков. Сколько внуков и внучек у Бабы Яги?

Слайд

2.10. В зимнем саду деда Мороза собраны экзотические растения, много фонтанов, уголков отдыха. Вот числа из следующих примеров и затерялись среди цветов. Давайте найдем их! Какие числа нужно вставить в пустые прямоугольники?


2.11. Наконец в тереме нас встречает сам белобородый волшебник. Он восседает на сказочном троне, на котором можно посидеть и ребятам и загадать желание.

Дед Мороз поздравляет нас с наступающим годом тигра и вручает Верительные грамоты, свидетельствующие о том, что ученики 6а класса успешно прошли все математические испытания, показали хорошие знания, смекалку, логику и побывали в Великом Устюге. \проводник помогает раздать\

2.12. Будем возвращаться домой? Слово Мудрецу. Спасибо. Собираем свои вещи, садимся в вагоны и отправляемся в родной Ирбит.


Оценки за урок

В течение урока поддержка учащихся в их работе, оценки за индивидуальную работу, оценки за активную работу на уроке.



t1611427304aa.gif

Выдана учени… 6а класса …………………………………..........................

вt1611427304ab.jpg том, что он… действительно прош…. сложные математические испытания и побывал… в вотчине

Деда Мороза в Великом Устюге …………года.




В работе использованы материалы о городе Великий Устюг с сайтов https://www.liveinternet.ru/users/heler/post123801485/

http://cultinfo.ru/jewels/architectural-heritage/cathedral-court/


5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.