Конспект урока русского языка «Безударные гласные в корне слова» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (9 класс)
Конспект урока русского языка
«Безударная гласная в корне слова»
Дата проведения: 13.12.2023
Учитель: Язенина О.А.
Предмет: Русский язык
Класс: 9 (УО)
Обучающаяся: Дарья Б.
Урок №: 73
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель урока: организация деятельности для закрепления знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи урока:
Образовательная: уточнить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, закрепить умение использовать разные способы проверки безударных гласных в корне слова, отработать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова.
Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, воображение, умение делать выводы, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, мотивировать стремление учиться, создать предновогоднее настроение.
Планируемые результаты:
Предметные: применение разных способов проверки безударных гласных в корне слова, отработка навыков грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке.
Базовые учебные действия:
Регулятивные: определение темы и формулировка цели на уроке, проговариваривание последовательности действий на уроке с помощью учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке с помощью учителя; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: выполнять задания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках, применять имеющиеся знания по теме в новых видах работы.
Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и объяснять свои действия с помощью учителя, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь, презентация, видео “Физкультминутка "Снежинка" (Презентация для видео), колесо желаний.
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающейся |
Формируемые базовые учебные действия (БУД) |
||||||||||
1. Организаци- онный момент (0,5 мин.) |
Приветствует обучающуюся и её бабушку, настраивает на урок. - Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Очень рада вас видеть! |
Приветствует учителя. |
Р: формирование навыка самоорганизации. К: формирование умения слушать и слышать, приветствовать. Л: выражение положительного отношения к учителю, к началу урока. |
||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности (0,5 мин.) |
Настраивает обучающуюся на учебную деятельность. - Какой праздник ждёт всех нас в конце декабря? (Новый год) - Это самый любимый праздник всех взрослых и детей. А также это самый волшебный праздник. А что является символом Нового года? (Ёлочка) - Сегодня мы с тобой из простой лесной ёлочки сделаем настоящую новогоднюю красавицу.
- Как ты думаешь, что для этого надо будет делать на уроке? (Выполнять задания) |
Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему, цель и задачи урока, планирует работу на уроке. |
Р: нацеливание на успешную деятельность. К: формирование умения слушать и слышать. Л: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое. |
||||||||||
3. Постанов- ка цели и задач. Планирование деятельности на уроке (4 мин.) |
Создаёт условия для формулирования обучающейся темы, цели и задач урока и определения плана действий на уроке.
- Перед тобой первый шар. Если ты выполнишь задание, этот шарик окажется на ёлочке. Итак, слушай внимательно. Максим написал своему другу Денису записку:
Денис записку прочитал и пообещал прийти. После уроков на поле собрались ребята. - Мяч будет, - сказал товарищам Максим. – Денис принесёт. Пришёл Денис, но в руках у него вместо мяча был меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол.
- Почему так получилось? (Максим не правильно написал слово “мяч”) - Какое правило не знал Максим? (Максим не знал правила проверки безударной гласной) - Какова же тема сегодняшнего урока? (Безударные гласные в корне слова) - Попробуй сформулировать цель урока. (Вспомнить и применить разные способы проверки безударных гласных в корнях слов) - Как мы построим работу на уроке? Что сделаем сначала, что потом, а что в конце урока?
- Ну что ж, первое задание выполнено. На нашей ёлочке первая игрушка.
|
Р: постановка учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, составление последовательности действий. П: постановка и решение проблемы. К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
|||||||||||
4. Актуализация знаний (3 мин.) |
Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания.
- На очереди вторая игрушка. Начнём работу с повторения, Ведь повторенье - мать учения. - Посмотри, кто к нам пришёл.
- Кто это? (Волшебник Наоборот) - Как же он поможет нам на уроке? (Он поможет правильно писать безударные гласные в словах) - Почему его зовут Наоборот? (Если он видит один предмет, он превращает его в много предметов; если видит много предметов, превращает их в один) - Волшебник Наоборот, если видит один предмет, превращает его во много предметов. (Трава - травы)
- И, наоборот, если видит много предметов, превращает их в один предмет. (Мячи - мяч)
|
Выполняет задание, строит высказывания с опорой на имеющиеся по теме знания. |
Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; обобщение и классификация по признакам, проявление желания узнать больше. К: умение слушать и говорить, строить полные предложения, ясно выражать свои мысли. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. |
||||||||||
5. Закрепление знаний (5 мин.) |
Проверяет уровень понимания материала. - Хорошо, давай проверим действие волшебника Наоборот на практике. Посмотри на таблицу. Предположи, какое задание тебе надо будет выполнить.
- Напиши проверочные слова, используя это правило правило. - Ты справилась ещё с одним заданием. Давай посмотрим на ёлочку.
|
Отвечает на вопросы, выполняет задание, строит высказывания с опорой на имеющиеся по теме знания. |
Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. |
||||||||||
6. Физкультми- нутка (1 мин.) |
Предлагает отдохнуть. - Ты, наверное, устала… Ну тогда мы отдохнём. Гимнастику для глазок С тобой мы проведём. |
Выполняет движения глазами. |
|||||||||||
7. Продолжение работы над закреплением знаний (9 мин.) |
Проверяет уровень закрепления материала.
- Продолжим работу. Ты убедилась, что волшебник Наоборот очень хорошо помогает. Но он рассказывал и другие способы проверки безударных гласных. Какие? (Подобрать уменьшительно-ласкательное слово или подставить слово “нет”) - Выдели синим цветом проверочные слова из правого столбика.
- Очередное задание выполнено, значит, на ёлочке появился красный шарик.
Задание повышенной сложности. - Проверь, правильно ли подобраны проверочные слова. Выдели правильные варианты. Ч__СЫ – ЧАСИКИ ГР__БНИК – ГРЕБЛЯ В__ДА - ВОДИТ - Задание выполнено. Давай глянем на ёлочку.
- Ты справилась со всеми заданиями. Поэтому на нашей ёлочке висят все шарики, связанные с заданиями. Но урок у нас с тобой волшебный, значит, ёлочка должна стать по-настоящему нарядной и по-новогоднему красивой. Фокус - покус - телепокус: - Чтобы увидеть ёлочку во всей красе, наведи на неё курсор, щёлкни по ней, а потом нажми на картинку, которая появилась внизу (картинка). - Теперь нажми на крестик, чтобы картинка исчезла. - Ну вот, ты уже почти готова к Новому году. Ведь один из главных символов Нового года - ёлочка - у тебя уже есть. |
Слушает учителя, выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на полученные по теме знания. Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на полученные по теме знания. |
Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: выражение положительного отношения к процессу познания. |
||||||||||
8. Подведение итогов урока, оценка работы (7 мин.) |
Создаёт условия для подведения итогов урока и оценивания работы. - Нам осталось подвести итог урока. Как называются гласные, которые мы сегодня проверяли? (Безударные) - Как мы их проверяли? (Подбирали проверочные слова) - Кто помог нам в этом? (Волшебник Наоборот) - Какими правилами ты пользовалась на уроке? (Меняла форму слова: один - много, подбирала уменьшительно-ласкательную форму и подставляла слово “нет”) - Получился ли урок, каким мы его задумали? Выполнили ли мы цель урока? (Да) - Мы, действительно, вспомнили правила, которые помогают правильно писать безударные гласные, применили эти правила при написании слов. А зачем мы всё это изучаем на уроке? (Для того, чтобы грамотно писать) - Оцени свою работу на уроке. Для этого выбери ту ступеньку, на которую надо поставить ёлочку. Если ты в большинстве случаев правильно применяешь все способы проверки безударных гласных в корне, ёлочка должна оказаться наверху - то есть на жёлтой ступеньке. Если ты поняла, как применять разные способы проверки, но иногда делаешь ошибки, то разместим ёлочку на розовой ступеньке. Если ты не совсем поняла, как применять изученные способы проверки безударных гласных в корнях слов, и поэтому допускаешь много ошибок, значит, ёлочку поставим на зелёную ступеньку. А Итак, твоё решение.
- Ты сегодня проделала большую работу, выполнила все задания, нарядила ёлочку и заслужила исполнения желания. Я говорила, что урок у нас волшебный, поэтому сейчас ты выберешь одно желание, которое и исполнится. - Я рада, что одно из твоих желаний скоро исполнится. Но и про остальные желания мы с тобой не забудем. И я постараюсь их исполнить в ближайшем будущем. А сегодняшний волшебный урок закончен. До встречи на следующем уроке! |
Отвечает на вопросы, соотносит поставленные учебные задачи и результат урока, оценивает свою работу на уроке. |
Р: выделение и осознание того, что усвоено за урок. П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К: умение строить продуктивное взаимодействие с учителем, проявлять активность в деятельности. Л: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степени самостоятельности. |
13.12.2023 Язенина О.А.
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Язенина Ольга Анатольевна