Сценарий занятия русского языка по развитиюречи в 5 классе на тему: «Ах, лето красное…»
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию.
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи:
Личностные УУД:
- создавать устный рассказ по картине и письменный текст-описание пейзажа с опорой на зрительные образы;
- подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;
- редактировать собственный текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации;
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
- воспитывать любовь к родной природе;
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
- формировать умение строить речевое высказывание;
- формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);
- преобразовывать информацию (из репродукции, слова в связное высказывание);
- формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы;
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.
Примечание:
1. Варианты начала и финала сочинения-описания в форме карточек раздаются каждому ученику.
2. Таблицы для сбора рабочих материалов раздаются каждому ученику.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. |
Приветственное слово. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Обращаем внимание на картины. Какое настроение они создают вам?
И.Левитан «Васильки» И.Шишкин «Цветы у забора» |
Воспитание чувства прекрасного, получение эстетического удовольствия от созерцания картины, настрой на душевность и комфорт в работе |
||||||||||||||||||||||||
1.Фонетическая зарядка. |
Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи. 1 группа учеников (хором): «Мимоза» С мохнатой мимозой зима обнималась, Мимоза смутилась, сморщилась, смялась. Махая мантильей морозец смеялся, И маленький кустик мимозы сломался. (В. Брюсов.) 2 группа учеников (хором): «Песенка синичья» Солнце садится, струится водица, Птица-синица в воду глядится. Чистой водицы синица напьётся, Славно сегодня звенится, поётся. (М. Бородицкая.) 3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная» Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать нам пора Для укрепления пера» ( М. Бородицкая.) |
Личностные результаты 1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями. А.А.Пластов «Летом» А.А. Пластов «Тройка» А.А. Пластов «Сенокос» |
||||||||||||||||||||||||
2. Введение в тему урока (мотивация)
3. Рассматривание картины
4.Беседа по картине. |
Чтение стихотворения А.С. Пушкина Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Звучит песенка из м/ф «Дед Мороз и лето» Сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова Вот оно какое, наше лето, На экран проецируются репродукции картин великих художников, среди которых - полотно И.И. Пластова «Летом». Краткая подводящая к теме беседа. – Что вы сейчас увидели на картине? (лес, полянка, летний день) – Как называется изображение природы на картине? (пейзаж) (Отвечает подготовленный ученик) Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность), жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. – Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них. - Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине? (- Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.) Сегодня мы попробуем себя в роли экскурсоводов: Первый ученик. А.А.Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Проучившись в сельской школе, А.А. Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища решил получить художественное образование и уехал в Москву. Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин и А. М. Васнецов. В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работал с натуры, выступал с жанровыми картинами, хорошо знал быт деревни, любил людей. Второй ученик. Русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Его картина «Летом» передаёт неповторимость русской природы, жизнь простых людей, которые заняты своими обычными делами. Третий ученик. На картине «Летом» изображен пейзаж средней полосы России. А.А. Пластов пишет пожилую женщину, она от усталости прилегла в тень березок. Девочка, наверное, является ее внучкой. Можно предположить, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. Когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой. Четвертый ученик. А.А. Пластов часто обращался к деревенской теме, так как знал жизнь крестьян и с симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах тесно связаны с природой. Мне кажется, что художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше всегда пожилые женщины и дети. Грибы и различные ягоды заготавливались на долгую и холодную зиму. Их приберегали для поста, когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть большими. Пятый ученик. От картины идёт спокойствие и мир. А.А. Пластов любил все времена года, но особенно лето, когда природа находится в полном расцвете. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов. Рядом ведёрко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Неподалеку - кувшин, полный ягод. Кувшин, конечно, тяжелый, зато сочные ягоды не помнутся по дороге. Шестой ученик. На мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи. На ней светлый сарафанчик и ярко-алый платочек, она вытянула босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у неё на коленях. Ягоды так просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, поэтому не ест их, а кладёт следующую ягодку в кружку. Седьмой ученик. Глаза девочки опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платочка. Она настоящая труженица. К ней прижимается рыже-черный пес, он увязался с ними в лес. Свежий воздух и полная свобода, его беготня туда-сюда, громкий лай, видимо, утомили его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, глаза у пса прикрыты, но уши приподняты. Сквозь дрёму он вслушивается в непривычные звуки леса. Восьмой ученик. Позади девочки видна спящая женщина в темно-синем платье. Платье с длинными рукавами, и синий платок повязан очень плотно. По одежде можно предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Она заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут закрыть редкие листочки берез. Лесная мошкара не дает им покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, который образовали корни березок. Девятый ученик. На заднем плане - солнечная полянка, за ней начинается лес. На полянке глаза радуют разноцветные полевые, такие скромные цветы. Они всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией. Поэты не устают слагать стихи и песни их красоте. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка. Десятый ученик. Художник использует такие тона, что мы понимаем: сюжет происходит в августе. Высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобрела янтарный оттенок. Видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенёчек. Мы чувствуем терпкий запах нагретой солнцем травы, ощущаем на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод. Учитель предлагает письменно рассказать о картине. Рассказ наш будет называться сочинением. Ребята сами формулируют тему урока: Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Летом». После того, как учащиеся внимательно прослушали зкскурсоводов, учитель задает вопросы: - Нравится ли вам построение (композиция) пейзажа? (Да, это необычное, интересное построение картины: мы видим только природу, но и людей). (-Здесь живут люди-труженики. Они любят природ, живут рядом с ней, дорожат ею). |
Личностные результаты 1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями. 2. Интерес к созданию собственных текстов. 3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема). 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ). А.А.Пластов «Родник» |
||||||||||||||||||||||||
5. Беседа по искусствоведческому тексту |
Искусствоведческий текст авт. О.И. Сопоцинский. Картины Пластова. Л., 1963. С. 18. Пластов в этом полотне стремился к широкому изображению жизни. Здесь и отдыхающие пастухи и колхозницы, доившие коров, и ребятишки, и тучные коровы, и деревенский пруд, и женщины, купающиеся в этом пруду. И все это не мешает друг другу, художник любуется тем, что изображает. Беседа по искусствоведческому тексту: - Соответствует ли этот текст тому, что изображено на картине? - Как вы думаете, для кого написан этот текст? - Он вам понятен или нет? -Посчитайте, сколько слов в этом тексте, а затем определите количество имен прилагательных, имен существительных и глаголов |
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема). 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ). |
||||||||||||||||||||||||
6. Подготовка к сочинению-описанию.
7.Аутотренинг на формирование образного мышления
8.Работа над планом
9. Устные рассказы учащихся по плану. |
1. Актуализация изученного о типах текста, с опорой на сведения в рамке из §… (описание как тип речи). – Вспомните, что такое описание как тип речи. – Какие ещё типы речи знаете? Проверьте себя (см. с. …). – Как строится описание? – Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.) – При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним. Детям предлагается закрыть глаза и представить… Ясный день. Облака медленно плывут по небу. Вы взбираетесь на одно из них, уютно располагаетесь на его мягких подушках и плывете в этом море света и спокойствия. Над вами голубое небо, внизу - сине-зеленые картины, сады, блещет солнышко, стрекочут кузнечики. Выявление общей композиционной схемы текста описания: общее впечатление I. Вступление. отдельные предметы, их признаки II. Основная часть. оценка, настроение III. Заключение.
Примерный (устный) образец рассказа ученика: Перед нами – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова - «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов,грибов! Теперь как приятно в тени берёз отдохнуть после такого тяжелого труда! Мысли девочки прервало чьё-то сопение. Рядом с ней верный четвероногий друг – собака. Видно, она тоже очень сильно устала, так как была верной попутчицей грибникам, сопровождая их от самого дома. |
3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его. 2. Слушать и слышать других. 3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
Духовно-нравственное воспитание 1.Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины). 2. Потребность в творчестве.
Духовно-нравственное воспитание 1.Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины). 2. Потребность в творчестве.
Личностные результаты 1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями. 2. Интерес к созданию собственных текстов. 3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей. |
||||||||||||||||||||||||
10. Написание сочинения на черновике. |
Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка. Физкультурная минутка «Напиши свое имя» (работа на воображение). Поднимаем правую руку, опускаем ее и представляем, что мы взяли в руку кисть для покраски стен, опускаем кисть в краску и медленно пишем воображаемой кистью свое имя. Точно такое же действие производим и левой рукой (повторяем 2 раза). |
4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме). |
||||||||||||||||||||||||
11. Оформление работы на чистовике. |
Соблюдение абзацев, аккуратность и разборчивость написания. |
Осознание роли культуры письменной речи в формировании личности человека |
||||||||||||||||||||||||
12.Рефлексия.
13.Домашнее задание. |
Оценить уровень понимания идеи картины и свои впечатления от урока с помощью написанного сочинения (обращаем внимание на заключение работы, где каждый выражает своё мнение) 1.Закончить работу в чистовике. Написать сочинение - описание картины А.А. Пластова «Летом», используя план, опорные слова и словосочетания, записанные в тетрадях. 2. Найти картины других художников о лете, рассмотреть их, записать в тетрадь: а) название картины; б) фамилию автора; в) если возможно, приклеить репродукцию в тетрадь.
|
Коммуникативные УУД 1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его. 2. Слушать и слышать других. 3. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Библиография
Приложение к газете «Первое сентября» «Русский язык».
Каменева Е.. Какого цвета радуга. М., «Детская литература», 1997.
Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие. Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2003.
Разумовская М.М. Русский язык 5 класс. Методическое указание к учебнику М., «Прсвещение» 2014 г.
Разумовская М.М. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса: М., «Просвещение» 2014 г.