Сценарий урока русского языка в 5 классе на тему «Дивишься драгоценности нашего языка... »

2
0
Материал опубликован 3 December 2016 в группе

Тема урока: "Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи» Н. Гоголь.

                                (Фонетика. Гласные и согласные звуки)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.

Тип урока. Урок «открытия нового» знания.

Цели как деятельность учеников.

М/к:

- ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;

- дать понятие об образовании гласных и согласных звуках;

- договариваться о совместных действиях;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль.

6/4ЛР:

- самостоятельно подбирать слова к схемам;

- учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.

 

Организационный момент.

Ход урока

Приветственное слово. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1.Фонетическая зарядка.

Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.

1 группа учеников (хором): «Мимоза»

С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался.

(В. Брюсов.)

2 группа учеников (хором): «Песенка синичья»

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня звенится, поётся.

(М. Бородицкая.)

3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера»

( М. Бородицкая.)

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства.

2.Языковая разминка.

Прочитайте предложение (представлено на доске):

Зеленеют все [апушк’и] зеленеет [прут] а зелёные лягушки песенку [пай’ут]. (С. Чёрный)

1. Запишите его, заменяя транскрипцию орфографическим написанием, расставьте знаки препинания.

2. Объясните постановку знаков препинания при помощи схемы.

3. Выпишите все словосочетания, укажите части речи.

4. Разберите по составу глагол зеленеют и существительное пе­ сенку.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

ТОУУ

3. Формулирование темы урока.

А) - Когда я пришла на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте его послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика.

Ребята формулируют тему урока. Запишем тему нашего урока.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

4. Работа в группах с толковым словарём

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть (работа в группах с толковым словарём)

1 группа

Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

Микрофон (прибор для усиления голоса);

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

2 группа

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

Фонотека (собрание звукозаписей);

Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

Патефон (граммофон с рупором).

- Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

5.Новая тема

- Давайте поиграем с вами.

1. Измените первый звук.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

сом – ком

чайка – гайка

моль – роль

том

зайка

соль

дом

байка

боль

лом

шайка

голь

ром

лайка

ноль

2. Выньте один звук.

Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).

3. Добавьте один звук.

Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).

- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

(Рисунок в презентации).

Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).


 

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.


 

6. Самостоятельная работа с учебником.


 

- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр.262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?

1.Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.

2.Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.

- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?

Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.

Обе[т], вхо[т].

- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”

- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.

В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Ио и ео оая
Еёая ыа.

Зимой и летом стройная
Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо?

 

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме

7. Составление синквейна.         

                    Звуки

Увлекательные, удивительные

Завораживают, звучат, трудятся

…все зернисто, крупно, как сам жемчуг…

                     Речь


 

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме

8. Рефлексия.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

9. Итоги урока.

Стихотворение Б.Пастернака читает подготовленный ученик

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

 

- Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?

- Думайте!

- Чувствуйте!

- Любите!

- Фантазируйте!

- Анализируйте!

- Исследуйте!

- Философствуйте!

- Живите!


 

 

- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- Какие органы речи участвуют в образовании звуков?

- В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

- Каких звуков больше: гласных или согласных?

- Произведите самооценку.

- По каким критериям будете давать оценку?


 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


 

10. Домашнее задание.


 

Написать лингвистический этюд на тему: « Что я узнал(а) о гласных и согласных звуках речи?»


 

Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.