Сценарий урока русского языка в 5 классе на тему «Дивишься драгоценности нашего языка... »
Тема урока: "Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи» Н. Гоголь.
(Фонетика. Гласные и согласные звуки)
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Тип урока. Урок «открытия нового» знания.
Цели как деятельность учеников.
М/к:
- ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;
- дать понятие об образовании гласных и согласных звуках;
- договариваться о совместных действиях;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль.
6/4ЛР:
- самостоятельно подбирать слова к схемам;
- учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Организационный момент. |
Ход урока Приветственное слово. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
||||||||||||||||||
1.Фонетическая зарядка. |
Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи. 1 группа учеников (хором): «Мимоза» С мохнатой мимозой зима обнималась, Мимоза смутилась, сморщилась, смялась. Махая мантильей морозец смеялся, И маленький кустик мимозы сломался. (В. Брюсов.) 2 группа учеников (хором): «Песенка синичья» Солнце садится, струится водица, Птица-синица в воду глядится. Чистой водицы синица напьётся, Славно сегодня звенится, поётся. (М. Бородицкая.) 3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная» Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать нам пора Для укрепления пера» ( М. Бородицкая.) |
Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства. |
||||||||||||||||||
2.Языковая разминка. |
Прочитайте предложение (представлено на доске): Зеленеют все [апушк’и] зеленеет [прут] а зелёные лягушки песенку [пай’ут]. (С. Чёрный) 1. Запишите его, заменяя транскрипцию орфографическим написанием, расставьте знаки препинания. 2. Объясните постановку знаков препинания при помощи схемы. 3. Выпишите все словосочетания, укажите части речи. 4. Разберите по составу глагол зеленеют и существительное пе сенку. |
Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. ТОУУ |
||||||||||||||||||
3. Формулирование темы урока. |
А) - Когда я пришла на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте его послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы). Ребята формулируют тему урока. Запишем тему нашего урока. |
Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
||||||||||||||||||
4. Работа в группах с толковым словарём |
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть (работа в группах с толковым словарём) 1 группа Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии); Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков); Мегафон (рупор для усиления звука, голоса); Микрофон (прибор для усиления голоса); Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи); 2 группа Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); Фонотека (собрание звукозаписей); Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью); Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку); Патефон (граммофон с рупором). - Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка). |
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
||||||||||||||||||
5.Новая тема |
- Давайте поиграем с вами. 1. Измените первый звук.
2. Выньте один звук. Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран). 3. Добавьте один звук. Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус). - Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук. Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи. (Рисунок в презентации). Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга. - Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет) “Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
|
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
|
||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с учебником.
|
- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр.262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим). 1.Кушай яблочко, мой свет, 2.Под горою тёмный вход. - Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные? Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок. Обе[т], вхо[т]. - Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?” - Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
|
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме |
||||||||||||||||||
7. Составление синквейна. |
Звуки Увлекательные, удивительные Завораживают, звучат, трудятся …все зернисто, крупно, как сам жемчуг… Речь
|
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме |
||||||||||||||||||
8. Рефлексия.
9. Итоги урока. |
Стихотворение Б.Пастернака читает подготовленный ученик Во всем мне хочется дойти До самой сути В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
- Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась? - Думайте! - Чувствуйте! - Любите! - Фантазируйте! - Анализируйте! - Исследуйте! - Философствуйте! - Живите!
- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали. - Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? - На какие две группы делятся звуки речи? - Какие органы речи участвуют в образовании звуков? - В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков? - Каких звуков больше: гласных или согласных? - Произведите самооценку. - По каким критериям будете давать оценку?
|
Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
||||||||||||||||||
10. Домашнее задание.
|
Написать лингвистический этюд на тему: « Что я узнал(а) о гласных и согласных звуках речи?»
|
Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
|