12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында
Материал размещён в группе «Урок русского языка»
0

Сценарий занятия русского языка в 5 классе на тему: «Способы образования имён существительных».

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Способы образования имён существительных».

Учитель русского языка и литературы

МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г. Тынды Амурской области

Федяева Татьяна Геннадьевна

Тип урок: урок «открытия нового знания.

Предметные результаты: научиться извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), анализировать, сопоставлять, делать выводы, строить рассуждения.

Метапредметные результаты: находить нулевые суффиксы в словах, устанавливать бессуффиксный способ образования имён существительных, уметь различать способы образования имён существительных, составлять словообразовательные пары.

Личностные результаты:уметь оценить выразительные возможности морфемики и словообразования.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

Проблемная ситуация.

- Каким способом образовано слово побелка?

(Ответы учеников: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный).

- Ребята, с каким способом вы согласны? Почему?

Этап 2. Пробное действие.

- Попробуем найти слово, от которого образовано слово побелка.

(Дети отвечают: от слова белить, побелить)

Этап 3. Выявление причины затруднения.

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Слово побелка обозначает предмет, признак или действие?

- Действие по глаголу побелить.

- Так каким же способом тогда оно образовалось?

- Суффиксальным.

-Я вам какие вопросы задавала? Кто из вас был прав? Как сегодня будет называться тема урока?

Ответ: «Как правильно определить способ образования существительного?»

Этап 5. Реализация построенного проекта.

Работаем в парах. Сравниваем слова двух столбиков.

Ходьба - ходить

Разведка – разведать

Выделение – выделить

Бег – бежать

Заход – заходить

Обмен – обменять

Задаю вопрос: « Что обозначают имена существительные в каждой паре?»

Что общего между существительными 1 и 2 столбика? А в чём различие?

Совещаемся друг с другом, ищем ответы, а затем сверяем их с эталоном:

Ходьба – ходить

Разведка - разведать

Выделени(i)е – выделить

Бег_ бежать

Заход_ заходить

Обмен_ обменять

-Какое значение имеют суффиксы имён существительных в 1 столбике? А как «выражено» это значение у существительных во 2 столбике?

- Оказывается суффиксы существительных могут быть нулевыми!

Этап 6. Первичное закрепление во внешней речи.

Предлагаю прочитать материал параграфа.

- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.

- Нулевой суффикс. Бессуффиксный способ.

- Как вы поняли, что такое бессуффиксный способ?

- Какие имена существительные могут быть образованы бессуффиксным способом?

Представьте информацию о бессуффиксном способе в виде схемы.

Читаем материал в рамке о способах образования существительных.

Предлагаю задание: «Найдите слово, в котором два суффикса».

- Жестянщик.

- Сколько суффиксов участвует в образовании этого слова?

- Один суффикс –ЩИК-

- Может ли слово образоваться при помощи двух суффиксов? А приставок?

- Нет. Только один суффикс и одна приставка образуют слова.

Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение. Развивается умение находить в тексте слова, образованные бессуффиксным способом.

Разработайте алгоритм поиска и сравните с образцом.

Алгоритм:

Нахожу имена существительные.

Определяю, есть ли у него значение действия. Если нет, то суффикс искать не надо.

Если есть значение действия, то устанавливаю связь с глаголом и нахожу этот суффикс.

Если суффикса нет, то существительное образовано бессуффиксным способом.

Таким образом выписали слова: война, ссора, разрешение, надпись, спор, любовь. Выделенные слова образованы бессуффиксальным способом.

Упражение. Развиваем умение определять слова по их толкованию и устанавливать приставочный способ образования слов.

Беспорядок – порядок

Призвук – звук

Перезвон – звон

Упражнение. Развивается умение извлекать информацию из словообразовательных моделей и конструировать слова по моделям.

- Какие способы словообразования здесь представлены? Приведите свои примеры.

Игра «Соедини!». Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова:

Сено ница

Воз глас

гриб вал

щик

очк

-Сколько слов у вас получилось? Что необычного вы заметили?

Возница и возглас (-воз- -корень и приставка); возница и грибница (суффикс –ИЦ- обозначает лицо человека и место)

Даю задание: «Выберите существительные, образованные бессуффиксным способом. Дружба, степь, испуг, клёв, глушь, друг. Проверка по эталону: испуг, клёв, глушь.

- Прочитайте ключевые слова урока.

- Подберите по 1-2 примера на каждый способ словообразования.

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.

Теперь составляем план ответа на вопрос: « Какие есть способы образования имен существительных?» Составляем рассказ. Составленный план сверяем с эталоном.

Этап 9. Рефлексия.

Назовите способы образования слов. Проверьте.

Посадка – суффиксальный.

Безрукавка –приставочно-суффиксальный.

Расцвет –бессуффиксный.

Мореход – сложение.

Работа оценивается на основе алгоритма самооценки.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.