Сценарий занятия русского языка в 5 классе на тему «Способы образования имён существительных».
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Способы образования имён существительных».
Учитель русского языка и литературы
МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г. Тынды Амурской области
Федяева Татьяна Геннадьевна
Тип урок: урок «открытия нового знания.
Предметные результаты: научиться извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), анализировать, сопоставлять, делать выводы, строить рассуждения.
Метапредметные результаты: находить нулевые суффиксы в словах, устанавливать бессуффиксный способ образования имён существительных, уметь различать способы образования имён существительных, составлять словообразовательные пары.
Личностные результаты:уметь оценить выразительные возможности морфемики и словообразования.
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
Проблемная ситуация.
- Каким способом образовано слово побелка?
(Ответы учеников: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный).
- Ребята, с каким способом вы согласны? Почему?
Этап 2. Пробное действие.
- Попробуем найти слово, от которого образовано слово побелка.
(Дети отвечают: от слова белить, побелить)
Этап 3. Выявление причины затруднения.
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Слово побелка обозначает предмет, признак или действие?
- Действие по глаголу побелить.
- Так каким же способом тогда оно образовалось?
- Суффиксальным.
-Я вам какие вопросы задавала? Кто из вас был прав? Как сегодня будет называться тема урока?
Ответ: «Как правильно определить способ образования существительного?»
Этап 5. Реализация построенного проекта.
Работаем в парах. Сравниваем слова двух столбиков.
Ходьба - ходить
Разведка – разведать
Выделение – выделить
Бег – бежать
Заход – заходить
Обмен – обменять
Задаю вопрос: « Что обозначают имена существительные в каждой паре?»
Что общего между существительными 1 и 2 столбика? А в чём различие?
Совещаемся друг с другом, ищем ответы, а затем сверяем их с эталоном:
Ходьба – ходить
Разведка - разведать
Выделени(i)е – выделить
Бег_ бежать
Заход_ заходить
Обмен_ обменять
-Какое значение имеют суффиксы имён существительных в 1 столбике? А как «выражено» это значение у существительных во 2 столбике?
- Оказывается суффиксы существительных могут быть нулевыми!
Этап 6. Первичное закрепление во внешней речи.
Предлагаю прочитать материал параграфа.
- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.
- Нулевой суффикс. Бессуффиксный способ.
- Как вы поняли, что такое бессуффиксный способ?
- Какие имена существительные могут быть образованы бессуффиксным способом?
Представьте информацию о бессуффиксном способе в виде схемы.
Читаем материал в рамке о способах образования существительных.
Предлагаю задание: «Найдите слово, в котором два суффикса».
- Жестянщик.
- Сколько суффиксов участвует в образовании этого слова?
- Один суффикс –ЩИК-
- Может ли слово образоваться при помощи двух суффиксов? А приставок?
- Нет. Только один суффикс и одна приставка образуют слова.
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упражнение. Развивается умение находить в тексте слова, образованные бессуффиксным способом.
Разработайте алгоритм поиска и сравните с образцом.
Алгоритм:
Нахожу имена существительные.
Определяю, есть ли у него значение действия. Если нет, то суффикс искать не надо.
Если есть значение действия, то устанавливаю связь с глаголом и нахожу этот суффикс.
Если суффикса нет, то существительное образовано бессуффиксным способом.
Таким образом выписали слова: война, ссора, разрешение, надпись, спор, любовь. Выделенные слова образованы бессуффиксальным способом.
Упражение. Развиваем умение определять слова по их толкованию и устанавливать приставочный способ образования слов.
Беспорядок – порядок
Призвук – звук
Перезвон – звон
Упражнение. Развивается умение извлекать информацию из словообразовательных моделей и конструировать слова по моделям.
- Какие способы словообразования здесь представлены? Приведите свои примеры.
Игра «Соедини!». Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова:
Сено ница
Воз глас
гриб вал
щик
очк
-Сколько слов у вас получилось? Что необычного вы заметили?
Возница и возглас (-воз- -корень и приставка); возница и грибница (суффикс –ИЦ- обозначает лицо человека и место)
Даю задание: «Выберите существительные, образованные бессуффиксным способом. Дружба, степь, испуг, клёв, глушь, друг. Проверка по эталону: испуг, клёв, глушь.
- Прочитайте ключевые слова урока.
- Подберите по 1-2 примера на каждый способ словообразования.
Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.
Теперь составляем план ответа на вопрос: « Какие есть способы образования имен существительных?» Составляем рассказ. Составленный план сверяем с эталоном.
Этап 9. Рефлексия.
Назовите способы образования слов. Проверьте.
Посадка – суффиксальный.
Безрукавка –приставочно-суффиксальный.
Расцвет –бессуффиксный.
Мореход – сложение.
Работа оценивается на основе алгоритма самооценки.