Урок русского языка на тему «Имя существительное как часть речи» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе
Прокопьева Татьяна Ильинична
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мелекесская сош с углубленным
изучением отдельных предметов»
Тукаевского муниципального района РТ
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Тип урока: применение знаний на практике.
Цели урока:
-деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
-содержательная: формирование у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Имя существительное».
Планируемые результаты:
-личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
-регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
-познавательные: обучающийся научится определять понятия о существительном, связь изучаемого материала с реальной жизнью;
-коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные результаты: обучающийся повторит изученное о существительном и научится применять знания на практике: показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль, отличать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности
Предметно-образовательная среда: рабочий лист, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, презентация.
Ход урока
1 этап. Организационный.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Дорогие мои, какую нынче чудную картину создала нам зимушка-зима.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
- Стихотворение Афанасия Фета «Чудная картина» кажется простым и наивным, но волшебным образом создает в душе радостную атмосферу. Надеюсь, что сегодняшний урок тоже принесет нам радость общения.
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
- Ребята, приведите примеры, которые ассоциируются со словом ЗИМА, так, чтобы они были одинаковыми.
- Холод, вьюга, снег, метель, мороз, снеговик, Снегурочка и т.д.
- Какие это слова?
- Существительные.
- Молодцы, спасибо.
- Я хочу вам прочитать еще одно стихотворения Фета. Послушайте.
Слайд2. Орфографическая разминка
Ш…пот, ро…кое дыханье,
Трели солов..я,
Сер…бро и колыханье
Сонного руч..я,
Свет н…чной, ночные тени,
Тени без конца,
Ря… волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И з…ря, з…ря!..
- Будто повеяло летом, теплом, неправда ли?
- Зима – лето - какие это слова с лексической точки зрения?
- Антонимы.
Слайд 3. Замечательно. А теперь возьмите рабочие листы. Напишите ваши фамилию и имя.
-Внимательно изучите таблицу №1 и выполните задание.
1 |
ро…кое, ря… |
А |
разделительный Ь |
2 |
сер…бро, н…чной |
Б |
буквы Ё-О после шипящих в корне слова |
3 |
солов..я, руч..я, |
В |
проверяемые согласные в корне |
4 |
ш…пот |
Г |
буквы О-А в корнях с чередованием |
5 |
з…ря |
Д |
безударные проверяемые гласные в корне |
- Вставьте пропущенные орфограммы и соотнесите с названиями: 2 минуты
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Слайд 4. Проверьте по эталону:
-Оцените свою работу: без ошибок- 5; 1 – 4; 2 – 3б, больше 3 – 2 б
-Вспомните, пожалуйста, правописания орфограмм.
Подобрать родственное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р.
Подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок на согласные. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой И пишется разделительный Ь.
В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.
В корнях зар / зор пишу О под ударением, в безударном положении пишу А.
- Спасибо.
3 этап. Определения темы, постановки цели, оперирования знаниями,
умениями и навыками при решении практических задач.
-Ребята, стихотворение «Шепот, робкое дыханье» (1850 г.) – одно из лучших творений лирического поэта.
-Главный эффект достигается особым сочетанием выделенных слов. Как вы думаете, что общего во всех этих словах с точки зрения морфологии? Слайд 5.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
-Эти слова являются существительными.
-Итак, кто догадался, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
- Имя существительное.
-Напишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока.
Слайд 6. Имя существительное как часть речи
Слайд7. Обратите внимание на слайд. Перед вами Страна Русского языка. Найдите на карте город, где живут существительные.
- Морфология.
Слайд 8. Ну что ж, вспомним о морфологии, проверим домашнюю работу.
-Терминологический диктант «Правда или ложь». В рабочих листах таблица №2 с утверждениями. Напишите, правда это или ложь.
Слайд №9. Проверьте по эталону:
Утверждение |
Правда/ложь |
1.Морфология — это раздел грамматики |
Правда |
2.Морфология изучает морфемы |
Ложь |
3.Морфология – это наука о частях речи. |
Правда |
4. Части речи делятся на четыре группы. |
Ложь |
5.Самостоятельные - обладают лексическим значением, к ним можно задать вопрос. |
Правда |
6.Служебные - не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос. |
Правда |
7. Предлог, союз, частица — самостоятельные части речи. |
Ложь |
8. К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. |
Правда |
9. К служебным частям речи относятся междометия, звукоподражательные слова. |
Ложь |
10. Существительные спрягаются, изменяются по лицам и числам. |
Ложь |
-Оцените работу: без ошибок- 5; 1-2 ош. – 4; 3-5 ош. – 3, больше 5 – 2.
(Пояснительная работа: почему правда, почему ложь)
-Ребята, а что вы помните об имени существительном? Предлагаю вам поработать с известными и неизвестными, как в математике. (Закрепляются карточки «Известно», «Неизвестно»)
-Таким образом, какие задачи мы сегодня решим?
- Обобщим наши знания об имени существительном.
-Ну что, вы готовы? «Поехали»
Слайд 10. В городе Морфология живут множество слов. Например, улица, парк, летний, мама, красивая, сестра, бегут, замечательный, свои, громко, день, дом, детский, двенадцатый.
Какие из них существительные? Подчеркните их. (Задание 3. Рабочие листы)
- Улица, парк, мама, сестра, день, дом.
Слайд 11. Проверьте и оцените работу. Если все слова верно выписаны ставьте «5», 1ош. – 4; 2 ош. – 3, больше 3 – 2.
-По каким признакам вы определили, что это существительные?
- Существительные обозначают предмет.
- Отвечают на вопросы кто? что?
-Отлично. У нас первые известные. (Закрепляются карточки)
Слайд 12. Идем дальше. Перед вами два домика. №1, №2. Здесь живут существительные. Подумайте, почему они живут в разных домах? Как они называются?
Трамвай (Н) Ветеран (О)
Гирлянда (Н) Дуб (О)
Плакат (Н) Мичман (О)
Катер (Н) Почтальон (О)
Пиджак (Н) Клоун (О)
- Одушевленные и неодушевленные имена существительное.
-По каким признакам вы это определи?
- Живые существа и неживые существа.
-Умницы. Об одушевленных и неодушевленных именах существительных вам известно. (закрепляется карточка)
Слайд12.Ребята, следующее задание 4. Прочитайте предложения внимательно, исправьте ошибки.
Автор «снежной королевы» – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.
Слайд №13. Проверьте по эталону.
-Назовите орфограммы.
- Допущены ошибки в правописании имен собственных. Имена собственные пишутся с заглавной буквы, потому что они называют единичные предметы.
-Оцените работу.
-Хорошо. Следующие известные - имена собственные и нарицательные. (Закрепляется карточка)
-Продолжаем работу с предложениями. Выполните синтаксический разбор. Кто хочет выйти к доске? (два ученика приглашаются к доске, остальные выполняют на местах).
-Назовите синтаксические функции существительных.
- Существительные в предложении могут выполнять функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства
-Объясните, пожалуйста, постановку тире в предложении.
- Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.
Слайд № 14. Ребят, найдите задание 5. Подумайте, на какие группы можно разделить этих жителей города? Напишите в тетрадях. (Смотрите задание 5. Рабочие листы)
Лес, снежинка, Россия, ученик, молоко, ножницы, кудри, луч, шорты, сахар, сани, мука
Слайд 16. Проверяем по эталону.
1.Единственное и 2. Только единственное число 3 Только множественное число
множественное число
Лес, снежинка, ученик, луч Россия, молоко, сахар, мука Ножницы, кудри, шорты, сани
-Оцените свою работу. Без ошибок- 5; 1-2 ош. – 4; 3-5 ош. – 3, больше 5 – 2.
-Итак, следующие известные (закрепляется карточка) Число.
Слайд 17. А еще в этом городе есть район Склонений. Склонения как знаки Зодиака:
Родился с окончанием -А, -Я – будешь …-м склонением:
Родился с окончанием -О, -Е – будешь …-м склонением:
Родился с нулевым окончанием мужскогорода – будешь …-м склонением:
Родился с нулевым окончанием женского рода – будешь …-м склонением:
-Дополните утверждения и обоснуйте примерами. (Задание 6. Рабочие листы)
Слова для справок: папа, солнце, дом, страна, бабушка, мышь, конь, небо, лошадь, платье, лебедь, тень.
Слайд.18. Проверьте по эталону:
Родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением: папа, страна, бабушка,
Родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением: солнце, небо, платье
Родился с нулевым окончанием мужского рода – будешь 2-м склонением: дом, конь, лебедь
Родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением: мышь, лошадь, тень
-Оцените работу. без ошибок- 5; 1-2 ош. – 4; 3-4 ош. – 3, больше 5 – 2.
-И так, существительные склоняются (закрепляется карточка).
-Сколько склонений у существительных?
-Три
-От чего зависит склонение существительных?
- От рода.
-У нас следующий известный. (Закрепляется карточка) Род.
-А что мы о них знаем?
Слайд 19. Перед нами ещё один дом, в ней четыре этажа.
На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…
На четвертом этаже живут существительные: чистюля, молодец, коллега…
-Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах?
- В зависимости от рода. На первом этаже имена существительные мужского рода, на втором – женского, на третьем – среднего.
-Молодцы, это вы знаете.
-А на четвертом - существительные какого рода?
- Затрудняемся ответить.
-Ребята, это существительные общего рода. И у нас первые неизвестные. (закрепляется карточка). С ними мы с вами познакомимся на ближайших уроках.
Слайд №20 Скажите, пожалуйста, какого склонения данные существительные: кино, домино, какао, радио, кофе, эскимо, ателье, кенгуру, колибри, пианино, шимпанзе.
- Это несклоняемые существительные (закрепляется карточка)
-А почему их так называют? Почему они несклоняемые?
- Они не изменяются по числам и падежам.
-Итак, добрались мы и до улицы Падежей. (Закрепляется карточка)
-Вспомните название падежей и падежные вопросы.
Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное страна. На каждый ряд дается листок со словом, Работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
4 этап. Составление отчета о выполнении работы, рефлексия,
определение домашнего задания.
-Ну что же, ребята, поведем итоги. Распределите наши известные на постоянные и непостоянные. (Работа с закрепленными на доске понятиями)
-А теперь откройте учебник, страница 78. Проверьте, верно ли распределили общие грамматические признаки существительного.
1.Обозначает предмет
2.Кто?, Что?
3. Постоянные признаки:
- одушевлённое или неодушевлённое;
- собственное или нарицательное;
- род;
- склонение
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
- Ну вот, наши знания по теме “Имя существительное как часть речи” обобщены. Но как стало известно, у нас обнаружились неизвестные. О них мы будем говорить на следующем уроке.
Домашнее задание. Упр.115. Выполнить морфологический разбор выделенных существительных.
Рабочий лист
ФИ__________________________________
Таблица №1 Внимательно изучите и выполните задание.
1 |
ро…кое, ря… |
А |
разделительный Ь |
2 |
сер…бро, н…чной |
Б |
буквы Ё-О после шипящих в корне слова |
3 |
солов..я, руч..я, |
В |
проверяемые согласные в корне |
4 |
ш…пот |
Г |
буквы О-А в корнях с чередованием |
5 |
з…ря |
Д |
безударные проверяемые гласные в корне |
Вставьте пропущенные орфограммы и соотнесите с названиями.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Оцените работу: без ошибок- 5, 1ош. – 4, 2ош. – 3б, больше 3 – 2 б
Таблица №2
Утверждение |
Правда/ложь |
1.Морфология — это раздел грамматики |
|
2.Морфология изучает морфемы |
|
3.Морфология – это наука о частях речи. |
|
4. Части речи делятся на четыре группы. |
|
5.Самостоятельные - обладают лексическим значением, к ним можно задать вопрос. |
|
6.Служебные - не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос. |
|
7. Предлог, союз, частица — самостоятельные части речи. |
|
8. К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. |
|
9. К служебным частям речи относятся междометия, звукоподражательные слова. |
|
10. Существительные спрягаются, изменяются по лицам и числам. |
|
Оцените работу: без ошибок- 5, 1-2ош. – 4, 3-5ош. – 3, больше 5 – 2.
Задание 3. Какие из них существительные? Подчеркните их.
Улица, парк, летний, мама, красивая, сестра, бегут, замечательный, свои, громко, день, дом, детский, двенадцатый.
Оцените работу. Все с верно - «5», 1ош. – 4, 2ош. – 3, больше 3 – 2.
Задание 4. Прочитайте предложения, исправьте ошибки.
Автор «снежной королевы» – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.
Оцените работу. Без ошибок- 5, 1ош. – 4, 2 ош. – 3.
Задание 5. Подумайте, на какие группы можно разделить этих жителей города? Распределите: лес, снежинка, Россия, ученик, молоко, ножницы, кудри, луч, шорты, сахар, сани, мука.
Оцените работу. Без ошибок-5; 1-2 ош. – 4, 3-5 ош. – 3, больше 5 – 2.
Задание 6. Дополните утверждения и обоснуйте примерами.
1.Родился с окончанием -А, -Я – будешь …-м склонением:
2.Родился с окончанием -О, -Е – будешь …-м склонением:
3.Родился с нулевым окончанием мужского рода – будешь …-м склонением:
4.Родился с нулевым окончанием женского рода – будешь …-м склонением:
Слова для справок: папа, солнце, дом, страна, бабушка, мышь, конь, небо, лошадь, платье, лебедь, тень.
Оцените работу. Без ошибок- 5, 1-2 ош. – 4, 3-4 ош. – 3, больше 5 – 2.