12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Прокопьева91

Конспект урока русского языка в 5 классе


Прокопьева Татьяна Ильинична

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мелекесская сош с углубленным

изучением отдельных предметов»

Тукаевского муниципального района РТ


Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Тип урока: применение знаний на практике.

Цели урока:

-деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

-содержательная: формирование у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Имя существительное».

Планируемые результаты:

-личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

-регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

-познавательные: обучающийся научится определять понятия о существительном, связь изучаемого материала с реальной жизнью;

-коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные результаты: обучающийся повторит изученное о существительном и научится применять знания на практике: показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль, отличать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности

Предметно-образовательная среда: рабочий лист, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, презентация.

Ход урока

1 этап. Организационный.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Дорогие мои, какую нынче чудную картину создала нам зимушка-зима.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

- Стихотворение Афанасия Фета «Чудная картина» кажется простым и наивным, но волшебным образом создает в душе радостную атмосферу. Надеюсь, что сегодняшний урок тоже принесет нам радость общения.


2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

- Ребята, приведите примеры, которые ассоциируются со словом ЗИМА, так, чтобы они были одинаковыми.

- Холод, вьюга, снег, метель, мороз, снеговик, Снегурочка и т.д.

- Какие это слова?

- Существительные.

- Молодцы, спасибо.

- Я хочу вам прочитать еще одно стихотворения Фета. Послушайте.

Слайд2. Орфографическая разминка

Ш…пот, ро…кое дыханье,
Трели солов..я,
Сер…бро и колыханье
Сонного руч..я,

Свет н…чной, ночные тени,
Тени без конца,
Ря… волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И з…ря, з…ря!..

- Будто повеяло летом, теплом, неправда ли?

- Зима – лето - какие это слова с лексической точки зрения?

- Антонимы.

Слайд 3. Замечательно. А теперь возьмите рабочие листы. Напишите ваши фамилию и имя.

-Внимательно изучите таблицу №1 и выполните задание.

1

ро…кое, ря…

А

разделительный Ь

2

сер…бро, н…чной

Б

буквы Ё-О после шипящих в корне слова

3

солов..я, руч..я,

В

проверяемые согласные в корне

4

ш…пот

Г

буквы О-А в корнях с чередованием

5

з…ря

Д

безударные проверяемые гласные в корне


- Вставьте пропущенные орфограммы и соотнесите с названиями: 2 минуты

1

2

3

4

5






Слайд 4. Проверьте по эталону:

-Оцените свою работу: без ошибок- 5; 1 – 4; 2 – 3б, больше 3 – 2 б

-Вспомните, пожалуйста, правописания орфограмм.

Подобрать родственное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р.

Подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок на согласные. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой И пишется разделительный Ь.

В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

В корнях зар / зор пишу О под ударением, в безударном положении пишу А.

- Спасибо.

3 этап. Определения темы, постановки    цели, оперирования знаниями,

умениями и навыками при решении практических задач.


-Ребята, стихотворение «Шепот, робкое дыханье» (1850 г.) – одно из лучших творений лирического поэта.

-Главный эффект достигается особым сочетанием выделенных слов. Как вы думаете, что общего во всех этих словах с точки зрения морфологии? Слайд 5.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

-Эти слова являются существительными.

-Итак, кто догадался, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Имя существительное.

-Напишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока.

Слайд 6. Имя существительное как часть речи

Слайд7. Обратите внимание на слайд. Перед вами Страна Русского языка. Найдите на карте город, где живут существительные.

- Морфология.

Слайд 8. Ну что ж, вспомним о морфологии, проверим домашнюю работу.

-Терминологический диктант «Правда или ложь». В рабочих листах таблица №2 с утверждениями. Напишите, правда это или ложь.

Слайд №9. Проверьте по эталону:

Утверждение

Правда/ложь

1.Морфология — это раздел грамматики

Правда

2.Морфология изучает морфемы

Ложь

3.Морфология – это наука о частях речи.

Правда

4. Части речи делятся на четыре группы.

Ложь

5.Самостоятельные - обладают лексическим значением, к ним можно задать вопрос.

Правда

6.Служебные - не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.

Правда

7. Предлог, союз, частица — самостоятельные части речи.

Ложь

8. К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Правда

9. К служебным частям речи относятся междометия, звукоподражательные слова.

Ложь

10. Существительные спрягаются, изменяются по лицам и числам.

Ложь

-Оцените работу: без ошибок- 5; 1-2 ош. – 4; 3-5 ош. – 3, больше 5 – 2.

(Пояснительная работа: почему правда, почему ложь)

-Ребята, а что вы помните об имени существительном? Предлагаю вам поработать с известными и неизвестными, как в математике. (Закрепляются карточки «Известно», «Неизвестно»)

-Таким образом, какие задачи мы сегодня решим?

- Обобщим наши знания об имени существительном.

-Ну что, вы готовы? «Поехали»

Слайд 10. В городе Морфология живут множество слов. Например, улица, парк, летний, мама, красивая, сестра, бегут, замечательный, свои, громко, день, дом, детский, двенадцатый.

Какие из них существительные? Подчеркните их. (Задание 3. Рабочие листы)

- Улица, парк, мама, сестра, день, дом.

Слайд 11. Проверьте и оцените работу. Если все слова верно выписаны ставьте «5», 1ош. – 4; 2 ош. – 3, больше 3 – 2.

-По каким признакам вы определили, что это существительные?

- Существительные обозначают предмет.

- Отвечают на вопросы кто? что?

-Отлично. У нас первые известные. (Закрепляются карточки)

Слайд 12. Идем дальше. Перед вами два домика. №1, №2. Здесь живут существительные. Подумайте, почему они живут в разных домах? Как они называются?

Трамвай (Н) Ветеран (О)         
Гирлянда (Н)    Дуб (О)                
Плакат (Н)        Мичман (О)
Катер (Н)          Почтальон (О)     
Пиджак (Н)       Клоун (О)           

- Одушевленные и неодушевленные имена существительное.

-По каким признакам вы это определи?

- Живые существа и неживые существа.

-Умницы. Об одушевленных и неодушевленных именах существительных вам известно. (закрепляется карточка) 

 Слайд12.Ребята, следующее задание 4. Прочитайте предложения внимательно, исправьте ошибки.

Автор «снежной королевы» – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.

Слайд №13. Проверьте по эталону.

-Назовите орфограммы.

- Допущены ошибки в правописании имен собственных. Имена собственные пишутся с заглавной буквы, потому что они называют единичные предметы.

-Оцените работу.

-Хорошо. Следующие известные - имена собственные и нарицательные. (Закрепляется карточка) 

-Продолжаем работу с предложениями. Выполните синтаксический разбор. Кто хочет выйти к доске? (два ученика приглашаются к доске, остальные выполняют на местах).

-Назовите синтаксические функции существительных.

- Существительные в предложении могут выполнять функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства

-Объясните, пожалуйста, постановку тире в предложении.

- Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.

Слайд № 14. Ребят, найдите задание 5. Подумайте, на какие группы можно разделить этих жителей города? Напишите в тетрадях. (Смотрите задание 5. Рабочие листы)

Лес, снежинка, Россия, ученик, молоко, ножницы, кудри, луч, шорты, сахар, сани, мука

Слайд 16. Проверяем по эталону.

1.Единственное и    2. Только единственное число 3 Только множественное число

множественное число       

Лес, снежинка, ученик, луч Россия, молоко, сахар, мука Ножницы, кудри, шорты, сани

-Оцените свою работу. Без ошибок- 5; 1-2 ош. – 4; 3-5 ош. – 3, больше 5 – 2.

-Итак, следующие известные (закрепляется карточка) Число.

Слайд 17. А еще в этом городе есть район Склонений. Склонения как знаки Зодиака:

Родился с окончанием -А, -Я  – будешь …-м склонением:

Родился с окончанием -О, -Е – будешь …-м склонением:

Родился с нулевым окончанием мужскогорода – будешь …-м склонением:

Родился с нулевым окончанием женского рода – будешь …-м склонением:

-Дополните утверждения и обоснуйте примерами. (Задание 6. Рабочие листы)

Слова для справок: папа, солнце, дом, страна, бабушка, мышь, конь, небо, лошадь, платье, лебедь, тень.

Слайд.18. Проверьте по эталону:

Родился с окончанием -А, -Я  – будешь 1-м склонением: папа, страна, бабушка,

Родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением: солнце, небо, платье

Родился с нулевым окончанием мужского рода – будешь 2-м склонением: дом, конь, лебедь

Родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением: мышь, лошадь, тень

-Оцените работу. без ошибок- 5; 1-2 ош. – 4; 3-4 ош. – 3, больше 5 – 2.

-И так, существительные склоняются (закрепляется карточка).

-Сколько склонений у существительных?

-Три

-От чего зависит склонение существительных?

- От рода.

-У нас следующий известный. (Закрепляется карточка) Род.

-А что мы о них знаем?

Слайд 19. Перед нами ещё один дом, в ней четыре этажа. 

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

На четвертом этаже живут существительные: чистюля, молодец, коллега…

-Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах?

- В зависимости от рода. На первом этаже имена существительные мужского рода, на втором – женского, на третьем – среднего.

-Молодцы, это вы знаете.

-А на четвертом - существительные какого рода?

- Затрудняемся ответить.

-Ребята, это существительные общего рода. И у нас первые неизвестные. (закрепляется карточка). С ними мы с вами познакомимся на ближайших уроках.

Слайд №20 Скажите, пожалуйста, какого склонения данные существительные: кино, домино, какао, радио, кофе, эскимо, ателье, кенгуру, колибри, пианино, шимпанзе.

- Это несклоняемые существительные (закрепляется карточка)

-А почему их так называют? Почему они несклоняемые?

- Они не изменяются по числам и падежам.

-Итак, добрались мы и до улицы Падежей. (Закрепляется карточка)

-Вспомните название падежей и падежные вопросы. 

Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное страна. На каждый ряд дается листок со словом,  Работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

4 этап. Составление отчета о выполнении работы, рефлексия,

определение домашнего   задания.

-Ну что же, ребята, поведем итоги. Распределите наши известные на постоянные и непостоянные. (Работа с закрепленными на доске понятиями)

-А теперь откройте учебник, страница 78. Проверьте, верно ли распределили общие грамматические признаки существительного.

1.Обозначает предмет

2.Кто?, Что?

3. Постоянные признаки:

- одушевлённое или неодушевлённое;

- собственное или нарицательное;

- род;

- склонение

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

- Ну вот, наши знания по теме “Имя существительное как часть речи” обобщены. Но как стало известно, у нас обнаружились неизвестные. О них мы будем говорить на следующем уроке.

Домашнее задание. Упр.115. Выполнить морфологический разбор выделенных существительных.





























Рабочий лист

ФИ__________________________________


Таблица №1 Внимательно изучите и выполните задание.

1

ро…кое, ря…

А

разделительный Ь

2

сер…бро, н…чной

Б

буквы Ё-О после шипящих в корне слова

3

солов..я, руч..я,

В

проверяемые согласные в корне

4

ш…пот

Г

буквы О-А в корнях с чередованием

5

з…ря

Д

безударные проверяемые гласные в корне


Вставьте пропущенные орфограммы и соотнесите с названиями.

1

2

3

4

5






Оцените работу: без ошибок- 5, 1ош. – 4, 2ош. – 3б, больше 3 – 2 б


Таблица №2

Утверждение

Правда/ложь

1.Морфология — это раздел грамматики


2.Морфология изучает морфемы


3.Морфология – это наука о частях речи.


4. Части речи делятся на четыре группы.


5.Самостоятельные - обладают лексическим значением, к ним можно задать вопрос.


6.Служебные - не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.


7. Предлог, союз, частица — самостоятельные части речи.


8. К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.


9. К служебным частям речи относятся междометия, звукоподражательные слова.


10. Существительные спрягаются, изменяются по лицам и числам.


Оцените работу: без ошибок- 5, 1-2ош. – 4, 3-5ош. – 3, больше 5 – 2.


Задание 3. Какие из них существительные? Подчеркните их.

Улица, парк, летний, мама, красивая, сестра, бегут, замечательный, свои, громко, день, дом, детский, двенадцатый.

Оцените работу. Все с верно - «5», 1ош. – 4, 2ош. – 3, больше 3 – 2.


Задание 4. Прочитайте предложения, исправьте ошибки.


Автор «снежной королевы» – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.

Оцените работу. Без ошибок- 5, 1ош. – 4, 2 ош. – 3.


Задание 5. Подумайте, на какие группы можно разделить этих жителей города? Распределите: лес, снежинка, Россия, ученик, молоко, ножницы, кудри, луч, шорты, сахар, сани, мука.


Оцените работу. Без ошибок-5; 1-2 ош. – 4, 3-5 ош. – 3, больше 5 – 2.


Задание 6. Дополните утверждения и обоснуйте примерами.

1.Родился с окончанием -А, -Я  – будешь …-м склонением:

2.Родился с окончанием -О, -Е – будешь …-м склонением:

3.Родился с нулевым окончанием мужского рода – будешь …-м склонением:

4.Родился с нулевым окончанием женского рода – будешь …-м склонением:
Слова для справок: папа, солнце, дом, страна, бабушка, мышь, конь, небо, лошадь, платье, лебедь, тень.

Оцените работу. Без ошибок- 5, 1-2 ош. – 4, 3-4 ош. – 3, больше 5 – 2.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.