Урок "Сказка о царе Салтане"

1
0
Материал опубликован 26 April


Сценарий урока литературного чтения в 3 классе.

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».


Учебник:  Климанова Людмила Федоровна, Голованова Мария Владимировна, Виноградская Людмила Андреевна, литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 1-я часть) с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2022. – 160 с.

Урок составлен для учеников с ОВЗ, обучающихся в Центре дистанционного обучения созданного на базе ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» г.Ростов-на-Дону.

Характеристика класса:

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Класс: 3

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Комбинированный урок (Переход к изучению нового произведения с элементами практической работы и систематизации ранее полученных знаний о творчестве автора)

Время урока: 40 минут

Цели урока:

(метапредметная):

- выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия .

(предметные):

- воспитать интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение понимать и объяснять мысли и чувства поэта.

- воспитать любвь к чтению, к родному языку, интереса к истории Родной страны.

- переосмыслить содержание «Сказка о царе Салтане» и сделать необходимые выводы, опираясь на общую эрудицию.

- отличать сказку от других произведений; учить характеризовать героев и их поступки, развивать критическое мышление.

- учить детей выделять главную мысль прочитанного текста, формулировать своё отношение к прочитанному и аргументировать свою точку зрения.


Задачи

Образовательные:

совершенствовать навыки смыслового чтения и анализа прочитанного текста

Развивающие:

развивать умение обобщать информацию, полученную при чтении текста и прослушивании аудиокниги, высказывать собственные мысли, эмоционально оценивать информацию.

Воспитательные:

воспитывать желание мыслить, наблюдательность, старательность, аккуратность, умение слушать и воспринимать информацию на слух.

Этапы урока:

I Самоопределение. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 минуты)

II Постановка цели и задач урока. (4 минуты)

III Актуализация знаний. (3 минут)

IV Первичное усвоение новых знаний

(6 минут)

V Первичная проверка понимания и закрепление нового навыка (12 мин)

VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (9 мин)

VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1мин)

VIII Рефлексия (2 мин)

Методики используемые на уроке: приоритетные методы обучения и воспитания: дистанционное обучение, объяснительно - иллюстративные, поисковые, словесные, наглядные.

Технические средства обучения: ПК, ноутбук, школьный скоростной интернет, аудио-видеотехника

Для урока был подготовлены интерактивные упражнения на интернет-ресурсах Удоба, Learningapps.org., электронная тетрадь в текстовом редакторе со ссылками на сторонние ресурсы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Самоопределение (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащейся в деятельность на личностно-значимом уровне (3 мин)


-Добрый день, ребята!

К уроку готовы?

Тетради открыты?

Ученики отвечают традиционным приветствием к литературному чтению.

-Нам чтение в радость,

Учитель, учите!

(Традиционное приветствие к урокам русского языка:

- Язык познаём,

Учитель, учите!

Традиционное приветствие к урокам математики:

-Царица наук уже ждет нас, учите!

Традиционное приветствие к урокам окружающего мира:

-Готовы мы мир познавать вместе с вами, Учитель!

Мы сами придумали эти приветствия и они применяются на всех уроках, на которых мы используем электронную рабочую тетрадь)

-Чей портрет вы видите в своей тетради?

Прочтите про себя эпиграф нашего урока и выскажите предположение о том, что мы сегодня будем изучать.

Пушкин был поэтом, и он писал поэтические сказки.

Давайте проверим, можете ли вы тоже быть поэтами?

В рабочей тетради переходим по ссылке и выполняем задание.


Вспоминают отзыв приветствия и настраиваются на определенный урок.










Узнают писателя по портрету.


Высказывают предположение, что на уроке мы будем изучать сказку.

Выполняют задание.

Задание удоба

https://udoba.org/node/98882

Делают вывод: поэзия нам близка.



Целеполагание (П)

Смыслообразование (Л)

Следование в поведении нормам и требованиям, установленным на уроке (Л)








Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)



Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Входная рефлексия (П)

II Постановка цели и задач урока. (4 мин)


Прочтите в электронной тетради начало одной сказки. Сказка напечатана непривычным шрифтом.

Примерно такую сказку рассказывала Няня Арина Родионовна Маленькому Саше Пушкину.

Вы узнали сказку?

Сказка о царе Салтане

Всё правильно.

В красной рамке спрятано название нашего урока. Поменяйте цвет надписи.

Когда мы только начали изучать творчество Александра Сергеевича Пушкина вам было задано перспективное домашнее задание прослушать аудиокнигу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А сегодня мы начинаем подробно изучать эту сказку.

Вы знаете, что удивление поддерживает интерес?

Давайте с вами разгадаем ребус и ответим на вопрос.

В зеленой рамке спрятаны слова для разгадывания ребуса. Поменяйте цвет надписи и сотрите лишние буквы.

Кого не было в сказке Арины Родионовны?

Действительно белки. А сказке Арины Родионовны были две свиньи, которые всё время дрались и от их столкновений вокруг сыпалось золото и серебро.

Переработав сюжет, Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, о его приключениях, о чудесной встрече отца царя Салтана со своей семьей, о любви к царевне Лебеди. В сказке Пушкина именно ей достается звезда во лбу, месяц под косой 33 брата-богатыря,

Над этой сказкой Александр Сергеевич работал 9 лет и так появилась которую мы с вами знаем и которую вы прослушали как аудиокнигу. А как вы думаете, в этой сказке много загадок?

Физкультминутка

Читают начало сказки.

Учатся читать непривычный шрифт.







Открывают тему урока

Меняют цвет текста






Разгадывают ребус



Формулируют цель урока (найти в сказке то, что сокрыто, разгадать загадки сказки)






4 хлопка в ладоши, 4 моргания, 4 поворота головы, 4 пожатия плечами.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)










Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)



Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IIIАктуализация знаний (3 мин)



Вы помните эпиграф нашего урока : «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Какие вопросы вы можете задать к эпиграфу?

-Почему сазка ложь?

- О каком тогда намёке говорится в сказке?

- В чём сила сказок?

Кем бы вы могли быть в этой сказке?

Ответьте на вопрос «Кто я?» А второй вопрос помечен значком «домик», ответ на этот вопрос – домашнее задание.

Когда я читала первый раз сказку о царе Салтане, я многое не поняла. У меня было много разных вопросов и самый большой вопрос: «Кто же та баба Бабариха? Почему она такая злая?» А у вас, когда вы слушали сказку, вопросы возникли? Давайте откроем задание по ссылке и постараемся осознать, насколько мы поняли сказку Пушкина.

( У учеников есть ссылка в тетради, но этот ресурс учитель демонстрирует на общем экране не предлагая детям перейти. При выполнении домашнего задания они могут зайти и посмотреть самостоятельно. Если ссылку не давать, то отвлекаются на выяснение причин недоступности ссылки)


Вспоминают или читают.Отвечают на вопросы, формулируют (в сказках выдуманные сюжеты, персонажи, но персонажи сказок напоминают реальных людей)(Добро побеждает зло)

Получают первичное информирование о домашнем задании.

Задание удоба.

https://udoba.org/node/98751


Устно формулируют свои вопросы и устанавливают степень понимания событий описанных в сказке.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV Первичное усвоение новых знаний

Воспроизведение на новом уровне. (6 минут)

Цель этапа: медленное прочтение знакомого текста и осмысление прочитанного


Сейчас я вам прочитаю начало сказки и задам вопросы, а вы не только ответите на эти вопросы, но и проследите какие вопросы я задаю, на что обращаю внимание. Ведь Пушкин не только великий сказочник, но и великий шифровальщик. Очень много событий остались за текстом сказки, но мы должны их рассмотреть и понять. Потом мы будем читать другие отрывки сказки и вопросы будете задавать уже вы сами, а отвечать на них мы будем все вместе.

Первый отрывок в тетради.


Как обычно начинается сказка?

-В этой сказке отсутствует зачин. Как вы думаете, почему?


Всё правильно, это три обычных девушки, три сестры. Вы можете угадать время года, когда происходят эти события? Я немножко подскажу: весной надо сажать растения, летом их поливать, осенью убирать урожай…

Совершенно верно, именно зимой на Руси пряли пряжу, ткали ткани, шили одежду и расшивали её красивыми рисунками. А когда руки заняты, в голове начинают возникать разные мысли. Девушки начали мечтать.

 

Давайте выберем портрет Царя. Какая из трех картинок больше всего похожа на определение «батюшка – царь»

То есть это не молодой человек и не старик. Это зрелый мужчина, примерно 25-35 лет. Раньше на Руси мужчины в брак вступали примерно в 20 лет, а девушки в 15-16. Тогда почему он не женат, почему он ищет себе невесту?



Давайте нарисуем портреты девушек.





Физкультминутка

Слушают читаемый учителем текст, воспринимают информацию на слух, учатся выявлять моменты смыслового дискомфорта.

Отвечают на вопросы?

В некотором царстве, в некотором государстве…

Делают вывод:

Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.

Делают вывод:

Это зима.

Работа с цифровыми ресурсами.

Анализ текста с опорой на рисунки и схемы.

Выбирают портрет царя.

https://learningapps.org/display?v=p4xphsx1k23

Делают вывод:

Развелся, жена умерла. Некогда было жениться, занимался государственными делами.

https://learningapps.org/create?new=5#preview

Выполняют интерактивное задание, описывают характеры девушек в тетради.

4 хлопка в ладоши, 4 моргания, 4 поворота головы, 4 пожатия плечами.






















Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)


V. Первичная проверка понимания

Цель этапа: Развитие нового навыка – медленного чтения с осмыслением. Тренировка навыка задавания вопросов.

(12 мин)


Второй отрывок: (Читает Давид. Объем маленький)


Почему Царю понравилась именно третья девушка? Что может узнать Царь из слов трех девушек? (Здесь наводящими вопросами надо подвести учеников к мысли, что царица – это помощница царя. Зачем Царю Царица, которая не думает о будущем? Первая готова закатить пир на весь мир и растратить все деньги, вторая хочет похвастаться своими умениями, она любит ткани и, наверное, любит наряды, значит тоже будет тратить деньги. Только третья девушка думает о будущем государства и о самом Царе. Каждый царь должен был вырастить себе достойного наследника. Науке управления людьми наследных царевичей обучали с самого детства.

Учитель дочитывает отрывок с того места, где Давид больше не может чиать.

Примерные вопросы для обсуждения (учитель помогает их сформулировать):

Зачем царь Салтан взял с собой старших сестер?

Какие чувства испытали старшие сестры?

Запишите свой вопрос.

Третий отрывок в электронной тетради (Читает Раяна)

Примерные вопросы для обсуждения (учитель помогает их сформулировать):

Кто такая святья баба Бабариха? Почему она тоже злиться на царя и царицу, почему пытается им навредить?

Из этих слов мы можем только сказать, что она жена Бабаря. Она так же разочарована и завидует царице.

Запишите свой вопрос.

Физкультминутка

Читают отрывки произведения из рабочей тетради.

Ученики отвечают на наводящие вопросы и выстраивают логическую структуру описанной ситуации.

Ученики слушают чтение учителя, фиксируют моменты смыслового дискомфорта, формулируют возникающие вопросы?

Принимают участие в дискуссии? Формулируют вопросы и стараются ответить на них.

Записывают один сформулированный вопрос в таблицу.


Записывают сформулированный вопрос в таблицу.


4 хлопка в ладоши, 4 моргания, 4 поворота головы, 4 пожатия плечами.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (9 мин)


Сейчас мы продолжим чтение (утомление учеников может затормозить скорость работы на уроке, учитель помогает) Читать буду я, а вы внимательно слушайте и если у вас возникает непонимание или вопрос, вы должны громко сказать «Стоп!». Я прошу вас останавливать чтение, даже если возникает ощущение того, что текст становится непонятным. Я останавливаюсь, и мы вместе формулируем вопрос и ищем ответ.

Вопрос может быть любой: непонятное слово, непонятное событие.

Учитель помогает сделать вывод.

Оказывается Бабариха приходится бабушкой царевичу Гвидону. Но может ли родная бабушка желать зла своему внуку? Значит она бабушка, но не родная?

Вы сегодня задали много вопросов. А сможетели задать главные вопросы ко всей сказке?

А как нужно было поступить царю, чтобы печальные события описанные в сказке не случились?

А если бы он сразу сделал так, как мы ему тут подсказали, то Гвидон не встретился бы с царевной Лебедью… А все герои сказок и мы с вами не получили бы жизненные уроки.

Если вы поняли как вдумчиво читать текст, то давайте попробуем задать вопрос ко всей сказке.

Какой главный вопрос вам хочется задать после того, как сказка прочитана?

Надо ли бояться жизненных трудностей? Всегда ли тяжелые события приводят к печальному концу?


Слушают текст внимательно и останавливают чтение при возникновении смыслового дискомфорта.

Тренируют навыки переформулирования смыслового дискомфорта в вопрос.




Принимают участие в формулировании вывода.





Моделируют ситуацию менее травматичную для героев сказки.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)


Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)


Напоминание и уточнение домашнего задания.

В нашей тетради есть задания : которые отмечены значком «Домик» Мы задали много вопросов, устно проговорили ответы на них. А дома вам нужно красивым русским языком сформулировать правильные, емкие и краткие ответы.


Физкультминутка.

Слушают информацию о домашнем задании. Задают вопросы, уточняющие домашнее задание.


4 хлопка в ладоши, 4 моргания, 4 поворота головы, 4 пожатия плечами.

Целеполагание (П)

Смыслообразование (Л)


V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися итогов своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

(2 мин)


Давайте опять откроем наш интерактивный ресурс Понимание сказки . Стала ли сказка для нас более понятна? Как мы сдвинем шторку. Я очень рада, что одна из моих любимых сказок стала для вас ближе и понятнее. В конце нашей тетради есть замечательные стихи. Вы прочитаете их дома и на следующем уроке поделитесь своими мыслями о прочитанном.


Задание удоба

https://udoba.org/node/98882



Рефлексия результатов урока (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения (К)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.