Урок русского языка на тему «Сложноподчиненное предложение» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 5 November 2019

Урок русского языка в 9 Б классе

«Сложное предложение»

 

Цели урока: 
Обучающая – обобщение и систематизация ЗУН по теме СПП. 
Развивающая – развитие практических умений применения знаний: умения определять главное и придаточное предложения, определять вид придаточного, конструировать СПП с разными придаточными. 
Воспитательная – развитие межличностных отношений при работе в группе, в парах, повышение уровня самодисциплины при самопроверке, эстетическое воспитание. 
 

Ход урока

Психологический настрой. 


Ты улыбкой, как солнышком, брызни, 
Выходя по утру из ворот. 
Понимаешь, у каждого в жизни 
Предостаточно бед и забот. 
Разве любы нам хмурые лица 
Или чья-то сердитая речь? 
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь. 
Подарите улыбки друг другу. 
Улыбнитесь друг другу, себе. 
Приятного вам учебного дня! 
 

Девиз урока.


Перед вами громада – русский язык! Наслажденье 
глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю 
неизмеримость его и изловить чудные законы его. 
Н.В.Гоголь 


- Начинается новый рабочий день. Пусть он принесет вам радость и удачу. Здравствуйте. 

Учитель: В словах великого писателя особо подчеркнуты 4 слова. Как вы думаете,какие?
(наслажденье, погрузиться, чудные законы) 
 

-Почему именно эти слова? 
(научившись «погружаться в язык», приходим к пониманию законов, правил, системы его). 
 

-Когда приходит желание «изловить» законы языка?

(когда научимся чувствовать язык, понимать ,почему так, а не иначе говорят и пишут). 
 

Вывод: через постижение красоты языка ,его богатства приходим к грамотной устной и письменной речи. 
 

Повторение.

Сегодня у нас с вами обобщения темы. А какие цели вы ставите перед собой? 


Блицопрос: 


СП называются предложения, в которых….2 и более ГО. 
• ССП состоит из …..равноправных простых предложений 
• В СПП одно предложение главное, одно …придаточное. 
• Виды придаточного в СПП … изъяснительное, определительное, обстоятельственные. 
• Придаточные изъяснительные отвечают на …вопросы косвенных падежей. 
• Придаточные определительные отвечают на вопрос ….какой? 
• Сколько видов придаточных обстоятельств (9) 
• Перечислите… 

 

Закрепление

Упражнение 1.

Найди пару. Соедините половинки СП, выделите среди них главное и придаточное: 
1. Николай и не заметил, 
надо прилежно учиться. 
Скучен день до вечера, 
установилась теплая, солнечная погода. 

2. Чтобы получить хорошую профессию, 
Которая бывает в начале сентября, 
что стало светать. 
коли делать нечего. 

Упражнение 2

Определи вид придаточного. Указать только вид придаточного. 
1 группа 
-Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли. 
-Только теперь я понял, что для него значила эта вещь. 
-Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками. 
2 группа 
-Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы. 
-У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой. 
-Мы с нетерпением ожидали, когда наступит рассвет. 
3 группа 
-Он рассказал мне обо всех ветрах, которые дуют на этих берегах. 
-Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы. 
-Девочка, что сейчас шла мне навстречу, была совсем не такая. 
4 группа 
-Мой друг завел себе большую собаку, которая охраняет дом от воров. 
-Мы в ответе за тех, кого приучили. 
-Верное счастье обретает лишь тот, кто целью своей ставит счастье своего ближнего. 

Взаимопроверка: 1гр – 2 гр, 3 гр – 4 гр 

Ответ: 1 гр – определительное, изъяснительное, обстоятельственное степени. 
2 гр – обстоятельственные цели, определительное, изъяснительное. 
3 гр – определительное, изъяснительное, определительное. 
4 гр – определительное, изъяснительное, местоименно-определительное. 
 

Закрепление. 
 

Возвращаюсь к эпиграфу урока, я хочу сказать, что мы будем продолжать постигать красоту языка. И помогут нам в этом сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельствеными, а также картины самых знаменитых русских художников. 
 

Нашу жизнь мы не в состоянии отделить от природы. Сегодня вы шли в школу и что заметили? 
(снежок идет, пасмурно, холодно, тихо, деревья в инее) 
 

Об этом явлении и времени года многие поэты писали стихи. Кто? Какие? Вспомните, пожалуйста. 
(называют авторов, читают стихи наизусть, выразительно) 
 

Итак, я приглашаю вас всех на зимний вернисаж. 
Экскурсию по картинной галерее русских художников пейзажистов проведут Мурсалова Л(презентация)
 

Словарная работа. 
Из толкового словаря Ожегова: 
Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. 
И действительно нас ждет много открытий. 
 

Стихи о зиме.

Снег, снег и снег – царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, властвует. 
Под голубыми небесами 
Великолепными коврами, 
Блестя на солнце, снег лежит, 
Прозрачный лес один чернеет, 
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит. 
А. Пушкин 
 

Творческая работа

 

Упражнение 3

Задание 1. Прочитать. Тема. Стиль.

Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы. Дорогу замело. Возле изб на пригорке остановились лошади, которых запрягли в сани. Снег и мороз бессильны сковать жизнь. Настоящий лес состоит не только из хвойных деревьев, тут и там стоят лиственные дерева, потерявшие листву. Даже без листьев обязательно выдастся день, когда иней с утра образует на ветвях свое зимнее украшение. Тогда деревья приобретают изумительно волшебный вид. Перед нами известные картины…. Сероватые и голубоватые тона преобладают в картине, ее светлый колорит превосходно передает русскую зиму во всей ее прелести и красоте. Все очень правдоподобно, нет ничего надуманного, фальшивого. В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе. К этому можно добавить , что в пейзажах … чувствуются народные основы. Зима трогает нас на картинах. Зимний пейзаж радует глаз и гладит сердце. Мы надеемся, что вы так же полюбите зимний пейзаж за его неповторимость и скоротечность. С наступлением весны зима уступает свои права, и зимний пейзаж остается в нашей памяти до следующей зимы. 

Просторная деревенская окраина, что покрыта белым покрывалом, спускается к оврагу. От дома тянется, пересекая заснеженную пелену, забор, за которым едва виднеется реденький лесок. За оврагом все выше и выше поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы. Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Стройные березки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени, которые стелются по мягкому, пористому снегу. С большим мастерством передает художник «царство деда мороза» в картинах …В морозный день небо сохраняет холодную голубизну. Солнечный свет, отражаясь от снега, ослепляет. От небесной синевы иногда холод кажется еще более сильным, проглядывает особенно четко. Еще интереснее смотреть на закат. Он длится несколько дольше рассвета и имеет особую красоту. Освещение при закате с избытком красных тонов создает иную видимую картину. Мы даже не догадываемся, что так преломляется свет в водяном паре, нас поражает сам открывающийся вид. На картине представлен закат, играющий всеми цветами. Он показывает, насколько интересным может стать зимний пейзаж. Нужно только уловить этот момент и сохранить само яркое ощущение неожиданной зимней сказки. 

Задание2: из текста проанализировать выделенные предложения, составить схемы. 
Видео с романсом «Метель» Свиридова 
 

Задание 3:Группа А («3») – дописывают предложения, дают характеристику 
В картинах русских художников изображен зимний пейзаж, который …. 
Эта картина… мне больше всего понравилась, потому что …. 
Мне близко творчество художников – пейзажистов, так как …. 
Сегодняшний урок познавательный, потому что 
Я смогу рассказать своим родным о том, что… 

Группа Б («4», «5») – самостоятельно конструируют 5 предложений СПП с разными придаточными. 

Задание 4. Проверка опережающего задания. Зимний городской пейзаж – чтение сочинений. 
 

ДЗ

1.подготовить текст повествование с элементами рассуждения по теме «Зима в Дербенте». 
2. Найти в худ текстах учебника литература СПП с несколькими придаточными. 
 

Итог урока. Рефлексия 

Урока время истекло… 
Я вам, ребята, благодарна 
За то, что встретили тепло 
И поработали ударно!

 

Упражнение 1.

1. Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.

Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода.

 

2. Чтобы получить хорошую профессию,

Которая бывает в начале сентября,

что стало светать.

коли делать нечего.

 

Упражнение 2.

1 группа

-Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.

-Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.

-Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.

2 группа

-Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.

-У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой.

-Мы с нетерпением ожидали, когда наступит рассвет.

3 группа

-Он рассказал мне обо всех ветрах, которые дуют на этих берегах.

-Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы.

-Девочка, что сейчас шла мне навстречу, была совсем не такая.

4 группа

-Мой друг завел себе большую собаку, которая охраняет дом от воров.

-Мы в ответе за тех, кого приучили.

-Верное счастье обретает лишь тот, кто целью своей ставит счастье своего ближнего.

 

Упражнение 3

Задание 1. Прочитать. Тема. Стиль.

Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы. Дорогу замело. Возле изб на пригорке остановились лошади, которых запрягли в сани. Снег и мороз бессильны сковать жизнь. Настоящий лес состоит не только из хвойных деревьев, тут и там стоят лиственные дерева, потерявшие листву. Даже без листьев обязательно выдастся день, когда иней с утра образует на ветвях свое зимнее украшение. Тогда деревья приобретают изумительно волшебный вид. Перед нами известные картины…. Сероватые и голубоватые тона преобладают в картине, ее светлый колорит превосходно передает русскую зиму во всей ее прелести и красоте. Все очень правдоподобно, нет ничего надуманного, фальшивого. В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе. К этому можно добавить , что в пейзажах … чувствуются народные основы. Зима трогает нас на картинах. Зимний пейзаж радует глаз и гладит сердце. Мы надеемся, что вы так же полюбите зимний пейзаж за его неповторимость и скоротечность. С наступлением весны зима уступает свои права, и зимний пейзаж остается в нашей памяти до следующей зимы.

 

Задание 3:Группа А («3») – дописывают предложения, дают характеристику

В картинах русских художников изображен зимний пейзаж, который ….

Эта картина… мне больше всего понравилась, потому что ….

Мне близко творчество художников – пейзажистов, так как ….

Сегодняшний урок познавательный, потому что

Я смогу рассказать своим родным о том, что…

 

Группа Б («4», «5») – самостоятельно конструируют 5 предложений СПП с разными придаточными.

Упражнение 4

Определить вид связи предложений между простыми предложениями в составе сложного предложения, начертить схемы , расставить знаки препинания.

 

1. Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. (А.П.Чехов)

2. Лес стоит темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

3. Пока мы собирались на экскурсию, началась гроза.

4. Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчицею голодной

Выходит на дорогу волк

 

 

 

Лист оценки

Имя

Упр 1

Упр 2

Упр 3

Упр 4

Итоговая

Задание 1

Задание 2

Задание 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая оц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценки

Имя

Упр 1

Упр 2

Упр 3

Упр 4

Итоговая

Задание 1

Задание 2

Задание 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая оц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценки

Имя

Упр 1

Упр 2

Упр 3

Упр 4

Итоговая

Задание 1

Задание 2

Задание 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая оц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценки

Имя

Упр 1

Упр 2

Упр 3

Упр 4

Итоговая

Задание 1

Задание 2

Задание 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая оц.

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации