12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дьякова Анастасия Александровна154
Россия, Ставропольский край, с. Варениковское
8

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Конспект урока русского языка в 9 классе

по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Цели:

  • изучить строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; уметь определять придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений, составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, производить их синонимическую замену;
  • развивать интеллектуальные умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал, учебник русского языка для 9 класса под редакцией Л.А.Тростенцовой.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока

Этап урока

 

Примечание

Орг.

момент

Доброе утро, уважаемые учащиеся, гости!

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!!!

И для меня уже награда-

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

Мы сочиним такой урок, (продолжите…)

(Который к творчеству зовет)

 

Актуализация изученного

На предыдущих уроках мы с вами начали изучать сложные предложения. И сейчас нам предстоит вспомнить, какие предложения называются сложными. А для этого вам необходимо ответить на вопросы: верно или неверно. Если вы согласны с данным утверждением, то поставить цифру 1, а если нет – 0.

Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы.

Определение не отвечает на вопрос ЧЕЙ?

Предложение – это синтаксическая единица.

Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.

ОДНАКО – подчинительный союз.

Двусоставное предложение может быть определённо - личным.

В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.

В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение.

Союзное слово не является членом предложения.

Придаточное предложение может стоять только после главного предложения.

1011001000

Молодцы! А теперь попробуйте соединить части рассыпанного текста и дайте определение сложноподчиненного предложения!

Сложное предложение

это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложносочиненное предложение

это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

Сложноподчиненное предложение

это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Бессоюзное предложение

это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

 
 

1-3, 2-4, 3-1, 4-2

Молодцы!!! Так что же такое сложноподчиненное предложение? Кто полностью справился с этим заданием, поставьте себе оценку «5» в оценочный лист, который находится у вас на столе, кто допустил незначительную ошибку – «4», кто допустил 2-3 ошибки – «3»

Хорошо! А теперь попробуйте восстановить «слепую» схему

Молодцы!!! Сегодня мы продолжим работу над СПП.

 

объяснение нового материала

Запишите, пожалуйста, в тетрадях число – 27 ноября, классная работа.

На экране 2 предложения: Кот сидел в котле. Кот ел котлету.

- Как известно, одну и ту же мысль можно выразить разными способами, используя разные синтаксические конструкции. Попробуйте соединить эти два простых предложения в одно, не искажая смысла.

Кот сидел в котле и ел котлету.

Кот, сидя в котле, ел котлету.

Кот, сидевший в котле, ел котлету.

Кот, который сидел в котле, ел котлету.

- Молодцы!!!! Ребята, а какой из названных вариантов является сложным предложением? Проанализируйте знаки препинания в остальных предложениях.

- Это детская скороговорка. Почему ее полезно запомнить с точки зрения орфографии? (Известно, что безударные гласные в корне проверяются однокоренными словами, но в некоторых случаях мы от этого отступаем, в данном случае цель оправдывает средства – это предложение позволяет запомнить написание трех слов.)

- Хорошо, ребята, а давайте попробуем определить тип сложного предложения (сложноподчиненное)

Верно. Нам нужно определить значение придаточного предложения. Чем же мы руководствуемся, когда даем название придаточным? (вопрос к придаточному соответствует вопросу определенного члена предложения, и от названия этого члена предложения образуется название придаточного; в данном случае перед нами придаточное определительное, т. к. задан вопрос какой?)

- Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь.

- Вспомните, что такое определение?

( второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество предмета)

- Чем отличается признак, обозначаемый определением, от признака, обозначаемого придаточным ?

(у придаточного определительного признак обозначен более полно, он развернут).

- Что именно мы должны знать о придаточном определительном? Какие цели мы поставим перед собой?

 

 
 

Посмотрите на предложение

Слушая музыку П.И.Чайковского , мы проникаемся глубокой любовью к родной природе , которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным .

Давайте определим грамматическую основу (мы проникаемся и которая дарит). Назовите главную часть (слушая музыку П.И.Чайковского, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе). Задайте вопрос к придаточному предложению (какой?) Что мы можем о нем сказать? (задаем вопрос от существительного, стоит после главного предложения)

А теперь давайте составим схемы СПП с ПО.

Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти.

Бывают такие осенние ночи, когда безветрие стоит над нашим лесистым краем.

Город, в котором я живу, мне очень дорог.

Давайте подведем итог:

Ребята, а чем различаются союзы и союзные слова? (Союз можно опустить или заменить другим союзом-синонимом, не является членом предложения; союзное слово нельзя убрать, можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи, является членом предложения)

 

закрепление изученного

Вот мы и познакомились с придаточными определительными. А теперь давайте выполним ряд заданий по теме урока.

Задание 1

Выписать из предложений СПП с ПО, составить схему.

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной. (Ю.Левитанский)

Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

Задание 2.

Редактирование теста (исправление речевых ошибок)

Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.

В реке водится рыба, что протекает около нашего села.

На соревнованиях победила команда 9б класса, которые набрали больше очков.

Задание 3

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом и почему?

Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к класссицистическим традициям.

Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.

Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

Нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, те придаточные части, в которых союзное слово который употреблено с различными предлогами; в которых употреблен глагол в форме условного наклонения или будущего времени. Это связано с тем, что причастие не имеет форм условного наклонения и будущего времени.

 
 

Задание 4.

Соедините стрелками придаточные предложение с главным

Сегодня мы всей семьей побывали на выставке

Где должен был пробыть сутки для закупки новых вещей.

В Тригорском парке проводится лечение деревьев

Как будто его кто-то обидел.

В ту ночь я приехал в город

Которая посвящена памяти выдающегося художника.

Вид у него был такой

Которые пострадали во время ВОВ

Задание 5

Задание 6.

Продолжите предложения

Мы наблюдаем за осенней природой, которая….

Мы изучаем сложноподчиненные предложения, которые…

Я расскажу вам о поэте, который….

Задание 7

Актуальным для 9 класса является вопрос о подготовке к ГИА. Среди заданий есть вопрос о пунктуации в СПП. Вам необходимо выполнить задания в формате ГИА по теме урока

Мы изучили структуру СПП с ПО. Думаю, что многие возможные ошибки в построении таких предложений и употреблении союзных слов мы исключили, теперь сами может конструировать предложения такого типа. Заканчивается прекрасная пора – осень. И именно об осени известный поэт Юрий Давидович Левитанский писал:

Все прозрачней становится лес,

Обнажая такие глубины,

Что становится явной

Вся тайная суть естества…

Я люблю эти дни, в их безоблачной ,, В их бирюзовой оправе,

Когда все так понятно в природе,

Так ясно и тихо кругом…

С наступлением зимы появляются проблемы со здоровьем, самое распространенное заболевание – грипп. Что бы вы посоветовали для профилактики этого заболевания? Оформите свой ответ СПП, где в придаточном определительном была бы отмечена польза и эффективность вашего лекарства.

Итак, что же нового вы узнали на уроке?

 

рефлексия

 

Д/з

Выписать из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 10 СПП с ПО

Для сильных учащихся: написать мини-сочинение, используя в нем СПП с ПО.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.