Урок по русскому языку «Сложноподчиненные предложения» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 3 December 2015

Урок в 9 классе на тему «Сложноподчиненные предложения»

 

Цель деятельности учителя

Систематизировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях

Тип урока:

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать виды сложноподчиненных предложений; уметь ставить вопросы к разным видам придаточных и определять вид придаточного, расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; употреблять разные виды сложноподчиненных предложений в речи

Методы и формы обучения

Работа с текстом, наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Образовательные ресурсы

http: // www. uroki.net

http: // www.zavuch.info

http: // festival.Iseptember.ru/subjects

Оборудование

Интерактивная доска (экран), ноутбук, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация об А.С.Пушкине, по теме урока, выполненная учителем и группой учащихся

Основные понятия

Сложноподчиненные предложения; виды сложноподчиненных предложений; главное и придаточное предложение в составе сложноподчиненного


 


 

Организационная структура (сценарий урока)

Урок тематический, строится на основе текстов, составленных учителем по жизни и творчеству А.С.Пушкина

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к закреплению изученного материала

Вступительное слово учителя:

Мы закончили изучение раздела «Сложноподчиненные предложения», узнали виды придаточных в сложноподчиненных предложениях, научились находить главное предложение с указательными словами и без них, определять место придаточного в сложноподчиненном предложении и способы его с вязи с главным, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, составлять их схемы.

Сегодня мы будем работать по группам , индивидуально и фронтально. Полностью урок будет связан с литературой, так как все анализируемые тексты будут связаны с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия и операции

Коммуникативные: работают в парах

 

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с вопросами по группам

Начинает разминку:

- Что такое сложное предложение?

-Какие виды сложных предложений вам известны?

- Назовите известные вам способы связи простых предложений в сложном4

- какова структура сложноподчиненного предложения?

- Какие сведения вам известны о жизни и творчестве А.С.Пушкина?

Обдумывают ответы на вопросы, понимают, что знания о сложноподчиненных предложениях нужно систематизировать, получит новые сведения о жизни творчестве А.С.Пушкина. Строят высказывания.

Фронтальная

Л ичностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся в работе в группах

- Чем же мы сегодня еще займемся?

Формулирует с учащимися цель учебной деятельности .

Объясняет правила организации работы по группам

Формулирую цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с одноклассниками, смотрят через проектор портреты А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой, последний дом Пушкина в Петербурге

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного ими объявления учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе предложенных текстов

Задание №1

Составить текст по картине художника Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», используя сложноподчиненные предложения

Задание 2.

Сделать синтаксический разбор записанного на доске предложения:

Бессмертие Пушкина в том, что его голос никогда не переставал звучать в русской поэзии, во всей русской культуре (Антокольский)

Задание 3

Составить схемы данных сложноподчиненных предложений:

1.Поэзия А.С.Пушкина – неисчерпаемый источник, который поит «живой водою всех» (Антокольский).

2.Пушкин дает нам возможность понимать, что такое истинная, нужная народу поэзия.

3.Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь А.Пушкин после окончания лицея, не обременяла его.

4. А.С.Пушкин живо тронут был, когда получил послание от Натальи Николаевны Гончаровой.

Задание 4:

Перестроить предложения с грамматическими ошибками, используя сложноподчиненные предложения (учащиеся получают задания на листочках)

- Въехав в открытую степь, Гринева и Савельича застал буран.

- Читая роман А.Пушкина «Капитанская дочка», пред нами встает яркий образ Емельяна Пугачева.

- Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него шкуру

Работают самостоятельно Знакомят с результатами работы над заданием, слушают и обсуждают ответы товарищей

Работают самостоятельно Знакомят с результатами работы над заданием, слушают и обсуждают ответы товарищей,

Индивидуальная работа на месте, у доски;

Групповая работа

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая новую информацию, самостоятельно находят ее в предложенных источниках, составляют текст

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают и исправляют допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

 
   

Задание для групп:

1,2 группы: Распределить данные сложноподчиненные предложения (на цветных пазлах) по их значению

( листок А4 разделен на 9 частей с видами придаточных предложений) (приложение 1)

3,4 группы: В данных предложениях расставьте знаки препинания, найдите сложноподчиненные предложения, запишите их номера (приложение 2,3)

Работают самостоятельно Знакомят с результатами работы над заданием, слушают и обсуждают ответы товарищей, выяснят значение слова «бюллетень»

Групповая работа

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения

 

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

 

Задание для всех групп: комплексный анализ текста «Любите Пушкина» (текст проецируется через проектор) (приложение 4)

Знакомство с текстом

Словарная работа

- найти в толковом словаре лексическое значение слова «отрочество»

3. Найти в тексте слова с орфограммами, объяснить их правописание (расстаются, постичь, полжизни, несмотря на то что, раннее, сделав, своевременно)

4. Найти в тексте сложноподчиненные предложения, определить их вид по значению

5. Ответьте на вопросы:

- Какие предложения говорят о том, что у Пушкина было много почитателей,?

- Найдите в тексте тезис, доказательство и вывод

- перескажите текст

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная и групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации

7. Самостоятельная работа

Составление связного текста

Написать сжатое изложение по тексту

Составляют связный сжатый текст

Индивидуальная работа

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют выбор необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Коммуникативные: формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились у вас в процессе учебной работы?

- Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложных на вашем столе карточек и покажите. Урок понравился: карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков, аналитических умений как интегрированных сложных умений

Регулятивные: оценивают свою и одноклассников работу

Коммуникативные: стоят небольшие монологические высказывания

 


 

Приложение 1

СПП с придаточным изъяснительным

(Правительство продолжало бдительно следить за каждым шагом Пушкина, и он с тревогой отмечал, что дела его ухудшаются)

СПП с придаточным определительным

(Окончив лицей, А.Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени, которые мечтали об ограничении власти царя)

СПП с придаточным обстоятельственным места

(А.Пушкина всегда неудержимо влекло туда, где была земля его предков)

СПП с придаточным обстоятельственным времени

(Вскоре, как только А.Пушкин покинул Болдино, в 1831 году состоялось его венчание с Натальей Гончаровой )

СПП с придаточным обстоятельственным образа действия

(В Болдине А.Пушкин так был погружен в свое творчество, что забывал вовремя поесть, путал день и ночь)

СПП с придаточным обстоятельственным причины

(Слава А.С.Пушкина будет расти и впредь, потому что «Пушкин принадлежит вечно живущим и движущимся явлениям»)

СПП с придаточным обстоятельственным цели

(Получив согласие на брак с Натальей Гончаровой, летом 1830 года А.Пушкин приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением)

СПП с придаточным обстоятельственным условия

(А.Пушкин искренне раскаивался, если был в чем-то виноват)

СПП с придаточным уступительным

(Несмотря на то что многие говорили о связях жены с офицером Дантесом, любовь Пушкина к ней была также чиста)


 

Каждый пазл имеет определенный цвет для удобства проверки.


 

Приложение 2: Задание для 3 группы

В данных предложениях расставьте знаки препинания, найдите сложноподчиненные предложения, запишите их номера.

1.Едва смерть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу люди разных сословий двинулись на Мойку.

2. Они шли к Пушкину пешком ехали на извозчиках со всех концов города.

3. Кто не знал адреса Пушкина шел за другими.

4. Знакомые малознакомые и даже вовсе незнакомые Пушкину люди спрашивали о его здоровье, звонили.

5. У дома Пушкина росла толпа встревоженная молчаливая ожидающая.

6. К полудню посетителей А.Пушкина стало столько что входная дверь открывалась беспрерывно.

7. Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый В.Жуковский

8. Но люди на набережной не расходились с затаенной надеждой ждали добрых вестей о Пушкине.

9. Робкий луч надежды блеснул утром 29 января когда за окном пушкинского кабинета было еще темно.

10. Но луч надежды быстро угас и Пушкина снова одолевают боли.


 

Приложение 3. Задание для 4 группы

В предложенных предложениях расставьте знаки препинания, найдите сложноподчиненные предложения, запишите их номера

Жуковский извещает через бюллетень что состояние Александра Сергеевича весьма опасно.

Около трех часов дня друзьям и врачу поэта стало ясно что жизнь его надо считать по минутам.

Вскоре Пушкин стал бредить терять сознание.

Страдания раненого были невыносимыми но никто не мог помочь.

Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза и он внятно произнес Кончена жизнь.

Только мгновение в глазах его сиял лучистый луч потом веки дрогнули и закрылись навсегда.

На лице Александра Сергеевича застыло торжественное спокойствие как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.

В.Жуковский опустившись на колени положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным.

Люди стоявшие за дверью по лицу он Жуковского поняли что он сообщит сейчас страшную весть.

И люди в скорбном молчании обнажили головы.

 

Приложение 4: Комплексного анализа текста «Любите Пушкина»

У каждого возраста свой Пушкин. Для детей, которые только-только научились читать, - это сказки. Те, кому исполнилось десять лет, зачитываются «Русланом и Людмилой». Когда приходит пора отрочества, читателям открывается пушкинская проза – это «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина». В юношеские годы – роман в стихах «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», «Маленькие трагедии».

С Пушкиным люди не расстаются до старости, до конца жизни. Чтобы постичь удивительную простоту и сложность, прозрачность и глубину пушкинских стихов и прозы, требуется пройти полжизни. Несмотря на то что имя Пушкина мы запоминаем еще в раннем детстве, ценность услышанных или прочитанных стихов его познаем только с годами.

Однажды замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов спросил у детского писателя Маршака, любит ли он Пушкина. Маршаку было тогда 14 лет, и он ответил ему, что предпочитает Лермонтова. Лядов, сделав поклон, сказал убедительно и ласково: «Милый, любите Пушкина». Маршак запомнил эти слова на всю жизнь. Он считает, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим учителям и родителям, если своевременно им скажут: «Милые, любите Пушкина».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации