Урок русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1
Цели:
- закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - дать общее представление о придаточных обстоятельственных;
- формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Организационный момент.
(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)
II. Повторение
«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3
Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.
- Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)
Дифференцированная работа.
1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)
Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.
А) (Где …), [ гл. ].
н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)
Б) [ Сущ., (которая …), … ].
н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)
В) (Кто …), [тот … ].
н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)
2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4
Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.
А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.
Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста.
В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.
3 группа (работают с учителем)
Записать предложения, определить виды придаточных предложений.
А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.
[ Сущ., (которая …), … ]. (придат. определит.)
Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.
[ гл. … ], (где …). (прид. изъяснит.)
В) Кто смел, тот и уверен в себе.
(Кто …), [тот … ]. (прид. мест.-определит.)
Проверка работы 1 и 2 групп.
3. Игра (записано на доске)
По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.
А) … был там а они …
Б) … за хвост который …
В) … бежали и волк …
Г) … увидел как ветер …
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.
- Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)
- А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)
- Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.
Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).
Вид придаточного |
Чем прикрепляется? |
Примеры |
Образа действия или степени |
Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др. |
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. |
Места |
Где, куда, откуда |
Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод. |
Времени |
Когда ( когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др. |
Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. |
Условия |
Если (если…то), когда, раз и др. |
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. |
Причины |
Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. |
Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. |
Цели |
Чтобы, для того чтобы и др. |
Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. |
Сравнения |
Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. |
Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло. |
Уступки |
Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни |
Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. |
Следствия |
Так что |
Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. |
IV. Закрепление.
1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5
1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.
2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.
3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.
4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.
5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.
6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.
- Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. (СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)
2) Запись предложения. Слайд № 6
Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.
- Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)
Задания (подготовка к ОГЭ)
- Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)
- Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)
- Сделать схему предложения [ ], (если … о, о, о ).
- Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)
3) Дифференцированная работа.
А) Творческая работа в парах. Слайд № 7
Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)
Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных
а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)
б) Я не выучил уроков… (прид. причины)
в) …надо было готовиться к ночлегу. (прид. следствия)
4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12
1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени
1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.
3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели
(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.
4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.
Взаимопроверка
Ключ Слайд № 13
1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3
5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)
Прочитать предложение.
Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по – детски радовался, когда я не мог отгадать их.
- Определите вид придаточного: времени или…?
- Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по – детски радовался моему неумению отгадать их).
V. Итоги урока.
Домашнее задание. Слайд № 14
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Этап рефлексии. Слайд № 15
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева