Урок «Сочинение-описание домашнего животного»
Сочинение-описание собаки
Цель: создать условия для формирования умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению –описанию собаки, закрепить знания учащихся о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения, развивать творческое наглядно-образное мышление, речь учащихся; формировать у учащихся ценностное отношение к «братьям нашим меньшим», воспитывать доброту, гуманность.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал, собака (мягкая игрушка ), картинки для рефлексии.
Ход урока
Оргмомент.
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Будем вместе мы опять
Думать, строить, сочинять.
Учащиеся записывают дату, классная работа.
Работа с понятиями «сочинение», «описание», «стиль речи».
- Прежде чем начать сочинять , мы зададим себе три вопроса: что хотим написать? как написать? для чего написать? Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса, так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению- описанию.
- А что значит написать сочинение? (Составить текст, в котором предложения связаны по смыслу)
- А что значит сочинение-описание? (Описание – это перечисление постоянных признаков предмета, своеобразные ответы на вопрос «какой?» )
- Какие стили речи вы знаете?
-А в каком стиле вы напишете свое сочинение? ( В художественном)
- Какова задача этого стиля? ( Нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание бывает конкретным , образным, живым, выразительным, эмоциональным).
Активизация и мотивация учебной деятельности.
1. Всем хорошо известно, какая огромная семья «братьев наших меньших» нас окружает. Среди них много наших верных и преданных друзей. Если вы отгадаете загадку, то мы узнаем тему нашего сочинения. А что такое тема? (То , о чем говорится в тексте).
Загадка
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи.
Кто это? (Собака)
(Учитель показывает мягкую игрушку – собаку)
Словарно-семантическая работа.
- К какой группе животных относится собака? (Домашнее животное)
- А как вы растолкуете лексическое значение слова «собака»?
- «Толковый словарь» Ожегова даёт нам такое толкование:
«Домашнее животное семейства псовых, родственное волку».
- Давайте обратимся к истоку слова. В древнерусском языке были слова «пес» и «пёс». Слово «собака» пришло к нам позднее из иранских языков. У древних славян, если оно и встречается, то только в неодобрительном значении - распущенный, злой человек.
Работа в тетрадях.
- Запишите слово в тетрадь и поставьте ударение. Какой безударный гласный? Как называется орфограмма?
- Давайте подберем и запишем однокоренные слова к слову собака:
Собака, собачонка, собачий, собаковод, собачища.
- Ребята, а кто знает пословицы, крылатые выражения о собаке?
С собаками не сыщешь (трудно найти кого-н.)
Жить как кошка с собакой (о постоянно ссорящихся людях)
Собака на сене (о том, кто, имея что-н., не пользуется этим сам и другим не дает)
Как собаке пятая нога (совершенно не нужен)
Собака лает, ветер носит ( пусть говорят, бранят, не нужно обращать внимания)
Вот где собака зарыта (вот в чём суть дела, в чем причина)
Ни одна собака (никто)
Всех собак вешать (необоснованно обвинять кого-то) и др.
Беседа о роли человека в жизни человека.
1. С давних пор живет рядом с человеком собака, охраняет его дом, защищает, помогает пасти его стадо, охотиться на зверя. Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные – и все они верно служат человеку. Отгадайте, о какой собаке идет речь:
Вперед! Сомнений нет!
Настроен пес решительно.
Сперва взяла собака след,
И следом нарушителя. (Пограничная собака)
А вот ныряльщик пёс – в воде.
Он проявляет выучку.
И если человек в беде,
Всегда придет на выручку. (Собака-спасатель)
Несутся собаки тропой ледяной
Терпенье и сила в упряжке одной.(Ездовые собаки)
Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду сахара кусочек,
Но труд артиста – ох не сладкий. (Цирковые собаки)
- Какой основной вывод можно сделать из нашей беседы?
Продолжите строчку и запишите её в тетрадь.
Собака – это… ( верный и надежный друг и помощник человека)
Работа по учебнику с текстами-образцами.
Упр.145 (1)
Прочитать текст.
Какова тема этого текста? Основная мысль?
К какому стилю принадлежит данный текст? (публицистический)
Как можно определить жанр этого отрывка? (Описание)
Что мы узнали о собаке из этого отрывка?
Порода
Фигура
Повадки
Характер
Устная орфографическая минутка. Вставить пропущенные буквы и устно объяснить условия выбора букв.
Упр.145 (2)
Прочитать текст.
Какова тема этого текста? Основная мысль?
К какому стилю принадлежит данный текст? (художественный)
Как можно определить жанр этого отрывка? (Повествование с элементами описания)
Что мы узнали о собаке из этого отрывка?
Рост
Шерсть
Уши
Хвост
Поведение
Объяснительный диктант (по материалу упражнения)
Короткая шерсть, черная цигейка, кончики ушей, короткий хвост, собачьи чувства, выступают в цирке.
Давайте и мы с вами составим план, который поможет вам написать сочинение.
План наблюдения:
1. Кличка собаки, порода.
2. Внешний вид.:
Голова, морда (глаза, уши, нос);
Туловище (размер, шерсть, окрас, движения);
Повадки, поведение собаки.
3. Моё отношение к собаке.
Работа по плану.
1. Кличка собаки.
Приведите примеры собственных имён существительных – клички собак. Как вы их напишете?
Белка, Стрелка, Каштанка, Моська. Знакомы ли вам эти клички?
2. Породы собак (демонстрация пород собак позволяет провести физкультминутку для глаз)
3. Внешний вид
«Лексическое лото»
Внешний вид включает в себя много элементов. Поэтому, чтобы ваше сочинение получилось живым, выразительным, проведем лексическую работу. Сейчас каждый из вас вытянет слово, которое необходимо прикрепить на доску к определенному существительному из 2 пункта плана. ( учащиеся выходят по одному и цепляют слова под музыку).
Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…
Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…
Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…
Ушки: маленькие, черненькие…
Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…
Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…
Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками…
Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…
Дополните каждый ряд своим прилагательным или глаголом.
4. Моё отношение к собаке.
- Как вы выразите свое отношение к собаке?
Знакомство с выставкой книг о собаках.
Подведение итогов.
О ком сегодня говорили?
Нужно ли заботиться о собаках?
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем». Вот так бы каждый. Не было бы тогда жестокости на земле. Как вы понимаете смысл этих строк? Как его можно связать с темой сегодняшнего урока?
Только ли за породистыми собаками необходимо ухаживать?
Учитель читает стихотворение Э.Асадова.
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
Рефлексия.
Ребята, сегодняшний урок показал, что вы все любите собак. У каждого из нас есть жилье, семья. А вот у этого пса есть только небо и зелёный простор. Давайте подарим ему новую, счастливую жизнь. (Дети при помощи предложенных картинок создают рефлексивный коллаж.