Урок русского языка в 5 классе по теме «Описание животного»
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: описание животного.
Цели: закрепить навыки определения описания как типа речи, анализа текста и его составления; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности; прививать любовь к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать тип речи; составлять план, составлять текст-описание животного в соответствии с задачами художественного стиля речи; передавать свои эстетические впечатления, используя средства выразительности.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, презентация, аудиозапись.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
Приветствие учителя. Детям предлагается ознакомиться с презентацией «Наши верные друзья». Звучит «Песня о собаке» (Е. Крылатов, из к/ф «Приключения Электроника»). В результате беседы с учителем ученики определяют тему урока, устанавливают цели.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Обсуждение вопросов:
В каких жизненных ситуациях мы можем говорить о собаках, читать о них или слушать? Тексты каких стилей речи, жанров, типов речи в каждом из этих случаев обычно создаются?
С текстом какого типа речи будем работать сегодня? Как вы определили? (сделан 1 кадр фотопленки) К какому стилю речи обратимся? Почему? Подсказкой послужит распечатанный текст песни.
Какова главная мысль нашей работы? Детям предлагается конкурс на возможные заглавия конструируемых текстов.
Давайте вспомним особенности текстов-описаний. Аналитическая работа с таблицей.
Учитель предлагает ученикам текст-описание животного.
Малыш – это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти.
Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик и большие, тёмные, я бы сказал, выразительные глаза. Так как у Малыша длинная шерсть между ушек, то ее закалывают брошкой, чтобы она не лезла в глаза.
Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.
Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапы, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить.
Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль.
Охотно идет гулять. Стоит показать ременной его поводок, и он бежит ближе к двери.
Хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.
Задания
Определите стиль текста.
Тип текста.
Объясните лексическое значение слов: выразительные (глаза), семенит (ножками).
Найдите в тексте и выпишите примеры: сравнения, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Составьте план текста.
Возможный вариант плана:
Общее впечатление (кличка, порода)
Внешний вид: голова, морда (глаза, уши, нос), туловище (размер, шерсть), лапы, хвост
Повадки
Работа проводится в парах с последующей социализацией результатов. Учитель использует раздаточный материал и ресурсы мультимедийной доски.
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа проводится в группах. Детям предлагаются тексты для редактирования. Результаты работы представляются классу с последующей защитой и обсуждением. Учитель контролирует и вносит коррективы.
Задание 1.
Прочитайте сочинения пятиклассников. Они написаны в форме письма. Понравились ли вам письма, интересно ли было их читать? Что удалось, на ваш взгляд, авторам? Есть ли недостатки? Могли бы вы дать ребятам какие-то советы, если бы прочитали письма до отправки? Какие?
А) Здравствуй, дорогая Оля!
Я сейчас пишу тебе, а рядом сидит мой новый маленький друг. Ты, наверное, догадалась, что мне подарили щенка. Оля, ты не представляешь себе, какой он смешной. Я назвала его Джеком. У него такая необыкновенная окраска: огненно-рыжая. Из-под удивленно поднятых бровей смотрят любопытные и умные карие глаза. Хвост у Джека непомерно длинный, и, когда он ходит, хвост непослушно раскачивается во все стороны. Уши у моего щенка преогромные и, если он наклоняется, полностью закрывают глаза. Лапы, как и хвост, совершенно не слушаются своего хозяина. Стоит ему куда-нибудь заторопиться, он сейчас же падает, и все из-за своих непослушных лап.
Оля, напиши мне о себе. До свидания. Таня.
Б) Здравствуй, Сережа!
Недавно мне подарили очень забавного щенка. Если бы ты увидел, какой он смешной. Кроме этого – игрун и забияка. Даже сейчас, когда я пишу тебе это письмо, он теребит мои ноги. Щенок весь рыжий, когда я сажусь в кресло или ложусь спать, он всегда ложится рядом и сторожит меня. Если меня кто-нибудь тронет, он начинает недовольно рычать, так как лаять пока не умеет. Приезжай к нам в гости и сам увидишь его.
Александр.
Задание 2.
Устраните повторы.
Однажды я нашел на улице щенка. У щенка были грустные глаза. Глаза у него были большие и карие. Наш Дружок мне очень нравится. У Дружка рыжая шерстка с белыми пятнами.
Динамическая пауза
Включение изученного в систему знаний
Учащиеся получают вариативное задание, самостоятельно выполняют его с последующей самопроверкой по эталону. Учитель координирует деятельность учащихся и контролирует выполнение заданий.
Задание 1.
Используя материал урока и жизненный опыт, опишите вашу «знакомую» собаку. Постарайтесь убедить читателя в том, что животное действительно интересное, что вы его хорошо знаете и любите. Вспомните, как собака охотится, играет, открывает дверь, выполняет команды, встречает хозяина.
Задание 2.
Восстановите текст.
Дружок – это … щенок .Шерсть у него … . Мордочка … . У щенка … глаза и … нос. Уши у него … . У Дружка … лапки и … хвост. Он любит … .
Рефлексия
Ученики отвечают на вопросы:
Чему научились на уроке?
Что понравилось, запомнилось?
Список использованной литературы:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М.: ВАКО, 2014
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Линка-пресс, 1994
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: Творческий центр Сфера, 2004
Никитина Е.Н. Русская речь. Учебное пособие для 5-7 классов. М.: Просвещение, 1992
Технологическая карта урока развития речи
Класс: 5
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык. 5 класс» под ред. Н.М. Шанского (М.: Просвещение)
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: подготовка к сочинению
Тема урока: описание животного
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к животным,
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста сочинения.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: ü мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ü осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. |
Создает эмоциональную обстановку для мотивирования учащихся к учебной деятельности
|
Знакомятся с презентацией «Наши верные друзья», слушают «Песню о собаке», определяют тему урока, устанавливают цели |
Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Умение вычленять нужную информацию (П) Формирование гуманных чувств (Л) |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: ü актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; ü актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия |
Проводит аналитическую беседу, организует деятельность по поиску и обработке информации, постановке учебной задачи, организует работу с таблицей |
Отвечают на вопросы, актуализируют знания об особенностях художественного описания, работают с таблицей, выполняют в парах практическое задание по определению особенностей текста-описания животного, проверяют правильность выполнения работы, вносят коррективы |
Формирование позитивной самооценки (Л) Формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К) Построение речевого высказывания в устной форме (П) Планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок (Р) |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. |
Организует работу в группах, координирует действия учащихся, обеспечивает комфортные условия для коллективной работы и социализации результатов, контролирует правильность выполнения и оценки |
Делятся на группы, редактируют предложенные тексты, представляют результаты работы |
Контроль (Р) Оценка и коррекция (Р) Выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П) Построение понятных для партнера высказываний (К)
|
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. |
Предлагает выполнить зарядку, проговаривает текст |
Выполняют зарядку |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5.Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: ü мотивировать учащихся к деятельности;
ü координировать деятельность учащихся;
ü контролировать выполнения заданий |
Предлагает вариативные задания для самостоятельной работы, организует самостоятельную работу учащихся, контролирует выполнение ими заданий, организует самопроверку работы по эталону |
Выбирают задание, учитывая уровень своей подготовки, изучают инструкцию по выполнению задания, выполняют творческую работу, осуществляют самопроверку по эталону |
Самооценка личности (Л) Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие (Р) Умение строить речевые высказывания (П) Умение самостоятельно работать с материалом (Р) |
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель: ü оценить результаты собственной деятельности ü повторить способ нового знания ü чему научились, выполняя то или иное упражнение, какие трудности испытывали, с чем они были связаны, какие приемы можно взять на вооружение, чтобы создавать свои сочинения. |
Предлагает оценить результаты собственной деятельности |
Анализируют, оценивают результаты собственной деятельности, отвечая на вопросы: Чему научились на уроке? Что показалось трудным? Над чем следует поработать еще? Что понравилось? Запомнилось? |
Умение оценивать результаты действий, планировать работу (Р) Умение выражать свои мысли, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К) |
Пластинина Галина Григорьевна