12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кузина Марина Евгеньевна276
Россия, Брянская обл., Брянск

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: описание животного.

Цели: закрепить навыки определения описания как типа речи, анализа текста и его составления; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности; прививать любовь к братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать тип речи; составлять план, составлять текст-описание животного в соответствии с задачами художественного стиля речи; передавать свои эстетические впечатления, используя средства выразительности.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, презентация, аудиозапись.

 

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

Приветствие учителя. Детям предлагается ознакомиться с презентацией «Наши верные друзья». Звучит «Песня о собаке» (Е. Крылатов, из к/ф «Приключения Электроника»). В результате беседы с учителем ученики определяют тему урока, устанавливают цели.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Обсуждение вопросов:

В каких жизненных ситуациях мы можем говорить о собаках, читать о них или слушать? Тексты каких стилей речи, жанров, типов речи в каждом из этих случаев обычно создаются?

С текстом какого типа речи будем работать сегодня? Как вы определили? (сделан 1 кадр фотопленки) К какому стилю речи обратимся? Почему? Подсказкой послужит распечатанный текст песни.

Какова главная мысль нашей работы? Детям предлагается конкурс на возможные заглавия конструируемых текстов.

Давайте вспомним особенности текстов-описаний. Аналитическая работа с таблицей.

Учитель предлагает ученикам текст-описание животного.

Малыш – это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти.

Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик и большие, тёмные, я бы сказал, выразительные глаза. Так как у Малыша длинная шерсть между ушек, то ее закалывают брошкой, чтобы она не лезла в глаза.

Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.

Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапы, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить. 

Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль.

Охотно идет гулять. Стоит показать ременной его поводок, и он бежит ближе к двери.

Хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.

Задания

Определите стиль текста.

Тип текста.

Объясните лексическое значение слов: выразительные (глаза), семенит (ножками).

Найдите в тексте и выпишите примеры: сравнения, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составьте план текста.

Возможный вариант плана:

Общее впечатление (кличка, порода)

Внешний вид: голова, морда (глаза, уши, нос), туловище (размер, шерсть), лапы, хвост

Повадки

Работа проводится в парах с последующей социализацией результатов. Учитель использует раздаточный материал и ресурсы мультимедийной доски.

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа проводится в группах. Детям предлагаются тексты для редактирования. Результаты работы представляются классу с последующей защитой и обсуждением. Учитель контролирует и вносит коррективы.

Задание 1.

Прочитайте сочинения пятиклассников. Они написаны в форме письма. Понравились ли вам письма, интересно ли было их читать? Что удалось, на ваш взгляд, авторам? Есть ли недостатки? Могли бы вы дать ребятам какие-то советы, если бы прочитали письма до отправки? Какие?

А) Здравствуй, дорогая Оля!

Я сейчас пишу тебе, а рядом сидит мой новый маленький друг. Ты, наверное, догадалась, что мне подарили щенка. Оля, ты не представляешь себе, какой он смешной. Я назвала его Джеком. У него такая необыкновенная окраска: огненно-рыжая. Из-под удивленно поднятых бровей смотрят любопытные и умные карие глаза. Хвост у Джека непомерно длинный, и, когда он ходит, хвост непослушно раскачивается во все стороны. Уши у моего щенка преогромные и, если он наклоняется, полностью закрывают глаза. Лапы, как и хвост, совершенно не слушаются своего хозяина. Стоит ему куда-нибудь заторопиться, он сейчас же падает, и все из-за своих непослушных лап.

Оля, напиши мне о себе. До свидания. Таня.

Б) Здравствуй, Сережа!

Недавно мне подарили очень забавного щенка. Если бы ты увидел, какой он смешной. Кроме этого – игрун и забияка. Даже сейчас, когда я пишу тебе это письмо, он теребит мои ноги. Щенок весь рыжий, когда я сажусь в кресло или ложусь спать, он всегда ложится рядом и сторожит меня. Если меня кто-нибудь тронет, он начинает недовольно рычать, так как лаять пока не умеет. Приезжай к нам в гости и сам увидишь его.

Александр.

Задание 2.

Устраните повторы.

Однажды я нашел на улице щенка. У щенка были грустные глаза. Глаза у него были большие и карие. Наш Дружок мне очень нравится. У Дружка рыжая шерстка с белыми пятнами.

Динамическая пауза

Включение изученного в систему знаний

Учащиеся получают вариативное задание, самостоятельно выполняют его с последующей самопроверкой по эталону. Учитель координирует деятельность учащихся и контролирует выполнение заданий.

Задание 1.

Используя материал урока и жизненный опыт, опишите вашу «знакомую» собаку. Постарайтесь убедить читателя в том, что животное действительно интересное, что вы его хорошо знаете и любите. Вспомните, как собака охотится, играет, открывает дверь, выполняет команды, встречает хозяина.

Задание 2.

Восстановите текст.

Дружок – это … щенок .Шерсть у него … . Мордочка … . У щенка … глаза и … нос. Уши у него … . У Дружка … лапки и … хвост. Он любит … .

Рефлексия

Ученики отвечают на вопросы:

Чему научились на уроке?

Что понравилось, запомнилось?


 

Список использованной литературы:

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М.: ВАКО, 2014

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Линка-пресс, 1994

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: Творческий центр Сфера, 2004

Никитина Е.Н. Русская речь. Учебное пособие для 5-7 классов. М.: Просвещение, 1992

 

 

Технологическая карта урока развития речи

Класс: 5

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык. 5 класс» под ред. Н.М. Шанского (М.: Просвещение)

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: подготовка к сочинению

Тема урока: описание животного

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.

 

 

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к животным,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста сочинения.

Метапредметные УУД:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

ü  мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

ü  осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Создает эмоциональную обстановку для мотивирования учащихся к учебной деятельности

 

 

Знакомятся с презентацией «Наши верные друзья», слушают «Песню о собаке», определяют тему урока, устанавливают цели

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Умение вычленять нужную информацию (П)

Формирование гуманных чувств (Л)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

ü  актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

ü  актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Проводит аналитическую беседу, организует деятельность по поиску и обработке информации, постановке учебной задачи, организует работу с таблицей

Отвечают на вопросы, актуализируют знания об особенностях художественного описания, работают с таблицей, выполняют в парах практическое задание по определению особенностей текста-описания животного, проверяют правильность выполнения работы, вносят коррективы

Формирование позитивной самооценки (Л)

Формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

Построение речевого высказывания в устной форме (П)

Планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок (Р)

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи  (10 мин.)

 

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организует работу в группах, координирует действия учащихся, обеспечивает комфортные условия для коллективной работы и социализации результатов, контролирует правильность выполнения и оценки

Делятся на группы, редактируют предложенные тексты, представляют результаты работы

Контроль (Р)

Оценка и коррекция (Р)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П)

Построение понятных для партнера высказываний (К)

 

4.Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Предлагает выполнить зарядку, проговаривает текст

Выполняют зарядку

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

ü  мотивировать учащихся к деятельности;

 

ü  координировать деятельность учащихся;

 

ü  контролировать

выполнения заданий

Предлагает вариативные задания для самостоятельной работы, организует самостоятельную работу учащихся, контролирует выполнение ими заданий, организует самопроверку работы по эталону

Выбирают задание, учитывая уровень своей подготовки, изучают инструкцию по выполнению задания, выполняют творческую работу, осуществляют самопроверку по эталону

Самооценка личности (Л)

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие (Р)

Умение строить речевые высказывания (П)

Умение самостоятельно работать с материалом (Р)

6.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

ü  оценить результаты собственной деятельности

ü  повторить способ нового знания

ü  чему  научились, выполняя то или иное упражнение, какие трудности испытывали, с чем они были связаны, какие приемы можно взять на вооружение, чтобы создавать свои сочинения.

Предлагает оценить результаты собственной деятельности

Анализируют, оценивают результаты собственной деятельности, отвечая на вопросы:

Чему научились на уроке?

Что показалось трудным?

Над чем следует поработать еще?

Что понравилось? Запомнилось?

Умение оценивать результаты действий, планировать работу (Р)

Умение выражать свои мысли, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К)

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Пластинина Галина Григорьевна, 04.03.17 в 20:11 1 Ответить Пожаловаться
Марина Евгеньевна,очень хороший урок развития речи, они обычно даются с трудом, особенно когда дети выполняют практическую работу. А в вашем материале урока думаю дети легко напишут сочинение. Спасибо за материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.