Урок развития речи в 5 классе «Устное сочинение-описание животного на основе личных впечатлений»

11
6
Материал опубликован 17 February 2018

Устное сочинение-описание животного на основе личных впечатлений

(урок развития речи в 5 классе)

Цели:

образовательные: повторить стили и типы речи; выяснить особенности построения сочинения-описания животного в художественном и научном стилях;  научиться составлять художественное описание, аргументировать свое мнение; 

развивающие: развивать образное мышление, творческие способности обучающихся;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, прививать бережное отношение к животным.

Оборудование: раздаточный материал, фотографии белки, аудиозаписи: «Песенка белочки» В.Шаинского, «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Зимнее утро» П.Чайковского, отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Межпредметные связи: литература, музыка, биология.
Тип урока: урок развития связной речи.

Природа будит в нас потребность любви…

                                                                                             Иван Тургенев
                                                          Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Дети, сегодня на улице прекрасная погода, давайте посмотрим в окно и вспомним, с каким настроением вы пришли в школу? Почему? (ответы детей)

Сегодня мы будем говорить о любви к природе, и эпиграфом к нашему необычному уроку будут слова замечательного русского писателя Ивана Тургенева: «Природа будит в нас потребность любви…»

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- А что мы понимаем под словом «природа»?

Именно о животном пойдет речь на нашем уроке, пока мы не знаем о каком именно, мы попытаемся выяснить это позже (прием «Отсроченная догадка»). А сейчас, давайте повторим изученное: (прием «тонкие вопросы»):

- Какие бывают стили речи?

- Какие типы речи вы знаете?

- С какими видами описаний мы уже знакомы?

- На какой вопрос отвечает описание?

- Все ли предметы могут быть описаны?

- В каких стилях могут быть описания?

Слово учителя. Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Совершенно верно, мы будем описывать животное. Давайте послушаем песню композитора Владимира Шаинского и узнаем, какое животное нам предстоит описать.

Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку. Давайте откроем тетради, запишем дату и тему урока.

Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться?

II. Сейчас мы поработаем с вами в парах. На партах лежат карточки с заданиями, внимательно прочитайте и выполните предложенные задания.

Задание 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
                                                                         Белка

Белка – небольшой лесной зверек, однако довольно часто его можно встретить в современных городских парках.

Тело и хвост белки примерно одинакового размера: 20-35 см, а масса составляет 200-1000 г, в зависимости от времени года (как правило, летом вес зверька меньше).

Цвет меха у белки варьируется от рыжеватого до серовато-бурого. На задних лапках зверька имеются острые коготки, благодаря которым белка прекрасно лазает по деревьям. Питается белка в основном семенами сосновых растений, хотя в рационе могут быть также орехи, желуди, ягоды и даже насекомые.

Задание 2. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Белочка

Белочка – небольшой привлекательный зверек с симпатичными кисточками на ушках и рыжим пушистым хвостом. Если вам посчастливилось увидеть белочку вблизи, то вы непременно увидите ее изящную мордочку со смышлеными черными глазками.

Все движения этой лесной красавицы быстры, но в то же время утонченны. Она быстро перебегает от одного дерева к другому, молниеносно вскарабкивается по стволу, перелетает с ветки на ветку. Самым главным украшением зверька является большой пушистый хвост – настоящая гордость белочки. Когда она наблюдает за окружающими или грызет шишку, то непременно старается распушить свой хвостик.

Задание 3. Составьте из начальных букв слова «белочка» текст.
Б

Е

Л

О

Ч

К

А

II. Работа над составлением сочинения. 

Итак, мы повторили основные сведения о видах описаний, теперь нам предстоит работа над самим описанием животного. Давайте подумаем, что можно описать у животного?

1. Словарная работа.
Размер – маленькая, средняя, большая ...
Цвет шерсти – рыжий, огненно-бурый, серебристо-палевый …
Действия – перелетает с ветки на ветку, прыгает, распушив хвост, бегает, грызет орехи, взбирается по стволу дерева …
Повадки – изящны и утонченны, прячет орехи, сидит в дупле, наблюдает за окружающими ...

2. Беседа.

- Какие лексические синонимы можно подобрать к слову «белка»? (зверек, животное, грызун, она)

- Дети, подумайте, можно ли сказать, что... (Редактирование высказываний)
У моей кошки длинное лицо и тонкие ноготки.
У коня высокие ноги.
У моего какаду забавный нос.
Давайте сделаем вывод.

3. Физкультминутка.

Утром белочка проснулась,

Повертелась, потянулась!

Поклонилась, улыбнулась,

За орешками нагнулась.

Лапками потопала,

И еще похлопала,

Снова потянулась,

На место вернулась.

4. А сейчас поработаем в группах. Перед вами карточки, на них - примерный план описания белочки. По такому плану можно описать любое животное. Объединитесь в группы и внимательно посмотрите на свои задания.

План (ориентировочный)
1. Белочка – изящное лесное животное.
2. Внешние особенности.
3. Питание белки.
4. Ее поведение, повадки.
 

Группа 1. Составьте сочинение-описание белочки по данному началу. Обратите внимание на настроение зверька, какие чувства он может вызвать у нас? 

С каждым днем становилось все холоднее. Осень полноправно входила в свои права сезонной хозяйки. Листья тихо опадали с помрачневших деревьев, птицы готовились к отлету в теплые края. В дупле березы сидела белочка.

Группа 2. Представьте себя организатором фотовыставки. Придумайте ей название. Прокомментируйте каждую фотографию.

Примерное начало: Добрый день! Сегодня на фотовыставке «…» мы познакомим вас с …. На первой фотографии под названием ... вы видите белочку, которая ... .

Группа 3. Составьте синквейн к образу белочки.
1. Белочка
2. Какая?
3. Что делает?
4. Личное отношение?
5. Какие ассоциации вызывает?

5. А сейчас давайте прослушаем отрывок из замечательной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», в нем говорится о белочке. (Читает подготовленный ученик)

- Какой вы представили эту героиню сказки?

Музыку к этой сказке написал удивительный композитор Николай Римский-Корсаков, давайте послушаем, о чем поет белочка в песне.

(Аудиозапись «Песня белки» Н.Римского-Корсакова)

- Совпали ли ваши представления о белочке после прослушивания музыки?

Как вы уже догадались, описать не только белочку, но и любое животное можно с помощью музыки. Прослушайте еще один музыкальный фрагмент композитора П.И.Чайковского.

- Какой теперь вам представляется белка?

6.Рефлексия. Прием «Лестница успеха»

Сегодня на уроке у меня получилось..

Я смог…

Теперь я знаю …
IV. Оценивание достижений учащихся, комментирование ответов.

V. Домашнее задание (в качестве «идеального» домашнего задания за хорошую работу учащихся на уроке предложить вариант: никакого домашнего задания)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

4 June 2022

Большое спасибо, уважаемая Марина Юрьевна!

4 June 2022

Спасибо, полезная работа!

14 July 2022

Уважаемая Вера Сергеевна, спасибо за положительный отзыв)

15 July 2022

Спасибо, Людмила Ивановна! полезный ресурс!

15 September 2022

Буду очень рада, если пригодится, уважаемая Галина Геннадьевна!

15 September 2022