12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вовк Людмила Ивановна509

Устное сочинение-описание животного на основе личных впечатлений

(урок развития речи в 5 классе)

Цели:

образовательные: повторить стили и типы речи; выяснить особенности построения сочинения-описания животного в художественном и научном стилях;  научиться составлять художественное описание, аргументировать свое мнение; 

развивающие: развивать образное мышление, творческие способности обучающихся;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, прививать бережное отношение к животным.

Оборудование: раздаточный материал, фотографии белки, аудиозаписи: «Песенка белочки» В.Шаинского, «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Зимнее утро» П.Чайковского, отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Межпредметные связи: литература, музыка, биология.
Тип урока: урок развития связной речи.

Природа будит в нас потребность любви…

                                                                                             Иван Тургенев
                                                          Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Дети, сегодня на улице прекрасная погода, давайте посмотрим в окно и вспомним, с каким настроением вы пришли в школу? Почему? (ответы детей)

Сегодня мы будем говорить о любви к природе, и эпиграфом к нашему необычному уроку будут слова замечательного русского писателя Ивана Тургенева: «Природа будит в нас потребность любви…»

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- А что мы понимаем под словом «природа»?

Именно о животном пойдет речь на нашем уроке, пока мы не знаем о каком именно, мы попытаемся выяснить это позже (прием «Отсроченная догадка»). А сейчас, давайте повторим изученное: (прием «тонкие вопросы»):

- Какие бывают стили речи?

- Какие типы речи вы знаете?

- С какими видами описаний мы уже знакомы?

- На какой вопрос отвечает описание?

- Все ли предметы могут быть описаны?

- В каких стилях могут быть описания?

Слово учителя. Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Совершенно верно, мы будем описывать животное. Давайте послушаем песню композитора Владимира Шаинского и узнаем, какое животное нам предстоит описать.

Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку. Давайте откроем тетради, запишем дату и тему урока.

Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться?

II. Сейчас мы поработаем с вами в парах. На партах лежат карточки с заданиями, внимательно прочитайте и выполните предложенные задания.

Задание 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
                                                                         Белка

Белка – небольшой лесной зверек, однако довольно часто его можно встретить в современных городских парках.

Тело и хвост белки примерно одинакового размера: 20-35 см, а масса составляет 200-1000 г, в зависимости от времени года (как правило, летом вес зверька меньше).

Цвет меха у белки варьируется от рыжеватого до серовато-бурого. На задних лапках зверька имеются острые коготки, благодаря которым белка прекрасно лазает по деревьям. Питается белка в основном семенами сосновых растений, хотя в рационе могут быть также орехи, желуди, ягоды и даже насекомые.

Задание 2. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Белочка

Белочка – небольшой привлекательный зверек с симпатичными кисточками на ушках и рыжим пушистым хвостом. Если вам посчастливилось увидеть белочку вблизи, то вы непременно увидите ее изящную мордочку со смышлеными черными глазками.

Все движения этой лесной красавицы быстры, но в то же время утонченны. Она быстро перебегает от одного дерева к другому, молниеносно вскарабкивается по стволу, перелетает с ветки на ветку. Самым главным украшением зверька является большой пушистый хвост – настоящая гордость белочки. Когда она наблюдает за окружающими или грызет шишку, то непременно старается распушить свой хвостик.

Задание 3. Составьте из начальных букв слова «белочка» текст.
Б

Е

Л

О

Ч

К

А

II. Работа над составлением сочинения. 

Итак, мы повторили основные сведения о видах описаний, теперь нам предстоит работа над самим описанием животного. Давайте подумаем, что можно описать у животного?

1. Словарная работа.
Размер – маленькая, средняя, большая ...
Цвет шерсти – рыжий, огненно-бурый, серебристо-палевый …
Действия – перелетает с ветки на ветку, прыгает, распушив хвост, бегает, грызет орехи, взбирается по стволу дерева …
Повадки – изящны и утонченны, прячет орехи, сидит в дупле, наблюдает за окружающими ...

2. Беседа.

- Какие лексические синонимы можно подобрать к слову «белка»? (зверек, животное, грызун, она)

- Дети, подумайте, можно ли сказать, что... (Редактирование высказываний)
У моей кошки длинное лицо и тонкие ноготки.
У коня высокие ноги.
У моего какаду забавный нос.
Давайте сделаем вывод.

3. Физкультминутка.

Утром белочка проснулась,

Повертелась, потянулась!

Поклонилась, улыбнулась,

За орешками нагнулась.

Лапками потопала,

И еще похлопала,

Снова потянулась,

На место вернулась.

4. А сейчас поработаем в группах. Перед вами карточки, на них - примерный план описания белочки. По такому плану можно описать любое животное. Объединитесь в группы и внимательно посмотрите на свои задания.

План (ориентировочный)
1. Белочка – изящное лесное животное.
2. Внешние особенности.
3. Питание белки.
4. Ее поведение, повадки.
 

Группа 1. Составьте сочинение-описание белочки по данному началу. Обратите внимание на настроение зверька, какие чувства он может вызвать у нас? 

С каждым днем становилось все холоднее. Осень полноправно входила в свои права сезонной хозяйки. Листья тихо опадали с помрачневших деревьев, птицы готовились к отлету в теплые края. В дупле березы сидела белочка.

Группа 2. Представьте себя организатором фотовыставки. Придумайте ей название. Прокомментируйте каждую фотографию.

Примерное начало: Добрый день! Сегодня на фотовыставке «…» мы познакомим вас с …. На первой фотографии под названием ... вы видите белочку, которая ... .

Группа 3. Составьте синквейн к образу белочки.
1. Белочка
2. Какая?
3. Что делает?
4. Личное отношение?
5. Какие ассоциации вызывает?

5. А сейчас давайте прослушаем отрывок из замечательной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», в нем говорится о белочке. (Читает подготовленный ученик)

- Какой вы представили эту героиню сказки?

Музыку к этой сказке написал удивительный композитор Николай Римский-Корсаков, давайте послушаем, о чем поет белочка в песне.

(Аудиозапись «Песня белки» Н.Римского-Корсакова)

- Совпали ли ваши представления о белочке после прослушивания музыки?

Как вы уже догадались, описать не только белочку, но и любое животное можно с помощью музыки. Прослушайте еще один музыкальный фрагмент композитора П.И.Чайковского.

- Какой теперь вам представляется белка?

6.Рефлексия. Прием «Лестница успеха»

Сегодня на уроке у меня получилось..

Я смог…

Теперь я знаю …
IV. Оценивание достижений учащихся, комментирование ответов.

V. Домашнее задание (в качестве «идеального» домашнего задания за хорошую работу учащихся на уроке предложить вариант: никакого домашнего задания)

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.06.22 в 08:46 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Вовк Людмила Ивановна, 04.06.22 в 20:49 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, уважаемая Марина Юрьевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 14.07.22 в 15:41 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, полезная работа!
Вовк Людмила Ивановна, 15.07.22 в 13:55 1Ответить Пожаловаться
Уважаемая Вера Сергеевна, спасибо за положительный отзыв)
Селиванова Галина Геннадьевна, 15.09.22 в 11:51 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Ивановна! полезный ресурс!
Вовк Людмила Ивановна, 15.09.22 в 16:14 0Ответить Пожаловаться
Буду очень рада, если пригодится, уважаемая Галина Геннадьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.