Урок по географии на тему «Тепло в атмосфере» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 29 March

муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноборская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по географии

«Тепло в атмосфере»

 

 

 

 

 

 

Разработчик: учитель географии

высшей квалификационной категории

Кузовлева Татьяна Александровна

 

 

 

Красный Бор, 2023

 

Краткое описание

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Кузовлева Татьяна Александровна

Округ

Шатковский

Место работы

МОУ «Красноборская средняя школа»

Должность

Учитель географии и биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

География

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Программа для общеобразовательных учреждений. География. 5-9 классы. Авт.: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, линия «Полярная звезда», М., «Просвещение», 2022

 

Тема учебного занятия

Тепло в атмосфере

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок - исследование

Методы работы

проблемный, исследовательский

Формы работы учащихся

групповая

Оборудование

для экспериментальной работы (настольные лампы, линейки, картонные квадраты с отверстиями и без отверстий, листы белой бумаги, лист черной бумаги, безопасные стекла), карточки задания, таблицы рефлексии «Сотрудничество» (Приложение 1,2).

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Раздел программы: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Название и номер урока: «Тепло в атмосфере», урок № 12 (2-й в данном разделе)

Средства обучения:

Печатные пособия:

 

1.География. 5-6 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина [и др.].

- 12-е изд., перераб. –Москва: «Просвещение», 2023. - 191 с. ил., карты. – (Полярная звезда).

Николина В. В. География. Поурочные разработки. 5 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда). – М.: Просвещение, 2019 – 144 с.

Николина В.В. География. Мой тренажер 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.:Просвещение, 2018 – 80с.

 

Планируемые результаты:

 

Цель

Исследование представлений о нагревании атмосферного воздуха

Предметные

Определение и объяснение условий нагревания атмосферного воздуха; изменения температуры воздуха в течение суток; изменения температуры воздуха с высотой; выявление закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам;

определение и сравнение значения амплитуды температур; вычисление средних температур по календарю погоды;

развитие функциональной грамотности (математической, естественнонаучной).

Метапредметные

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками географической информации, извлекать информацию и проводить сравнение, обобщать, делать выводы; выявлять причинно-следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом; умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, высказывать суждения. Умение выдвигать гипотезы; находить ответы на вопросы в тексте; эксперементировать;

проводить мини-исследование.
Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике).
КоммуникативныеУУД: - умение организовывать учебное сотрудничество в группе, с учителем, со сверстниками;

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
 

Личностные

Осознание значимости географических знаний для современного человека; развитие интереса к процессу обучения; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в учебной группе.

Обладание опытом участия в исследовательской деятельности.

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Мотивационно-ориентировочная часть

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Настраивает на тесное и активное сотрудничество. Создает положительный настрой.

 

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места

 

Актуализация ранее изученного материала

Проверка выполнения домашнего задания, опрос в виде фронтальной беседы по вопросам: (демонстрация вопросов и ответов на экране)

Что такое атмосфера?

Из каких газов состоит атмосфера?

 

 

 

Где содержится 80% всей массы воздуха?

Как изменяется температура в тропосфере при подъеме на 1км?

Где встречаются кучевые облака?

Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо черным?

Какие явления можно наблюдать в атмосфере?

Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые Солнцем, сталкиваются на высоте 80-500 км с атомами и молекулами, отчего последние начинают излучать свет. Как называется это явление?

Какие показатели характеризуют погоду?

 

 

-Атмосфера – газовая оболочка Земли, имеет большое значение для жизни на Земле.

-Атмосферный воздух состоит из азота (78%), кислорода (почти 21%) и все остальные газы составляют 1 %.

 

-В тропосфере

-Понижается на 60 С

 

-В тропосфере

-Верхние слои атмосферы

 

Сумерки, зори, полярное сияние

Северное сияние

 

 

 

Перечисляют: температура, влажность, ветер, давление, осадки

Мотивация к изучению

нового мате­риала

Цель: Подведение детей к

основного проблемного вопроса урока

За этими показателями, как мы помним, ведутся постоянные наблюдения. В учебнике на стр.133 рассмотрите таблицу суточного хода температур. Проанализируйте данные таблицы. Возникли ли у вас вопросы по данным таблицы.

 

 

 

 

На какой вопрос нам надо предварительно ответить, чтобы объяснить выявленные нами факты.

Анализируют данные таблицы. Показания температуры снимались каждые три часа. Самая низкая температура была отмечена в 6 часов утра, а самая высокая в 15 часов. Формулируют вопрос: почему максимальная температура воздуха не наблюдается в полдень, когда солнце стоит выше всего над горизонтом, а самая низкая температура не ночью, а утром?

 

Самостоятельно выявляют проблемы на основе анализа статистических данных

Формулируют проблемный вопрос урока: как нагревается атмосферный воздух?

Осознают значение статистического метода исследования в географии

Операционно-познавательная часть

III . Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: решение познавательных задач в процессе приобретения и применения учебных действий

Нагревание атмосферного воздуха

 

 

 

 

 

 

 

1.Давайте попробуем выдвинуть гипотезы: что может являться источником тепла для атмосферного воздуха.

 

 

 

2. Итак, проверим нашу гипотезу.

Групповая работа. Класс делится группы

Задания для групп в приложении.

 

 

 

3. Сделайте вывод о верности вашей гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует закономерность: при подъеме на каждые 1000 метров температура воздуха понижается на 6ºС.

 

 

1.Выдвигают гипотезы, главной из которых является: - Источником тепла для атмосферного воздуха является Солнце.

Осваивают исследовательский метод. Проводят мини исследование

2. 1 группа на основе тактильных ощущений делает вывод о том, что стекло практически не нагрелось.

2 группа выявляют закономерность понижения температуры воздуха с высотой.

 

Делают вывод о том, что гипотеза не верна, поскольку в первом случае – «солнечный луч» не нагрел прозрачное тело, а во втором случае – близость к источнику энергии не выразилось в повышении температуры воздуха.

Высказывают предположение

Поскольку температура воздуха уменьшается по мере удаления от земной поверхности, можно предположить, что воздух нагревается от земной поверхности.

 

Подстилающая поверхность

1.Земная поверхность сама не является источником энергии.

Какой вопрос в связи с этим возникает?

 

2.Две группы наших специалистов уже могут кое-что нам прояснить.

Первая группа сравнивала степень нагревания поверхностей разного цвета. Что вы наблюдали? Можете ли вы сделать вывод?

 

2 группа учащихся по учебнику (с. 135) изучала нагревание поверхности в зависимости от угла наклона солнечных лучей. Познакомьте нас с результатами вашей работы. Сформулируйте вывод.

 

 

 

 

 

1.Формулируют вопрос: от чего зависит нагревание земной поверхности

 

2.Участники первой группы сообщают о наблюдении лучшей степени нагрева темной поверхности. И делают вывод о том, что нагревание земной поверхности зависит от цвета.

 

3.Участники второй группы сообщают о том, что угол падения солнечных лучей зависит от широты местности:

- чем дальше от экватора и чем ближе к полюсам, тем ниже стоит Солнце над горизонтом;

-чем ниже стоит Солнце над горизонтом, тем меньше угол падения солнечных лучей на поверхность Земли;

- чем меньше угол падения лучей, тем меньше солнечной энергии – света и тепла – приходится на единицу площади поверхности Земли, тем меньше тепла она получает.

Формулируют вывод о том, что чем больше угол наклона солнечных лучей, тем поверхность освещается ( и нагревается ) лучше.

 

Изменение температуры воздуха в течении суток

Вернемся к таблице суточного хода температур на стр.133

Определим среднюю суточную температуру воздуха

В учебнике на стр.132 найдем значение понятия «амплитуда температур» и с помощью определения учебника рассчитаем амплитуду температур для нашего примера

 

Изучают рубрику «Шаг за шагом» на с. 133 учебника.

Выполняют задание в тетради.

Формулируют понятие: амплитуда температур – это разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха.

Рассчитывают показатель суточной амплитуды температуры на данном примере:

17 º С – 6 º С = 11 ºС

IV. Закрепление изученного материала

Цель: Освоение спо­соба действия с полученны­ми знаниями в практиче­ской деятель­ности

 

Географический диктант.

Учитель произносит неоконченную фразу, а ученики записывают недостающие слова в тетрадь.

«Основное тепло воздух получает от ________________,

которая, в свою очередь, нагревается за счет _____тепла.

Степень нагревания зависит от _______поверхности и от ______наклона ___________.

 

 

Записывают следующие слова: земной поверхности, солнечного, цвета (характера), угла, солнечных лучей. (слова можно прикрепить на доску)

Оценивают правильность усвоения материала урока.

 

Рефлексивно-оценочная часть

V. Рефлексия учебной

дея­тельности

Цель: соотнесение результатов собственной и коллективной деятельности с целями и задачами урока

Рефлексивный прием «Сотрудничество»

Каждому учащемуся предлагается заполнить рефлексивную таблицу «Сотрудничество».

Приложение 2

Заполняя таблицу, анализируют степень и характер своего участия в коллективной групповой работе

 

VI. Подведе­ние итогов

3-4 мин.

Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Домашнее задание

 

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке: - Выполнили ли мы цель, которую поставили на уроке?

Какие приобретённые знания с урока вам пригодятся в повседневной жизни.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу во время урока.

 

Комментирует д/з:

 

1.Выполните задания 1-7 § 40 на стр.133 учебника

2.Выполните задания 1- 6 § 41 на стр.136 учебника

2.Выполните задания 6-7 в тетради «Мой тренажер» стр. 62

Слушают учителя

Высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

Записывают задание

Задают уточняющие вопросы

 

 

Литература

 

География. 7. Мой тренажёр. В.В. Николина, М., «Просвещение», 2018

География 7. Поурочные разработки. В. В. Николина, М., «Просвещение», 2019

Атлас география, 7класс, комплект контурных карт, география, 7 класс.

География . Страны и континенты 7кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/ под ред. А.И. Алексеева.-11-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2016.

География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 224 с.

Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков / авт.-сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова, Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.

Ступникова А.Д. Справочник учителя географии / авт. – сост. А.Д. Ступникова. – Волгоград: Учитель, 2020. -215 с.

http://festival.1september.ru/articles/310503/

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/differentsirovannoe-obuchenie-na-urokakh-geografi

 

Приложение 1

Задания для групповой исследовательской работы

 

1 группа

 

Оборудование: настольная лампа, безопасное стекло, темная бумага, белый лист бумаги.

 

Включим лампу и расположим ее так, чтобы она светила на поверхность темного листа через стекло. Лампу расположим на расстоянии 10 см от поверхности, а между ними - стекло. Через 5 мин проверим степень нагревания стекла и обложки.

Запишем результаты наблюдений: по окончании эксперимента мы наблюдаем, что стекло _______________.

Если учесть, что лампа в данном эксперименте заменила нам Солнце, а прозрачное стекло – атмосферу, сделайте вывод о том, нагревается ли воздух от Солнца.

Положите рядом темный и белый лист бумаги и повторите эксперимент, без стекла.

Сравните степень нагревания темного и белого листа и сформулируйте вывод.


 


 

2 группа

 

Прочитайте текст

27 июля 2017 года мы предприняли удачную попытку восхождения на гору Эльбрус. Целью данного восхождения было не покорение самой высокой точки России и не экстремальный отдых. Мы исследовали, как изменяется температура воздуха с высотой. Поэтому наша группа разделилась, и каждый участник должен был зафиксировать температуру воздуха в разных местах, но одновременно – в 13.00. Результаты наблюдений мы поместили в таблицу.


 

Место наблюдений

Высота над уровнем моря, м

Температура, º С

1.Город Минеральные Воды

(место посадки самолета)

350

27,5

2.Пос. Терской (базовый лагерь)

2100

17

3.Поляна Чегет (окрестности поселка)

2000

17,6

4.Поляна Азау (окрестности поселка)

2300

15,8

5.Станция Гара-Баши канатной дороги (приют)

3800

7,1

6.Скалы Пастухова (место тренировки)

4500

2,6

7.Седловина между западной и восточной вершинами Эльбруса)

5340

-2,4

8.Западная вершина Эльбруса

5642

-4,3


 

Проанализируйте данные таблицы и закончите фразу: «Температура воздуха с высотой ________________».

Если учесть, что при подъеме в горы источник энергии Солнце становиться ближе, то можем ли мы сказать, что наша гипотеза о том, что воздух нагревается от Солнца, верен?

Можете ли вы установить закономерность изменения температуры с высотой? Для этого начертите график изменения температуры на миллиметровой бумаге.

Сформулируйте вывод: «На каждые 1 км высоты температура воздуха _______________ на ___________ º С.


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Рефлексивный прием «Сотрудничество»

 

Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком «+», насколько ты согласен с данным утверждением.

 

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

 

 

 

 

При разногласиях я принимаю другое решение

 

 

 

 

Большинство решений предложено мной

 

 

 

 

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

 

 

 

 

Работать в группе труднее, чем одному

 

 

 

 

Мне интереснее и полезнее работать в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации