Урок по географии на тему «Тепло в атмосфере» (6 класс)
муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноборская средняя школа»
Методическая разработка урока по географии
«Тепло в атмосфере»
Разработчик: учитель географии
высшей квалификационной категории
Кузовлева Татьяна Александровна
Красный Бор, 2023
Краткое описание
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Кузовлева Татьяна Александровна |
Округ |
Шатковский |
Место работы |
МОУ «Красноборская средняя школа» |
Должность |
Учитель географии и биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет |
География |
Класс |
6 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
Программа для общеобразовательных учреждений. География. 5-9 классы. Авт.: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, линия «Полярная звезда», М., «Просвещение», 2022
|
Тема учебного занятия |
Тепло в атмосфере |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Урок - исследование |
Методы работы |
проблемный, исследовательский |
Формы работы учащихся |
групповая |
Оборудование |
для экспериментальной работы (настольные лампы, линейки, картонные квадраты с отверстиями и без отверстий, листы белой бумаги, лист черной бумаги, безопасные стекла), карточки задания, таблицы рефлексии «Сотрудничество» (Приложение 1,2). |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
Раздел программы: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» Название и номер урока: «Тепло в атмосфере», урок № 12 (2-й в данном разделе) |
Средства обучения: Печатные пособия:
|
1.География. 5-6 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина [и др.]. - 12-е изд., перераб. –Москва: «Просвещение», 2023. - 191 с. ил., карты. – (Полярная звезда). Николина В. В. География. Поурочные разработки. 5 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда). – М.: Просвещение, 2019 – 144 с. Николина В.В. География. Мой тренажер 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.:Просвещение, 2018 – 80с. |
Планируемые результаты:
Цель |
Исследование представлений о нагревании атмосферного воздуха |
Предметные |
Определение и объяснение условий нагревания атмосферного воздуха; изменения температуры воздуха в течение суток; изменения температуры воздуха с высотой; выявление закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам; определение и сравнение значения амплитуды температур; вычисление средних температур по календарю погоды; развитие функциональной грамотности (математической, естественнонаучной). |
Метапредметные |
Познавательные УУД: умение работать с разными источниками географической информации, извлекать информацию и проводить сравнение, обобщать, делать выводы; выявлять причинно-следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом; умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, высказывать суждения. Умение выдвигать гипотезы; находить ответы на вопросы в тексте; эксперементировать; проводить мини-исследование. -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока. |
Личностные |
Осознание значимости географических знаний для современного человека; развитие интереса к процессу обучения; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в учебной группе. Обладание опытом участия в исследовательской деятельности.
|
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Мотивационно-ориентировочная часть |
||
Организационный момент Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая |
Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Настраивает на тесное и активное сотрудничество. Создает положительный настрой.
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места
|
Актуализация ранее изученного материала |
Проверка выполнения домашнего задания, опрос в виде фронтальной беседы по вопросам: (демонстрация вопросов и ответов на экране) Что такое атмосфера? Из каких газов состоит атмосфера?
Где содержится 80% всей массы воздуха? Как изменяется температура в тропосфере при подъеме на 1км? Где встречаются кучевые облака? Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо черным? Какие явления можно наблюдать в атмосфере? Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые Солнцем, сталкиваются на высоте 80-500 км с атомами и молекулами, отчего последние начинают излучать свет. Как называется это явление? Какие показатели характеризуют погоду? |
-Атмосфера – газовая оболочка Земли, имеет большое значение для жизни на Земле. -Атмосферный воздух состоит из азота (78%), кислорода (почти 21%) и все остальные газы составляют 1 %.
-В тропосфере -Понижается на 60 С
-В тропосфере -Верхние слои атмосферы
Сумерки, зори, полярное сияние Северное сияние
Перечисляют: температура, влажность, ветер, давление, осадки |
Мотивация к изучению нового материала Цель: Подведение детей к основного проблемного вопроса урока |
За этими показателями, как мы помним, ведутся постоянные наблюдения. В учебнике на стр.133 рассмотрите таблицу суточного хода температур. Проанализируйте данные таблицы. Возникли ли у вас вопросы по данным таблицы.
На какой вопрос нам надо предварительно ответить, чтобы объяснить выявленные нами факты. |
Анализируют данные таблицы. Показания температуры снимались каждые три часа. Самая низкая температура была отмечена в 6 часов утра, а самая высокая в 15 часов. Формулируют вопрос: почему максимальная температура воздуха не наблюдается в полдень, когда солнце стоит выше всего над горизонтом, а самая низкая температура не ночью, а утром?
Самостоятельно выявляют проблемы на основе анализа статистических данных Формулируют проблемный вопрос урока: как нагревается атмосферный воздух? Осознают значение статистического метода исследования в географии |
Операционно-познавательная часть |
||
III . Усвоение новых знаний и способов действий Цель: решение познавательных задач в процессе приобретения и применения учебных действий Нагревание атмосферного воздуха
|
1.Давайте попробуем выдвинуть гипотезы: что может являться источником тепла для атмосферного воздуха.
2. Итак, проверим нашу гипотезу. Групповая работа. Класс делится группы Задания для групп в приложении.
3. Сделайте вывод о верности вашей гипотезы.
Существует закономерность: при подъеме на каждые 1000 метров температура воздуха понижается на 6ºС.
|
1.Выдвигают гипотезы, главной из которых является: - Источником тепла для атмосферного воздуха является Солнце. Осваивают исследовательский метод. Проводят мини исследование 2. 1 группа на основе тактильных ощущений делает вывод о том, что стекло практически не нагрелось. 2 группа выявляют закономерность понижения температуры воздуха с высотой.
Делают вывод о том, что гипотеза не верна, поскольку в первом случае – «солнечный луч» не нагрел прозрачное тело, а во втором случае – близость к источнику энергии не выразилось в повышении температуры воздуха. Высказывают предположение Поскольку температура воздуха уменьшается по мере удаления от земной поверхности, можно предположить, что воздух нагревается от земной поверхности.
|
Подстилающая поверхность |
1.Земная поверхность сама не является источником энергии. Какой вопрос в связи с этим возникает?
2.Две группы наших специалистов уже могут кое-что нам прояснить. Первая группа сравнивала степень нагревания поверхностей разного цвета. Что вы наблюдали? Можете ли вы сделать вывод?
2 группа учащихся по учебнику (с. 135) изучала нагревание поверхности в зависимости от угла наклона солнечных лучей. Познакомьте нас с результатами вашей работы. Сформулируйте вывод.
|
1.Формулируют вопрос: от чего зависит нагревание земной поверхности
2.Участники первой группы сообщают о наблюдении лучшей степени нагрева темной поверхности. И делают вывод о том, что нагревание земной поверхности зависит от цвета.
3.Участники второй группы сообщают о том, что угол падения солнечных лучей зависит от широты местности: - чем дальше от экватора и чем ближе к полюсам, тем ниже стоит Солнце над горизонтом; -чем ниже стоит Солнце над горизонтом, тем меньше угол падения солнечных лучей на поверхность Земли; - чем меньше угол падения лучей, тем меньше солнечной энергии – света и тепла – приходится на единицу площади поверхности Земли, тем меньше тепла она получает. Формулируют вывод о том, что чем больше угол наклона солнечных лучей, тем поверхность освещается ( и нагревается ) лучше.
|
Изменение температуры воздуха в течении суток |
Вернемся к таблице суточного хода температур на стр.133 Определим среднюю суточную температуру воздуха В учебнике на стр.132 найдем значение понятия «амплитуда температур» и с помощью определения учебника рассчитаем амплитуду температур для нашего примера
|
Изучают рубрику «Шаг за шагом» на с. 133 учебника. Выполняют задание в тетради. Формулируют понятие: амплитуда температур – это разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха. Рассчитывают показатель суточной амплитуды температуры на данном примере: 17 º С – 6 º С = 11 ºС |
IV. Закрепление изученного материала Цель: Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
Географический диктант. Учитель произносит неоконченную фразу, а ученики записывают недостающие слова в тетрадь. «Основное тепло воздух получает от ________________, которая, в свою очередь, нагревается за счет _____тепла. Степень нагревания зависит от _______поверхности и от ______наклона ___________. |
Записывают следующие слова: земной поверхности, солнечного, цвета (характера), угла, солнечных лучей. (слова можно прикрепить на доску) Оценивают правильность усвоения материала урока. |
Рефлексивно-оценочная часть |
||
V. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение результатов собственной и коллективной деятельности с целями и задачами урока Рефлексивный прием «Сотрудничество» |
Каждому учащемуся предлагается заполнить рефлексивную таблицу «Сотрудничество». Приложение 2 |
Заполняя таблицу, анализируют степень и характер своего участия в коллективной групповой работе |
VI. Подведение итогов 3-4 мин. Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Домашнее задание |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке: - Выполнили ли мы цель, которую поставили на уроке? Какие приобретённые знания с урока вам пригодятся в повседневной жизни. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу во время урока.
Комментирует д/з:
1.Выполните задания 1-7 § 40 на стр.133 учебника 2.Выполните задания 1- 6 § 41 на стр.136 учебника 2.Выполните задания 6-7 в тетради «Мой тренажер» стр. 62 |
Слушают учителя Высказывают свое мнение
Записывают задание Задают уточняющие вопросы
|
Литература
География. 7. Мой тренажёр. В.В. Николина, М., «Просвещение», 2018
География 7. Поурочные разработки. В. В. Николина, М., «Просвещение», 2019
Атлас география, 7класс, комплект контурных карт, география, 7 класс.
География . Страны и континенты 7кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/ под ред. А.И. Алексеева.-11-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2016.
География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 224 с.
Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков / авт.-сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова, Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
Ступникова А.Д. Справочник учителя географии / авт. – сост. А.Д. Ступникова. – Волгоград: Учитель, 2020. -215 с.
http://festival.1september.ru/articles/310503/
http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/differentsirovannoe-obuchenie-na-urokakh-geografi
Приложение 1
Задания для групповой исследовательской работы
1 группа
Оборудование: настольная лампа, безопасное стекло, темная бумага, белый лист бумаги.
Включим лампу и расположим ее так, чтобы она светила на поверхность темного листа через стекло. Лампу расположим на расстоянии 10 см от поверхности, а между ними - стекло. Через 5 мин проверим степень нагревания стекла и обложки.
Запишем результаты наблюдений: по окончании эксперимента мы наблюдаем, что стекло _______________.
Если учесть, что лампа в данном эксперименте заменила нам Солнце, а прозрачное стекло – атмосферу, сделайте вывод о том, нагревается ли воздух от Солнца.
Положите рядом темный и белый лист бумаги и повторите эксперимент, без стекла.
Сравните степень нагревания темного и белого листа и сформулируйте вывод.
2 группа
Прочитайте текст
27 июля 2017 года мы предприняли удачную попытку восхождения на гору Эльбрус. Целью данного восхождения было не покорение самой высокой точки России и не экстремальный отдых. Мы исследовали, как изменяется температура воздуха с высотой. Поэтому наша группа разделилась, и каждый участник должен был зафиксировать температуру воздуха в разных местах, но одновременно – в 13.00. Результаты наблюдений мы поместили в таблицу.
Место наблюдений |
Высота над уровнем моря, м |
Температура, º С |
1.Город Минеральные Воды (место посадки самолета) |
350 |
27,5 |
2.Пос. Терской (базовый лагерь) |
2100 |
17 |
3.Поляна Чегет (окрестности поселка) |
2000 |
17,6 |
4.Поляна Азау (окрестности поселка) |
2300 |
15,8 |
5.Станция Гара-Баши канатной дороги (приют) |
3800 |
7,1 |
6.Скалы Пастухова (место тренировки) |
4500 |
2,6 |
7.Седловина между западной и восточной вершинами Эльбруса) |
5340 |
-2,4 |
8.Западная вершина Эльбруса |
5642 |
-4,3 |
Проанализируйте данные таблицы и закончите фразу: «Температура воздуха с высотой ________________».
Если учесть, что при подъеме в горы источник энергии Солнце становиться ближе, то можем ли мы сказать, что наша гипотеза о том, что воздух нагревается от Солнца, верен?
Можете ли вы установить закономерность изменения температуры с высотой? Для этого начертите график изменения температуры на миллиметровой бумаге.
Сформулируйте вывод: «На каждые 1 км высоты температура воздуха _______________ на ___________ º С.
Приложение 2
Рефлексивный прием «Сотрудничество»
Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком «+», насколько ты согласен с данным утверждением.
Утверждение |
Полностью согласен |
Частично согласен |
Не согласен |
Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в группе труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в группе |
|
|
|
|