Урок в 11 классе «Любовная лирика Есенина»
Тема урока:
«Любовная лирика Есенина»
Цели урока:
показать динамику развития любовной лирики Есенина;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А. Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества.
Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина.
Дома вы учили наизусть его стихотворения (на выбор), и сегодня вы их расскажете. Но я хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса – успех правильного и красивого чтения.
Итак, тема урока – любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.
Есенин пишет о любви к родному краю: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…».
К родине: «Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
О природе: «Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…»,
«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…».
К матери: «Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном, ветхом шушуне».
К любимой, которая часто представляется в образе природы: «Выткался на озере алый свет зари…» (читать все стихотворение)
Чтение и комментирование стихотворений.
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием:
Где-то за садом несмело
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, как защитная реакция, как отчаяние «Москва кабацкая» (1923 год) – городской цикл.
Излюбили тебя, измызгали –
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь синими брызгами?
Или в морду хошь?
По возвращении из-за границы пишет цикл «Любовь хулигана», который отмечается отречением от кабацкого прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: «Заметался пожар голубой» (читает учащийся)
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
Дорогая сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под коротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» - (1924-1925 гг.) – попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ» (читают учащиеся)
Однако Персия в художественном воображении поэта – лишь временный покой. Постепенно наступает разочарование.
«Глупое сердце» (читает учащийся)
Анализ поэмы «Письмо к женщине».
Тексты на столах учащихся. Чтение поэмы.
Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924 г.) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.
- Какова основная тема этого произведения? (Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине).
- Сколько частей в поэме? (Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).
- Как называется этот прием? (Антитеза – художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д.)
- Каковы особенности стихотворного размера поэмы? (Размер двухсложный, с ударением на втором слоге – ямб)
- Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?
Герой приближен к автору. Но герой – не поэт. «Зрело знающий работу» показывает возраст, человек сложившийся встречает роковое время, ему трудно принять «новую жизнь». Нет и акцента на творческом начале личности, нет чувства родства с природой и своей землей. Герой не автор, а воплощение образа человека, ищущего путь в «развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.
- От какого лица идет повествование? (От первого)
Благодаря этому чувствуется исповедальная интонация, из-за чего повествование приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…»
- Чего искал герой? (Понимания, любви).
Страдал о тех, кто оказался рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки. Герой сам через мучения пришел к иному мироощущению, увидел стремление воплотить вечные ценности – «вольность и светлый труд».
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.
Простите мне…
Живите так,
Как вас ведет звезда…
Герои поэм Есенина этого периода далеки от политики, но оценка «рулевого с опытной душой» - это важное следствие взгляда на современные события.
Заключение.
Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
8. Домашнее задание: прочитать поэму «Анна Снегина».