Урок литературы в 9-м классе по теме «Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты»
Цели урока:
- познакомить учащихся с любовной лирикой М. Ю. Лермонтова и ее адресатами;
- определить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова;
- развивать связную речь учащихся.
Задачи урока:
помочь учащимся понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта;
совершенствовать навыки текстуального анализа стихотворения;
пробудить интерес к поэзии Лермонтова;
воспитывать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость.
Оборудование: учебник, тексты стихов, тетрадь на печатной основе, фонограммы романсов на стихи Лермонтова, медиапроектор, презентация
Организация класса.
Сообщение темы и цели урока. Целеполагание для учащихся.
Работа над темой урока.
1. Слово учителя:
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, делиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, которое позволит нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.
Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.
2. Анализ стихотворения «Ангел»
Выразительное чтение стихотворения.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
- Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?
(Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения)
( Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной жизни томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Это изначальный родник его творчества. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
-Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль. Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.
3. Работа с печатной тетрадью.
Стихотворение |
Строфа |
Основная мысль |
Настроение |
По небу полуночи ангел летел |
1 |
Ангел летел и пел. |
Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти |
Он пел о блаженстве безгрешных духов |
2 |
Песня ангела о Боге. |
Печальное, легкая грусть, |
Он душу младую в объятиях нес |
3 |
Ангел несет на землю душу |
Теплое. Уютное, немного тревожное |
И долго на свете томилась она, |
4 |
Душа помнит песню ангела |
Печаль о прошлом. |
- С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
Итак, какова же идея данного стихотворения?
Стихи Лермонтова очень мелодичны, не случайно они всегда привлекали внимание многих композиторов. Предлагаю вам послушать романс, написанный на слова стихотворения «Ангел».
(Звучит романс «Ангел»)
Любовная лирика Лермонтова позволяет нам ощутить чувства боли и тоски, которые испытывала душа поэта на этой грешной земле. Наверно, нет больше других русских лириков, у которых стихотворения о любви столь грустны. . Кто они, эти женщины, ставшие МУЗАМИ поэта, но заставившие его так страдать?
Я предлагаю вам познакомиться с адресатами любовной лирики Лермонтова.
4. Просмотр презентации
Слайды 1,2,3
Сообщение учащегося
Любовная лирика Лермонтова больше чем у других русских лириков пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил… (поэма “Моряк”)
Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов
Три раза я любил
Любил три раза безнадежно…
И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни .
Поэт вспоминал: “Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату… Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованию – это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз”.
Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу.
1832 год – 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье.
Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение.
Как? Вы поэта огорчили,
И не наказаны потом?
Три года ровно вы шутили
Его любовью и умом?
Нет, вы не поняли поэта,
Его души печальный сон;
Вы небом созданы для света,
Но не для вас был создан он!
В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.
Слайд 4.
О Екатерине Сушковой.
Сообщение ученика:
1832 год: Екатерина Сушкова (Хвостова).
М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. . Именно здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой. В 1830 году А.М. Верещагина, давняя знакомая Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной Сушковой (1812-1868). “Черноокой” называли ее в свете. Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта. Через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, встретил Сушкову в Санкт-Петербурге. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.
Екатерине Сушковой посвятил целый ряд стихотворений. Они объединены в «Сушковский цикл».
Вот какие строки он писал ей:
Благодарю! Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!
И так, прощай! Впервые этот звук
Тревожит так жестоко грудь мою
“Прощай!”- шесть букв приносят столько мук!
Уносят все, что я теперь люблю!
Я встречу взор ее прекрасных глаз
И, может быть, как знать…
В последний раз.
История их отношений нашла свое отражение в повести “Княжна Лиговская”. Она до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.
Слайд 5
О Наталье Федоровне Ивановой .
Сообщение ученика:
Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова “Н. Ф. И. ”.
Летом 1829-32 годах, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных – родственников со стороны бабушки. Там он познакомился с Натальей Федоровной Ивановой, дочерью известного московского литератора Федора Федоровича Иванова. Многие стихи этих лет имеют посвящение ей. Некоторые из них вошли в драму “Странный человек”.
В начале знакомства, ободренный вниманием со стороны “Н. Ф. И.”, Лермонтов писал:
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями.
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперила изумленный:
Ты покачала головой,
Сказав, что болен разум мой,
Желаньем вздорным ослепленный. (1830)
Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен.
Слайд 6
Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести,
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: “Прости!” (1832)
Уже в 1831 году их отношения изменились и появились такие строки:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Слайд 7
В лирике поэта появляются трагические ноты, ” мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане”, – писал один из исследователей творчества Лермонтова В. А.Мануйлов. Чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара подсказали поэту следующие строки:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам… (1832)
В предисловии к драме “Странный человек” Лермонтов говорит: “Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, – тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей”. Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск.
Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”.
У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название “Ивановский цикл”.
Слайд 8
О Варваре Лопухиной.
Сообщение ученика.
Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме № 2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились. У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился. “Она была прекрасна, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровью была небольшая родинка”. (П. А. Висковатов)
Слайд 9
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья.
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей. (1832)
Это была привязанность глубокая, всю жизнь сопровождавшая поэта. Образ этой девушки, а потом замужней женщины, является во множестве произведений нашего поэта – писал П.А. Висковатов. Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа “Герой нашего времени”.
Варвара Александровна Лопухина (1814-1851) в 1835 году вышла замуж за Н.Ф. Бахметева, чиновника, который был значительно старше ее.
Обращаясь к Вареньке в 1832 году, Лермонтов писал:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоем!
(…)
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч – путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Родственник поэта Аким Шан-Гирей вспоминал: “В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: “Вот новость -прочти!” И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной”.
В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо в Москву, оно адресовано сестре Вареньки – Марии Лопухиной. В нем стихотворение, озаглавленное “Молитва странника”. Странник- это сам поэт, а молит он о “деве невинной”, душе достойной”. Скорее всего, оно обращено к Варваре Лопухиной.
Окружи счастие душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования!
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную. (1837)
Имя Вареньки Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. Лермонтов, касаясь взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины .
Сохранились 3 портретных акварели.
Одно из последних стихотворений поэта, помещенное в альбоме В. Ф. Одоевского, посвящено дальней родственнице его – Екатерине Быховец (в замужестве Ивановская). По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она – Катюша – напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою… (1841)
Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов.
Послушайте этот замечательный романс в исполнении Людмилы Зыкиной.
(Звучит романс «Нет, не тебя так пылко я люблю…»)
Выполнение творческой работы
– Сейчас вы на некоторое время станете художниками. Составьте устную иллюстрацию- эскиз обложки сборника стихов о любви М.Ю.Лермонтова. А настроиться на творческую волну, я думаю, вам поможет вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад».
(Звучит вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад»).
– Какие у вас появились ассоциации? Что вы хотели изобразить?
5. Итог урока
– Что интересного вы узнали на уроке?
6. Заключительное слово учителя
– Лермонтов почти не знает счастливой любви. Его отношение к женщине обычно отравлено или осложнено какими-то роковыми обстоятельствами. Разлад между мечтой поэта и действительностью, которая его окружает, проникает и в чувство любви, выраженное в его прекрасных произведениях. А вас, ребята, благодарю за урок. Пусть ваша любовь всегда будет счастлива. Любите и будьте всегда любимы!
7. Домашнее задание
Проанализировать одно из стихотворений о любви Лермонтова (по выбору).Нарисовать эскиз обложки сборника стихотворений Лермонтова о любви.
Киянова Людмила Андреевна