Урок информатики по теме «Таблица как средство моделирование» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
в 9 классе по теме «Таблица как средство моделирования»
Автор – Кудряшева Елена Сергеевна, учитель информатики, МОУ СОШ № 10, г. Рыбинск.
Класс - 9
Раздел программы – Информационное моделирование
Тема урока – Таблица как средство моделирования
Цели урока:
Воспитательная цель: приобретение опыта ведения диалога, организации самостоятельной работы и работы в мини-группах.
Развивающая цель: способствование развитию логического мышления, сохранению интереса к предмету, развитию речи, внимания.
Образовательная цель: формирование навыка составления таблиц для решения информационных задач.
Задачи урока:
Систематизировать знания о табличных информационных моделях.
Формировать умение осуществлять системный анализ текста.
Формировать навык преобразования текстовой информации в таблицу, закрепить навык работы с таблицей.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование:
Рабочее место ученика, учителя (программное обеспечение - MS Excel, MS WORD, Интернет)
Проекционное оборудование.
Раздаточный материал (стартовая таблица.doc, История олимпийских игр.doc, логическая задача.doc, протокол соревнований.doc).
Рабочий файл (ссылка на документ GOOGL, к которому обеспечен совместный доступ), заранее установленный на все компьютеры.
Описание хода урока:
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Формулирование темы и цели урока.
Объяснение нового материала.
Комментарии к практической работе.
Индивидуальная практическая работа.
Постановка домашнего задания.
Итог урока.
Ход и содержание урока:
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.(1 мин)
2. Актуализация знаний.(2 мин)
Слайд 1.
Дорогие друзья, через неделю стартуют 22 Олимпийские игры в Сочи. Каждый из нас, наверное, не отказался бы оказаться на этом спортивном празднике. Ни одну олимпиаду невозможно представить без команд, спортсменов, тренеров, судей, и без обработки огромного количества информации, связанной со спортивными состязаниями.
Слайд 2.
Это и расписание соревнований, стартовые таблицы, итоговые и таблицы, турнирные таблицы и т.д.
Почему же информация, представленная в виде таблиц так популярна?
( компактна, наглядна, сортирована)
Слайд 3.
3. Формулирование темы и цели урока.(1мин)
Таблица как средство моделирования. Сегодня вы должны научиться применять преобразование текстовой информации в таблицу, используя прикладные программы Exell, Word
4. Объяснение нового материала.(10 мин)
- Давайте вспомним основные структурные элементы таблицы и правила их оформления.
Слайд 5.
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблицы:
Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф.
Сегодня мы рассмотрим с вами два вида таблиц.
Слайды 6-8. Это таблицы объекты свойства и объекты объекты.
Предлагаю и вам разделиться на 3 команды и заполнить первые два столбца стартовой таблицы.
Стартовая таблица команды _____-_______
Фамилия Имя |
Роль в команде |
Участие в соревнованиях |
Находит информацию о ____ Олимпийских играх |
Ответственный за выставление решения ДЗ |
||||
история |
логика |
судейство |
||||||
Тренер |
+ |
|||||||
Талисман |
||||||||
Судья |
+ |
|||||||
Спортсмен |
+ |
Слайд 5.
Любой участник Олимпиады должен знать краткую историю ОИ. А знаете ли вы когда состоялись 1 зимние ОИ?
Год, место проведения |
Страна |
Кол-во стран-участников |
Виды спорта |
Особенности |
1924, Шамони |
Франция |
16 стран, 293 спортсмена |
Бобслей лыжный спорт (гонки и прыжки с трамплина), скоростной бег на коньках фигурное катание хоккей |
Женщины (их было 13) участвовали только в соревнованиях по фигурному катанию. Проведение Игр экономически оказалось невыгодно. |
С тех пор прошло 90 лет, и 7 февраля стартуют уже 22 ОИ, которые уже прославились самой протяжённой эстафетой ОО. А что вы знаете о предыдущих ОИ?
5. Комментарии к практической работе.(1 мин)
Я предлагаю спортсменам команд познакомиться с информацией, выбрать необходимую, обработать её и внести в таблицу, которую вы всей командой дополните к следующему уроку недостающими данными, и эта таблица будет размещена в школьной газете. В это время тренер каждой команды попытается определить сборная, под каким номером представляла на соревнованиях каждую страну. Судья же составит протокол для определения победителя в соревнованиях по фигурному катанию, а талисман будет оказывать посильную помощь своей команде.
Индивидуальная практическая работа.(20 мин)
А) История последних зимних олимпийских игр (для «спортсменов» команд)
https://docs.google.com/document/d/1yyDYAWnlU01_MoZ5mZ192Xp1y-GtL0KnyjC1REUyO6s/edit
Документ находится в совместном доступе. Каждая команда заполняет в таблице 2 свои строки, на основании раздаточной текстовой информации.
Номер игр |
Страна |
Место проведения |
Год проведения |
Особенности |
Талисман |
Изображение талисмана |
Медальный зачет |
XXII |
Россия |
Сочи |
2014 |
Самая протяженная эстафета олимпийского огня |
Леопард Белый медведь Зайка |
|
? |
XXI |
|
|
|
|
|
|
|
XX |
|
|
|
|
|
|
|
XIX |
|
|
|
|
|
|
|
XVIII |
|
|
|
|
|
|
|
XVII |
|
|
|
|
|
|
|
XVI |
|
|
|
|
|
|
|
Б) «тренер» команды решает логическую задачу, выбрав для себя необходимое ПО
Решите с помощью таблицы задачу (готовый шаблон для решения задач, установлен на компьютерах учеников)
На олимпийских играх, в соревнованиях по кёрлингу встретились представители шести сборных: №1, №2, №3, №4, №5, и №6. Все они были из разных стран: России, Эстония, США, Швеция, Болгария, Германия.
Сопоставьте номер сборной и страну по следующим данным.
В первый день состоялись три игры: сборная № 1 и команда из США, сборная № 2 соревновалась с командой из Германии, а Болгария играла со сборной № 4. Во второй день Швеция выиграла у сборной №2. В третий и четвертый день Сборная № 4 в соревнованиях не участвовала из-за болезни спортсменов, поэтому свободными от игры оказались команды из Швеции и России. На следующий день Германия выиграла у Сборной № 6. Победителями турнира оказалась команда США, второе место у Германии, хуже всех выступила сборная № 5.
В) «судья» команды оформляет в Excel протокол соревнований на основании следующей информации:
Задача. Правила судейства в международных соревнованиях по одному из видов спорта таковы:
Выступление каждого спортсмена оценивают N судей;
Максимальная и минимальная оценки каждого спортсмена отбрасываются (по одной, если их несколько);
В зачет спортсмену идет среднее арифметическое оставшихся оценок.
Требуется подсчитать оценки всех участников соревнований и определить оценку победителя.
Пример таблицы(тест для проверки)
Протокол соревнований |
|||||
|
Спортсмен 1 |
Спортсмен 2 |
Спортсмен 3 |
Спортсмен 4 |
Спортсмен 5 |
Судья 1 |
5,9 |
9,8 |
7,8 |
9,1 |
6,9 |
Судья 2 |
6,3 |
9,7 |
8 |
9,3 |
7,8 |
Судья 3 |
5,4 |
8,9 |
8,2 |
8,8 |
8,1 |
Судья 4 |
6,6 |
9,9 |
7,9 |
9,2 |
7,8 |
Судья 5 |
5,8 |
9,2 |
6,4 |
9,9 |
8,2 |
Судья 6 |
6,2 |
9,5 |
8,9 |
9,4 |
8,9 |
|
|
|
|
|
|
Максимальная оценка |
6,6 |
9,9 |
8,9 |
9,9 |
8,9 |
Минимальная оценка |
5,4 |
8,9 |
6,4 |
8,8 |
6,9 |
Итоговая оценка |
6,05 |
9,55 |
7,975 |
9,25 |
7,975 |
Оценка победителя |
9,55 |
|
Г) «талисман» команды оказывает помощь другим членам команды.
Во время выполнения ПР учитель заполняет ИТОГОВУЮ ТАБЛИЦУ
Команда |
История |
Логика |
протокол |
Доп. задание |
Сумма баллов |
Медаль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постановка домашнего задания.( 3мин)
Найти информацию об Олимпийских играх 1-5, 6-10,11-15 (каждой группе 5 игр) дополнить таблицу, разместить изображения талисманов.
Ссылка на таблицу будет доступна каждой команде 2 часа, запрос на предоставление доступа прислать в ВК.
Итог урока сообщение оценок за урок (2 мин)
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Таблица типа «объект - свойство» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектах, принадлежащих одному классу.
Таблица типа «объект - объект» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Демонстрация видеоролика из Олимпийского Сочи, снятого специально для СОШ № 10 г. Рыбинска.