12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Сергеевна Кудряшева1331
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
2

Урок информатики по теме «Таблица как средство моделирование», 9 класс



Методическая разработка урока информатики
в 9 классе по теме «Таблица как средство моделирования»

Автор – Кудряшева Елена Сергеевна, учитель информатики, МОУ СОШ № 10, г. Рыбинск.

Класс - 9

Раздел программы – Информационное моделирование

Тема урока – Таблица как средство моделирования

Цели урока:

Воспитательная цель: приобретение опыта ведения диалога, организации самостоятельной работы и работы в мини-группах.

Развивающая цель: способствование развитию логического мышления, сохранению интереса к предмету, развитию речи, внимания.

Образовательная цель: формирование навыка составления таблиц для решения информационных задач.

Задачи урока:

Систематизировать знания о табличных информационных моделях.

Формировать умение осуществлять системный анализ текста.

Формировать навык преобразования текстовой информации в таблицу, закрепить навык работы с таблицей.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование:

Рабочее место ученика, учителя (программное обеспечение - MS Excel, MS WORD, Интернет)

Проекционное оборудование.

Раздаточный материал (стартовая таблица.doc, История олимпийских игр.doc, логическая задача.doc, протокол соревнований.doc).

Рабочий файл (ссылка на документ GOOGL, к которому обеспечен совместный доступ), заранее установленный на все компьютеры.

Описание хода урока:

Структура урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Формулирование темы и цели урока.

Объяснение нового материала.

Комментарии к практической работе.

Индивидуальная практическая работа.

Постановка домашнего задания.

Итог урока.

Ход и содержание урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.(1 мин)

2. Актуализация знаний.(2 мин)

Слайд 1.

Дорогие друзья, через неделю стартуют 22 Олимпийские игры в Сочи. Каждый из нас, наверное, не отказался бы оказаться на этом спортивном празднике. Ни одну олимпиаду невозможно представить без команд, спортсменов, тренеров, судей, и без обработки огромного количества информации, связанной со спортивными состязаниями.

Слайд 2.

Это и расписание соревнований, стартовые таблицы, итоговые и таблицы, турнирные таблицы и т.д.

Почему же информация, представленная в виде таблиц так популярна?

( компактна, наглядна, сортирована)

Слайд 3.

3. Формулирование темы и цели урока.(1мин)

Таблица как средство моделирования. Сегодня вы должны научиться применять преобразование текстовой информации в таблицу, используя прикладные программы Exell, Word

4. Объяснение нового материала.(10 мин)

- Давайте вспомним основные структурные элементы таблицы и правила их оформления.

Слайд 5.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблицы:

Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.

Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.

В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают  в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф.

Сегодня мы рассмотрим с вами два вида таблиц.

Слайды 6-8. Это таблицы объекты свойства и объекты объекты.

Предлагаю и вам разделиться на 3 команды и заполнить первые два столбца стартовой таблицы.

Стартовая таблица команды _____-_______

Фамилия Имя

Роль в команде

Участие в соревнованиях

Находит информацию о ____ Олимпийских играх

Ответственный за выставление решения ДЗ

история

логика

судейство

 

Тренер

 

+

     
 

Талисман

         
 

Судья

   

+

   
 

Спортсмен

+

       

Слайд 5.

Любой участник Олимпиады должен знать краткую историю ОИ. А знаете ли вы когда состоялись 1 зимние ОИ?

Год, место проведения

Страна

Кол-во стран-участников

Виды спорта

Особенности

1924,

Шамони

Франция

16 стран, 293 спортсмена

Бобслей

лыжный спорт (гонки и прыжки с трамплина),

скоростной бег на коньках

фигурное катание

хоккей

Женщины (их было 13) участвовали только в соревнованиях по фигурному катанию.

Проведение Игр экономически оказалось невыгодно.

С тех пор прошло 90 лет, и 7 февраля стартуют уже 22 ОИ, которые уже прославились самой протяжённой эстафетой ОО. А что вы знаете о предыдущих ОИ?

5. Комментарии к практической работе.(1 мин)

Я предлагаю спортсменам команд познакомиться с информацией, выбрать необходимую, обработать её и внести в таблицу, которую вы всей командой дополните к следующему уроку недостающими данными, и эта таблица будет размещена в школьной газете. В это время тренер каждой команды попытается определить сборная, под каким номером представляла на соревнованиях каждую страну. Судья же составит протокол для определения победителя в соревнованиях по фигурному катанию, а талисман будет оказывать посильную помощь своей команде.

Индивидуальная практическая работа.(20 мин)

А) История последних зимних олимпийских игр (для «спортсменов» команд)

https://docs.google.com/document/d/1yyDYAWnlU01_MoZ5mZ192Xp1y-GtL0KnyjC1REUyO6s/edit

Документ находится в совместном доступе. Каждая команда заполняет в таблице 2 свои строки, на основании раздаточной текстовой информации.
 

Номер игр

Страна

Место проведения

Год проведения

Особенности

Талисман

Изображение талисмана

Медальный зачет

XXII

Россия

Сочи

2014

Самая протяженная эстафета олимпийского огня

Леопард

Белый медведь

Зайка

?

XXI


 


 


 


 


 


 


 

XX


 


 


 


 


 


 


 

XIX


 


 


 


 


 


 


 

XVIII


 


 


 


 


 


 


 

XVII


 


 


 


 


 


 


 

XVI


 


 


 


 


 


 


 

Б) «тренер» команды решает логическую задачу, выбрав для себя необходимое ПО

Решите с помощью таблицы задачу (готовый шаблон для решения задач, установлен на компьютерах учеников)

На олимпийских играх, в соревнованиях по кёрлингу встретились представители шести сборных: №1, №2, №3, №4, №5, и №6. Все они были из разных стран: России, Эстония, США, Швеция, Болгария, Германия.

Сопоставьте номер сборной и страну по следующим данным.

В первый день состоялись три игры: сборная № 1 и команда из США, сборная № 2 соревновалась с командой из Германии, а Болгария играла со сборной № 4. Во второй день Швеция выиграла у сборной №2. В третий и четвертый день Сборная № 4 в соревнованиях не участвовала из-за болезни спортсменов, поэтому свободными от игры оказались команды из Швеции и России. На следующий день Германия выиграла у Сборной № 6. Победителями турнира оказалась команда США, второе место у Германии, хуже всех выступила сборная № 5. 

В) «судья» команды оформляет в Excel протокол соревнований на основании следующей информации:

Задача. Правила судейства в международных соревнованиях по одному из видов спорта таковы:

Выступление каждого спортсмена оценивают N судей;

Максимальная и минимальная оценки каждого спортсмена отбрасываются (по одной, если их несколько);

В зачет спортсмену идет среднее арифметическое оставшихся оценок.

Требуется подсчитать оценки всех участников соревнований и определить оценку победителя.

Пример таблицы(тест для проверки)

Протокол соревнований

 

Спортсмен 1

Спортсмен 2

Спортсмен 3

Спортсмен 4

Спортсмен 5

Судья 1

5,9

9,8

7,8

9,1

6,9

Судья 2

6,3

9,7

8

9,3

7,8

Судья 3

5,4

8,9

8,2

8,8

8,1

Судья 4

6,6

9,9

7,9

9,2

7,8

Судья 5

5,8

9,2

6,4

9,9

8,2

Судья 6

6,2

9,5

8,9

9,4

8,9

 

 

 

 

 

 

Максимальная оценка

6,6

9,9

8,9

9,9

8,9

Минимальная оценка

5,4

8,9

6,4

8,8

6,9

Итоговая оценка

6,05

9,55

7,975

9,25

7,975

Оценка победителя

9,55

 

Г) «талисман» команды оказывает помощь другим членам команды.

Во время выполнения ПР учитель заполняет ИТОГОВУЮ ТАБЛИЦУ

Команда

История

Логика

протокол

Доп. задание

Сумма баллов

Медаль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка домашнего задания.( 3мин)

Найти информацию об Олимпийских играх 1-5, 6-10,11-15 (каждой группе 5 игр) дополнить таблицу, разместить изображения талисманов.

Ссылка на таблицу будет доступна каждой команде 2 часа, запрос на предоставление доступа прислать в ВК.

Итог урока сообщение оценок за урок (2 мин)

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

Таблица типа «объект - свойство» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектах, принадлежащих одному классу.

Таблица типа «объект - объект» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

 

Демонстрация видеоролика из Олимпийского Сочи, снятого специально для СОШ № 10 г. Рыбинска.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.