Программа факультативного курса по информатике «Моделирование в среде электронных таблиц», 9 класс
ПРОГРАММА
факультативного курса по информатике
«Моделирование в среде электронных таблиц»
9 класс
(срок реализации 1 год)
I. Пояснительная записка.
Форма организации: факультативные занятия для обучающихся 9 классов.
Срок реализации программы: 1 год.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Программа рассчитана на 34 часа в течение одного года изучения.
Актуальность.
Моделирование является одним из способов изучения окружающей действительности. Моделирование – это общенаучный метод изучения свойств объектов и процессов по их моделям, используемый в целях познания, исследования, проектирования, принятия решений.
Данный курс предназначен для обучающихся, у которых познавательный интерес выходит за рамки содержания общеобразовательных предметов. Курс служит средством надпрофильной специализации в области информационных технологий. Кроме того, он направлен на приобретение обучающимися образовательных навыков, на развитие критического мышления, формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес, на формирование мотивации к изучению информатики.
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся.
Программа факультативного курса «Моделирование в среде электронных таблиц» разработана в соответствии с федеральными нормативными документами, программами и методическими пособиями:
- Федеральный закон №273 от 12 декабря 2012 года «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №17» (ООП ООО ФГОС);
- Программа развития МБОУ «СОШ №17» «Развитие практического интеллекта как предиктора успешности школьника и педагога».
При разработке программы курса использовались методические пособия:
Усенков Д.Ю. Применение электронных таблиц (Excel) в практической работе педагога. Материалы курса. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 112 с.
Панфилова Т.И. MS EXCEL и VBA. Примеры и задания. Практикум по информатике/ Панфилова Т.И., - М. Интеллект-Центр, 2004 – 96 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 248 с.: ил.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с.: ил.
Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] / А. Л. Королёв. — 2-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 296 с. : ил. — (Педагогическое образование).
Компьютерное моделирование. Учебное пособие / А. Л. Королёв.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 230 с. : ил. — (Педагогическое образование).
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.
Цель курса— дать обучающимся основные сведения о современных методах построения, реализации и исследования моделей объектов, процессов и систем различной природы; расширить представления обучающихся о моделировании как о методе научного познания; познакомить их с методологией моделирования; научить применять компьютер, а конкретно, табличный процессор Excel как средство познания в различных областях практической деятельности и научных исследований; научить применять методы моделирования для решения конкретных задач; сформировать навыки в области моделирования процессов и систем различной природы. Создать условия для овладения обучающимися навыками исследовательской и проектной деятельности, развитие их творческих и познавательных способностей. Сформировать умение применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению практических задач, ознакомить с задачами оптимизации и моделирования с помощью MS Excel, закрепить знания об общих принципах работы табличного процессора MS Excel и автоматизации с элементами программирования на VBA, развить умение выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создавать и форматировать таблицу, сформировать представление о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых в моделировании.
Исходя из общей цели системы образования, направленной на общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, программа курса призвана решить следующие задачи:
- формирование систематизированного представления у обучающихся об обработке числовой информации в электронных таблицах;
- ознакомление с современными методами и технологиями построения моделей и проведения модельных экспериментов в различных видах практической и научной деятельности;
- обучение применению моделирования в профессиональной деятельности;
- развитие элементов системного мышления;
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
- сформировать установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;
- формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- овладение приемами работы с неструктурированной информацией и простыми формами анализа данных;
- развитие творческого потенциала обучающегося, необходимый для дальнейшего самообучения в условиях непрерывного развития и совершенствования информационных технологий.
При изучении данного курса решается и такая важная задача, как формирование умений и способов деятельности для решения практических задач в экономике, статистике. Курс предназначен для углубленного изучения работы в электронных таблицах и ориентированы в первую очередь на подготовку учеников к последующему профессиональному образованию.
Методологическая основа программы состоит в достижении целевых ориентиров - системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Программа курса имеет практико-ориентированный характер, предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера, создание моделей, решение проектных задач и задач управления, выполнение проектов, предлагающих разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, в малых группах.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися знаниями информационных технологий, умениями работать в среде электронных таблиц, получить понятие автоматизации работы с информацией, умение моделировать объекты и процессы окружающего мира и анализировать результаты экспериментов моделирования. Занятия курса должны побуждать обучающихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: проектно-исследовательская и проблемно-исследовательская технология, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации моделей, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференции и др.
II. Планируемые результаты освоения программы курса.
Планируемые результаты освоения программы факультативного курса «Моделирование в среде электронных таблиц» направлены на развитие предметных результатов, личностных и метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), ИКТ-компетентности обучающихся, опыта проектной и исследовательской деятельности.
Предусматривается достижение трех уровней результатов освоения программы курса внеурочной деятельности:
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Приобретение новых знаний, опыта решения творческих, проектных, исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно выполнять проекты и проводить учебные исследования. У детей должны сложиться доверительные отношения друг с другом; Отношения сотрудничества внутри коллектива и умение решать проблемы. |
Позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Строить своё действие с учётом действия партнёра; чувствовать эмоциональное состояние партеров. |
Получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению. Предлагать совместные действия и проявлять инициативу в решении поставленных задач. Прислушиваться к мнению других и корректировать собственные действия в связи с этим.
|
Предметные результаты:
- знание общих принципов работы табличного процессора MS Excel и возможности автоматизации с элементами программирования на VBA;
- умение осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
- умение оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- способность определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы);
- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
Личностные результаты.
У ученика будут сформированы:
- приобретение познавательного интереса к изучению информатики;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, понимание их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД.
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД.
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
- уметь строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
- уметь выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио видео и текстовая запись);
- общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
По окончанию реализации программы обучающиеся будут:
Создавать информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (математики, физики, химии, экономики, биологии и т.д.);
Проводить эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты;
уметь применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению практических задач;
иметь представление о задачами оптимизации и способами их решения с помощью моделирования в MS Excel;
знать общие принципы работы табличного процессора MS Excel;
развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу в зависимости от цели моделирования;
иметь представление о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
III. Содержание программы курса.
Электронные таблицы.
Электронные таблицы. Назначение программы MS Excel. Ввод и редактирование данных. Формулы. Форматирование таблиц. Функции в MS Excel. Построение диаграмм и графиков. Автоматизация ввода данных.
Автоматизация и элементы программирования в электронных таблицах
Создание макросов на языке VISUAL BASIC FOR APPlICATION. Понятие макроса
Запись макросов в приложении Excel. Выполнение макросов. Редактирование макросов. Назначение макроса графическим изображениям. Удаление макросов из списка макросов. Ограниченность макросов.
Моделирование в среде электронных таблиц
Построение моделей в электронных таблицах. Этапы моделирования в электронных таблицах. Расчет геометрических параметров объекта. Обработка массивов данных. Моделирование биологических процессов. Моделирование экологических систем. Моделирование случайных процессов.
Контроль знаний и умений: защита практической работы.
Лабораторный практикум
Индивидуальная работа над итоговым заданием
Защита итоговой работы
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
теория |
практика |
|||
1. Электронные таблицы MS Excel |
3 |
6 |
||
1 |
1 |
Введение. Назначение программы MS Excel. Правила ТБ |
1 |
|
2 |
2 |
Форматирование таблиц. Ввод и редактирование данных. |
0,5 |
0,5 |
3 |
3 |
Ввод формул. Функции в MS Excel |
0,5 |
0,5 |
4 |
4 |
Формат данных. Автозаполнение ячеек |
0,5 |
0,5 |
5 |
5 |
Копирование и перемещение данных |
|
1 |
6 |
6 |
Построение диаграмм и графиков |
|
1 |
7 |
7 |
Графические возможности MS Excel |
0,5 |
0,5 |
8 |
8 |
Лабораторный практикум |
|
1 |
9 |
9 |
Лабораторный практикум |
|
1 |
2. Автоматизация и элементы программирования в электронных таблицах |
1,5 |
7,5 |
||
10 |
1 |
Что такое VISUAL BASIC FOR APPlICATION (VBA). Понятие макроса |
1 |
|
11 |
2 |
Запись макросов в приложении Excel. Выполнение макросов. Редактирование макросов. |
|
1 |
12 |
3 |
Назначение макроса графическим изображениям |
|
1 |
13 |
4 |
Удаление макросов из списка макросов. Ограниченность макросов |
0,5 |
0,5 |
14 |
5 |
Лабораторный практикум |
|
1 |
15 |
6 |
Лабораторный практикум |
|
1 |
16 |
7 |
Работа над индивидуальными проектами |
|
1 |
17 |
8 |
Работа над индивидуальными проектами |
|
1 |
18 |
9 |
Защита индивидуальных проектов |
|
1 |
3. Моделирование в среде электронных таблиц |
4 |
12 |
||
19 |
1 |
Построение моделей в электронных таблицах. Этапы моделирования |
1 |
|
20 |
2 |
Расчет геометрических параметров объекта |
1 |
|
21 |
3 |
Обработка массивов данных |
|
1 |
22 |
4 |
Моделирование биологических процессов |
|
1 |
23 |
5 |
Моделирование экологических систем |
|
1 |
24 |
6 |
Моделирование случайных процессов |
|
1 |
25 |
7 |
Работа в группах. Разработка проекта |
1 |
|
26 |
8 |
Работа в группах. Разработка проекта |
|
1 |
27 |
9 |
Проектная работа |
1 |
|
28 |
10 |
Проектная работа |
|
1 |
29 |
11 |
Проектная работа |
|
1 |
30 |
12 |
Проектная работа |
|
1 |
31 |
13 |
Проектная работа |
|
1 |
32 |
14 |
Проектная работа |
|
1 |
33 |
15 |
Защита итоговой работы |
|
1 |
34 |
16 |
Защита итоговой работы |
|
1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методические материалы:
Усенков Д.Ю. Применение электронных таблиц (Excel) в практической работе педагога. Материалы курса. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 112 с.
Панфилова Т.И. MS EXCEL и VBA. Примеры и задания. Практикум по информатике/ Панфилова Т.И., - М. Интеллект-Центр, 2004 – 96 с.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 248 с.: ил.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса : в 2 ч. Ч. 2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 80 с.: ил.
Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] / А. Л. Королёв. — 2-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 296 с. : ил. — (Педагогическое образование).
Компьютерное моделирование. Учебное пособие / А. Л. Королёв.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 230 с. : ил. — (Педагогическое образование).
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
http://obuchonok.ru/temainformat
http://5informatika.net/vidy-modelirovanija/Modelirovanie-v-elektronnykh-tablitsakh.html
Для реализации курса внеурочной деятельности планируется использование следующих технических средств обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- акустические колонки,
- персональные компьютеры.
Авхадеева Раиса Ивановна