12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31790
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Тренажеры для УУД.»
11

Статья «Таблица как средство изучения физики»

Таблица как средство изучения физики.

В 8 классе школьники изучают большую и важную тему «Тепловые явления». В этом разделе физики рассматриваются интересные вопросы, связанные с тепловыми процессами и агрегатными состояниями вещества. Нагревание и охлаждение, плавление и кристаллизация, кипение и конденсация – пары взаимообратных процессов. Исходя из этого факта, я предлагаю ученикам сравнить их, найти общие характеристики и отличие, то есть составить сравнительную таблицу. Таблица — это «образ» изучаемой темы. Она активизирует самостоятельную работу детей на уроке, являясь прекрасным средством совершенствования навыков работы с информацией. В ходе выполнения таких заданий формируются следующие познавательные УУД:

1.умение находить в тексте требуемую информацию;

2.ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

3.устанавливать взаимосвязь описанных в тексте явлений, процессов;

4.преобразовывать текст;

5.критически оценивать содержание текста.

Таким образом, дети научатся анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать.

Обычно, для работы с таблицей достаточно материала из учебника А.В. Перышкина «Физика 8 класс». Время выполнения 15-20 мин. С данным заданием справляются все ученики, даже слабоуспевающие, что дает мне возможность положительно оценить их работу. Когда сравнительная таблица готова, то к своему удивлению, дети замечают очень много общего в изучаемых тепловых процессах. Оказывается, все не так сложно, как они предполагали.

Сравнение тепловых процессов происходит по следующему плану:

1. Название процесса.

2. Определение.

3. Особенности и свойства.

4. Формула.

5. График.

Пример№1. Предлагаю тетрадный лист разделить на две части и сравнить пару «Нагревание – охлаждение».

Нагревание

Охлаждение

Тепловой процесс сопровождается повышением температуры тела.

Тепловой процесс сопровождается понижением температуры тела.

Тело получает тепло (Q), внутренняя энергия увеличивается (U).

Тело теряет тепло (Q), внутренняя энергия уменьшается(U).

Q = сm (t2 – t1), где t1 меньше t2,

с [Дж/кг0С] – удельная теплоемкость (см. таблицу).

Q = сm (t2 – t1), где t1 больше t2,

c [Дж/кг0С] – удельная теплоемкость (см. таблицу).

  График

 График


 

Пример№2. «Плавление – кристаллизация».

Плавление

Кристаллизация

Тепловой процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое.

Тепловой процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое.

Тело получает тепло, внутренняя энергия увеличивается (разрушается кристаллическая решетка вещества), но температура остается постоянной.

t плавления (см. таблицу)

Тело теряет тепло, внутренняя энергия уменьшается (формируется кристаллическая решетка вещества), но температура остается постоянной.

t кристаллизации (см. таблицу)

Q = am, где a[Дж/кг] -удельная теплота плавления (см. таблицу)

Q = am, где a[Дж/кг] -удельная теплота кристаллизации (см. таблицу)


     График
 

      График

Опубликовано в группе «Тренажеры для УУД.»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Трунтаева Светлана Юрьевна, 16.08.17 в 15:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за материал. Работать с текстом дети,к сожалению, не очень любят. Думаю, такой вид деятельности их заинтересует.
Забелина Маргарита Владимировна, 16.08.17 в 16:39 1Ответить Пожаловаться
Согласна с Вами, Светлана Юрьевна, не любят! Проблема.... Вот и приходиться выдумывать, чтобы заинтересовать. Спасибо за внимание к работе.
Трунтаева Светлана Юрьевна, 16.08.17 в 16:52 1Ответить Пожаловаться
Я всегда с интересом читаю Ваши разработки.
Забелина Маргарита Владимировна, 16.08.17 в 16:55 1Ответить Пожаловаться
Благодарю! Услышать мнение коллег всегда очень приятно!
Рагулина Любовь Давыдовна, 16.08.17 в 18:44 1Ответить Пожаловаться
Полезный вид деятельности и для логического рассуждения и запоминания. Спасибо!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 17.08.17 в 02:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Любовь Давыдовна!
Лихина Елена Викторовна, 17.08.17 в 02:53 1Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, я бы в таблицы добавила еще одну колонку "линии сравнения". Мои ребятишки к 11 классу уже не испытывают проблем с самостоятельным составлением и заполнением таблиц. )))) Таблица - это здорово!

Отредактировано 17-08-2017 02:55

Забелина Маргарита Владимировна, 17.08.17 в 04:12 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Викторовна! Делаю такую колонку "План сравнения", когда начинаем заполнять первые таблицы, потом они по образцу действуют. Мне понравилось Ваше название "Линии сравнения", так и буду называть теперь!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.