Открытый урок «Залог здоровья» для учащихся специально-медицинской группы.
Главный принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей.
Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися, так как в СМГ занимаются школьники разного возраста, страдающие различными заболеваниями.
При проведении занятий используются следующие правила:
-построение детей по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом - менее;
-до начала урока определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Учащиеся, у которых ЧСС выше 80 уд./мин., становятся на левый фланг;
-при выполнении упражнений подготовленные учащиеся стоят в начале колонны.
-при проведении игр слабоподготовленные ученики каждые 2 минуты делают паузу отдыха.
Отличительная черта урока по физической культуре ослабленных детей – это радость, бодрость, эстетическое наслаждение быть здоровым. Поэтому свои уроки стараюсь сделать эмоциональными, эстетически оформленными. Использование игрового метода и метода звуковой гимнастики превращает медленное монотонное заучивание упражнений в активный процесс формирования двигательных качеств.
Характерной чертой игрового метода является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Игровые упражнения имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, дети испытывают радость от реализации физических и умственных сил, что необходимо для их разностороннего развития. Каждая игра-маленький вклад в большую копилку приобретаемых детьми навыков и умений.
Применение игрового метода на уроках физкультуры учащихся СНГ направлено на решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Задачи урока:
1. Закрепление правильного сочетания дыхания с движениями при выполнении специальных упражнений.
2. Обучение сохранять равновесие при выполнении упражнений на небольшой высоте.
3. Формирование правильной осанки.
4. Воспитывать у учащихся интерес к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: гимнастические маты, гимнастические скамейки, набивные мечи 3 кг, канат для перетягивания, мешочки с песком 150-200 гр, свисток, секундомер, магнитофон; «флюгер», карточки.
Ход урока:
Вводная часть: Построение группы (учащиеся строятся в шеренгу: на правом фланге более подготовленные учащиеся, на левом-менее).
Проверка осанки.
Учитель дает команду «Равняйсь! Смирно! Вольно!».
Приветствие.
Сообщение задач урока.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир движений, мир здоровья, мир красоты, мир бодрости.
Звучит стук метронома.
Учитель: «Что такое, что за звук-это сердца нашего стук. Стук, стук, стук, стук, затихает все вокруг» (Дети находят свой пульс, учитель включает секундомер, измеряется ЧСС за 10 секунд у каждого ученика)
Учитель: Перед тем как отправиться в путешествие вспомним как нужно строиться и перестраиваться.
Станция «строевая».
Учитель: Равняйсь! Смирно! (Плечи расправлены, подбородок смотрит вперед).
Ребята, а как называется строй, в котором вы стоите?
Дети отвечают: «Шеренга»
Учитель: А какое равнение в шеренге?
Дети отвечают: по носкам
Учащиеся выполняют повороты на месте в строю.
Учитель: «Направо!» А как называется строй, в котором вы сейчас стоите?
Дети отвечают: «Колонна»
Учитель: А какое равнение в колонне?
Дети отвечают: «В затылок»
Учитель: Молодцы!
За направляющим в обход по залу «шагом марш!».
Ходьба под музыкальное сопровождение:
ходьба на носках, руки вверх в «замок», ладони наружу;
ходьба на носках, руки назад в «замок»;
ходьба на пятках;
ходьба на наружной стороне стопы.
Перестроение в колонну по три у гимнастических матов.
Самоконтроль ЧСС за 10 с. (Дети находят пульс и по команде учителя измеряют его).
Учитель: «А сейчас, чтобы нам выбрать правильное направление нашего путешествия, вспомним 4 стороны света. Кто может их назвать?» (Дети отвечают)
Станция «Флюгер».
На стойке прикреплен флюгер, в руках у учителя красочные карточки с изображение сторон света. При показе карточки учителем дети выполняют соответствующие названию упражнения:
«Север» - и.п. - руки за голову;
«Восток» - и.п. - руки на пояс;
«Юг» – и.п. - руки в стороны;
«Запад» – и.п. - руки к плечам ладони вниз.
Учитель: Флюгер строится у нас, повращается сейчас. Ветер справа, ветер слева – флюгер вертится умело.
Учитель поднимает карточку с буквами сторон света, ученики показывают правильное положение рук. Во время игры акцент на рациональную правильную осанку: голова прямо, плечи развернуты, живот слегка вперед.
Игра выполняется 3-4 раза
Учитель: Направление путешествия мы выбрали, а теперь нам необходимо размяться перед трудной дорогой.
Выполнение упражнений на гимнастических матах: (все упражнения выполняются в медленном темпе, акцент на правильное сочетание «вдоха» и «выдоха»)
- и. п.- о. с. ходьба на месте переступая с ноги на ногу.
- и.п. – руки в замок
1 – руки вперед
2 – и.п.
3 – руки вверх
4 – и. п.
- и. п. – сидя на гимнастических матах, упор руками сзади, ноги прямые.
1 – левую ногу согнуть в колене
2 – правую ногу согнуть в колене
3 – выпрямить левую ногу
4 – выпрямить правую ногу
- и. п. – ноги согнуты в коленях, упор руками сзади
1 – опустить колени влево
2 - вправо
- и. п. – лежа на спине руки вдоль туловища
1 – руки вверх, подтянуться и удерживать тело на 4 счета.
2 – и. п.
- и. п. – лежа на спине, руки за голову, локти прижаты к полу. Ноги согнуты в коленях к животу.
1 – 4 - круговые движения ног вперед.
1 – 4 - круговые движения ног назад (упражнение «Велосипед»)
- и. п. – лежа на животе руки вперед
1 – 4 – поднять слегка над полом руки, ноги и грудную клетку (упражнение «Рыбка»)
- и. п. – лежа на животе руки вдоль туловища, ладони вниз.
1 – 4 – отвести руки назад, лопатки соединить. Ноги и подбородок поднять (упражнение «Лодочка»).
- и. п. – лежа на животе кисти рук и плечи, ладони вниз.
1 – 4 – отвести локти назад, соединив лопатки. Поднять ноги (упражнение «Зайчик»)
- и. п. – лежа на животе голову положить на соединенные кисти.
1 – 2 – поднять голову – вдох
3 – 4 – опустить – выдох (упражнение «Дыхание»)
- и. п. – лежа на животе руки вдоль туловища.
1 - переворот на спину
2 – и. п. (упражнение «Солдатики»)
Учитель: А сейчас мы с вами исполним песню и выполним звуковую дыхательную гимнастику, произнося на выдохе У и А.
Дети лежа на спине на гимнастических матах вместе с учителем поют песню и выполняют упражнение на дыхание.
«Я на солнышке лежу-у-у (руки за голову)
Я на солнышко гляжу-у-у (руки вверх)
Только я –аа (руки на грудь)
Все лежу (руки за голову)
И на солнышко гляжу (руки вверх)
Крокодил – дил – дил плывет (руки брассом)
Носорог – рог – рог идет (топаем ногами)
Только я все лежу (руки за голову)
И на солнышко гляжу (руки вверх)
Упражнение выполняется 2 раза.
Основная часть.
Учитель: Теперь мы готовы к путешествию на «Планету здоровья.
Дети встают, перестраиваются в колонну по одному и идут к гимнастическим скамейкам. Садятся на скамейки в затылок друг за другом, ноги врозь и вместе с учителем хором произносят слова
«Ждут нас быстрые ракеты,
Для полета на планеты,
На какие захотим,
На такие полетим »
5, 4, 3, 2, 1
Дети вытягивают руки вперед, пальцы согнуты в кулак, большой палец вверх:
раз, два, три, четыре - вжик
раз, два, три, четыре - вжик
Завели мотор (стучат ногами об пол)
И взлетаем.
Учащиеся выполняют упражнения сидя на гимнастических скамейках.
И. п. - руки в стороны, повороты вправо, влево
«На ракете мы летим, вправо, влево, как хотим»
И. п. – руки за голову, наклоны туловища вперед и назад
«перегрузка давит в спину, отклониться нам под силу»
И. п. – круговые движения руками
«в невесомость попадаем, словно мячики летаем»
Мягко сели на планету,
Осмотрелись и решили не спеша выходить из корабля.
Учащиеся строятся в колонну по одному (при построении более подготовленные физические встают первыми).
«Мы гуляем по планете осторожно, как во сне.
В кратер прыгать не боимся, на две ножки прилунимся,
Камни можно собирать за тридевять планет бросать,
Высоко - не низко, далеко - не близко».
Самоконтроль нагрузки по ЧСС за 10 с.
Учащиеся кладут на теменную часть головы мешочек с песком, спина прямая, подбородок смотрит вперед, плечи развернуты. При выполнении упражнений туловище вперед не наклоняется.
1 станция «Змейка» - ходьба по лежащему на полу канату, переставляя стопу ноги поперек каната.
2 станция «Равновесие» - ходьба на носочках по скамейке, руки в стороны.
3 станция «Через кочки и пенечки» – ходьба поднимая колени через набивные мячи.
При выполнении упражнений по станциям более подготовленные учащиеся стоят впереди колонны. Все упражнения выполняются в медленном темпе, оценивается качество выполнения упражнения.
Учитель: Молодцы ребята! Я очень рада, что вы смелые, отважные, дружные и преодолели все препятствия. А теперь нам пора домой.
Самоконтроль нагрузки по ЧСС за 10 с.
Ребята садятся на гимнастические скамейки в затылок друг за другом.
«Сели дружно в луноход
И отправились домой.
Горы, море пролетели,
На площадку к школе сели.
Раз, два, раз, два –
Вот и кончилась игра».
Заключительная часть.
Ребята встают с гимнастической скамейки и располагаются произвольно на гимнастических матах. Выполнение упражнений на дыхание.
Станция «Одуванчик»
«Одуванчик, одуванчик,
Шаловливый мальчик с пальчик,
Хохотал, хохотал, семена все растерял,
Ветерок нас подхватил,
Закрутил и уронил,
Тучка капли уронила,
Солнце светом засветило,
И опять пошел в росток,
Нами созданный цветок».
Выполнение упражнений на восстановление дыхания
1-подняться на носки руки вверх – «вдох»
2-7 покачивая руками в стороны
8- руки «упали»
9- плечи «упали»
10- наклон вперед, руки вниз «выдох»
Построение группы.
Измерение ЧСС за 10 секунд, у каждого учащегося.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Учитель: Повторим все вместе волшебные рецепты планеты «здоровья»:
«Чтоб мы никогда и ни чем не болели,
Чтоб щеки здоровым румянцем горели,
Чтоб мы на «5» учили уроки,
Чтоб дома и в школе мы бодрыми были,
Чтоб было здоровье в отличном порядке.
Нам нужно с утра заниматься зарядкой».
Организованный выход из спортивного зала.