Занятие по валеологии в средней группе «Цветок здоровья»
Конспект занятия по валеологии в средней группе:
«Цветок здоровья».
Составила воспитатель МКДОУ ИМРСК «Детский сад №35» Ачкасова Н.Г.
Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека. Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы.
Оборудование и материал:
Конверт с письмом, смайлик (веселый и грустный, картинки с правилами. поднос с фруктами и овощами. музыкальные инструменты (дудочка, бубен, пианино)
Интеграция с областями: познавательное, физическое, речевое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: У нас сегодня замечательный день, добрый и удивительный. Чтоб звенел веселый смех, не болели дети, мы в страну чудес пойдем за здоровьем и секретом.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, в котором сообщается, что есть удивительный, волшебный цветок - цветок ЗДОРОВЬЯ! Кто его раскроет, тот станет здоровым и сильным. Растет этот цветок в волшебном саду. Но там приключилась беда, подул ветерок и оторвал лепестки цветка. Подхватил все лепестки и разбросал их. Надо помочь цветочку. чтобы он снова ожил и одарил всех своей волшебной силой здоровья.
Воспитатель: А вы хотите помочь цветку? Собрать все его лепестки?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а давайте поищем лепесточки, и будем искать лепесток фиолетового цвета.
Попробуем отгадать загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (глаза)
Воспитатель: А зачем человеку глаза?
Дети: Чтобы видеть
Воспитатель: Как бы мы жили. если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам бы пришлось тяжело.
Воспитатель: Чем плохо без глаз?
Дети: Мы бы ничего не видели.
Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза. Они расположены в специальных углублениях - глазницах (домиках) .Закрывает этот "дом" специальная дверца под названием - веко. А если появится опасность. веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда глаза прикрыты веками. А когда спите, глазки закрыты.
Воспитатель: А у всех есть глаза?
Дети: Да у всех.
Воспитатель: А как беречь глаза?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Давайте с вами поиграем и узнаем: "Что полезно для глаз, а что вредно".
Воспитатель предлагает рассмотреть, подумать и решить: что для глаз вредно- положить к грустному смайлику. а полезное к веселому смайлику. Объяснить свой выбор.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Гимнастика для глаз.
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Ты головку поверни,
За спиной, что посмотри!
Покиваем головой.
Неприятности долой!
Воспитатель: Находим следующий лепесток желтого цвета.
Слушаем следующую загадку:
Оля слушает в лесу.
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (УШКИ)
Воспитатель: Чем мы слышим?
Дети: Ушами
Воспитатель: Сколько ушей у человека?
Дети: Два
Воспитатель: Что будет, если их не будет?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: У всех людей по два уха. и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз наши уши постоянно открыты, а значит. они слышат, улавливают какие то звуки, даже когда человек спит. У людей уши очень хорошо слышат разные звуки, кто как кричит и разговаривает. как шумит море, деревья.
Воспитатель: А только ли у людей есть уши?
Дети: Рассуждают.
Воспитатель: Чтобы уши были здоровыми и хорошо, есть правила. которые нужно выполнять. Кто знает, что нельзя выполнять?
Дети: их ответы.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, хорошо ли у вас слышат ушки.
Дидактическая игра: Угадай. что звучит"
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза ладошками и отгадать звук. который исходит из музыкальных инструментов (бубен, гармошка, дудочка. барабан)
Воспитатель: А сейчас пойдем искать следующий лепесток зеленого цвета.
Слушаем загадку:
За поляною гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пышут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!(нос)
Воспитатель: А для чего нужен нос?
Дети: Нос нужен, чтоб дышать, и распознавать запахи.
Воспитатель: Совершенно верно, нос умеет распознавать запах и нос нужен человеку для дыхания. Человек должен дышать носом. В носу холодный воздух согревается и попадает в легкие уже теплым. А еще у нас в носу есть ворсинки. Когда человек вдыхает в воздух через нос. на ворсинках оседают все пылинки и в легкие попадает уже чистый воздух.
Воспитатель: А у кого есть еще нос?
Дети: У людей, у животных, а у птиц -клюв.
Воспитатель: А как его беречь?
Дети: Одеваться тепло, не засовывать предметы.
Воспитатель: Некоторые люди считают, что нос это только украшение. Самый маленький нос-весьма важная часть лица. носом мы дышим, различаем запахи. Вот сейчас мы это проверим.
Дидактическая игра " Определи по запаху"
На подносе в закрытом виде лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает закрыть глаза и подносит к носу ребенка закрытый в киндер сюрпризе нарезанный овощ (лук. чеснок) и фрукт (апельсин, лимон) .Ребенок должен определить по запаху, что лежит в киндер - сюрпризе.
Воспитатель: А сейчас пойдем искать следующий лепесток красного цвета.
Слушаем загадку:
32 собаки в пещере сидят,
Кто зайдёт — того съедят.(зубы)
Воспитатель: А для чего нужны зубы?
Дети: Для того чтобы есть разную пищу.
Воспитатель: Совершенно верно. А еще, чтобы они были крепкими и здоровыми, за ними нужно ухаживать.
Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить — они заболят.
Воспитатель: запомните простое правило:
Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты,
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идет
В год два раза на прием
И тогда улыбки свет
Сохраним на много лет!
А сейчас давайте улыбнемся друг другу и увидим, какие красивые у всех улыбки, потому что мы все ухаживаем за своими зубами.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы отправимся в волшебный сад и прикрепим лепестки, которые мы нашли.
Воспитатель: Ну что, ребята, вот и собрали мы волшебный цветок- цветок ЗДОРОВЬЯ. А кто напомнит мне какие лепестки мы собирали?
Воспитатель: Берегите зрение, слух, нос и зубы! Посмотрите на гостей, улыбнитесь и пожелайте всем крепкого здоровья и чтоб настроение у всех всегда было доброе и веселое.
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Бойко Светлана Владимировна