Урок внеклассного чтения, посвященный 80-летию начала блокады Ленинграда «Читаем блокадную книгу» (3–5 класс)

5
2
Материал опубликован 29 December 2022

Урок внеклассного чтения, посвященный 80-летию начала блокады Ленинграда «Читаем блокадную книгу» с

использованием интерактивного пособия «лэпбук»

Цели:

познакомить учащихся с литературными произведениями, посвящёнными теме блокадного Ленинграда;

развивать интерес к отечественной литературе и истории, к художественному слову и музыке;

сохранить исторической памяти учащихся о событиях ВОв, познакомить учащихся с историей блокады;

формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме, чувство гордости за свой народ.

Задачи:

обучающая: совершенствовать умения анализировать художественный текст; познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада», эвакуация, «дорога Жизни».

Развивающая: развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие внимания, памяти, речи, мышления;

Воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОв, уважение к людям, перенесшим трагедию войны, сострадание и милосердие к людям, находящимся в беде.

Планируемые результаты:

предметные: показать учащимся, что война несет горе; выделить тему произведений, их основную мысль; познакомить с жизнью маленьких героев во время блокады, вызвать интерес к книгам  о детях на войне;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений, использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Методы проведения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Технологии: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления; артпедагогика (АРТПЕДАГОГИКА – система психолого-педагогической работы с детьми, в которой используются изобразительные средства, музыка, движение и танец, литературное творчество, театральное и киноискусство)

Оборудование: телевизор, презентация «Ленинград в дни блокады», видео фрагмент фильма по произведению Т.Цинберг «Крик тишины»,аудиозапись «Симфония №7 «Ленинградская»»Д.Д.Шостакович, видеозаписи «Дети блокады», «Ленинградский метроном».

Оформление: выставка книг; изображения памятников, событий блокады; портрет В.Е.Карасевой; готовый лэпбук о войне, макет пустого лэпбука; поделки, рисунки учеников; кусочек хлеба 125 гр., предметы для инсценировки; воздушные шары, свечи, гвоздики, Ленточка Ленинградской Победы.

Предварительная работа:

Подбор материала к мероприятию: стихи, иллюстративный раздаточный материал (рассказ, шаблон письма).

Подбор учащимися материала для лэпбука, подготовка инсценировки.

Оформление книжной выставки, макет-основа лэпбука

Подготовка ТСО, составление своей презентации «Ленинград в дни блокады» подборка видеоматериалов «Дети блокады», «Ленинград метроном» из интернет- ресурсов.

Актуальность: современные дети все больше и больше отдалены от страшных событий блокады ,Великой Отечественной войны. Детские произведения о войне повествуют о детях в военное время и о подвигах солдат и простых людей. Школьники могут сравнить свою жизнь с жизнью их сверстников в годы войны. Особенно интересно знакомство с этой темой через небольшое исследование и творческую работу. В процессе создания такой папки-лэпбук можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.


Ход урока:


1.Организационный момент.

Чтобы солнце улыбалось.

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над землёй

Людям всем

И нам с тобой!(слайд 1)

(М. Пляцковский)

-Улыбнитесь мне и друг другу, как солнышки.


2 . Речевая разминка.

Перед вами, на карточках небольшое стихотворение.

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы - напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины
Благодарность вечная вам всем. (слайд 2)
— Прочитайте медленно.

Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

Прочитайте выразительно.

О чем говорится в этом стихотворении?


3. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами изготовим лэпбук.

Демонстрация уже готового лепбука о войне(приложение 1)

-Хотелось бы вам самим сотворить такую книжку?

-Основу я вам уже приготовила. (учитель показывает пустой макет-основу с кармашками) (приложение2)

-В эти кармашки необходимо поместить собранный вами материал.

Таким образом именно вы являетесь авторами лэпбука. К концу урока у нас получится интересная образовательная книга.

-О чем нужно помнить для успешной работы? (учащиеся проговаривают правила работы в группе,в паре)

-Прочитайте эпиграф к уроку. (слайд 3)


Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Ю.Воронов

-Как вы думаете, почему нужно помнить о войне?

(Память о Отечественной войне нужна нам, ныне живущим, нужна детям, чтобы не повторились такие ужасы.)

-Давайте проговорим какие задачи стоят перед нами? О чем будет наша сегодняшняя беседа?

Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово – война.


4.Работа по теме урока.

Ученик: ...Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

                            Я говорю с тобой из Ленинграда,

                           страна моя, печальная страна...

Учитель: Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

Звучит аудиозапись, на экране изображения блокадного города.(видеозап.4)

Учитель: Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Выходят ученики с карточками. На карточках основные даты событий блокады Ленинграда .Сообщают краткую информацию и вставляют материал в кармашек лэпбука.

1)Работа с выставкой книг. 

Учитель: Обратите внимание на выставку художественной и публицистической литературы для детей, рассмотрите иллюстрации к ним.

-Как вы думаете, а умеют ли книги говорить?

Произведения русских писателей о войне трагичны, почти так же, как трагична сама война,  унесшая десятки миллионов человеческих жизней. 

Писатели рассказывают о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и над самой смертью.

Среди множества книг хочется выделить несколько произведений о войне, которые е вполне понятно и не страшно читать даже шестилетке.

Ученики кратко знакомят одноклассников с некоторыми произведениями. Вкладываем этот материал в кармашек лэпбука.

2)Просмотр фрагмента фильма.(видеозап.8)

В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя — все они боролись за общее дело, за счастье народа.

3)Инсценировка.

По мотивам произведений: Людмила Никольская «Должна остаться живой» (приложение 4)

Релаксация .

(звучит песня «Белые панамки» )

-Ребята, давайте закроем глаза и представим о чем могли мечтать дети в блокадном Ленинграда.

-Какие были у них мысли?

- О чем думали, переживали?

(по желанию некоторые ученики могут поделиться своими мыслями.)


Знакомство с новым произведением

Вера Евгеньевна Карасева «Про Любочку и ее маму»(приложение 5)

1)Первичное чтение.

 -перед вами лежат небольшие «книжки» прочитайте название произведения. 

В блокадном городе Ленинграде жила и работала Вера Евгеньевна Карасёва.(слайд 9) Она очень любила детей и ещё до того как началась война она стала детской писательницей и писала детские рассказы для детей и о детях.  Напечатала свои первые рассказы для дошкольников в журнале 'Чиж' в 1935-1936 годах. Пережила блокаду. И продолжала писать детские книги. Одна из самых знаменитых её книг, про детей которые пережили блокаду, называется «Кирюша». В книге рассказывается о Великой Отечественной войне, о блокадном Ленинграде, о детях и взрослых, находившихся в это тяжелейшее время в городе.В нее входят рассказы: «Про Любочку и ее маму» «Осколок». «Кирюшка». «Ночной хлеб». «Хлебные крошки». «Новогодний подарок». «Письмо». «Шарик». «За крапивой». «Горбушки».(слайды 10-13)

Мы познакомимся сегодня с рассказом «Про Любочку и ее маму», а с другими вы обязательно ознакомьтесь самостоятельно.(слайд 14)

-Как вы думаете о чём это произведение?

-Начнём чтение текста, я прочитаю, а вы внимательно послушаете.

(чтение произведения учителем, после прочтения  идёт анализ произведения, небольшая беседа с детьми)

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас произведение?

Чувство страха, гордости, интереса, опасности…).

- Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег, картин, шедевров искусства. (учитель предлагает детям подержать в руках кусок черного хлеба весом 125г.)(слайд 15, приложение 6)

2)Словарная работа.

 -Ребята, вам встретились непонятные слова? Давайте познакомимся с их значением.(слова на доске), (приложение 7)

3)Вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.

(звучит видеозапись 16)

Учитель: Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни…Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Отобранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи. Просто выжить в то время для маленького человечка – то был уже подвиг. Недаром во многих городах России находятся памятники, посвященные детям войны.

Ученик рассказывает о памятниках(приложение 8)

Учитель: Какие еще памятники напоминают нам о самой долгой и трагической осаде в истории?

Учащиеся зачитывают подготовленный материал. Вкладываем в кармашек лэпбука.

Учитель:Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани(приложение 9).

Ученик знакомит учащихся с печальной историей девочки и ее семьи.

Учитель: Таню вывезли на Большую землю с детским домом в Горьковскую область, но спасти девочку так и не смогли. Нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Рефлексия.

Учитель: Представьте, если бы у вас появилась возможность написать письмо детям в блокадный город. Что бы вы им сказали? (работа в парах)

Дети дополняют текст писем.(приложение 10)Чтение писем.  Все письма сворачиваем треугольником и кладём в кармашек лэпбука.


Подведение итогов урока.

- Что же помогло ленинградцам выжить во время блокады? ( Мужество, стойкость, любовь к Родине)

- Почему надо помнить о том, что происходило во время блокады?

 - Отличается ли ваше детство от военного времени. Чтобы сохранить мир, мы должны помнить об этой страшной войне.

- Посмотрите ребята, какую большую работу мы проделали. Собрали в наш лэпбук такой интересный материал. Но, вы видите, что некоторые кармашки остались пустыми. Мы будем продолжать работу по пополнению лэпбука.

Пройдет время, и все, кто жил, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… и может случиться, что новые малыши забудут и горе, и радость, и слезы войны. Не давайте им забыть.

Берегите мир! (видеозапись 20)

Учащиеся объявляют Минуту молчания (приложение11)
















Список использованных источников литературы:

Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост. И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 118 с.

Методическое пособие «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников». Ред. И. Н. Ётова.- Саратов: Саратовский полиграфкомбинат, 2007. – 330 с.

https://www.livelib.ru/author/338755-tamara-tsinberg

https://www.livelib.ru/author/542544-vera-karaseva











































Приложения

Приложение 1

t1672317401aa.jpg


Приложение 2

t1672317401ab.png

t1672317401ac.png


Приложение 3

t1672317401ad.jpg t1672317401ae.jpg











Приложение 4

Инсценировка.По мотивам произведений: Людмила Никольская «Должна остаться живой»

Рассказчик :В первую, самую страшную блокадную зиму 41-42 года, в городе умерло около 780 тысяч человек.. В первую очередь погибали старики, дети. И чаще всего-от голода.

-*Таня выводит Шурика, усаживает рисовать за стол

Таня:Вот сиди, рисуй.

Шурик:(рисует)Таня! А ты чего больше боишься?

Таня:Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Шурик:Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама  может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!

Таня: (ставит кружку на стол)Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Шурик:(пьет из кружки)Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!

*Входит мама в валенках, подходит к столу, кладет на него сверток

Таня:Мама пришла!!

Мама: (устало садится на стул)Как вы тут?

* Шурик подходит к ней с рисунком

Шурик:Смотри, что я нарисовал!

Мама:(крутит рисунок)Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Шурик:(объясняет на рисунке)Черное-это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать  не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно-прислучайно?

Мама:Случайно - прислучайно есть!  Вот!

*разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины

Мама: (гладит сына по голове)Ешьте детки.

*Шурик жадно накидывается на еду

Таня:Опять свою еду с фабрики нам принесла?

Мама:Я ела, Таня, ела. Это вам.

Таня:(делит свою картофелину пополам)

Тогда пополам, иначе есть не буду! И не спорь со мной!

*едят молча картошку




Приложение 5

t1672317401af.jpgt1672317401ag.jpgt1672317401ah.jpgt1672317401ai.jpg

Приложение 6

t1672317401aj.jpg

Приложение 7

Словарная работа.

Токарь- Рабочий, специалист по обработке металла, дерева и т. д

Лучинки- тоненькие палочки использовались для поджига. 

Озябла- Промерзнуть, быть охваченным стужею, морозом.

Ватник- Стеганая ватная куртка или безрукавка.

Башлык - Суконный теплый головной убор в виде широкого капюшона с длинными концами. 



Приложение 8

t1672317401ak.jpg



Приложение 9

t1672317401al.jpg

Приложение 10

Дорогие мальчишки и девчонки блокадного Ленинграда!

Пишут вам ребята из города ………..! Прошло уже более 75 лет после освобождения вашего города, но мы ____________________________________________________ .

Мы знаем, что вы во время блокады _________________________________________________________________.

Мы хотим, чтобы вы _________________________________________________________.

Мы будем ____________________________________________________________ , чтобы как и вы в случае опасности могли защитить свою Родину!

Приложение 11

Ученик: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Самая длинная минута праздника. В ней не 60 секунд, в ней 900 страшных блокадных дней, в ней навсегда сотни тысяч героических защитников и мирных жителей Ленинграда.

Ученик: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Она освящена огнём боёв и огнём салютов. Самая тихая минута праздника, самая грустная минута праздника, но самая гордая минута праздника.

Ученик: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Всё меньше остаётся защитников Ленинграда, но живы дети блокады. Не было и, дай бог, никогда больше не будет на земле детей, которым придётся пережить то, что пережили эти дети.

Ученик: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Блокадники будут вспоминать родных и близких, которые покоятся в братских могилах Пискарёвского, Серафимовского, Богословского и других кладбищ города. А в нас, вместе с нашими сердцами, пусть всегда стучит Ленинградский метроном и звук его будет слышен всем последующим поколениям. МИНУТА МОЛЧАНИЯ…

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо за полезный ресурс! Беру в "избранное"!

29 December 2022

Очень рада быть полезной!

3 January 2023