Урок внеклассного чтения на тему «Подготовка к сочинению "Как становятся героями"» (5 класс)
Урок внеклассного чтения в 5 классе
на тему «Подготовка к сочинению «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина)
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний и умений.
Предметные результаты: совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения, создавать сочинение на основе прочитанного текста.
Метапредметные результаты:
Познавательные: выражение своих мыслей, построение высказывания в соответствие с задачами коммуникации; создание устных и письменных высказываний.
Регулятивные: составление плана действий; осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; способность к волевому усилию
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: самоорганизация, осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация к уроку.
Дидактический материал: портрет Ю. Нагибина, портрет Ю. Гагарина, книга Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», значение слова «герой», описание подвига Гагарина на карточках
«Он был обычный — простой и веселый...".
В. И. Гагарина
Ход урока
Мотивация. Индуктор
- Много было героев в истории нашей страны. Конечно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что враги убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских от врагов.
А прославленные герои Великой Отечественной войны! Ведь они сознательно шли на верную смерть, потому что это приближало нашу победу.
- Кого можно назвать героем?
Вот как об этом сказано в Толковом словаре русского языка Ефремовой Т. Ф.
Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. (Значение слова на листочках раздать каждому ученику).
- А можно ли стать героем в мирное время? Как вы думаете?
2. Постановка темы, цели и задач урока
- Можно ли назвать героем человека, о котором вы прочитали книгу к сегодняшнему уроку? Почему?
- Вы познакомились с «Рассказами о Гагарине», которые создал писатель Ю. Нагибин.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня можем поговорить на уроке? (О жизни и подвиге Ю. Гагарина, как он стал героем).
- Запишите тему урока «Подготовка к сочинению «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина)
- Что для этого будем делать? (посмотрим, как Ю. Нагибин описывает жизненный путь Гагарина; вспомним, какой подвиг совершил Гагарин).
- Итогом вашей работы должно стать написание домашнего сочинения на тему «Как становятся героями», помогать вам в этом будут записи в тетради, раздаточный материал
О писателе Ю. Нагибине
Нагибин Юрий Маркович (1920 - 1994), прозаик, журналист.
Родился 3 апреля 1920 года в Москве. В юности Нагибин увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Однако отчим, обратив снимание на талант мальчика, посоветовал ему писать рассказы. Во время ВОВ был военным корреспондентом. О своих впечатлениях написал в сборнике рассказов «Человек с фронта». После окончания войны занимался журналистикой, писал рассказы, например, «Трубка», «Зимний дуб», сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!», «Сильнее всех иных велений», «Виват, гардемарины!» и другие. Работал Нагибин до конца дней своих. Умер в Москве 17 апреля 1994.
Просмотр фильма о Ю. Гагарине – первом космонавте.
Слово учителя о Ю. Гагарине
- Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Общее время полета составило 108 минут. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики. (Данный материал раздать ученикам)
- А каким он был, Юрий Гагарин, первый космонавт планеты? Как и где прошло его детство? Как и где он учился? Как стал космонавтом? Об этом вы узнали, прочитав книгу Юрия Нагибина "Рассказы о Гагарине". Именно об этой книге мы и поговорим.
Фронтальная работа с текстом книги «Рассказы о Гагарине»
- Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года. В этом году исполнилось 80 лет со дня его рождения. Родители его жили в это время в деревне Клушино, Смоленской области. Сам Гагарин был в семье третьим ребенком, были у него старшие брат Валентин и сестра Зоя, потом появился еще младший - Борис. Отец занимался плотницким делом. Мама Анна Тимофеевна выполняла любую работу, которая давал заработок. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс.
- Чем необычен этот год? (началась ВОВ)
Именно об этом мы узнаем в первой главе книги «В школу»
Инсценировка – учитель и ученики.
Учитель(Анжела): Дети, прочтите свое любимое стихотворение.
Девочка(Настя)( читает сказку К. Чуковского «Бармалей»):
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Учитель: Молодец, садись. Следующий.
Мальчик(Саша) (аккуратно одёргивает свой серый пиджачок, кашляет и говорит):
Любимого стихотворения у меня нету.
Учитель: Ну, так прочти какое хочешь, ( улыбается) пусть и нелюбимое.
Мальчик: Нелюбимого стихотворения тоже не могу прочитать: на кой мне запоминать нелюбимые стихи? (садится на место)
Учитель: Гагарин, что ты нам прочтешь?
Гагарин(Юра): Моё любимое стихотворение про летчика:
Мой милый товарищ, мой лётчик,
Хочу я с тобой поглядеть,
Как месяц по небу кочует,
Как по лесу бродит медведь.
Давно мне наскучило дома…
Давно мне наскучило дома…
Давно мне наскучило дома…
Учитель: Что ты как испорченная пластинка? Давай дальше.
Гагарин: (уныло )Давно мне наскучило дома…
(Класс громко смеется. Юра смотрит возмущённо на товарищей, сердито — на учительницу, и тут звенит звонок)
Учитель: Ну, хоть тебе и наскучило дома, а придётся идти домой, наш первый школьный день окончен.
- Что говорит о Гагарине, этот случай в школе? (он уже с детства мечтал о полетах).
- Какие качества характера, которые помогли стать Юрию первым космонавтом, проявились у него с детства. Расскажите о запомнившихся вам моментах из его нелегкого детства и юности. Качества будем записывать на доске и в тетради в виде кластера, чтобы в конце сделать вывод, что помогает человеку стать героем.
Ответы детей:
защитил новую девочку Настю, которую ребята обижали, накормил ее плюшками (защищает слабых);
помогал бороться с врагами: рассыпал на дороге гвозди, чтобы немецкие машины протыкали колеса (смелый, мужественный);
когда отца забрали на фронт, старших брата и сестру угнали в Германию, десятилетний Юра помогал матери пахать, сеять, убирать скудный урожай, никогда не жаловался (стойкий);
в начале войны выполнил свое первое боевое задание: передал записку председателю от летчиков, самолет, которых был подбит фашистами (исполнительный);
окончив с отличием Саратовский индустриальный техникум, решил поступать в Оренбургское лётное училище, так как его мечта стать летчиком. Но считал себя обманщиком, почему?
- Выразительное чтение отрывка из главы «Ворота в небо»: (Эля)
«Юра Гагарин защитил диплом с отличием, перед ним были открыты все дороги, но, когда товарищи спрашивали: «А ты куда?» — он отмалчивался. И не потому, что, подобно былинному витязю на распутье, не знал, куда повернуть коня, а потому, что не был уверен в своём праве на тот выбор, который недавно сделал. А выбрал этот юный металлург не горячий цех, не институт, а Оренбургское лётное училище. И всё же до дня торжественного вручения дипломов об окончании техникума он не подозревал, что у человека может быть так тяжело на душе. Его поздравляли, ему аплодировали, жали руку, желали славного трудового будущего, а он едва удерживал крик в горле: «Остановитесь! Вы ошиблись во мне! Я всех обманул!..»
Да, он всерьёз считал себя обманщиком, чуть ли не предателем. Его столько лет учили, кормили, одевали, обеспечивали тёплым жильём и карманными деньгами, столько сил, терпения, душевной заботы потратили учителя и цеховые мастера, чтобы сделать из него квалифицированного литейщика, и всё впустую!» (совестливый)
- Когда Гагарин готовился стать космонавтом, какие испытание он переносил?
Ответы детей: испытание в сурдокамере – какое время человек может находиться в одиночестве, ведь в космическом корабле ему долгое время придется находиться одному.
- О чем Гагарин думал, находясь в сурдокамере, как об этом вспоминал Королев, зачитайте отрывок из главы «В сурдокамере»: (Аня)
«А вот испытуемый, чьи показатели оказались самыми высокими, ответил с открытой мальчишеской улыбкой:
— О чём я думал? О будущем, товарищ Главный!
Королёв посмотрел в яркие, блестящие глаза, даже на самом дне не замутнённые отстоем пережитого страшного одиночества.
— Чёрт возьми, товарищ Гагарин, вашему будущему можно только позавидовать!
«Да и моему тоже», — подумал Главный конструктор, вдруг уверившийся, что первым полетит этот ладный, радостный человек…»
- Какие качества проявляются в описанных ситуациях? (выносливый, улыбчивый, думает о будущем)
- Еще об одном важном для космонавта качестве пишет Нагибин в главе «О чем думал герой»(Слава):
…В тот раз в одиночке сурдокамеры держали не так уж долго, но он чувствовал себя на редкость плохо: болела и кружилась голова, мутило, тело казалось чужим, а ноги ватными. Может, что-то там испортилось, нарушилась подача воздуха?.. Но Королёв спрашивает испытуемых о самочувствии, и все как один молодцевато отвечают: «Отлично!» — «К выполнению задания готовы?» — «Так точно!» Неужели одному ему так не повезло? «Как самочувствие, товарищ Гагарин?» — «Отличное… — Нет, он не может врать Королёву и без запинки добавляет: — Хотя и не очень». — «К выполнению задания готовы?» — «Сделаю, что могу, но лучше бы в другой раз». И в результате — высшая оценка. То было, оказывается, испытание на честность. Им специально создали тяжёлые условия в камерах. Но ведь нельзя считать, что ты сдал испытания на честность раз и навсегда. Всю жизнь человек сдаёт эти испытания и в большом и в малом, и он обязан сказать правду этим затаившим дыхание ребятам, будущим лётчикам. (честный))
7. Промежуточная рефлексия
- Итак, мы видим, что Юрий Гагарин был простым мальчишкой, который жил в глухой деревне, учился в деревенской школе, а стал космонавтом, стал героем нашей страны. Давайте ещё раз назовём те качества, которые помогли ему стать героем
защищает слабых стойкий
смелый, мужественный ГЕРОЙ исполнительный
совестливый выносливый
честный
- Помогли ли эти качества характера Гагарину совершить подвиг и стать героем?
- Обратимся еще раз к значению слова «герой». Почему Ю. А. Гагарина можно назвать героем?
Герой - тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.
- Определите тему данной книги Нагибина. (Жизнь и подвиг первого космонавта Ю. А. Гагарина)
- Какая основная мысль, что хотел передать автор? (Какие качества помогли простому парню стать героем)
Чтение стихотворения о Ю. Гагарине наизусть подготовленным учеником
Товарищ наш
Борис Дубровин
Пусть дышится Гагарину легко,
Пусть мчится сквозь закаты и рассветы...
Никто и никогда так далеко
Не отрывался от родной планеты.
Он мужеством Отчизны наделён,
Он бросил неизведанному вызов.
Никто и никогда ещё, как он,
Вдруг всей Земле не становился близок.
Товарищ наш вернулся полный сил!
Он - высший взлёт штурмующего века -
Сердца народов он объединил
Великой гордостью за человека!
9. Работа в парах
- Обсудите в парах план вашего сочинения на тему «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина), вспомнит, о чем мы говорили на уроке. План должен состоять из трех частей:
1) Вступление
2) Основная часть
3) Заключение
10. Афиширование. Представление плана
1) Кто такой герой?
2) Какие качества проявил Гагарин в детстве и юности?
3) Подвиг Гагарина
11. Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина), пользуясь планом, раздаточным материалом и текстом книги Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине»
12. Итоговая рефлексия
- Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их подвиги. И одним из таких является первый советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, который открыл всему человечеству путь в Космос.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какая книга вам в этом помогла?
- В чем заключается подвиг Гагарина?
- Каждый ли человек может совершить подвиг?
Ресурсы Интернета
Биография Ю. Нагибина vsekratko.ru›Биографии›nagibin
Детство Ю. Гагарина cosmosravelin.narod.ru›r-space/G.html
Значение слова герой tolkslovar.ru›Герой
Ю. Гагарин Рассказ о великом человеке mgalaxy.ucoz.ru›news…velikom_cheloveke/2012-04-12…
Ю. Нагибин «Рассказы о Ю. Гагарине» livelib.ru›book/1000530661
Материал к написанию сочинения на тему «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина)
Герой – это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.
Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Общее время полета составило 108 минут. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.
Материал к написанию сочинения на тему «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина)
Герой – это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.
Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Общее время полета составило 108 минут. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.
14