Урок внеклассного чтения на тему «Подготовка к сочинению "Как становятся героями"» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 30 January

Урок внеклассного чтения в 5 классе

на тему «Подготовка к сочинению «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина)

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний и умений.

Предметные результаты: совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения, создавать сочинение на основе прочитанного текста.

Метапредметные результаты:

Познавательные: выражение своих мыслей, построение высказывания в соответствие с задачами коммуникации; создание устных и письменных высказываний.

Регулятивные: составление плана действий; осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; способность к волевому усилию

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самоорганизация, осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация к уроку.

Дидактический материал: портрет Ю. Нагибина, портрет Ю. Гагарина, книга Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», значение слова «герой», описание подвига Гагарина на карточках

 

«Он был обычный — простой и веселый...".

В. И. Гагарина

Ход урока

 

Мотивация. Индуктор

- Много было героев в истории нашей страны. Конечно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что враги убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских от врагов.

А прославленные герои Великой Отечественной войны! Ведь они сознательно шли на верную смерть, потому что это приближало нашу победу.

- Кого можно назвать героем?

Вот как об этом сказано в Толковом словаре русского языка Ефремовой Т. Ф.

Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. (Значение слова на листочках раздать каждому ученику).

- А можно ли стать героем в мирное время? Как вы думаете?

 

2. Постановка темы, цели и задач урока

- Можно ли назвать героем человека, о котором вы прочитали книгу к сегодняшнему уроку? Почему?

- Вы познакомились с «Рассказами о Гагарине», которые создал писатель Ю. Нагибин.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня можем поговорить на уроке? (О жизни и подвиге Ю. Гагарина, как он стал героем).

- Запишите тему урока «Подготовка к сочинению «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина)

- Что для этого будем делать? (посмотрим, как Ю. Нагибин описывает жизненный путь Гагарина; вспомним, какой подвиг совершил Гагарин).

- Итогом вашей работы должно стать написание домашнего сочинения на тему «Как становятся героями», помогать вам в этом будут записи в тетради, раздаточный материал

 

О писателе Ю. Нагибине

Нагибин Юрий Маркович (1920 - 1994), прозаик, журналист.
Родился 3 апреля 1920 года в Москве. В юности Нагибин увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Однако отчим, обратив снимание на талант мальчика, посоветовал ему писать рассказы. Во время ВОВ был военным корреспондентом. О своих впечатлениях написал в сборнике рассказов «Человек с фронта». После окончания войны занимался журналистикой, писал рассказы, например, «Трубка», «Зимний дуб», сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!», «Сильнее всех иных велений», «Виват, гардемарины!» и другие. Работал Нагибин до конца дней своих. Умер в Москве 17 апреля 1994.

Просмотр фильма о Ю. Гагарине – первом космонавте.

Слово учителя о Ю. Гагарине

- Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Общее время полета составило 108 минут. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики. (Данный материал раздать ученикам)

   - А каким он был, Юрий Гагарин, первый космонавт планеты? Как и где прошло его детство? Как и где он учился? Как стал космонавтом? Об этом вы узнали, прочитав книгу Юрия Нагибина "Рассказы о Гагарине". Именно об этой книге мы и поговорим.

Фронтальная работа с текстом книги «Рассказы о Гагарине»

- Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года. В этом году исполнилось 80 лет со дня его рождения. Родители его жили в это время в деревне Клушино, Смоленской области. Сам Гагарин был в семье третьим ребенком, были у него старшие брат Валентин и сестра Зоя, потом появился еще младший - Борис. Отец занимался плотницким делом. Мама Анна Тимофеевна выполняла любую работу, которая давал заработок. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс.

- Чем необычен этот год? (началась ВОВ)

Именно об этом мы узнаем в первой главе книги «В школу»

Инсценировка – учитель и ученики.

Учитель(Анжела): Дети, прочтите свое любимое стихотворение.

Девочка(Настя)( читает сказку К. Чуковского «Бармалей»):

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

 

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный

Бар-ма-лей!

Учитель: Молодец, садись. Следующий.

Мальчик(Саша) (аккуратно одёргивает свой серый пиджачок, кашляет и говорит):

Любимого стихотворения у меня нету.

Учитель: Ну, так прочти какое хочешь, ( улыбается) пусть и нелюбимое.
Мальчик: Нелюбимого стихотворения тоже не могу прочитать: на кой мне запоминать нелюбимые стихи? (садится на место)

Учитель: Гагарин, что ты нам прочтешь?
Гагарин(Юра): Моё любимое стихотворение про летчика:
Мой милый товарищ, мой лётчик,
Хочу я с тобой поглядеть,
Как месяц по небу кочует,
Как по лесу бродит медведь.
Давно мне наскучило дома…
Давно мне наскучило дома…
Давно мне наскучило дома…


Учитель: Что ты как испорченная пластинка? Давай дальше.
Гагарин: (уныло )Давно мне наскучило дома…
(Класс громко смеется. Юра смотрит возмущённо на товарищей, сердито — на учительницу, и тут звенит звонок)

Учитель: Ну, хоть тебе и наскучило дома, а придётся идти домой, наш первый школьный день окончен.

- Что говорит о Гагарине, этот случай в школе? (он уже с детства мечтал о полетах).
- Какие качества характера, которые помогли стать Юрию первым космонавтом, проявились у него с детства. Расскажите о запомнившихся вам моментах из его нелегкого детства и юности. Качества будем записывать на доске и в тетради в виде кластера, чтобы в конце сделать вывод, что помогает человеку стать героем.

Ответы детей:

защитил новую девочку Настю, которую ребята обижали, накормил ее плюшками (защищает слабых);

помогал бороться с врагами: рассыпал на дороге гвозди, чтобы немецкие машины протыкали колеса (смелый, мужественный);

когда отца забрали на фронт, старших брата и сестру угнали в Германию, десятилетний Юра помогал матери пахать, сеять, убирать скудный урожай, никогда не жаловался (стойкий);

в начале войны выполнил свое первое боевое задание: передал записку председателю от летчиков, самолет, которых был подбит фашистами (исполнительный);

окончив с отличием Саратовский индустриальный техникум, решил поступать в Оренбургское лётное училище, так как его мечта стать летчиком. Но считал себя обманщиком, почему?

- Выразительное чтение отрывка из главы «Ворота в небо»: (Эля)

«Юра Гагарин защитил диплом с отличием, перед ним были открыты все дороги, но, когда товарищи спрашивали: «А ты куда?» — он отмалчивался. И не потому, что, подобно былинному витязю на распутье, не знал, куда повернуть коня, а потому, что не был уверен в своём праве на тот выбор, который недавно сделал. А выбрал этот юный металлург не горячий цех, не институт, а Оренбургское лётное училище. И всё же до дня торжественного вручения дипломов об окончании техникума он не подозревал, что у человека может быть так тяжело на душе. Его поздравляли, ему аплодировали, жали руку, желали славного трудового будущего, а он едва удерживал крик в горле: «Остановитесь! Вы ошиблись во мне! Я всех обманул!..»
Да, он всерьёз считал себя обманщиком, чуть ли не предателем. Его столько лет учили, кормили, одевали, обеспечивали тёплым жильём и карманными деньгами, столько сил, терпения, душевной заботы потратили учителя и цеховые мастера, чтобы сделать из него квалифицированного литейщика, и всё впустую!»
(совестливый)

- Когда Гагарин готовился стать космонавтом, какие испытание он переносил?

Ответы детей: испытание в сурдокамере – какое время человек может находиться в одиночестве, ведь в космическом корабле ему долгое время придется находиться одному.

- О чем Гагарин думал, находясь в сурдокамере, как об этом вспоминал Королев, зачитайте отрывок из главы «В сурдокамере»: (Аня)

«А вот испытуемый, чьи показатели оказались самыми высокими, ответил с открытой мальчишеской улыбкой:
— О чём я думал? О будущем, товарищ Главный!
Королёв посмотрел в яркие, блестящие глаза, даже на самом дне не замутнённые отстоем пережитого страшного одиночества.
— Чёрт возьми, товарищ Гагарин, вашему будущему можно только позавидовать!

«Да и моему тоже», — подумал Главный конструктор, вдруг уверившийся, что первым полетит этот ладный, радостный человек…»

- Какие качества проявляются в описанных ситуациях? (выносливый, улыбчивый, думает о будущем)

- Еще об одном важном для космонавта качестве пишет Нагибин в главе «О чем думал герой»(Слава):

В тот раз в одиночке сурдокамеры держали не так уж долго, но он чувствовал себя на редкость плохо: болела и кружилась голова, мутило, тело казалось чужим, а ноги ватными. Может, что-то там испортилось, нарушилась подача воздуха?.. Но Королёв спрашивает испытуемых о самочувствии, и все как один молодцевато отвечают: «Отлично!» — «К выполнению задания готовы?» — «Так точно!» Неужели одному ему так не повезло? «Как самочувствие, товарищ Гагарин?» — «Отличное… — Нет, он не может врать Королёву и без запинки добавляет: — Хотя и не очень». — «К выполнению задания готовы?» — «Сделаю, что могу, но лучше бы в другой раз». И в результате — высшая оценка. То было, оказывается, испытание на честность. Им специально создали тяжёлые условия в камерах. Но ведь нельзя считать, что ты сдал испытания на честность раз и навсегда. Всю жизнь человек сдаёт эти испытания и в большом и в малом, и он обязан сказать правду этим затаившим дыхание ребятам, будущим лётчикам. (честный))

7. Промежуточная рефлексия

- Итак, мы видим, что Юрий Гагарин был простым мальчишкой, который жил в глухой деревне, учился в деревенской школе, а стал космонавтом, стал героем нашей страны. Давайте ещё раз назовём те качества, которые помогли ему стать героем

защищает слабых стойкий

 

 

смелый, мужественный ГЕРОЙ исполнительный

 

 

совестливый выносливый

честный

 

- Помогли ли эти качества характера Гагарину совершить подвиг и стать героем?

- Обратимся еще раз к значению слова «герой». Почему Ю. А. Гагарина можно назвать героем?

Герой - тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.

- Определите тему данной книги Нагибина. (Жизнь и подвиг первого космонавта Ю. А. Гагарина)

- Какая основная мысль, что хотел передать автор? (Какие качества помогли простому парню стать героем)

 

Чтение стихотворения о Ю. Гагарине наизусть подготовленным учеником

Товарищ наш

Борис Дубровин

Пусть дышится Гагарину легко,
Пусть мчится сквозь закаты и рассветы...
Никто и никогда так далеко
Не отрывался от родной планеты.
Он мужеством Отчизны наделён,
Он бросил неизведанному вызов.
Никто и никогда ещё, как он,
Вдруг всей Земле не становился близок.
Товарищ наш вернулся полный сил!
Он - высший взлёт штурмующего века -
Сердца народов он объединил
Великой гордостью за человека!

9. Работа в парах

- Обсудите в парах план вашего сочинения на тему «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина), вспомнит, о чем мы говорили на уроке. План должен состоять из трех частей:

1) Вступление

2) Основная часть

3) Заключение

10. Афиширование. Представление плана

1) Кто такой герой?

2) Какие качества проявил Гагарин в детстве и юности?

3) Подвиг Гагарина

11. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина), пользуясь планом, раздаточным материалом и текстом книги Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине»

12. Итоговая рефлексия

- Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их подвиги. И одним из таких является первый советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, который открыл всему человечеству путь в Космос.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какая книга вам в этом помогла?

- В чем заключается подвиг Гагарина?

- Каждый ли человек может совершить подвиг?

 

 

 

 

Ресурсы Интернета

Биография Ю. Нагибина vsekratko.ruБиографииnagibin

Детство Ю. Гагарина cosmosravelin.narod.rur-space/G.html

Значение слова герой tolkslovar.ruГерой

Ю. Гагарин Рассказ о великом человеке mgalaxy.ucoz.runewsvelikom_cheloveke/2012-04-12…

Ю. Нагибин «Рассказы о Ю. Гагарине» livelib.rubook/1000530661

 

 

 

Материал к написанию сочинения на тему «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина)

 

Герой – это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.

Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Общее время полета составило 108 минут. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.

 

Материал к написанию сочинения на тему «Как становятся героями» (по «Рассказам о Гагарине» Ю. Нагибина)

 

Герой – это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.

Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Общее время полета составило 108 минут. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации