Урок здоровья «Школьные олимпийские игры»
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Урок здоровья
Тема: «Школьные олимпийские игры»
Подготовила и провела: Учитель физической культуры
Маркина Светлана Викторовна
П. Преображенский
Цели урока:
1.Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, развитие ответственной личной позиции за своё здоровье и свою жизнь.
2.Пропаганда здорового образа жизни.
3.Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.
4.Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
Тип урока: закрепляющий
Метод проведения: сюжетно-ролевой урок.
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения: 45 мин
Количество учащихся: 14 человек
Уровень подготовленности: средний.
Урок приготовлен в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И.Лях, А.А. Зданевич.
Москва. «Просвещение» 2010.г.
Для подготовки урока использованы материалы из энциклопедии и научно методического журнала «Физическая культура в школе» №3 2005 г.
Физиология человека. Н.А. Фомин. Инструментальная музыка. Релаксационная музыка.
Инвентарь: мячи, маты, обручи, канат, конусы, поворотные стойки. Магнитофон, диск с музыкой для выполнения разминки и релаксации. Костюмы для действующих лиц.
Действующие лица:
Айболит
Баба-Яга Леший
Фея
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Звенит, заливается школьный звонок.
Зовёт он нас с вами на интересный урок
Нас ждёт не немецкий и не английский.
Нас ждёт необычный урок - олимпийский.
Сегодня у нас проходит спортивный праздник под названием «Школьные олимпийские игры». Знаете ли вы, что такое Олимпийские игры? Один раз в четыре года спортсмены всего мира приезжают на Олимпиаду для того, чтобы посоревноваться: кто самый сильный, кто самый быстрый, самый ловкий.
Ведущий:
С Древней Греции, с Эллады,
Взял пример и новый век,
Возродил Олимпиады
Современный человек.
Хорошо всех стран посланцам
Собираться, спорт любя,
И никто здесь иностранцем
Не почувствует себя.
Учитель. Все знают, что идея проведения олимпийских игр очень древняя, насчитывает столетия.
В старину в античном мире, 25 веков назад
Города не жили в мире, шел войной на брата брат.
И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны,
Пусть в Олимпию прибудут
Кто отважен и силен
Для сражений мирных будет
Полем боя стадион.
Вед. Вы олимпийцы, прибыли на Олимпийские игры из различных государств. Объявлено священное перемирие.
Лучший праздник – Олимпийский
Праздник мира и добра
Мы на нем все олимпийцы,
Начинать его пора
А теперь настало время для самой торжественной церемонии олимпийских игр - внесение олимпийского флага. Я приглашаю лучших спортсменов внести олимпийский флаг. Впервые олимпийский флаг был поднят почти 90 лет назад, а 5 сплетенных колец на флаге обозначают дружбу народов 5 материков Земли. (Капитанам передается олимпийский флаг, который они проносят вокруг всего зала и, укрепив на флагштоке, поднимают вверх)
Ведущий Сегодня здесь, в спортивном зале
Мы спорт, уменье совместим.
Мы этот славный праздник с Вами
Прекрасным играм посвятим.
Мы видим здесь приветливые лица.
Спортивный дух мы чувствуем вокруг.
У каждого здесь сердце олимпийца.
Здесь каждый спорту и искусству друг.
Тот победит в соревнованье
Кто меток, ловок и силен.
Покажет все свое уменье
Кто духом, телом закален.
Следующей обязательной традицией церемонии открытия Олимпийских игр является - внесение олимпийского огня.
(Вбегает ребенок и передает факел первому участнику, который передает его следующему. Огонь передается по кругу и последним участником ставится в под ставку под факел.)
Над высокими домами,
Выше ночи, выше дня,
Расправляет крылья пламя
Олимпийского огня!
Священный огонь Олимпийский
Гори над планетой века!
Торжественный вынос знамени и факела.
Честь нести факел всегда предоставляется лучшим спортсменам нашей школы.
Итак, наши школьные Олимпийские игры объявляются открытыми!
(Входит доктор Айболит.)
Айболит.
Здравствуйте, дети. Я слышал, что у вас проходят школьные Олимпийские Игры. А здоровы ли вы? Можно ли вас допускать к соревнованиям? Не болеете ли ангиной?
Дети.
Нет!
Айболит.
Холериной?
Дети.
Нет!
Айболит.
Малярией и бронхитом?
Дети.
Нет!
(Айболит ходит и рассматривает детей.)
Учитель:
Доктор, наши дети действительно здоровы. Сейчас они сами вам об этом расскажут.
1-й ребенок.
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам,
Чтобы реже обращаться
За советом к докторам.
Айболит.
Все красивые, веселые. Нет болезней никаких. Я очень доволен вами, ребята. Все вы можете участвовать в школьных Олимпийских Играх.
(Айболит прощается и уходит.)
Учитель. Ну прежде чем начать нужно сделать разминку
-Разновидности ходьбы
-на носках руки вверх
-на пятках руки на пояс
- на внешней стороне стопы
-на внутренней стороне стопы
Разновидности бега
-обычным
-с высоким подниманием ног
-с захлестыванием ног назад
-приставными шагами правым боком
- левым боком
-спиной вперед
-с ускорением
-упр. на восстановление дыхания
ОРУ в движении
УПР.№1
И.п. правая вверху.
На каждый счёт смена положений рук.
УПР.№2
и.п.- руки перед грудью.
1-2- отведение согнутых рук назад;
3-4 отведение прямых рук назад;
УПР.№3
и.п.- руки к плечам.
1-4- четыре круговых движения вперёд;
5-8- тоже назад.
УПР.№4
и.п.- руки согнуты в локтях.
1-3—поворот влево
2-4 поворот вправо
УПР.№6
и.п.- руки перед грудью вытянуты вперед.
1- 2 правая нога касается левой руки.
3-4 левая нога касается правой руки
УПР.№7
На каждый шаг наклон к
впереди стоящей ноге.
УПР.№8
Прыжки на двух ногах
Прыжки на одной ноге
УПР.№8
1-4- руки через стороны вверх-
вдох;
5-8- руки через стороны вниз-
выдох.
(Входит леший )
Леший.
- А я, Леший, к вам пришел,
Заманить я вас зашел,
Я вниманье отвлеку
И игру вам предложу.
Ну- ка, дети, вы на месте,
Поднимите руки вместе,
А теперь все дружно сели
И немножко пошумели.
Молодцы ребята, встали
И тихонько покричали,
Ножками потопали ,
Ручками похлопали.
( в это время Баба-яга похищает факел)
Баба-яга.
-ха-хаа-ха праздника не будет, пока Леший вас отвлекал, я украла ваш олимпийский огонь!!
Ведущая
- Ребята, без олимпийского огня мы не сможем продолжить наши соревнования! Леший, Баба-яга, почему вы такие злые? Зачем мешаете нам веселиться?
Баба-яга
- Да зачем вам это все надо?
Ведущая
- Наши ребята собрались здесь не просто так. Они очень любят спорт, праздник и веселье. А еще наши дети все очень крепкие и здоровые.
Баба-яга
- Здоровые? Нет, этого мы не понимаем. У нас-то все болит, все и ломит и трещит. (показывает на себе)
Ведущая.
Конечно, будете болеть. вы же с Лешим только тем и занимаетесь, что пакости детям делаете. А про спорт забыли.
Леший Нам обидно! Мы тоже хотим заниматься спортом и веселиться, а вы не позвали нас на праздник! Мы вернем вам олимпийский огонь, если вы научите нас бегать, прыгать и быть здоровыми.
Баба-яга Простите нас ,пожалуйста, возьмите нас к себе в спортсмены?
Ведущая: Дети, простим Бабу-Ягу и Лешего? Оставим их на нашей Олимпиаде? Научим их следить за своим здоровьем.
Дети предлагают потанцевать под музыку
Мы праздник мира, дружбы открываем.
Спортивный праздник закипит сейчас!
Мы спортом дух и тело развиваем,
Он наполнит силой каждого из вас!
Учитель Ну что ж, ребята, пора начинать. Для начала я предлагаю участникам распределиться по командам. (Дети разбиваются на команды. )
Ведущий: Перед началом нашей “Веселой эстафеты” я хочу также обратить внимание на наши правила.
(Правила записаны на плакате.
Учитель зачитывают их)
Играем не ради корысти, а ради удовольствия своего, и других.
Играем честно! Обидно, когда проигрываешь, но все равно, не мухлюй, не злись.
Будь стойким. Не унывай при неудачах и не злорадствуй.
Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
Не упрекай партнера за промахи, но постарайся поправить беду своими успехами.
Сохраняй спокойствие независимо от исхода игры.
Ведущий: Ну вот, все формальности закончены, можно начинать. Итак, участники, к конкурсу приготовиться. Конкурс начать! За каждое правильно и быстро выполненное задание команда будет получать вот такой флажок.
Ведущий объявляет задание участникам. перед каждым заданием необходимо обратить внимание на то, что оцениваться будет не только быстрота выполнения, но и качество)
Задание 1: “Донеси арбузы”
Добежать до стойки с двумя мячами, обежать ее, вернуться назад.
Задание 2: Ведение баскетбольного вокруг стоек.
Задание 3: “Пронеси, не урони” теннисные шары в ложках;
Задание 4.Мяч между ног.
Ведущий.
В наш видавший виды век
Живёт на свете человек.
Ходит он, как носорог,
И не видит своих ног.
У него такая полнота...
А размеры живота...
Мы хотим советы дать,
О физкультуре рассказать.
Если грустен и не весел,
И печально нос повесил
Вечерком пробегись,
Утром сделай зарядку
— Будет здоровье в порядке!
Неумел и не плечист?
В мяч играть научись.
Будешь бодр и здоров,
К жизни и труду готов!
Не нравится фигура?
Займись физкультурой.
Ты пораньше вставай, трико надевай,
Бегай, прыгай, шагай,
Каждое движенье не раз повторяй!
Будет трудно, будет ад,
Зато будет результат!
Будет сила и здоровье,
А это — жизненная основа.
Баба-Яга: « Ой, у меня спина болит»
Ведущий
Обрати внимания на себя? Как ты сидишь, как ты ходишь? Спина округлена, живот выпучен, голова опущена. Все это приведет к тому, что со временем ты привыкаете к такому положению тела. И это неправильное положение повлечет за собой болезни позвоночника, болезни внутренних органов. При плохой осанке происходит излишнее напряжение позвоночника, из-за чего возникает боль, и это, в конечном счете, приведет к согнутой, сутулой спине и многим болезням внутренних органов.
«Правильная осанка – путь к здоровой и счастливой жизни!».
Всем известно: физкультура,
Укрепляет тело, дух,
Формирует вам фигуру –
Говорю я это вслух.
Выше прыгай со скакалкой!
Смело прыгни чрез коня!
Упражнения и с палкой
Полюби ты для себя!
И тогда твоя осанка
Очарует просто всех!
Ежедневно занимайся,
И к тебе придет успех.
Правильная осанка является ключом к здоровой спине. Хорошая осанка позволяет позвоночнику удерживать вертикальное положение и наиболее эффективно нести вес тела.
Чтобы этого не было, ребята вас научат сохранить свою осанку.
Во- первых, надо следить постоянно за своим положение тела.
Во-вторых, необходимо укреплять свой мышечный аппарат, для этого надо делать хотя бы 2 раза в неделю физические упражнения, которые не требуют от нас большой физической нагрузки.
Перед тем как начать выполнять упражнения, давайте сначала проведем тест и определим правильная ли у нас осанка.
Чтобы почувствовать, что значит стоять «прямо», прислонитесь к стене спиной, пятью точками опоры: затылок, плечи, ягодицы, икры и пятки, чуть-чуть расставив ноги и свободно опустив руки. Затем постарайтесь приблизиться к стене так, чтобы расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните немного шею и расправьте плечи. А теперь отойдите от стены и постарайтесь, как можно дольше удерживать тело в этом состоянии.
Трудно? Если вы привыкли сутулиться, а так делают большинство людей, нормальная осанка покажется вам неудобной, ведь мускулы и связки становятся слишком слабыми и слишком напряженными оттого, что их заставляют держать тело в «неправильном» положении.
Если Вы нашли какие-то изъяны в своей осанке, не огорчайтесь - все можно исправить. Для этого предлагаю упражнения, которые позволят Вам «поставить» правильную осанку.
Итак, начинаем исправлять, улучшать свою осанку.
Сегодня нам понадобятся гимнастическая палка, книга, стена и ленточки.
Сейчас мы с вами выполним упражнения в положении стоя.
1. И. п. - о. с. Правая рука вверх с ленточкой , левая вниз. Согнуть руки в локтях и передавать ленточку из правой руки в левую.
2. И.п.- о.с. 1- плечи вверх, 2- и.п.
3. И. п.- о.с. 1- левое плечо вверх, 2- правое, 3- левое вниз, 4 правое.
Следующие упражнения с книгой на голове.
1. И. п. - о. с. руки на пояс. 1- встать на носки, 2- и.п.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- встать на носочки, 2- и.п. 3- полуприсед, 4 - и.п.
3. И.п. – о.с. 1- поднять левую ногу вперед, 2- и.п. 3- правую, 4 –и.п.
Упражнения у стены.
Не отрывая затылка и спины от стены, держа спину прямо, приседания.
Полуприсед, спина касается стены, руки опущены вниз, удерживать положение тела. 10 сек.
Я хочу, чтобы вы говорили о себе так.
У меня спина прямая,
Я наклонов не боюсь:
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь.
Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
Я могу и поклониться.
И присесть, и наклониться,
Повернусь туда - сюда!
Ох, прямёшенька спина!
Хорошо быть молодым,
Быть весёлым, озорным.
За мечтою вслед умчаться...
Физкультурой увлекаться!
Можно бегать, прыгать вскачь
И играть в любимый мяч.
С рюкзаком ходить по свету.
Новую открыть планету!
Молодостью дорожить,
Всё вокруг себя любить.
Ведущая.
Ну что же. Сейчас посмотрим, какие вы спортивные и умеете ли сажать морковку?! (Баба-Яга , Леший встают к командам.)
3) эстафета «посадка картошки»
по сигналу руководителя игроки от стартовой линии бегут с мешочком в руках к лункам и кладут по одной морковке (кегле) в каждую лунку (обруч), затем игроки бегут обратно и передают мешочки следующему спортсмену, те, в свою очередь, бегут к лункам и собирают, возвращаются и передают ведерко следующему спортсмену.
Ведущая.
Да, Баба-Яга, Леший, слабы вы еще, ничего не скажешь… Ну что, поиграете с нашими ребятами еще?
Баба-Яга.
Конечно, мы только-только разыгрались.
4) Эстафета «змейка» (встречная)
команды делятся на 2 части. первый спортсмен бежит ко второму, тот цепляется за него сзади и они вместе бегут к третьему и т.д пока все игроки не будут собраны в змейку.
Ведущая.
Ребята, вы знаете, для того, чтобы быть Олимпийскими чемпионами, недостаточно силы и ловкости. Еще нужно хорошо учиться и стараться узнать как можно больше. Вот, например, какие виды спорта вы знаете?
(Дети отвечают, а Баба-Яга перебивает: “поедание бутербродов”, “лежание на диване”, “гляделки в телевизор”. Ведущий на все это спрашивает у детей, есть ли такой вид спорта, дети отвечают, что нет.)
Ведущая.
А какие мячи вы знаете для игр?
Дети.
Волейбольные. Баскетбольные. Футбольные...
Упражнения с мячами
Верхний прием мяча над головой
Нижний прием мяча
Леший
Да, дети, окончательно вы нас убедили в том, что вы достойны стать Олимпийскими чемпионами.
Бегать, прыгать, отжиматься
Не умел совсем, признаться…
Но спасибо физкультуре –
Изменился я в фигуре!
Игра «Полезные советы»
Если вы соглашаетесь, то говорите ДА, если нет НЕТ.
Заниматься физкультурой, делать зарядку.
Читать лежа.
Во время умственных занятий делать физ. минутки.
При чтении делать гимнастику для глаз.
Близко смотреть телевизор.
Читать при хорошем освещении.
Ежедневно закаливаться, умываться холодной водой.
Чередовать умственный и физический труд.
Читать в транспорте.
Много играть в компьютерные игры.
Играть в подвижные игры на свежем воздухе.
С утра до вечера смотреть телевизор.
Соблюдать правила доброжелательного общения.
Находиться в накуренном помещении.
Употреблять спиртные напитки.
Переедать или голодать.
Соблюдать режим дня.
(Появляется Леший с факелом)
Леший
А вот и я. Ребята, вы уж нас простите за то, что мы факел украли. Вы нас всему научили: и бегать, и прыгать, и даже канат тянуть!
Баба-яга Мы теперь стали добрые и всегда будем заниматься спортом, чтобы быть здоровыми и красивыми.
Ведущий: Ребята! Спасибо за ваши интересные мысли, высказывания. По-моему к нам в гости пришла фея.
Фея: Здравствуйте, ребята! Я пролетала над школой, слышала ваши выступления о необходимости беречь здоровье. Вы все говорили правильно и убедительно. Но особенно мне понравилась фраза о том, что начинать утро с зарядки- значит встать пораньше с постели и успеть за день сделать много хороших и добрых дел. Чтобы шагать в ногу со временем, совершенствуясь духовно и физически, предлагаю вам разучить гимнастический комплекс человека, живущего в 21 веке.
Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспоминаем:
Я- человек!( Фея говорит громко и торжественно)
Всегда готов встать рядом или впереди (Все повторяют слова и движения за Феей)
Протянуть руку помощи.
Легко нагнуться к малому или слабому.
Подставить плечи под груз тревог и забот.
Обернуться к отставшим.
Дотянуться до мечты.
Перепрыгнуть через усталость и боль.
Пронести через всю жизнь дружбу и любовь.
Бороться с собственной тенью.
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся
И повторить весь комплекс опять и сначала до победы.
Молодцы, ребята! За ваше старание я готова исполнить самые сокровенные желания, связанные с укреплением здоровья.
Фея по очереди подходит к ученикам и гостям и, слегка коснувшись волшебной палочкой, произносит: «Желание исполнится», «Твоя мечта сбудется», «Да будет так!»
Фея: Ваши желания, ребята, непременно исполнятся, но при одном условии:
Вы всегда будете говорить: «Нет!» вредным привычкам, а дружить с физкультурой и спортом.
А сейчас пришло время проститься с вами. Счастья вам и здоровья! Помните, что быть здоровым – это значит жить в радости! (Фея прощается с ребятами и уходит)
Ведущая :
Желаю мечтать, удивляться,
Шутить и задорно смеяться.
Быть смелым, пытливым и стойким,
Настырным, отважным и бойким.
Желаю вам успеха
И заливистого смеха,
И здоровья, и улыбок.
Урок наш весёлый удался на славу
Я думаю, всем он пришёлся по нраву
Прощайте, прощайте, все счастливы будьте,
Здоровы, послушны и спорт не забудьте:
Ну что- же, ребята, итоги подведены, мы с вами потрудились на славу, вы все настоящие спортсмены, справились со всеми трудностями, и даже Лешего с Бабой- Ягой приобщили к спорту ( посмотрите, как они убегались), а самое главное, мы спасли Олимпийский огонь, и теперь я могу с гордостью сказать что: «наши школьные Олимпийские игры объявляются закрытыми»!!!!!!
аплодисменты!!!!!!!!
Приложение
Правила здорового образа жизни:
Соблюдайте режим дня!
Занимайтесь физкультурой, делайте зарядку!
Во время умственных занятий делайте физ. минутки!
При чтении делайте гимнастику для глаз!
Соблюдайте режим труда и отдыха!
Каждый день бывайте на свежем воздухе!
Ежедневно закаливайтесь, умывайтесь холодной водой!
Следите за тем, чтобы ваш организм не переутомлялся!
Не переедайте и не голодайте!
10. Соблюдайте правила доброжелательного общения!
11. Избегайте стрессов!
12. Не пробуйте курить!
13. Избегайте накуренных помещений!
14. Не употребляйте спиртные напитки!
15. Берегитесь наркотиков!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Баранов С.П. и др. Педагогика. М. Просвещение, 1987.
Бойкова В.Н. Танцы и танцевальные упражнения //Физическая культура в школе, №11, 1980.
Былеева Л.В. Подвижные игры на уроках //Физическая культура в школе, №8, 1985.
Власов В.В. Игре все возрасты покорны //Физическая культура в школе, №6, 1994.
Гордиенко В.Г., Бобкин А.И., Нестандартное оборудование: проблемы, выбор, использование
/Физическая культура в школе, №12, 1983.
Коджаспаров Ю.Г. Игровая рационализация уроков//Физическая культура в школе, №5, 1998.
7. Лекарев В.С. ,Используя народные игры //Физическая культура в школе, №1, 1987.
9. Теленкова Г.Н. Урок-праздник //Физическая культура в школе, №5, 1995.
10. Теория и методика физического воспитания Под ред. Харабуги Р.Д., М., «Ф. и С.», 1974.
11. Теория и методика физического воспитанияПод ред. Б.М. Шияна., М., «Просвещение, 1988.